Как создать самоуправление многоквартирного дома

Как создать самоуправление многоквартирного дома

Традиционная с начала 2000 годов форма управления частными компаниями в многоквартирных домах зачастую малоэффективна. Особенно это остро ощущается в старых, нуждающихся в капитальном ремонте зданиях. Собственники жилья все чаще приходят к закономерному решению сменить способ управления своим многоквартирным домом, чтобы не зависеть от деятельности нерадивых управляющих организаций. Измученные бездействием, а порой безалаберным отношением к своим обязанностям, этих компаний, которые курируют этот дом, они вынуждены это сделать.

Способы управления в многоквартирных домах

В жилищном законодательстве предусмотрено три формы управления:

  1. Частные управляющие компании.
  2. ТСЖ или ЖСК.
  3. Непосредственное управление.

Каждый из способов имеет свои особенности как положительные, так и отрицательные. Перед внедрением одного из перечисленных видов хозяйственной деятельности, требуется тщательное изучение и согласование со всеми собственниками квартир.

На данный момент нас интересует «непосредственное управление домом». Рассмотрим детально этот метод.

Специфика непосредственного способа управления

Непосредственное управление применимо исключительно в домах, где количество квартир не превышает 16.

  1. Решение о смене способа управления принимается на общем собрании жильцов, а затем вносится в протокол.
  2. Создается инициативная группа или полномочия делегируются лицу, действующему в интересах дома. Для этого оформляется доверенность на это лицо.
  3. В адрес управляющей компании направляется заявление на прекращение ее полномочий в отношении данного дома и прикладывается копия протокола решения общего собрания жильцов. Управляющая компания обязана передать инициативной группе или уполномоченному лицу технический паспорт и всю документацию, касающуюся многоквартирного дома.
  4. Далее направляется заявление на обслуживание в ресурсоснабжающие компании с приложением копий протоколов решения собрания жильцов, и документацией на дом.
  5. Полученный проект договора каждый собственник подписывает лично.

Как создать самоуправление многоквартирного дома

Положительные стороны

  • Прозрачность платежей за коммунальные услуги. Ежемесячно каждый собственник самостоятельно перечисляет на счета ресурсоснабжающих организаций денежные средства. Объем услуг и потребление ресурсов контролируется уже самим жильцом квартиры.
  • Предоставление услуг в индивидуальном порядке. Предполагается, что собственник самостоятельно принимает решение, какими коммунальными услугами он будет пользовать и соответственно платит только за них.
  • Экономия на содержании обслуживающих компаний. Отпадает необходимость оплачивать функции управляющих компаний или взносы ТСЖ. Лицо, которое уполномочили на деятельность, связанную с управлением дома действует на безвозмездной основе.
  • Внесение взносов на капитальный ремонт только при необходимости. Потребность в ремонтных работах определяется на общих собраниях. Расчеты с подрядчиками осуществляются только по тем видам работ, которые действительно требуются в конкретном случае.
  • Внесение платежей на усмотрение собственника. Собственник сам определяет, какие общедомовые нужды он готов оплатить. Никто обязать его не имеет право.
  • Сроки устранения аварийных ситуаций и текущих ремонтов зависят от решения собственников. Затягивание или отказы проведения необходимых ремонтных работ по причине отсутствия средств на счету дома как это могло быть в случае с управляющими компаниями теперь невозможны.

Как создать самоуправление многоквартирного дома

Отрицательные стороны

  • Трудность в назначении уполномоченного. Проблематично найти добровольца для выполнения функций, которые обычно берет на себя управляющая компания. Не каждый готов тратить свое личное время для решения задач и проблем дома без уплаты жалованья.
  • Поиск подрядных организаций. Уполномоченному жильцами лицу приходится самостоятельно подбирать подрядные организации, для выполнения ремонтных работ.
  • Невозможность участвовать в федеральных и муниципальных жилищных программах. Переход на непосредственную хозяйственную деятельность лишает возможности участвовать в государственных программах. То есть придется своими силами и за счет собранных с жильцов средств облагораживать придомовую территорию, устанавливать детские площадки, мусорки и лавочки.
  • Ресурсоснабжающие организации несут ответственность за поставку ресурсов только до определенной границы, которой считается либо стена дома, либо общедомовой прибор учета. За техническую неисправность общедомового имущества при подаче тепла, воды, электричества отвечают жильцы. Поэтому для его нормального функционирования, собственники обязаны заключить с обслуживающей организацией договор содержания и ремонта этого имущества.
  • Судебные разбирательства. В случае возникновения спорных ситуаций с подрядчиками, снабженческими компаниями все судебные разбирательства ложатся на плечи собственников в лице уполномоченного представителя.
  • Распределение долгов между жильцами. Оплата за пользование ресурсами рассчитывается, исходя из показаний общедомового счетчика, и распределяется между собственниками квартир. Добросовестным плательщикам приходится оплачивать долги неплательщиков. В судебном порядке добросовестные жильцы могут взыскать сумму задолженности, а ресурсоснабжающие организации прекратят обслуживать квартиры таких должников.

Вывод

Можно резюмировать, что наряду с положительными моментами непосредственного управления существует масса отрицательных сторон.

Собственники должны основательно подойти к своему решению, ведь получая определенную независимость от частных компаний, они столкнутся с задачами, которые могут быть не под силу неосведомленному человеку. А ввиду занятости современных людей, трудно будет найти добровольца, который возложит на себя ряд функций связанных с обслуживанием дома.

Источник: https://plusiminusi.ru/samoupravlenie-mnogokvartirnym-domom-nyuansy-plyusy-i-minusy/

Тсж и совет мкд: управление или самоуправление — материал

Жилая недвижимостьТенденции рынка недвижимости09/02/2012Как создать самоуправление многоквартирного дома

Существует несколько способов управления многоквартирными домами, но до сих пор граждане не стремятся проявлять инициативу в вопросе выбора одного из них. Быть может проблема в недостатке информирования населения, а возможно, предложенные способы управления полностью не удовлетворяют потребностей собственников жилья. Однако если до июля 2012 года люди сами не озаботятся этим вопросом, то в течение 3 последующих месяцев за них это сделают местные власти, созвав общее собрание собственников. Так что когда это случится, важно понимать в чем суть вопроса, чем отличаются одни способы управления от других и какому из них вы готовы отдать предпочтение?

Читайте также:  Должна ли быть лицензия у тсж

ТСЖ — товарищество или самоуправство?

Прежде всего, нужно знать, что ТСЖ (товарищество собственников жилья) — это юридическое лицо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, имеет больше возможностей, но при этом — больше ответственности. И, естественно, больший простор для всякого рода махинаций.

Структура товарищества выглядит следующим образом: общее собрание членов (все собственники жилья) избирает правление, председателя и ревизионную комиссию, которая контролирует деятельность двух предыдущих. Общее собрание собственников считается высшим органом управления, где каждый из жильцов имеет право голоса.

Правление — всего лишь исполнительный орган, а председатель правления — лицо, представляющее интересы всех жильцов.

ТСЖ обязано обеспечивать надлежащее содержание и ремонт общего имущества, а также имеет право самостоятельно осуществлять работы по содержанию и ремонту или заключать договоры с физическими и юридическими лицами на управление, содержание, ремонт имущества и предоставление коммунальных услуг, учитывая интересы большинства жителей.

Очевидное преимущество этой формы управление перед сторонней управляющей компанией — это тот факт, что правление, принимающее основные решения, избирается из числа самих собственников жилья и потому имеет свои личные интересы в вопросах управления домом. Однако есть в этом и свои недостатки.

Отметим, что ТСЖ, по сути, является посредником между управляющими компаниями и собственниками жилья, а посредники, как известно, не работают бесплатно.

И вопреки всем обещаниям чиновников, как минимум людям придется платить заработную плату бухгалтеру и администратору, который будет выдавать им в течение дня все необходимые справки и документы для совершения различных сделок, в частности, для получения кредитов и предоставления бумаг в различные госструктуры: от судебных органов до налоговой инспекции. Поэтому эта форма управления будет достаточно затратной для всех жильцов многоквартирного дома. Кроме того, у посредников появляется масса возможностей для махинаций, в частности, зачастую они заключают договор с поставщиками коммунальных услуг от имени жильцов по более низким тарифам, а собственникам «продают» те же услуги по более высоким тарифам. Причем зачастую достаточно повысить тариф на сущие копейки, чтобы получить с многоквартирного дома немалую прибыль.«Кроме того, не в каждом ТСЖ налажена работа, — поясняет Вадим Ламин, управляющий партнер агентства недвижимости SPENCER. — Особенно странно выглядят астрономические платежи за коммунальные и другие услуги в некоторых домах бизнес-класса центра Москвы, где жильцам буквально навязывают «избранных» провайдеров телекоммуникационных услуг, а уровень уборки весьма небольшой территории зачастую оставляет желать лучшего, хотя за такие деньги другие компании буквально вылизывали бы вверенные им участки. Беда здесь, как ни странно, в том, что у основной части проживающих высокие доходы, и, соответственно, им безразличны такие мелочи. Им проще заплатить, чем добиваться справедливости. Лучшей почвы для коррупции не придумаешь».

Руководитель юридического департамента компании «НДВ-Недвижимость» Валерия Симонова высказала свое мнение, согласно которому ТСЖ присущи недостатки, которые имеются у любой добровольной организации граждан.

«Подавляющее большинство в нашей стране не готово занимать активную позицию в части заботы о многоквартирном доме, в котором проживают, его дворовых площадках и прочих нуждах, — пояснила эксперт.

— Позиция любого русского человека сводится к тому, чтобы скинуть с себя любое бремя, перевесив его на чьи-то более сознательные плечи, «авось кто-нибудь более активный, чем я, займется этим». Русский человек не готов к таким формам управления отчасти психологически, отчасти ввиду отсутствия времени.

Гораздо проще возложить все на обычные для нас ДЭЗы и ЖЭКи, оплачивать приходящие в почтовый ящик квитанции и сетовать на плохую жизнь». А меж тем любое добровольное объединение граждан требует активной жизненной позиции ее членов, а также сильного лидера.

Совет МКД — оптимальный выход или шило на мыло?

В прошлом году для защиты интересов граждан был узаконен новый институт управления жилым объектом, альтернативный традиционным УК и ТСЖ, — Совет многоквартирного дома (МКД).

По словам Александра Зиминского, директора департамента продаж элитной недвижимости компании Penny Lane Realty, эта добровольная общественная структура очень похожа на домовые комитеты времен СССР, однако, ее полномочия существенно шире.

Согласно законодательству, отмечает эксперт, совет МКД обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников, выносит на обсуждение предложения о порядке использования, содержания и ремонта общего имущества, представляет собственникам предложения по вопросам планирования и организации управления домом, представляет собственникам для рассмотрения на собрании свое заключение по условиям проектов договоров с коммунальным службами. Кроме того, Совет осуществляет контроль за качеством оказываемых услуг, выполнением работ по управлению домом, содержанию и ремонту общего имущества и представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе. Эта та часть функций, которую осуществляет товарищество, однако, в этом случае нет возможностей для махинаций. Кроме того, совет — это не юридическое лицо, он состоит из наиболее активных жильцов многоквартирных домов, не заключает договоров и не имеет своих счетов. Как сообщают эксперты компании «Миэль», совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников и подлежит переизбранию каждые 2 года, если иной срок не установлен решением общего собрания. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет МКД может быть переизбран досрочно.

Читайте также:  Субсидия на коммунальные услуги кому положена оренбург

Но так как эта форма управления создается на общественных началах, а подавляющее большинство граждан являются пассивными потребителями коммунальных благ или же просто не имеют достаточного количества времени, чтобы заниматься еще и вопросами обустройства всего жилого дома, то основной недостаток совета — это слишком небольшая отдача.

«На практике, для обычных жителей ТСЖ, как правило, несколько более затратно, зато и отдача от него чаще всего больше, — пояснил Вадим Ламин.

— Если в доме проживает определенное количество инициативных, грамотных в правовом отношении, а главное, имеющих время и желание работать на пользу своего дома жильцов, то здесь и совет МКД вполне справится с ситуацией».

В качестве примера эксперт привел один из домов по Кутузовскому проспекту, жители которого — ветераны труда и пенсионеры взяли на себя контроль за состоянием дома и добились приведения в порядок подъездов, освобождения общих помещений от непонятных личностей, разумных платежей по коммунальным услугам.

«Я бы вообще этот непростой участок работы отдал бы ветеранам и пенсионерам, — высказал свое мнение В. Ламин. — Здесь требуется, в основном, жесткий контроль и принципиальность, которая у старшего поколения значительно выше. У большинства из них еще есть здоровье, желание быть нужными, свободное время, а отсутствие каких-то знаний по современным технологиям с лихвой компенсируется жизненным опытом».

С точки зрения юридической, товарищество собственников жилья, конечно, выглядит более предпочтительной структурой управления, однако, в российских реалиях оно зачастую оборачивается против жильцов, грозя непомерными поборами. «Совет дома идеален как промежуточный этап, — пояснил Александр Зиминский. — А, как только механизмы работы будут отлажены и количество промахов сведено к минимуму, можно регистрировать ТСЖ».

Пожалуй, из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: хочешь сделать хорошо — сделай это сам.

Так что если количество сознательных граждан с активной позицией будет больше, то и отдача от совета МКД будет лучше.

В противном случае, властям придется найти управу на товарищества собственников жилья, узаконить прозрачный механизм работы этой структуры, дабы обезопасить своих граждан от недобросовестных предпринимателей.

Как создать самоуправление многоквартирного домаКак создать самоуправление многоквартирного дома

Источник: https://www.mesto.ru/article/tszh-i-sovet-mkd-upravlenie-ili-samoupravlenie.html

Как организовать самоуправление в жилых домах?

Как создать самоуправление многоквартирного домаСпециалистам Новосибирского департамента энергетики жилищного и коммунального хозяйства удалось построить эффективную схему работы с управляющими компаниями города. На сегодняшний день, ей нет аналогов во всем Сибирском Федеральном Округе.

Эксперты ЦНТИ «Прогресс» совместно со специалистами Новосибирского департамента энергетики жилищного и коммунального хозяйства разработали семинар «Управление многоквартирными домами. Практика работы управляющих компаний в жилищной сфере.

Организация самоуправления в жилых домах».

По оценкам экспертов ЦНТИ «Прогресс» семинар будет полезен руководителям и специалистам управляющих организаций, ТСЖ и компаний жилищно-коммунального комплекса, руководителям и специалистам департаментов ЖКХ муниципальных и региональных администраций.

Отзыв директора МП «Управление единого заказчика жилищно-коммунальных услуг» г. Кемерово: «Такие семинары очень важны для работников ЖКХ, так как во время их проведения люди обмениваются опытом, плюс ко всему ещё и получают советы профессиональных преподавателей. Спасибо!»

Особенности семинара:

  • Уникальная тема семинара, не имеющая аналогов
  • Уникальный состав лекторов
  • Разбор большого числа практических примеров
  • Обмен опытом с коллегами
  • Практические рекомендации лекторов

Занятия проводят специалисты Новосибирского департамента энергетики ЖКХ, специалисты-практики с большим опытом работы в Управляющих компаниях города.

Семинар в себя включает:

  • Практическое решение финансово-правовых и инженерно-технических вопросов
  • Анализ типичных ошибок
  • Рассмотрение способов построения рабочих отношений с местным департаментом энергетики ЖКХ

19–21 октября 2011 года в Учебный комплекс ЦНТИ «Прогресс» в Новосибирске.

Познакомьтесь с программой и подробнее. Запишитесь на семинар на нашем сайте или по телефону в Новосибирске (383) 209-07-78. Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара. http://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/16253.aspx

Информация о компании: Центр научно-технической информации «Прогресс» — лидер в области краткосрочного повышения квалификации с 1996 года:

  • Мы предлагаем образовательные программы по 50 профессиональным направлениям: более 170 семинаров в месяц и 2000 семинаров в год
  • Обучение в ЦНТИ «Прогресс» прошли более 120 000 руководителей и специалистов различных отраслей

Источник: https://Professionali.ru/Soobschestva/zhkx/kak_organizovat_samoupravlenie_v_zhilyx_domax/

Участие органов местного самоуправления в управлении многоквартирными домами

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 4 (13). С. 53-59. © С.Э. Маслей, 2007

УДК 351.778.56

УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

С.Э. МАСЛЕЙ

О реализации органами местного самоуправления полномочий собственника помещений в многоквартирном доме по управлению общим имуществом этого дома и органа, обеспечивающего создание условий для управления многоквартирными домами.

The article is devoted to realization by local government authorities of power of owner of premises in apartment house, power of administration of common property of this house and authority which provides arrangement of conditions for apartment houses.

Жилищный кодекс (далее — ЖК) РФ, определяя объект управления, устанавливает, что объектом управления является многоквартирный дом [1]. Таким образом, продекларирован пообъектный принцип управления, что существенно отличается от объекта управления по Жилищному кодексу РСФСР — жилищного фонда.

С момента введения в действие ЖК РФ становится неправомерной практика выбора способа управления одновременно в отношении нескольких многоквартирных домов (квартала, района в городе или всего города).

Это объясняется юридической определенностью обязанности собственников нести бремя содержания только своего имущества как индивидуально-определенного (квартира, нежилое помещение), так и общего имущества дома (ст. 210, 289 ГК РФ; ч. 3, ст.

30 ЖК РФ), а также индивидуальностью технических характеристик и состоянием дома, специфичностью потребностей собственников помещений [2].

Читайте также:  Кто будет директором жкх можги

Такой подход к управлению многоквартирными домами в юридической литературе в целом оценивается позитивно [3], однако рядом авторов высказываются достаточно резкие суждения на установленный ЖК РФ порядок образования объединения собственников помещений, порядок принятия собственниками решений, выбор органами местного самоуправления управляющей организации для «неопределивших-ся» собственников помещений, процедуру

заключения договоров управления многоквартирными домами [4].

Экономисты отмечают, что для успешного культивирования новых институтов требуется как минимум два элемента: длительное время и специальные усилия (администрирование новых правил, мониторинг процессов институциональных изменений, информационная поддержка инноваций, обучение новым навыкам) [5]. Вот эти «специальные усилия» и требуется осуществить органам местного самоуправления, участвующим в управлении многоквартирными домами. При этом полномочия органов местного самоуправления можно обозначить как полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению (и несению бремени содержания) муниципальными жилыми помещениями, полномочия организационные и полномочия контрольно-распорядительного характера. Анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления позволяет более детально рассмотреть все эти полномочия.

Органы местного самоуправления определяют состав общего имущества многоквартирного дома в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (совместно с другими собственниками помещений в многоквартирном доме) или в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

Эти обязанности установлены Правилами содержания общего имущества в много-

квартирном доме [6]. Этими же Правилами определен состав общего имущества, источник получения информации о составе этого имущества и требования к содержанию общего имущества. Органы местного самоуправления могут оказывать собственникам помещений необходимую помощь в определении состава общего имущества.

Помощь может заключаться в предоставлении сведений, имеющихся у органа местного самоуправления, в направлении запросов в Федеральную регистрационную службу с целью получения информации, содержащейся в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок определения состава общего имущества должен быть утвержден Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Следует отметить, что вопросы определения состава общего имущества многоквартирного дома, порядка получения информации об этом имуществе являются предметом пристального внимания юристов, исследующих проблемы, которые с неизбежностью возникнут на практике, например, при определении состава общего имущества многоквартирного дома (включая земельный участок под этим домом, который мог быть предоставлен застройщику по договору аренды) и, соответственно, при получении информации об этом составе в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при приобретении права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в порядке участия в долевом строительстве этого дома [7].

Органы местного самоуправления, реализуя полномочия собственника в отношении муниципального жилищного фонда, участвуют в выборе способа управления многоквартирным домом, собраниях собственников помещений в многоквартирном доме или разрабатывают порядок управления многоквартирным домом, все помещения которого находятся в муниципальной собственности и могут оказывать помощь (методическую, организационную, информационную) собственникам помещений в многоквартирном доме в выборе способа управления много-

квартирным домом и проведении собраний собственников помещений.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-upravlenii-mnogokvartirnymi-domami

Тсж и местное самоуправление

ТСЖ

МСУ МКД (местное самоуправление многоквартирного дома)

1

Опасность признания дома аварийным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 г.

Москва «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», согласно которому в комиссию по признанию дома аварийным и подлежащим сносу входят представители органа местного самоуправления, представители органов, уполномоченных для проведение государственного контроля и надзора; председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления, а собственники помещений привлекаются к работе комиссии с правом совещательного голоса.

Защищённость от необоснованного признания дома аварийным и подлежащим сносу, т. к. в случае создания собственного органа местного самоуправления в многоквартирном доме, его должностное лицо и будет председателем указанной комиссии, а в качестве членов будет ещё несколько представителей созданного органа местного самоуправления.

2

Уязвимость к проведению всевозможных проверок в многоквартирном доме (всего существует более 100 органов, имеющих право проводить проверки и начислять штрафы), поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией и поднадзорна всем этим проверяющим органам.

Местное самоуправление является властью на соответствующей территории; в границах своей компетенции (т. е. по вопросам местного значения, к которым относится и вопрос хозяйствования в доме) оно не подотчётна и не подконтрольна государственным и иным органам. Принимает свои решения самостоятельно и под свою ответственность.

3

Незащищённость собственников в вопросах использования придомовых территорий и внутридомовых площадей (в т.ч. опасность уплотнительных застроек, организации автостоянок на территории дома, использования подвалов и чердаков без согласия собственников и т. п.).

Все подобные действия, проводимые по инициативе государственных и иных органов должны согласовываться с органами МСУ, которыми в данном случае будут органы МСУ многоквартирного дома, действующие в интересах населения и способные не допустить подобного.

4

Уязвимость по отношению к налоговой инспекции (статус некоммерческой организации очень уязвимый); организационно правовая форма ТСЖ неудобна для хозяйствования, избежать нецелевого использования средств (являющегося уголовным преступлением) крайне трудно, что выявит любая проверка.

Органы МСУ имеют право на получение соответствующей доли местных налогов, а также финансирования по федеральным программам содействия МСУ (таковых существует несколько десятков, по ним выделяются миллиарды рублей).

5

Источник: http://rusnardom.ru/dokumentyi/tszh-i-mestnoe-samoupravlenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector