Кто является платежным агентом в жкх

Кто является платежным агентом в ЖКХ

Рябова К. Н.,практикующий бухгалтер

Многие управляющие компании при поставке энергоресурсов используют агентские схемы. Однако в последнее время это стало вызывать большие претензии со стороны налоговых органов.

Поэтому УК должна знать, как себя обезопасить при использовании посреднической модели, либо выбрать исполнительскую модель взаимоотношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

При этом действующим гражданским законодательством предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, водой и другими энергоресурсами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

  • ПЕРВОИСТОЧНИК
  •  По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока обязуется за плату предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и лицам, пользующимся помещениями в нем.
  •  Статья 162 ЖК РФ.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом абонент обязуется оплачивать принятую от энергоснабжающей организации энергию, количество которой определяется в соответствии с данными о ее фактическом потреблении. Пунктом 1 ст.

 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в пп. «б» п.

 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила № 354), посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил). При этом согласно п. 2 Правил № 354 коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя по подаче потребителям холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа, по отведению сточных бытовых вод с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА

 Суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет оказывающей данные услуги организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом суммы, причитающиеся к уплате поставщикам коммунальных услуг, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», признает в составе расходов.

 Письмо от 05.02.2010 № 03-11-06/2/15.

Также при анализе сложившейся ситуации следует учитывать положения жилищного законодательства РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Составной частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги является плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, а также наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 ст. 155 и ст. 171 ЖК РФ (ч.ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ).

Таким образом, отношения по обеспечению жильцов коммунальными услугами строятся по схеме:

Ресурсоснабжающая организация (РСО) Исполнитель коммунальных услуг Потребитель

 Исполнителем являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и принимаемой системы налогообложения или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. В качестве исполнителей коммунальных услуг в силу п. 8 Правил № 354 могут выступать лица, указанные в п.п.

 9 и 10 Правил № 354, а именно управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, избранные в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, а в отношении собственника и пользователя жилого дома (домовладения) – непосредственно ресурсоснабжающая организация.

 В свою очередь, ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Аналогичные определения приведены в п. 2 постановления Правительства РФ от 14.02.

2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг».

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Возможность не включать в состав доходов суммы полученных от собственников помещений коммунальных платежей, не приводящая к спору с проверяющими, существует именно в том случае, когда деятельность управляющей организации по обеспечению коммунальными услугами собственников помещений и договоры с собственниками (в случае наличия) носят характер посреднических.

Источник: http://buhpressa.ru/svezhij-nomer/nomera-zhurnala/118-maj-2014/1683-upravlyayushchaya-kompaniya-ispolnitel-kommunalnykh-uslug-ili-agent

Платежный агент – это вспомогательное средство проведения платежей

С развитием деятельности банковской сферы стало совсем необязательным посещать отделение определенного финансового учреждения для осуществления платежей, отпала необходимость посещать салоны мобильной связи или интернет-провайдеров с целью оплаты услуг. Все это стало возможным благодаря появлению платежных агентов.

Но что это такое? Платежный агент – это, с правовой точки зрения, юридическое лицо / частный предприниматель, осуществляющий проведение операций по приему денежных средств от физических лиц в качестве оплаты за потребляемые товары и услуги.

Взаимоотношения закреплены законодательно, при этом существует ряд нюансов, о которых поговорим ниже.

Платежный агент: суть

Чтобы внести ясность во взаимодействие сторон, определимся с основными финансово-правовыми терминами.

  1. Платежный агент – это юридическое лицо / частный предприниматель, то есть оператор, принимающий оплату от населения (физлиц) за полученные услуги в пользу поставщика.
  2. Поставщик – сторона (юридическое лицо / ИП), принимающая материальные средства за предоставляемые товары и услуги либо плату за жилье / коммунальные услуги согласно правовым кодексам РФ.
  3. Плательщик – представитель населения, физическое лицо, производящее оплату потребляемых товаров и услуг в пользу поставщика.  Аннуитетный платеж по кредиту – это…
  4. Оператор, принимающий платежи, – юридическое лицо, представитель платежного агента, производящий приемку денежных средств от населения, соблюдая условия действующего соглашения с конечным получателем.
  5. Платежный субагент – ИП/юрлицо, производящее организацию системы приема платежей от физических лиц соответственно условиям договора, заключенного с оператором.
  6. Деятельность, основанная на приеме денежных средств от физлиц, подразумевает под собой осуществление посредником приема оплаты от плательщика за потребляемые товары и услуги с последующей передачей  средств поставщику согласно условиям оформленного договора.

Основные обязанности сторон

Для подтверждения гарантий безопасности денежных переводов физическими лицами на законодательном уровне на принимающую средства сторону возлагаются определенные обязанности. Вот основные из них:

  • Перед началом предоставления услуг платежный агент обязан заключить соответствующий договор с поставщиком согласно действующей законодательной базе. В случае отсутствия задокументированного соглашения между сторонами принятие платежей категорически запрещено.
  • Оператор перед началом работы по осуществлению приема средств должен пройти регистрацию в Росфинмониторинге, действующем при Министерстве экономики РФ.
  • Перед началом проведения денежных операций участники процесса, принимающие деньги, обязаны открыть специальный счет в банке с целью возможности приема платежей от населения.
  • Обязательная идентификация плательщика по предъявляемым документам.
  • Соответствие платежного чека нормам законодательства.
  • С началом деятельности агент обязуется завести кассовую книгу по проводимым операциям, на основе которой впоследствии будут сформированы ордера прихода.
  • Организации, предоставляющие кредитные услуги, не имеют права на оформление с поставщиком договора о приобретении статуса оператора/субагента по приему платежей от физических лиц.

  Тайны кредитования: если банк обанкротился, нужно ли платить кредит

Для платежных агентов, использующих в своей деятельности банкоматы/терминалы, закон предусмотрел дополнительные требования:

  1. Наличие контрольно-кассового оборудования в комплектации банкомата/терминала.
  2. Наличие документации, подтверждающей прохождение регистрации контрольно-кассового оборудования в налоговой инспекции.
  3. Проведение регулярного технического осмотра контрольно-кассового оборудования.
  4. Установка фискального режима (ее подразумевает использование контрольно-кассового оборудования).
  5. Обязательное подтверждение операции зачисления средств выдачей чека.
  6.  Предоставление документации на контрольно-кассовое оборудование в случае проверки, при необходимости обеспечение свободного доступа.

Платежный агент – это обязательный банковский счет

Закон, регулирующий деятельность платежных агентов, предусматривает использование специального финансового расчетного счета. В чем его особенность? Данный счет организован таким образом, что количество производимых операций ограничено. Условия работы счета прописаны в законодательстве РФ.

Владелец не может самостоятельно направлять средства в места, не предусмотренные законом, со счета не могут взиматься дополнительные комиссии. Специальный финансовый счет применяется исключительно для приема денежных средств от физических лиц, впоследствии перечисляемых в банк, при этом происходит списание определенной суммы, прописанной в договоре, на счет оператора.

Таким образом, получается, что предназначение специального счета в следующем:

  • зачисление средств плательщиков со счета субагента оператору;
  • списание суммы, указанной в договоре, на спецсчет поставщика.

Такая же тарифная сетка применяется к поставщикам/операторам, проигнорировавшим процедуру заключения договора, предусмотренную законом РФ.

Возможная роль кредитной организации

Как говорилось ранее, финансовое учреждение, занимающееся предоставлением кредитных услуг, не может выступать в качестве платежного агента или субагента.

Но детально изучив разъяснения Центрального банка РФ, изложенные в письме № 166-Т, приходим к выводу, что банк может осуществить денежный перевод на счет оператора в том случае, если отправитель в соответствующих документах указал в качестве конечного получателя оператора по приему платежей. При этом уточняется, что между участниками процесса договор заключается по соглашению сторон. В случае отказа одной из сторон в официальном оформлении финансовых отношений допускается вариант осуществления сделки без договора. При этом все манипуляции считаются правомерными и ни одна из сторон не может быть привлечена к административной ответственности.

  Что будет если не платить микрозаймы

Выводы

С момента вступления в действие закона о платежных агентах в пределах Российской Федерации значительно упростились взаимоотношения между поставщиками товаров, услуг и плательщиками. В данной ситуации платежный агент – это посредник, утвержденный на законодательном уровне.

Благодаря этому клиент, осуществляющий платежи за пользование определенными благами, посредством использования услуг агента/субагента по приему денежных средств защищен со стороны государства от мошенничества в процессе осуществления финансовых операций.

При этом поставщик и платежный агент наделены рядом обязательств, невыполнение которых подразумевает привлечение участников процесса к административной ответственности с последующим применением штрафных санкций.

И помните, что, проводя определенные денежные операции, следует четко понимать свою роль плательщика / платежного агента / поставщика. Только таким образом можно полностью соблюдать букву закона.

Анастасия созерцатель Анастасия созерцатель

Источник: https://dengi.temaretik.com/1277397560855627920/platezhnyj-agent—eto-vspomogatelnoe-sredstvo-provedeniya-platezhej/

Статус "Платежного агента"

Многие компании, ведущие онлайн-бизнес, принимают платежи от физических лиц (в том числе в пользу третьих лиц). Многие проекты проводят через себя суммы, являясь своего рода посредниками.

Такая схема выглядит для предпринимателя логично, и некоторые бизнес-модели просто не подразумевают других вариантов работы.

Читайте также:  Как уменьшить платежи за отопление в многоквартирном доме

Например, сама суть работы платежной системы Qiwi состоит в том, чтобы принимать платежи от граждан наличными в автоматах и переводить их в последствии на счета своих контрагентов. Сама по себе такая модель законна, но работает только при условии строгого соблюдения законодательства.

И самым сложным моментом на пути его соблюдения является отчет на вопрос «Кого считать платежным агентом?». Юрист компании «Зарцын и партнеры» Иван Носков рассказал нам, что означает этот статус и какие требования предъявляются к таким агентам.

Что это все значит?

  • Официальное определение термина «платежный агент» таково: это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.
  • При этом под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается:
  • – прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • – проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
  • Из этого мы можем вывести два основных признака платежного агента:
  1. Платежный агент всегда принимает деньги в пользу третьего лица.

Прием денег от контрагента по договору (пусть контрагент и будет физическим лицом) не образует деятельности платежного агента.

  1. Деятельность платежного агента заключается исключительно в приеме денег в пользу третьего лица.

Соответственно, если вы, помимо приема денег, оказываете плательщику иные услуги, то вы не являетесь платежным агентом.

Например, курьерские компании, доставляя товар интернет-магазинов, часто принимают деньги за товар (в пользу интернет-магазинов), но помимо этого они еще и доставляют товар. Это подтверждает, что курьерские компании не являются платежными агентами.

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда деньги принимаются агентом при бронировании билетов.

Cуд, рассматривая подобное дело, отметил «…Поскольку общество как агент (субагент) оказывает иные услуги, результатом которых является заключение договора перевозки пассажиров и багажа и последующие расчеты, суды ошибочно сочли его платежным агентом». (cм. Постановление по делу № А05-12527/2014 от 16.12.2015. ВС РФ)

Требования к деятельности платежных агентов

Так как деятельность платежных агентов заключается в приеме денежных средств, то закон предъявляет к таким организациям особые требования.

  • Необходимо открыть специальные счета. Нужно запомнить, что со спецсчета агента деньги поставщику можно перечислить только на спецсчет. За нарушение указанного правила предусмотрена ответственность.
  • Агент обязан проводить идентификацию плательщиков.
  • Кассовый чек платежного агента должен соответствовать предъявляемым требованиям.
  • Платежные агенты обязаны вести отдельную кассовую книгу по средствам, полученным ими в рамках деятельности платежного агента и формировать отдельные приходные кассовые ордера на них. Эти деньги не учитываются при расчете лимита кассы и должны полностью сдаваться в банк. Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.

Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор. Вознаграждение, по общему правилу, удерживается непосредственно агентом.

Но важно понимать, что если агент получает наличные от физических лиц, то всю сумму необходимо перечислить на свой специальный банковский счет (до этого момента вычесть свое вознаграждение нельзя). И уже со спецсчета можно будет перечислять средства на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Это значит, что платежный агент должен сдать в банк все полученные от потребителей платежи для зачисления на спецсчет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Ответственность

Если платежный агент перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ), он может быть привлечен к административной ответственности.

За такое нарушение грозит штраф:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Заметим, что индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г.

№ 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г.

№ Ф04-4410/2005 (12792-А03-32)).

Таким образом, если вы планируете принимать деньги от физических лиц, тщательно проверьте свою бизнес-модель и определите, являетесь ли вы платежным агентом (чтобы потом вас не привлекли к ответственности).

В свою очередь, если платежный агент принимает наличные деньги в вашу пользу, обязательно используйте специальный банковский cчет.

Источник: https://e-pepper.ru/news/status-platezhnogo-agenta-plyusy-i-minusy.html

Платежные агенты, Комментарий, разъяснение, статья от 15 ноября 2009 года

Упрощенка, N 11, 2009
год
Рубрика: Комментарии
Подрубрика: Отрасль
Н.А.Теплова,

эксперт журнала «Упрощенка»

С появлением
терминалов самообслуживания стало намного проще расплачиваться за
некоторые услуги, работы и товары. Терминальный бизнес быстро
набрал обороты, однако до сих пор не был законодательно
урегулирован. В новом году все изменится

Схема работы с
терминалами такова.

Организация или индивидуальный предприниматель
покупает терминал и заключает с владельцем платежной системы или
его представителем договор, согласно которому открывается
специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу,
тот, кому он принадлежит, должен на этот счет перечислить сумму, в
пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Клиент оплачивает
какую-то услугу (мобильные звонки, доступ в Интернет и т.д.),
информация фиксируется на сервере платежной системы, и деньги со
счета владельца терминала списываются на счет поставщика услуги
(оператору связи, провайдеру и т.д.). Сумма, внесенная клиентом,
поступает поставщику, а клиенту выдается квитанция (чек) об оплате.

Прибыль владельца терминала складывается из комиссии с каждого
платежа, которая берется с плательщиков, и вознаграждения,
получаемого от поставщиков услуг. Обратите внимание: владелец
платежной системы может не обращаться к сторонней фирме, а
приобрести собственный терминал.

1
января 2010 года вступает в силу Федеральный закон от 03.06.

2009 N 103-ФЗ
(далее — Закон N
103-ФЗ), который устанавливает порядок расчетов населения через
терминалы.

Приведем основные
понятия, используемые в данной сфере деятельности (ст.2
Закона N 103-ФЗ).

Оператором по приему
платежей
называется юридическое лицо (владелец платежной
системы), заключившее с поставщиком договор о приеме платежей от
физических лиц.

Заметим, индивидуальный предприниматель не может
быть оператором.

Платежный субагент
— это организация или индивидуальный предприниматель, связанные
договором с оператором. Другими словами, фирма, которая приобрела
терминал и принимает деньги от граждан.

Оператор и субагент
являются платежными агентами.

За посредничество они получают
вознаграждение от поставщиков и вправе взимать комиссию с
плательщиков.

Об этом говорится
в
пункте 2
статьи 3 Закона N 103-ФЗ

Поставщиками могут
быть:


юридические лица (кроме кредитных организаций) или индивидуальные
предприниматели, реализующие товары (выполняющие работы,
оказывающие услуги);


юридические лица или индивидуальные предприниматели, которым
оплачивается жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с
Жилищным кодексом РФ;


органы государственной власти и местного самоуправления, а также
находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, получающие деньги от
плательщика на основаниях, установленных законодательством.

Плательщиком
является физическое лицо, передающее платежному агенту деньги для
расчета с поставщиком. Задолженность признается погашенной в сумме,
внесенной агенту, за вычетом вознаграждения в момент ее передачи
платежному агенту (п.3
ст.3 Закона N 103-ФЗ).

Платежный терминал
позволяет населению автоматически осуществлять платежи без участия
представителя агента.

Юридические вопросы

Оператор от своего имени
или от имени поставщика и за его счет принимает деньги от
плательщиков, которые погашают свои обязательства перед
поставщиком, и, придерживаясь договора о приеме платежей от
физических лиц и законодательства, рассчитывается с партнером
(п.1 ст.4
Закона N 103-ФЗ). Таким образом, без указанного договора
работать оператору нельзя.

По запросу плательщика
поставщик должен предоставить информацию о местах приема платежей и
своих платежных агентах (п.3
ст.4 Закона N 103-ФЗ).

Договор о приеме платежей
от физических лиц должен предусматривать обеспечительные меры по
исполнению обязательства оператора перед поставщиком (п.4 ст.4
Закона N 103-ФЗ).

Это может быть неустойка, залог,
поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска
гражданской ответственности и т.д. (п.1
ст.329 ГК РФ). Способ обеспечения исполнения обязательств
выбирают стороны.

Если договором не
запрещено, оператор может привлекать субагентов (п.7 ст.4
Закона N 103-ФЗ). С ними тоже оформляется договор о приеме
платежей (п.9 ст.

4
Закона N 103-ФЗ), положения (условия) которого аналогичны
указанным в договоре с поставщиком (порядок расчета оператора и
субагента, обеспечительные меры по исполнению обязательств и
пр.).

Субагенты принимают
платежи от своего имени либо от имени оператора, а если это
предусмотрено договором между оператором и поставщиком — от имени
поставщика (п.8 ст.

4
Закона N 103-ФЗ), действуя за счет того или другого (п.9 ст.4
Закона N 103-ФЗ).

Таким образом, оператор,
желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с
поставщиком и субагентом. Без этих документов принимать платежи от
граждан не разрешается (п.11
ст.4 Закона N 103-ФЗ).

На каждом терминале (на
заставке экрана или корпусе) нужно разместить:


адрес пункта приема платежей;


наименование, ИНН и место нахождения оператора по приему платежей
или платежного субагента;


наименования поставщиков;


реквизиты договоров между оператором и поставщиками, если платежи
принимает оператор, или между оператором и субагентом, если платежи
принимает субагент;


размер комиссии, если она удерживается;


способы подачи претензий;


телефоны поставщиков, оператора по приему платежей и платежного
субагента, если он есть;


адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных Правительством РФ контролировать прием платежей.

Необходимые сведения
перечислены в
пункте
13 статьи 4 Закона N 103-ФЗ

Для расчетов с
поставщиком (или оператором) платежный агент пользуется отдельным
банковским счетом, на который поступают все наличные суммы,
перечисляемые гражданами.

Постановка операторов на учет и идентификация плательщиков

Руководствуясь Положением
о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому
мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых
отсутствуют надзорные органы (далее — Положение),
перед тем как приступить к работе, оператор в течение 30 дней после
государственной регистрации подает в Росфинмониторинг (п.3
и 4
Положения):


заявление (форма произвольная) с подписью руководителя и печатью
организации;


карту постановки на учет (форма
2-КПУ, утвержденная приказом
Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164).

В
течение десяти дней принимается решение (п.7
Положения), которое выдается представителю организации под
роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о
вручении.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902200581

Управляющие организации и ТСЖ не платежные агенты

Когда в отношения по исполнению должником — физическим лицом денежного обязательства перед кредитором вступает платежный агент, такие отношения регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Читайте также:  Должен ли одаряемый платить жкх

Платежный агент берет на себя функцию по приему платежей от физических лиц и направлению их поставщику товаров, работ, услуг, за которые платит физическое лицо.

При этом на платежном агенте лежит обязанность использовать специальный банковский счет (счета), для зачисления на который он должен сдать полученные от плательщиков наличные денежные средства (ч. 14, 15 ст. 4 Закона). 

Ну и за неисполнение данных обязанностей (по сдаче в кредитную организацию полученных денег и/ или по использованию специального счета ) установлена административная ответственность с санкцией в виде штрафа для юридических лиц от 40 до 50 тысяч, должностных лиц — от 4 до 5 тысяч (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ). 

В судах складывалась практика, когда платежным агентом признавали управляющие компании, ТСЖ, и, привлекали их к административной ответственности за совершение предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ правонарушения.

Логика строилась на том, что управляющие компании (ТСЖ), предоставляя коммунальные услуги, вроде как самостоятельно эти услуги не оказывают, поскольку заключают договоры на поставку ресурсов с ресурсоснабжающими организациями.

Поэтому эти последние и являются поставщиками, а управляющая организация (ТСЖ), выполняя посреднические функции, отвечает признакам платежного агента.  

Суды не учитывали, что управляющая компания (ТСЖ) согласно существующей системе норм жилищного законодательства никаким посредником не является (хотя в некоторых случаях и была бы рада им оказаться), она выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, т.е.

лица, предоставляющего эти услуги, и поэтому в отношениях с потребителями является именно поставщиком коммунальных услуг, а не агентом. Более того, п. 1 ст.

2 Федерального закона N 103-ФЗ прямо отнес к числу поставщиков юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ.

Сомнения в итоге были разрешены Верховным Судом РФ в отношении как управляющих компаний, так и ТСЖ. Так, в Обзоре судебной практики N 3 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.

2015 (в ответе на вопрос 22), сформулирована позиция о том, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, признаются для целей Федерального закона N 103-ФЗ поставщиком услуг, и, следовательно, неиспользование ими специального банковского счета, который обязан использовать платежный агент, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. При этом, как поставщики данные лица должны использовать специальный банковский счет, если расчеты со своими потребителями они осуществляют с привлечением платежных агентов (см. ч. 18 ст. 4 Закона).

В отношении ТСЖ Верховный суд РФ изложил ту же позицию, рассматривая дело о привлечении налоговым органом ТСЖ «Лагуна» к административной ответственности (Постановление ВС РФ от 11.02.2016 № 308-АД15-15175, дело А32-46471/2014).

Были отменены акты нижестоящих судов, само постановление инспекции о привлечении к ответственности и сфомулирован вывод о том, что товарищество не является платежным агентом, в связи с чем, его действия по приему денежных средств на свой расчетный счет, а не на специальный банковский счет, не образуют состав правонарушения, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Следует при этом оговориться, что если ТСЖ привлечет к приему платежей платежных агентов, то у него возникнет обязанность использовать специальный счет уже как у поставщика (ч. 18 ст. 4 Федерального закона N 103-ФЗ).  

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/2/22/upravlyayuschie_kompanii_i_tszh_ne_platezhnye_agenty

Квинтэссенции. Платежные агенты: давайте жить дружно

В истории обзоров Форума, берущей свое начало в в 2004 году, не было еще случая, чтобы одна и та же тема обозревалась дважды. Однако все когда-нибудь бывает впервые, и это как раз тот самый случай.

Два с половиной года назад, когда эта тема еще называлась «Прием платежей физических лиц некредитными организациями», родился обзор под названием «Маленькая ноябрьская революция», посвященный событиям, связанным с принятием Федерального закона от 27.07.

2006 года № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Революция действительно оказалась небольшой: «терминальщики», высокопарно поименованные «коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями», в банки для заключения договоров не прибежали, но и бизнес свой не ликвидировали.

Однако не таковы наши депутаты, чтобы сдаваться без боя! Они поднатужились и, несмотря на сопротивление Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению, приняли законы о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Целых два.

Потом, правда, пришлось отложить на три месяца дату вступления в силу некоторых статей Федерального закона № 103-ФЗ, касающихся требования об использовании контрольно-кассовой техники в платежных терминалах и банкоматах.

Все это время банки и платежные агенты друг к другу присматривались; особенно активизировался этот процесс в течение последнего года, когда стало ясно, что вольница для «терминальщиков» скоро закончится. А значит, хочешь, не хочешь – придется дружить.

Но сначала хорошо бы поближе познакомиться. А где это сделать, как не на Форуме Bankir.Ru?

Итак, знакомьтесь: платежные агенты – новый обзор старой темы.

Может ли банк быть платежным агентом?

— Два банка заключают между собой договор на прием платежей от физ. лиц в пользу организаций связи, ЖКХ и т.п. Причем договор агентский, в котором один банк выступает субагентом.

Из договора не следует что субагент должен быть кредитной организацией, для осуществления взаиморасчетов банк-агент открывает у себя просто «Лицевой счет субагента» (субагентом может быть любое юр. лицо).

Банк-агент действует на основании агентских договоров с организациями получателями средств.

Вот в рамках такого договора на банк-субагент будут распространяться требования 103-ФЗ, или все таки банк-субагент осуществляет деятельность в рамках закона о банках и банковской деятельности?

— Берем статью 1. Читаем пункт 2. Внимательно изучаем подпункт 5. Закрываем 103-ФЗ за ненадобностью оного в нашей банковской деятельности.

— Так вопрос и возник из-за того, что в рамках конкретного договора субагент не должен обладать спец. правоспособностью КО… и субагент от своего имени, но за счет агента осуществляет прием платежей, перечисление принятых платежей Агенту для дальнейшего перевода в пользу получателя…

— Мне кажется, что если лицом по одному договору может быть как организация со спец. правоспособностью, так и без таковой, то деятельность ведется не в рамках законодательства, регулирующего эту спецдеятельность…

— Есть банк-оператор, если можно так сказать. К нему присоединяется банк-агент. Назовите его как угодно, в просторечии — агент.

От того, что банк-агент стал агентом, или передумал, или появились некие законы — у этого банка что — лицензия ЦБ пропала куда-то? И оба эти банка как действовали в рамках лицензии ЦБ, так и продолжают действовать в рамках лицензии ЦБ. И занимаются они именно банковской деятельностью.

Я бы на таких условиях договор не подписал. И все.

— 103-фз не затрагивает прием платежей, который осуществляет банк путем привлечения банковского платежного агента, банки затрагивают изменения, внесенные 121-фз от 03.06.2009 г. в ст.13.1. ФЗ о банках.

— Я бы еще заметил, что все изменения (что по 103-ФЗ, что по 121-ФЗ) касаются агентов, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. То есть взаимодействие банков друг с другом не изменилось в принципе.

— Мы небольшой банк. У нас заключен договор (трехсторонний) с Киберплат и банком Платина на прием платежей от физ. лиц в пользу различных операторов. Мы принимаем деньги и перечисляем их Платине, дальнейшее нас не касается.

Насколько я понимаю, то действие 103-ФЗ и 121-ФЗ на нас не распространяется, т.к. мы кредитная организация. Но сегодня мы получили письмо от Платины, в котором нам пишут о том, что в связи со вступлением в силу этих ФЗ мы с 01.01.10 становимся платежными субагентами Киберплат и банковскими платежными агентами Платины и т.д. Но как такое может быть??? НЕ ПОНИМАЮ!!!!

Звонить сразу с вопросом, честно говоря, стыдно, поэтому спрашиваю ваше мнение по этому поводу. Может быть, кто-то тоже работает с Платиной, получали ли вы такое?

— Позвоните в Платину и объясните на словах. Мы были в аналогичной ситуации, правда, не с Платиной, позвонили, объяснили, все прошло.

— Кредитная организация, присоединяясь к Платежной системе «***», становится участником этой системы и от своего имени по поручению Оператора осуществляет прием денежных средств от Плательщиков в пользу соответствующего Поставщика через Платежную систему «***». Т.е.

согласно правилам приема платежей в данной Платежной системе кредитная организация будет выступать в роли платежного агента. Как данная ситуация согласовывается с поправками в ФЗ «О банках и банковской деятельности», внесенными Федеральным законом от 03.06.

2009 N 121-ФЗ?

— Закон о ПА на деятельность КО не распространяется, о чем в нем прямо сказано. Поправки в закон о БиБД (121-ФЗ) регламентируют лишь деятельность БПА.

Резюме — кредитная организация как была кредитной организацией, так ей и осталась. КО не может являться платежным агентом. Как говорил Винни-Пух, «по-моему так»!

А договор с ПС я бы ненавязчиво поправил.

— Примерно в таком же духе сегодня ответил на запрос одного из наших филиалов, которому предлагается Договор о присоединении к Платежной системе, предложив в свою очередь уже Платежной системе «присоединиться» к банку, став банковским платежным агентом.

— P.S. В договоре есть условие: После заключения настоящего Договора Кредитная организация не вправе ссылаться на то, что она не ознакомилась с условиями Правил, либо не признает их обязательность в договорных отношениях с Оператором по приему платежей. Так что Правила поправить не судьба.

Обжегшись на молоке…

— Как Вы считаете, в свете внесения изменений в ФЗ банках ст. 13.1.

 банки все также могут осуществлять прием платежей от физиков за коммуналку и иные социально значимые платежи, имея лишь договор о приеме платежей физических лиц, к примеру, с ТСЖ? Естественно, ТСЖ не получает от физиков напрямую ден.

ср-ва, в нашем случае банк принимает от физиков платежи и переводит их на счет указанного ТСЖ с удержанием платы в размере % от суммы подлежащей перечислению.

— Естественно, могут. Мне даже странно, что такой вопрос возник. В связи с нововведениями у нас что — лицензии поотбирали?

— Является ли ТСЖ в данном случае банковским платежным агентом? И должны ли к нашим правоотношениям применяться новые требования ФЗ о банках?

— Нет, естественно. С какого перепугу?

— Я так понимаю, применение ст. 13.1. ФЗ о банках относительно банковского платежного агента имеет место, если бы наше ТСЖ напрямую принимало от физиков платежи? А как вы думаете, получение банком платы от ТСЖ в размере 1% от перечисленных платежей физиков не подпадает под получение агентского вознаграждения банком и отсюда вытекающие последствия?..

— Если ТСЖ принимает от физиков СВОИ платежи, то я не вижу вообще предмета для разговора. Это его право. Равно как его право подписать договор с банком на прием платежей или не подписать. Вы же имеете право (в рамках лицензии) принимать платежи физлиц в адрес ТСЖ и без договора.

Читайте также:  Как насчитывается пеня по задолженности за коммунальные услуги

А вот если (теоретически!) ТСЖ решило принять чьи-то еще платежи, которые Вы им делегируете в рамках договора БПА — это другой разговор. Но я, признаться, не уверен, может ли ТСЖ принимать платежи за, например, мобильники. В принципе.

Есть договор между банком и ТСЖ. Стороны договорились. У них есть права и обязанности. Главное — грамотно написать пункт «предмет договора».

— Наш клиент ТСЖ принимает деньги за коммуналку от физиков –  членов этого ТСЖ и переводит эти ден.

ср-ва платежками через наш банк соответствующим поставщикам услуг, с которыми у него есть договоры на прием платежей, мы к этим платежам не имеем никакого отношения, кроме как исполняем платежки тсж, и какой-либо комиссии не получаем.

В связи с этим вопрос: кем является это ТСЖ — пл. агент, банк. пл. агент? Должен ли банк заключить отдельный договор с этим ТСЖ и должны ли вообще принимать их?

— Поставщики услуг поставляют услуги самому ТСЖ в рамках заключенных договоров. Именно поэтому он собирает деньги со своих членов, а потом расплачивается по договорам между собой и (к примеру) каким-нибудь Водоканалом.

ТСЖ — это ТСЖ. Оно никакой не агент. Вообще. Он Ваш клиент. Со счетом на 40703. Точка.

Я извиняюсь — а Вы — вообще банк? Или что? И на кой Вы тогда нужны, если примитивная операция — заплатить за квартиру — настолько сложна? У меня  ТСЖ десятками счета открывают, то бишь ДБС + договор на ДБО + договор на прием коммунальных платежей. И нормально все так…

— Хорошо, тогда я по-другому спрошу: меня волнует вопрос вышеописанная ситуация с ТСЖ нашим клиентом регулируется законом №103-фз и новой ст. 13.1. ФЗ о банках? В каких ситуациях возникает отношения, регулируемые 103-фз и нов. ст. 13.1. фз о банках, можно примеры?!

— Упомянутые Вами законы к повседневной деятельности ТСЖ отношения не имеют.

ТСЖ оказывает услугу жильцам и получает за это деньги. ТСЖ как юридическое лицо имеет договора со своими поставщиками и расплачивается по своим обязательствам. Никаких платежных агентов здесь не было, нет и быть не может.

Налоговые риски

— А по поводу последствий — например, риск начисления НДС со стороны налоговой.

— Вы имеете в виду агентский НДС? Так договор составить надо грамотно. Чтобы он на агентский не был похож. На это в банке есть юристы и прочие интересные ребята, которые в кой-то веки должны поработать над документами.

— А что это меняет? По закону вы заключаете агентский договор и никакой другой.

— Риск? А риска нет, есть НДС (п.7 ст.149 и п.2 ст.156 НК РФ).

— А ежели БПА на ЕНВД?

— Деятельность БПА можно перевести на ЕНВД? Сомнительно, сумма агентского вознаграждения для БПА является доходом от обычных видов деятельности. Впрочем, есть ещё УСН, ПБОЮЛ — они могут быть БПА. И сумма их агентского вознаграждения может не облагаться НДС, но вы-то банк, т.е. принципал.

А значит, банковские платежные агенты осуществляют предпринимательскую деятельность в ваших интересах и реализовывать услуги по приему платежей будут с НДС. В отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС в соответствии со ст.

149 НК РФ, освобождение от обложения этим налогом не применяется.

— В новой редакции налогового кодекса (в силу вступит 01.01.2010) от НДС освобождены не только банки, а любой субъект, осуществляющий банковские операции, а прием банковскими платежными агентами платежей – банковская операция , согласно закону о банках и банковской деятельности.

— Верно, но если клиент пришел в банк – услуга реализуется без НДС, если к агенту – с НДС, поскольку на посредников, реализующих освобожденные от обложения НДС услуги, не распространяется освобождение от уплаты НДС. Вы никак не обойдете агентский договор, а, следовательно, не уйдете от НДС.

— Первое. Мне фиолетово, облагается ли НДС вознаграждение агента. Но на всякий случай скажу, что, по мнению Минфина, и льгота по пп. 5 п. 3 ст. 149 НК РФ на платежных агентов не распространяется.

Источник: https://bankir.ru/publikacii/20100330/kvintessencii-platejnie-agenti-davaite-jit-dryjno-4797093/

Верховный Суд РФ: управляющая организация ЖКХ как платежный агент

Опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда российской Федерации № 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года.

  • Одним из рассмотренных Верховным Судом РФ вопросов стала возможность отнесения организаций, управляющих многоквартирными домами, к платежным агентам?
  • Актуальность этого вопроса обусловлена необходимостью открытия платежными агентами специального банковского счета и, соответственно, административной ответственностью за нарушение этой обязанности.
  • Рассмотрев применимые нормы действующего законодательства, Верховный Суд РФ пришел к выводу:
  • «в случае если управляющая организация самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов, то у такой организации отсутствует обязанность по использованию специального банковского счета для приема платежей за коммунальные услуги от физических лиц».

На практике это означает, что в случае, когда жильцы перечисляют деньги управляющей организации ЖКХ через т.н. «платежный терминал», то такие деньги должны зачисляться сначала на специальный банковский счет этой управляющей организации ЖКХ как поставщика.

Ниже приводится соответствующая выдержка из вышеуказанного Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2015).

ВОПРОС 22.

Образует ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, неиспользование управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, специального банковского счета в случае, когда такая организация осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов?

ОТВЕТ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.

1 КоАП РФ неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 июня 2009 г.

№ 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ) под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения Федерального закона № 103-ФЗ не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (пп. 1 и 4 ч. 2 ст. 1).

Согласно пп.3 и 4 ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.

Под оператором по приему платежей – платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 4 ст. 2).

Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (п. 5 ст. 2).

Пункт 1 ст.2 Федерального закона № 103-ФЗ содержит понятие «поставщик». Так, поставщиком, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии с чч. 4 и 7 ст.155 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию.

При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (ч. 71 ст. 155 ЖК РФ).

С учетом того, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Федерального закона №103-ФЗ оно признается поставщиком услуг.

В соответствии с ч.18 ст.4 Федерального закона № 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет.

Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В свою очередь, по специальному банковскому счету поставщика допускается осуществление операций только по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также по списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций, в том числе и по осуществлению расчетов непосредственно с физическими лицами – собственниками жилых помещений, по специальному банковскому счету поставщика не допускается (чч. 19–20 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ).

Согласно ч.15 ст.155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.

Исходя из изложенного, в случае если управляющая организация самостоятельно осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов, то у такой организации отсутствует обязанность по использованию специального банковского счета для приема платежей за коммунальные услуги от физических лиц.

Следовательно, неиспользование управляющей организацией, иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, специального банковского счета при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Аналогичным образом разрешается вопрос о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное данной нормой, иных лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив).

Источник: https://sadko-gkh.ru/posts/1743679

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector