Запорная арматура что это такое в жкх

Запорная арматура — наиболее популярная разновидность трубопроводной арматуры. Предназначена она для отсекания потока любой среды в инженерных системах.

Виды запорной арматуры по
сфере применения

Изготавливают запорную арматуру из чугуна, стали,
меди и даже пластмассы если сами коммуникации пластиковые.

Классифицируют ее по разным признакам. В зависимости от сферы применения её классифицируют следующим образом:

  1. Промышленная. Эти устройства выпускают серийно и применяют в различных сферах. Они есть в водопроводных, отопительных, газопроводных системах, в паропроводах.
  2. Общепромышленная. Используют эту группу изделий в таких условиях, где эксплуатация происходит при высоком давлении, низких или высоких температурных режимах. Такую арматуру устанавливают на трубопроводах, перемещающих агрессивные, токсичные, радиоактивные среды. Это запорные изделия коррозионно-стойкие, фонтанные, криогенные, с обогревом, предназначенные для сыпучей среды.
  3. Специальная. Её конструируют и изготавливают по заданным техническим регламентам, т.е. по спецзаказу.
  4. Судовая. Используют в на судах морских и речных. К ней предъявляют повышенные требования: невосприимчивость к вибрации, определенный вес, повышенная надежность.
  5. Сантехническая. Это самая популярная и обширная группа изделий, которые есть в каждом доме. Устанавливают такую арматуру на самых разных коммуникациях, эксплуатируемых пользователями. Без неё не сможет функционировать сантехника, бытовые приборы. Характерная особенность — небольшие присоединительные диаметры. Управление в основном происходит вручную, исключение — газовые защитные клапаны и регуляторы давления.
  6. Уникальная. Изготавливают в основном для экспериментальных промышленных установок.

Вид арматуры по типу
присоединения к системе

Тип присоединения — один из ключевых
параметров при проектировании трубопроводной арматуры.
Самыми популярными видами являются соединения:

  • фланцевые;
  • резьбовые муфтовые;
  • штуцерные;
  • приварные.

Для существующей трубопроводной магистрали этот
вопрос не актуальный, поскольку вариантов нет, их диктует сама система.

Фланцевый тип присоединения

Вся арматура фланцевого типа различается
по единственному признаку — форме фланцев.
Они бывают
круглыми, квадратными, треугольными. Два первых встречаются наиболее часто.
Круглые фланцы универсальны, они подходят для любых давлений. Ограничением для
применения квадратных фланцев является давление выше 20 атмосфер.

Запорная арматура что это такое в ЖКХАрматура с фленцевым соединением.

Присоединительные фланцы должны плотно прилегать
к ответным фланцам на трубопроводе. Их стягивают болтами или шпильками. Для
этого в обоих элементах есть отверстия. Для лучшего прижима крепеж затягивают
гайками. Повышают герметичность прокладки, размещенные между фланцами. Это
разъемное соединение, поэтому проблем при монтаже и демонтаже не возникает. К достоинствам
изделий относят:

  • прочность и надежность;
  • стойкость к высокому давлению;
  • хорошая герметичность.

Главные недостатки такого метода монтажа —
возможное ослабление крепежа, внушительные габариты, немалая масса, высокая
цена.

Изготавливают фланцы из стали либо чугуна —
ковкого или серого. Ковкий чугун лучше, чем серый выдерживает большие
температурные перепады и высокое давление. Литые стальные фланцы очень прочные,
но на них негативно влияют пластические деформации.

Резьбовое соединение

Применяют этот тип присоединения для
трубопроводов с наибольшим диаметром — до ДУ-50 и для давлений до 1,6 МПа. В
этом случае резьба присутствует как на трубе, так и на арматуре. Даже если на
трубопроводе резьбы нет, ее всегда можно нарезать. С одного конца арматуры этого
типа имеется шестигранник для возможности применения разводного ключа для
накручивания.

Запорная арматура что это такое в ЖКХАрматура с резьбовым соединением.

Резьбовые соединения бывают двух
исполнений — с внутренней резьбой и внешней.
С двух
сторон изделия может быть разная резьба — внутренняя с одной и наружная с другой
или идентичная с обеих сторон. Стандарты резьбы также встречаются разные.

Усиливают резьбовое соединение путем
использования уплотнителей — льняной нити, ленты ФУМ, густых смазок. Такое
соединение используют для монтажа самой разной запорной арматуры — клапанов,
задвижек, разделителей потоков.

К плюсам резьбовых соединений причисляют
отсутствие дополнительных элементов для установки, низкую цену, простоту
монтажа и замены. Минус — непригодность для магистралей с высоким давлением.

Соединение штуцерное

Применяют этот тип для присоединения арматуры
совсем малых диаметров — до ДУ-5. В этом случае присоединительный конец имеет
внешнюю резьбу и прижимается к трубе накидной гайкой. Посредством штуцерного
соединения в магистраль внедряют различные измерительные приборы.

Запорная арматура что это такое в ЖКХАрматура с штуцерным соединением.

Используют его для небольшого перечня
специфических труб таких, как лабораторные.

Сварное соединение

Приварное соединение необходимо на тех
магистралях, которые пропускают среды, опасные для здоровья. Здесь нужна
идеальная герметичность, поскольку даже самые малейшие утечки недопустимы.
Главное условие — сварочный шов не должен быть слабее стенки трубы.

Запорная арматура что это такое в ЖКХАрматура под приварку.

Выполняют соединения двумя способами:

  1. Встык, когда сцепление для исключения перекоса деталей дополняют
    подкладным кольцом.
  2. В раструб. При этом сварочный шов находится на наружной стороне трубы.

Грамотное соединение сваркой является
самым надежным, на 100% герметичным.
Сварке
предшествует подготовка концов трубы. К достоинствам приварного соединения
относится низкая стоимость, незначительный вес, небольшие габариты.

Минусы проявляются в том, что использование такого способа соединения невозможно без привлечения квалифицированного персонала. Демонтаж арматуры очень трудоемкий.

Запорная арматура для сливного бочка унитаза

Запорная арматура что это такое в ЖКХАрматура для унитаза.

В быту очень часто приходится иметь дело с арматурой для сливного бочка унитаза. Более подробно о ней, её видах, правильной установке и регулировке можно узнать в отдельной статье: сливная арматура для бочка унитаза.

Классификация запорной
арматуры по способу регулировки потока

В зависимости от того, как осуществляется
управление потоком рабочей среды, запорную арматуру делят на такие типы:

  1. Краны.
  2. Запорные вентили.
  3. Заслонки.
  4. Задвижки.

Характеристики кранов

 Они бывают
шаровыми и пробковыми. Первые применяют в основном в бытовых трубопроводах. Вторые
— в магистралях, транспортирующих нефтяные фракции, газ, воду. В первом случае
элемент, отсекающий поток — шар, во втором — конус в форме пробки.

Конструкция запорного крана предельно
проста. Основные детали — корпус и запирающий элемент.
В зависимости от производительности арматура подразделяется на
полнопроходную (90 – 100%), неполнопроходную (40 – 50%), стандартную (70 –
80%). Регулировку осуществляют посредством маховика или электропривода. Есть
краны с дистанционным управлением.

Запорная арматура что это такое в ЖКХКран.

Главный элемент шарового крана — запор, имеющий
вид хромированного шара, вдоль одной его оси имеется отверстие. Расположен он
между двумя уплотнительными кольцами (седлами) в центре корпуса. Параметры запора
зависят от сечения трубы.

Запорная арматура что это такое в ЖКХУстройство шарового грана.

Открытие/закрытие происходит при смещении шарика
из стали во время поворота рычага. Когда отверстие ориентировано по продольной
линии трубы, осуществляется подача рабочей среды. При перпендикулярном
положении отверстия поток перекрыт. В конструкции этой арматуры нет трущихся элементов,
из-за чего потери воды незначительны.

Наиболее популярны краны шаровые латунные и
стальные из стали углеродистой, нержавеющей и содержащей молибден. Есть шаровые
краны пластиковые устойчивые к агрессивной химии. Герметичность у таких изделий
низкая, они обладают повышенной чувствительностью к твердым включениям,
находящимся в потоке и высокой температуре.

Внедряют их в системы как холодного, так и
горячего водоснабжения, но с температурой не выше 65⁰. Краны из нержавейки
встраивают в магистрали диаметром выше 50 мм. Предназначены изделия для
функционирования в условиях высоких температур и давления. Для применения в
быту эти краны слишком дорогие.

Вентили запорные

Это арматура, предназначенная как для перекрытия,
так и для регулирования потока. Манипулируют ими посредством маховика или
электропривода. Разные экземпляры предназначены для определенного
температурного режима. Большие модели чаще всего бывают фланцевыми, а маленькие
подсоединяют муфтами.

Запорная арматура что это такое в ЖКХУстройство запорного проходного вентиля.

Вентилями поддерживают нужное давление в
магистрали, а также смешивают жидкости в заданном соотношении.
Запорный узел регулирует поток следующим образом:

  1. Маховик передает свои вращательные движения шпинделю.
  2. Он начинает перемещаться, совершая движения возвратно-поступательного
    характера. 

Запускается шпиндель вручную, или посредством
сервопривода. Самый популярный тип вентиля — проходной. Врезают его в ровные
участки магистрали. Главный недостаток этого вида арматуры — немалое
гидравлическое противодействие.

Запорная арматура что это такое в ЖКХСхема прямоточного вентеля.

Прямоточные вентили этого недостатка лишены. Их
устанавливают в зонах, где на его выходе нельзя уменьшать расход жидкой среды.
Корпуса вентилей бывают чугунными, стальными, бронзовыми, латунными. Первые
относятся к общетехнической запорной арматуре, подключаются посредством фланцев
и муфт.

В высокотехнологичных процессах, где требования к рабочей среде особо жесткие, используют стальные вентили. Подключение у них фланцевое.

В следующем ролике показан внешний вид различных вентилей, а также их конструктивное устройство.

Вентили из бронзы и латуни нашли применение в
водоснабжающих, отопительных системах зданий. Присоединяют их при помощи
фланцев, путем приварки или муфтового соединения. Направление перемещения
жидкости указано на корпусе. Регулируют поток посредством золотника,
находящегося на штоке.

Особенности заслонок

Запорные элементы этого вида монтируют в системы с низким давлением, поскольку они не обеспечивают большую герметичность. Это магистрали канализационные и с химическими жидкостями. Подсоединяют заслонки при помощи фланцев или сварным способом. Запорной деталью является диск, крутящийся вокруг оси. Чаще всего корпус бывает чугунным, а диск — стальным.

Запорная арматура что это такое в ЖКХУстройство заслонки.

Задвижки

Эти запорные узлы представляют собой предельно
простую конструкцию, перекрывающую свободное движение среды. Они выдерживают
высокую температуру и давление. Применяют их в магистралях, пропускающих
неагрессивные составы. Запорным элементом у них является клин, диск или лист.
Он осуществляет движения возвратно-поступательные, вертикальные по отношению к
оси движущейся лавины.

Устройство задвижки.

Делят задвижки на полнопроходные и усеченные. У
первых диаметр седла и соответствующий параметр трубопровода одинаковы. Во
вторых сечение седла меньше сечения трубы. Устанавливают эту запорную арматуру
на магистрали, у которых присоединительный диаметр превышаем 50 мм. Поток в них
необходимо перекрывать плавно, чтобы не спровоцировать гидравлический удар.

Читайте также:  Кто начальник управляющем компания аксубаево номер телефона

Преимущества задвижек перед другими
видами аналогичных изделий в простоте конструкционного исполнения и
обслуживания.
Они обладают небольшими габаритами,
малым сопротивлением. Производят их из чугуна, стали, цветных металлов.
Управляют ими вручную, посредством гидро- или электропривода.

Маркировка запорной арматуры

Ключевые размеры запорной арматуры всех видов соответствуют ГОСТ, поэтому производители обязательно оставляют на корпусах изделий соответствующую маркировку. В ней содержится информация о производителе, материале, ДУ, рабочих размерах. Стандартизация параметров упрощает установку арматуры, а маркировка выбор.

Строительная арматура.

Кроме запорной и трубопроводной арматуры в строительстве часто приходится иметь дело с арматурой в виде стальных или пластиковых стержней.

Очень часто такую арматуру используются для создания силового каркаса внутри бетонных конструкций.

Подробнее об этом виде арматуры можно узнать в отдельной статье: строительная арматура, виды характеристики.

Источник: https://dompodrobno.ru/sapornaya-armatura/

Запорная арматура

Запорная арматура должна обеспечивать плотность отключения в закрытом состоянии и оказывать минимальное сопротивление протекающей среде в открытом состоянии. В качестве запорной арматуры применяют задвижки и вентили.

По сравнению с вентилями задвижки создают относительно небольшое гидравлическое сопротивление, требуют меньшего усилия на открывание и закрывание, допускают протекание среды в обоих направлениях, имеют меньшую длину корпуса, могут быть изготовлены на большое проходное сечение.

К недостаткам задвижек относятся более сложная, чем у вентилей, конструкция, быстрый износ уплотнительных поверхностей затвора и больший подъем затвора при полном открывании, что увеличивает ее габаритные размеры.

Соответственно с этим вентили как запорные органы применяют преимущественно при небольшом проходном сечении (диаметр трубопровода до 100 мм), когда требуется большая плотность отключения (например, для дренажных и спускных трубопроводов), и в основном они используются в качестве регулирующих органов.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Рисунок 29: Запорный вентиль:а — фланцевый низкого и среднего давления; б — высокого давления, бесфланцевый; 1 — маховик; 2 — сальниковое уплотнение; 3 — фланец; 4 — корпус; 5 — седло; 6 — клапан (тарелка); 7 — шпиндель; 8 — крышка; 9 — траверса; 10 — втулка; 11 — разгрузочный клапан; 12 — шестерня; => — движение пара (или воды).

На рис. 29, а изображен наиболее распространенный тип запорного вентиля — нормальный фланцевый вентиль низкого и среднего давления. Он состоит из корпуса (4), в который запрессовано стальное или бронзовое кольцо (седло 5), и клапана (тарелки 6), соединенного со шпинделем (7).

На конце шпинделя имеется резьба, посредством которой он при вращении маховика (1) во время закрывания или открывания вентиля ввинчивается в траверсу (9). Присоединение запорного вентиля к трубопроводу осуществляется с помощью фланцев (3). На рис.

29, б показан запорный вентиль высокого давления бесфланцевый, который крепится к трубопроводам посредством сварки.

Количество пара (или воды), проходящего через вентиль, регулируется подъемом или опусканием клапана.

Для облегчения открывания крупных вентилей применяют разгрузочные обводные (байпасные) линии малого диаметра, служащие для выравнивания давления среды до и после вентиля.

Прежде чем открыть основной вентиль, открывают байпас и после того, как в трубопроводе до и после вентиля установится одинаковое давление, приступают к открыванию основного вентиля.

Для этой же цели некоторые вентили выполняются с двумя расположенными на одном шпинделе клапанами (тарелками), один из которых имеет меньший размер и устанавливается в средней части большого клапана (см. рис.

29, б). При подъеме шпинделя сначала поднимается малый разгрузочный клапан (11) на определенную высоту, а затем после выравнивания давления при дальнейшем открывании вентиля поднимается большой клапан (6).

Для облегчения открывания вентиля привод шпинделя осуществляют через две цилиндрические шестерни (12) от маховика диаметром до 500 мм. При эксплуатации каждый вентиль должен обеспечивать полное перекрытие трубопроводов.

Вентиль является надежным запорным и регулирующим органом. Однако он создает большое сопротивление потоку среды вследствие резкого двукратного изменения направления ее движения.

На электростанциях и в котельных нашли широкое применение задвижки, которые создают значительно меньшее сопротивление потоку среды, чем вентили. Жидкость или пар к задвижкам подводится с любой стороны.

Задвижки могут иметь разные затворы (параллельные и клиновые), выдвижные и невыдвижные шпиндели.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Рисунок 30: Задвижки:а — нормальная с параллельными уплотнительными дисками и выдвижным шпинделем; б -бесфланцевая высокого давления с дистанционным приводом; в — клиновая с невыдвижным шпинделем; 1 — маховик; 2 — сальниковая набивка; 3 — шпиндель; 4 -уплотнительные кольца; 5 — уплотнительные диски; 6 — распорное устройство; 7 -корпус; 8 — крышка; 9 — траверса; 10 — шарнир; 11 — зубчатая передача; 12 — буртик; 13 -нарезная втулка; 14 — клиновой затвор.

На рис. 30, а приведена нормальная задвижка с параллельными уплотнительными дисками. Задвижка состоит из чугунного корпуса (7), крышки (8), маховика (1), выдвижного шпинделя (3), уплотнительных колец (4) и дисков (5). Между дисками устанавливается распорное устройство (6).

При вращении маховика по часовой стрелке шпиндель вместе с дисками опускается, распорное устройство, упираясь в нижнюю часть корпуса, раздвигает диски и плотно прижимает их к уплотнительным кольцам, закрывая проход воде или пару.

В задвижках с выдвижным шпинделем шпиндель и маховик имеют квадратную резьбу, и при вращении маховика шпиндель вывинчивается или ввинчивается в него, увлекая за собой диски.

Согласно Правилам Ростехнадзора у всех вновь устанавливаемых стационарных котлов паропроизводительностью более 4 т/ч управление парозапорными органами должно осуществляться дистанционно с рабочего места машиниста котла.

На электростанциях или больших отопительных котельных часто применяются задвижки или вентили с электрическим приводом, позволяющим открывать или закрывать их дистанционно. На рис. 30, приведена бесфланцевая задвижка высокого давления с дистанционным приводом.

Бесфланцевая арматура непосредственно приваривается к трубопроводу.

В клиновых задвижках с невыдвижным шпинделем (3) (рис. 30, в) последний вращается вместе с маховиком (1). На конце шпинделя (3) имеется резьба, которая входит в нарезную втулку (13), расположенную в верхней части клинового затвора (14).

При вращении маховика шпиндель (3) из-за имеющегося на нем буртика (12) не может подняться и будет вращаться вместе с маховиком. При этом нарезная втулка (13) будет вращаться по его резьбе, поднимая или опуская клиновой затвор (14) задвижки.

Для надежной работы арматуры очень важно, чтобы место прохода шпинделя было тщательно обработано (отшлифовано) и уплотнено. Уплотнение достигается при помощи сальниковой набивки (2) и грундбуксы (сальникового уплотнения). Грундбукса с внешней стороны имеет резьбу, при помощи которой она ввинчивается в крышку и, таким образом, уплотняет набивку.

В качестве запорного устройства для низкого давления среды (0,3…0,5 МПа) применяются пробковые краны. Краны предназначены для быстрого открывания и закрывания прохода в трубопроводе и для регулирования расхода.

Пробковые краны по способу уплотнения бывают натяжные (рис. 31, а) и сальниковые (рис.

31, б); по способу соединения — муфтовые, фланцевые и цапковые; по материалу корпуса и пробки — чугунные, бронзовые и комбинированные (чугунный корпус с бронзовой пробкой).

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Рисунок 31: Краны:а — натяжной газовый муфтовый; б — сальниковый; 1 — корпус; 2 — пробка; 3 — четырехгранная головка; 4 — шайба; 5 — гайка; 6 — шпилька с резьбой; 7 — опорное кольцо; 8 — сальниковая набивка; 9 — крышка сальника; 10 — болт.

Основными элементами кранов являются корпус (1) и коническая пробка (2) с отверстием для прохода газа. На четырехгранной головке (З) под ключ наносится риска, совпадающая с направлением отверстия в пробке. Если риска на головке совпадает с направлением трубопровода, на котором установлен кран, то проход для среды открыт, а если риска направлена поперек трубопровода, то проход закрыт.

В натяжных кранах в нижней части пробки есть шпилька (6) с резьбой (см. рис. 31, а), на которую надевается шайба (4) и накручивается гайка (5). Плотность в этих кранах обеспечивается натяжением гайки. Краны, устанавливаемые на газопроводах, должны иметь упоры, ограничивающие поворот пробки в границах 90°.

Плотность в сальниковых кранах обеспечивается сальниковой набивкой (8). Уплотнение ее осуществляется затягиванием сальника с помощью крышки (9) сальника. Для облегчения разборки сальникового крана в нижней части корпуса устанавливается отжимной болт (10).

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Рисунок 32: Чугунный самосмазывающийся кран:1 — болт; 2 — шариковый клапан; 3 — прокладка; 4 — канавки; 5 — пробка; 6 — корпус.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Рисунок 33: Трехходовой кран:

а — положения I—V трехходового крана; б — детали крана; в — крепление контрольного манометра для проверки рабочего манометра; I — рабочее положение; II — постановка стрелки на ноль; III — продувка сифонной трубки; IV — промежуточное положение (набор конденсата в сифонной трубке); V — проверка рабочего манометра контрольным; 1 — фланец для контрольного манометра; 2 — штуцер для манометра; 3 — пробка крана; 4 — риски; 5 — ниппель для сифонной трубки; 6 — отверстия в пробке; 7 — гайка для затяжки пробки; 8 — скоба; 9 — контрольный манометр; 10 — сифонная трубка.

В самосмазывающихся кранах (рис. 32) на конусных или цилиндрических уплотнительных поверхностях корпусов и пробок имеются канавки (4). Их заполнение смазкой снижает давление, необходимое для герметичного закрытия прохода, и усилие, необходимое для поворота пробки.

Периодическая подача смазки в канавки корпуса (6) и пробки (5) осуществляется нажимным болтом (1). Трехходовой кран (рис. 33) устанавливается между манометром и сифонной трубкой, которая защищает трубчатую пружину манометра от чрезмерного нагрева при измерении давления пара или горячей воды.

На ручке трехходового крана в виде буквы Т нанесены риски, совпадающие с направлениями каналов в пробке. Поворотом ручки можно поставить кран в следующие положения:

  • рабочее положение — манометр соединен с источником давления (барабан котла, трубопровод и т.д.);
  • проверка рабочего манометра постановкой стрелки на нуль (манометр при этом соединен с атмосферой);
  • проверка рабочего манометра контрольным (все отверстия в пробке при этом совпадают с отверстиями в корпусе крана);
  • продувка сифонной трубки (источник давления соединен с атмосферой);
  • нейтральное положение для охлаждения воды или конденсации пара в сифонной трубке (отверстия в пробке и корпусе не совпадают). В этом положении можно заменить неисправный манометр.
Читайте также:  Капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно ли платить

Производственная компания «Спецгазпром» готова провести комплексную модернизацию Ваших котлов с установкой высокоэффективных экономичных газовых горелок SF, а также новейшей автоматики регулирования и безопасности котла

Предварительный подбор газовых горелок SF на типоряд котлов

Каталог газовых горелок SF (технические характеристики)

Источник: http://specgazprom.ru/articles/stati-po-zhkx-i-kotelnomu-oborudovaniyu/zapornaya-armatura

Запорная арматура и ее применение в трубопроводных системах

Запорной арматурой называют устройства, которые устанавливают на трубы, чтобы контролировать поток воды, газа и иной рабочей среды. Они меняют площадь сечения труб, закрывая или, наоборот, открывая проход для движения жидкости или газа.

Назначение запорной арматуры

Запорная арматура отключает, регулирует, распределяет, смешивает и сбрасывает циркулирующую по трубам среду. Например, для чистки грязевиков, установленных на коммуникации водоснабжения, нужны отсекающие задвижки, которые перекрывают воду.

Чаще всего все устройства из категории запорной арматуры делают из ковкого чугуна и нержавеющей стали. Другой материал для изготовления устройств недопустим из-за контакта с химически активными средами: газом, водой, маслами, паром, вызывающими коррозию металла.

По назначению запорные устройства делятся на:

  1. Промышленные, т.е. те, что нужны в промышленности и народном хозяйстве. Устройства из этой категории используют в особых условиях: при работе с сыпучей, токсичной, радиоактивной, коррозионной и абразивной средой, при повышенных значениях давления и высоких или низких температурах.
  2. Судовые – это устройства, нужные для работы судов речного или морского флота. К ним предъявляют специальные требования по минимальному весу, вибрационной стойкости, повышенной надежности, по эксплуатации в особых условиях.
  3. Сантехнические устройства используют в бытовых приборах: раковинах, котлах, газовых плитах, колонках, душевых кабинках. Диаметр у подобной арматуры маленький, а управление ручное (кроме регуляторов давления и газовых клапанов).
  4. Запорные устройства по спецзаказу производят под особенные технические требования. К этой категории относится, например, арматура для АЭС.

Виды

В зависимости от способа, регулирующего поток среды, запорная арматура подразделяется на приспособления различного типа:

  • Краны — универсальное устройство для регулирования или распределения рабочей среды в трубах. Краны подходят для любых жидкостей (включая вязкие) и газов.
  • Запорные вентили, который представляет собой вращающийся запорный элемент, который может служить не только для перекрытия, но и для регулирования потока.
  • Заслонки и задвижки — простейшие конструкции, которые при движении разделяет инородную среду, перекрывая ее свободное движение, часто оснащенные движимым или недвижимым шпинделем.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Кроме того, есть и особые виды устройств, созданные для работы с агрессивной средой.

Запорные краны

Запорный кран состоит из корпуса, запорного элемента, ручки и уплотнительных прокладок. Запорный элемент бывает шарообразным, цилиндрическим или же в виде конуса.

Материал изготовления, обычно, чугун или сталь, но встречается бронза и латунь. Краны делят по типу запорного элемента (шаровые или пробковые) и по креплению к трубе.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Элемент, перекрывающих движение среды в шаровых кранах имеет сферическую форму со сквозным отверстием. Сфера поворачивается на 90 градусов, что позволяет ей открывать и закрывать поток среды, а также принимать промежуточные положения. Считается, что шаровый кран лучше пробковых, которые только открывают и закрывают поток.

Крепления устройств:

  • муфтовые, которые устанавливают, наворачивая гайки на резьбу;
  • фланцевыми, когда крепежные элементы – это фланцы, соединенные болтами;
  • предназначенными для сварочного соединения.

В зависимости от направления тока среды, краны бывают проходными, угловыми, трехходовыми или многоходовыми. Число патрубков при этом у них будет разное.

По характеру движения затвора краны могут быть с отжимом, вращением, с подъемом или без подъема затвора. Способ управления либо ручной, либо с гидро-, пневмо- или электроприводом.

Герметичность обеспечивает сальниковый или натяжной метод.

  • Устройства с сальниковой герметизацией устанавливают на трубопроводы, которые доставляют воду или нефть. Такие краны делают из чугуна, а работать они могут при температуре до 100 градусов Цельсия.
  • Устройства с натяжной герметизацией обычно используют на газопроводах, и для нормальной работы им нужны: температура до 50 градусов и давление 0,1 МПа.

Обратите внимание! Краны, сделанные из пластика, нельзя применять при высоких температурах (например, ставить на трубу с горячей водой), потому что детали деформируются и нарушается герметичность.

Запорные вентили

Корпус запорного вентиля присоединяется к трубе с 2 концов и снабжен седлом, которое перекрывается золотником. Через отверстие в корпусе проходит шпиндель (вал с правыми и левыми оборотами вращения), с помощью ходовой гайки приводит в движение золотник. Когда золотник доходит до самой нижней точки, он останавливается, закрывая поток среды.

Рекомендуем ознакомиться:  Виды и типы современной трубопроводной арматуры

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Среди запорных вентилей есть модели, где нет ходовой гайки, и вместо шпинделя — гладкий шток. Усилие, что он передает от привода, называют поступательным, а вентиль с таким строением – отсечным. Этот вид устройства управляется пневмо- или электромагнитным приводом.

И хотя есть модели с запорно-регулирующими функциями, обычно устройство имеет положение «закрыто» или «открыто», промежутка нет, поэтому его основное назначение — не регулировать поток рабочей среды, а перекрывать его.

Вентиль устойчив к механическим воздействиям, работает при широком интервале температур и давлений. Размеры компактны, герметизация плотная. Используется он для работы с жидкими, газообразными и агрессивными средами.

Обратите внимание! Вентили работают при любом давлении, включая и глубокий вакуум. Но для большого давления подходят устройства со сварным креплением.

Заслонки и задвижки

Заслонки подходят трубам с большим диаметром, но маленьким давлением, потому что герметичность у них низкая. Делают запорный элемент обычно из стали, а корпус устройства – из чугуна.

К трубе заслонку крепят либо фланцами, либо сваркой, которая управляется ручным методом (маховик), гидро- или электроприводом.

Заслонки применяют на трубопроводах среднего или большого (до 2,2 м) диаметра в канализационных системах или в работе с химической средой. Поскольку герметичность у них низкая, а с большим давлением заслонки не справляются, в водоснабжении и отопительных системах их не используют.

Чем заслонка отличается от задвижки

Отличие же задвижек и заслонок — в устройстве, материале и области применения. Заслонки проще устроены, в них меньше деталей, соответственно, они прочнее задвижек и срок непрерывного функционирования у них выше.

Задвижки, имея более сложное устройство и разнообразие видов, шире применяются в промышленности для областей, не работающих с твердыми примесями. Но они чаще нуждаются в ремонте.

Материал заслонок укреплен так, что они долго и надежно функционируют в самых агрессивных средах, поэтому заслонки работают с этими средами.

Материал задвижек чувствителен к химическим веществам и быстро подвергается износу, поэтому задвижки используются в трубах, транспортирующих не агрессивную среду – воду, газ, нефть.

Если заслонки в виде запорного элемента имеют вращающийся диск, то у задвижек это клиновый или шиберный затвор. Кроме того, внутри корпуса задвижки есть 2 седла и шпиндель с ходовой гайкой, т.е. устройство сложнее, чем у заслонки.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

  • Задвижки рассчитаны на трубопровод диаметром 15 мм -1,2 м, заслонки же оправданы для труб с куда большим диаметром.
  • Задвижки широко применяются в жилищно-коммунальных хозяйствах, водоснабжении, газо- и нефтепроводах, в объектах энергетики, а заслонки более пригодны для работы с химической средой, они почти не нуждаются в техобслуживании, в отличие от задвижек, которые часто выходят из строя.

Виды запорных приспособлений для работы с агрессивной средой

Для агрессивной среды (соляной кислоты, например) нужна специальная запорная арматура. К ней применяют особые требования по герметичности, надежности и по времени непрерывной работы.

Чаще всего, используют сильфонные вентили, поскольку седло и золотник в них соединяются герметично, трения нет, функционировать они могут при температуре до 350 градусов. Такие устройства препятствуют попаданию агрессивной среды в атмосферу.

Запорная арматура что это такое в ЖКХ

Применяют и фланцевые вентили, полностью сделанные из фарфора, покрытого глазурью, которая выступает в качестве надежного антикоррозийного покрытия. Часто используют диафрагмовые вентили, снабженные защитным покрытием из резины и мембраной из фторопласта или ПВХ.

Кроме вентилей, с агрессивной средой могут работать шланговые клапаны или краны. Задвижки в этих условиях не применяют, потому что сальник при работе с агрессивными средами изнашивается очень быстро.

Источник: https://InfoTruby.ru/armatura/zapornaya-armatura-i-eyo-primenenie

Задвижки в ЖКХ

Задвижки в ЖКХ: трубопроводная запорная арматура, проверенная временем.

Промышленная трубопроводная арматура широко используется в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Теплоноситель в трубопроводах ЖКХ представляет собой двухфазную среду с твердыми включениями (это происходит из-за отсутствия устройств для удаления различных взвесей и продуктов коррозии).

Задвижки в этом случае являются именно той запорной арматурой, качество и работоспособность которой проверена временем.

В ЖКХ применяются клиновые и параллельные задвижки, задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем, с ручным или электроприводом, фланцевые, под приварку, полно и неполнопроходные.

Главной характеристикой задвижек следует считать конструкцию запорного органа. По форме затвора задвижки называются параллельными или клиновыми. (Шиберные и шланговые задвижки в ЖКХ применяются крайне редко).
Клиновые задвижки по конструкции запорного органа делятся на двухдисковые (с составным клином) и на задвижки с упругим или с жестким клином.

Читайте также:  Есть ли лицензия у управляющей компании

Двухдисковые задвижки являются наиболее простыми в изготовлении. Такая арматура легко поддается ремонту.

Недостатком этой конструкции является большой вес – нужно разместить два диска в полости корпуса, что требует больше пространства, чем для любой другой конструкции.

У таких задвижек существует высокая вероятность отказа функционирования из-за «западания» дисков, которое происходит по причине коррозии и несовершенства конструкции сочленения «шпиндель – диски».

У задвижек с упругим клином затвор выполнен в виде разрезанного клина, обе части которого связаны между собой упругим элементом.

Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, упругий элемент изгибается, обеспечивая плотное прилегание обеих уплотнительных поверхностей клина к седлам.

Такие задвижки обладаю гораздо большей надёжностью по сравнению с двухдисковыми. Однако их ремонт требует специального оборудования.

Минимальной по металлоемкости является задвижка с жестким (цельным) клином. Такая конструкция, в зависимости от диаметра условного прохода, в полтора-два раза легче двухдисковой. Однако при изготовлении является самой сложной.

В процессе эксплуатации у таких задвижек наблюдается повышенный износ уплотнительных поверхностей, особенно при больших перепадах давлений в трубопроводе и использовании их в качестве регулирующего органа, что постепенно приводит к потере герметичности. Имеют место случаи «заедания» клина в закрытом положении.

При проведении ремонтных работ исключается взаимозаменяемость клина и седел, что приводит к необходимости их полной замены.

Задвижки большого диаметра, как правило, бывают параллельными ( уплотнительные поверхности седел параллельны друг другу). Различают однодисковые и двухдисковые параллельные задвижки. Однодисковые характеризуются недостаточной герметичностью закрытия.

Преимущество конструкции двухдисковых параллельных задвижек определяется: простотой изготовления, легкостью сборки и ремонта, отсутствием заедания затвора в полностью закрытом положении.

Однако имеют они и существенные недостатки: большие усилия и большой расход энергии на закрытие и открытие задвижки, ускоренный износ уплотнительных поверхностей при эксплуатации с потерей герметичности закрытия.

Конструктивно также существует разделение на задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Задвижки с невыдвижным шпинделем имеют свои преимущества.

Однако с эксплуатационной точки зрения предпочтительнее применять задвижки с выдвижным шпинделем, что позволяет обеспечить: смазку пары трения «шпиндель – маховик», надежную работу сальникового уплотнения, определять причину отказа функционирования из-за нарушения сочленения «шпиндель — затвор», обеспечивает «наглядность» положения «открыто-закрыто».

Все типы задвижек имеют сальниковые уплотнения шпинделя, которые требуют периодической набивки и подтяжки. При протечках рабочей среды через уплотнения имеют место случаи коррозии резьбовых соединений болтов узла подтяжки сальника.

Однако надо опасаться и перетяжки сальника, что довольно часто приводит к затрудненному управлению задвижкой, а также к облому грундбуксы узла уплотнения, что приводит к разгерметизации уплотнения и необходимости срочного ремонта.

Участки трубопроводов, на которых должны устанавливаться задвижки, могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и наклонным.

Задвижки могут устанавливаться на любом из таких трубопроводов и нормально функционировать в любом положении.

Однако, задвижки с DN 500 мм и выше, предпочтительно устанавливать вертикально шпинделем вверх с целью обеспечить четкую посадку затвора на седло при закрывании задвижки

На трубопроводах ЖКХ задвижки устанавливаются либо с фланцевым соединением (наиболее распространенный тип, используемый для задвижек из любых материалов), либо под приварку (для стальных задвижек).

Надо отметить, что применяемые в ЖКХ материалы уплотнений фланцевых соединений и сальников, как правило, не обеспечивают защиту от внезапных нарушений герметичности при возможных нарушениях стационарного режима течения рабочей среды (гидроударах).

Таким образом применение задвижек на трубопроводах ЖКХ определяется их незначительным гидравлическим сопротивлением при полностью открытом проходе и возможностью применения для перекрытия потоков среды большой вязкости, относительно небольшой строительной длиной, возможностью подачи среды в любом направлении. И, конечно же, ценой.

Однако задвижки имеют и ряд отрицательных качеств (это касается всех их конструктивных видов), а именно: сравнительно небольшой допускаемый перепад давлений на затворе и необходимость устройства в ряде случаев байпасных линий, значительное время открытия и закрытия, возможность получения гидравлического удара в конце хода затвора, невозможность использования в качестве регулирующего органа. Именно это приводит к тому, что в последние десять лет задвижкам в некоторых случаях предпочитают либо затворы дисковые с уплотнением в корпусе, либо шаровые краны. Впрочем говорить о полной замене задвижек, какими-либо другим типом арматуры, весьма преждевременно.

Источник: БК Промимпорт НН

Источник: http://www.fttk.ru/zadvizhki-v-zhkkh.html

Задвижки в жкх

Задвижки в ЖКХ: трубопроводная запорная арматура, испытанная временем.

Промышленная трубопроводная арматура обширно употребляется в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Теплоноситель в трубопроводах ЖКХ представляет собой двухфазную среду с жесткими включениями (это происходит из-за отсутствия устройств для удаления разных взвесей и товаров коррозии).

Задвижки в данном случае являются конкретно той запорной арматурой, качество и работоспособность которой испытана временем.

В ЖКХ используются клиновые и параллельные задвижки, задвижки с выдвижным и не выдвижным шпинделем, с ручным либо электроприводом, фланцевые, под приварку, много и неполнопроходные.

Главной чертой задвижек следует считать конструкцию запорного органа. По форме затвора задвижки именуются параллельными либо клиновыми. (Шиберные и шланговые задвижки в ЖКХ используются очень изредка). Клиновые задвижки по конструкции запорного органа делятся на двухдисковые (с составным клином) и на задвижки с упругим либо с жестким клином.

Двухдисковые задвижки являются более ординарными в изготовлении. Такая арматура просто поддается ремонту.

Недочетом этой конструкции является большой вес – необходимо расположить два диска в полости корпуса, что просит больше места, чем для хоть какой другой конструкции.

У таких задвижек существует высочайшая возможность отказа функционирования из-за «западания» дисков, которое происходит из-за коррозии и несовершенства конструкции сочленения «шпиндель – диски».

У задвижек с упругим клином затвор выполнен в виде разрезанного клина, обе части которого связаны меж собой упругим элементом.

Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, гибкий элемент изгибается, обеспечивая плотное прилегание обеих уплотнительных поверхностей клина к седлам.

Такие задвижки обладаю еще большей надёжностью по сопоставлению с двухдисковыми. Но их ремонт просит специального оборудования.

Малой по металлоемкости является задвижка с жестким (цельным) клином. Такая конструкция, зависимо от поперечника условного прохода, в полтора-два раза легче двухдисковой. Но при изготовлении является самой сложной.

В процессе использования у таких задвижек наблюдается завышенный износ уплотнительных поверхностей, в особенности при огромных перепадах давлений в трубопроводе и использовании их в качестве регулирующего органа, что равномерно приводит к потере плотности. Имеют место случаи «заедания» клина в закрытом положении.

При проведении ремонтных работ исключается взаимозаменяемость клина и седел, что приводит к необходимости их полной подмены.

Задвижки огромного поперечника, обычно, бывают параллельными ( уплотнительные поверхности седел параллельны друг дружке). Различают однодисковые и двухдисковые параллельные задвижки. Однодисковые характеризуются недостаточной плотностью закрытия.

Преимущество конструкции двухдисковых параллельных задвижек определяется: простотой производства, легкостью сборки и ремонта, отсутствием заедания затвора в стопроцентно закрытом положении.

Но имеют они и значительные недочеты: огромные усилия и большой расход энергии на закрытие и открытие задвижки, ускоренный износ уплотнительных поверхностей при эксплуатации с потерей плотности закрытия.

Конструктивно также существует разделение на задвижки с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Задвижки с невыдвижным шпинделем имеют свои достоинства.

Но с эксплуатационной точки зрения лучше использовать задвижки с выдвижным шпинделем, что позволяет обеспечить: смазку пары трения «шпиндель – маховик», надежную работу сальникового уплотнения, определять причину отказа функционирования из-за нарушения сочленения «шпиндель — затвор», обеспечивает «наглядность» положения «открыто-закрыто».

Все типы задвижек имеют сальниковые уплотнения шпинделя, которые требуют повторяющейся набивки и подтяжки.

При протечках рабочей среды через уплотнения имеют место случаи коррозии резьбовых соединений болтов узла подтяжки сальника.

Но нужно бояться и перетяжки сальника, что достаточно нередко приводит к затрудненному управлению задвижкой, также к облому грундбуксы узла уплотнения, что приводит к разгерметизации уплотнения и необходимости срочного ремонта.

Участки трубопроводов, на которых должны устанавливаться задвижки, могут быть и горизонтальными, и вертикальными, и наклонным. Задвижки могут устанавливаться на любом из таких трубопроводов и нормально работать в любом положении. Но, задвижки с DN 500 мм и выше, желательно устанавливать вертикально шпинделем ввысь с целью обеспечить четкую посадку затвора на седло при закрывании задвижки

На трубопроводах ЖКХ задвижки инсталлируются или с фланцевым соединением (более всераспространенный тип, применяемый для задвижек из всех материалов), или под приварку (для железных задвижек).

Нужно отметить, что используемые в ЖКХ материалы уплотнений фланцевых соединений и сальников, обычно, не обеспечивают защиту от неожиданных нарушений плотности при вероятных нарушениях стационарного режима течения рабочей среды (гидроударах).

Таким макаром применение задвижек на трубопроводах ЖКХ определяется их малозначительным гидравлическим сопротивлением при стопроцентно открытом проходе и возможностью внедрения для перекрытия потоков среды большой вязкости, относительно маленький строительной длиной, возможностью подачи среды в любом направлении. И, конечно, ценой.

Но задвижки имеют и ряд отрицательных свойств (это касается всех их конструктивных видов), а конкретно: сравнимо маленький допускаемый перепад давлений на затворе и необходимость устройства в ряде всевозможных случаев байпасных линий, существенное время открытия и закрытия, возможность получения гидравлического удара в конце хода затвора, невозможность использования в качестве регулирующего органа. Конкретно это приводит к тому, что в последние 10 лет задвижкам в неких случаях предпочитают или затворы дисковые с уплотнением в корпусе, или шаровые краны. Вобщем гласить о полной подмене задвижек, какими-либо другим типом арматуры, очень заблаговременно.

Источник: http://krona-sm.com/proizvodstvo/zadvizhki-v-zhkx.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector