Как составить план доходов и расходов тсж

Дата размещения статьи: 21.05.2015

Как составить план доходов и расходов ТСЖ

Больше всего сложностей у бухгалтеров, ведущих учет в ТСЖ, возникает при определении доходов, которые нужно учитывать при налогообложении по «упрощенке».

Ведь, с одной стороны, товарищество создается собственниками жилья как некоммерческая организация и существует с целью управления многоквартирным домом и общим имуществом (п. 1 ст. 135 ЖК РФ). То есть деятельность вроде как некоммерческая.

И может получать целевые средства, не облагаемые «упрощенным» налогом (ст. ст. 346.15 и 251 НК РФ).

С другой стороны, под налогообложение обязательно подпадет выручка от предпринимательской деятельности, вести которую можно в соответствии со ст. 152 ЖК РФ. Кроме того, при определенных условиях налогооблагаемым доходом являются суммы коммунальных платежей, которые поступают к вам от владельцев квартир.

Поэтому Налоговый кодекс содержит требование вести раздельный учет как доходов, так и расходов, произведенных в рамках целевых поступлений (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Если же раздельного учета нет, все получаемые средства нужно будет включить в налоговую базу по УСН.

Как видите, проблем немало, и в данной статье на конкретных примерах мы разберем, как организовать бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ.

Если у вас «упрощенка» с объектом «доходы». Поскольку вы не отражаете расходы в налоговом учете, вам особенно внимательно нужно прочитать эту статью, чтобы разобраться, как организовать учет, чтобы не пришлось платить лишних налогов с доходов.

Целевые поступления. Какие полученные суммы не учитываются при расчете «упрощенного» налога

Финансовые средства ТСЖ формируются из вступительных и членских взносов его участников, а также доходов от коммерческой деятельности, субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме и прочих поступлений (ст. 151 ЖК РФ).

Как мы упомянули выше, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение уставной деятельности в налогооблагаемые доходы не включаются, при условии, что вы ведете раздельный учет (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Конкретный перечень доходов, которые ТСЖ не должно учитывать при налогообложении, мы привели в таблице.

  • Таблица
  • Средства целевого финансирования,
  • которые не нужно учитывать в доходах по УСН
N п/п Целевые поступления, не учитываемые в доходах по УСН при наличии раздельного учета
1 Деньги от собственников квартир (независимо от членства в ТСЖ), полученные для проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества (абз. 21 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Полный список общего имущества содержится в п. 1 ст. 36 ЖК РФ (например, лестничные площадки, лифты, коридоры, чердаки)
2 Средства, полученные ТСЖ из бюджета на проведение капитального ремонта дома и общего имущества (абз. 5 и 6 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ)
3 Вступительные, членские и паевые взносы (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
4 Пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ, ст. 582 ГК РФ)
5 Безвозмездно выполненные любой другой организацией (предпринимателем) работы или услуги (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
6 Отчисления в специальный резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, полученные от членов ТСЖ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)

Как Минфин рекомендует организовать раздельный учет целевых поступлений

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/4978

О смете тсж

Нет, не обязано. Этот «перерасход» попадет в остаток неиспользованных средств, которые по решению общего собрания могут быть:

1. Перенесены в источники финансирования на следующий год (указывается отдельной строкой «Неиспользованный объем средств за ….. год»)

2. Возвращены собственникам.

И поскольку речь идет о смете, т.е. плане, то в бухгалтерском и налоговом учете никаких корректировок по этому поводу не производится.

  • Обоснование
  • Из рекомендацииОлега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Как ТСЖ составить смету доходов и расходов на год
  • Смета доходов и расходов на год – это финансовый документ. В ней отражают: – необходимые расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; – затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома; – специальные взносы и отчисления в резервный фонд;
  • – расходы на другие установленные законом и уставом ТСЖ цели.
  • Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.*
  • Ситуация: обязано ли ТСЖ принимать смету доходов и расходов на год
  • Да, обязано.

С одной стороны, определение сметы доходов и расходов на год является не обязанностью, а правом ТСЖ (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). С другой стороны, именно на основе сметы можно установить размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Таким образом, без сметы полноценная деятельность ТСЖ невозможна.

Кроме того, составление сметы доходов и расходов на год вменено в прямые обязанности правления ТСЖ (п. 3 ст. 148 ЖК РФ).

  1. Ситуация: в какие сроки ТСЖ должно принять смету доходов и расходов на год
  2. Законодательно установленных сроков нет.
  3. В Жилищном кодексе РФ о сроках ничего не сказано, нет по этому вопросу и судебной практики федерального уровня.
  4. Поэтому закрепите сроки утверждения сметы в уставе ТСЖ.

Составляет смету доходов и расходов на год правление ТСЖ. После этого смету должно утвердить общее собрание членов ТСЖ. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 148 и пунктом 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Унифицированного бланка для сметы законодательство не предусматривает. Поэтому составьте этот документ в произвольной форме.

В качестве исходных данных возьмите: – сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение;

– технические характеристики многоквартирного дома (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность и т. д.);

  • – уровень инфляции;
  • – цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;
  • – остатки финансовых средств с прошлых лет;
  • – остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт и др.
  • Доходная часть сметы может складываться из следующих видов поступлений:
  • – взносы собственников помещений;
  • – бюджетные поступления;
  • – доходы от предпринимательской деятельности;
  • – прочие доходы.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 151 Жилищного кодекса РФ и пунктах 2.2–2.6 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.*

Важная деталь: ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это служит достижению целей, предусмотренных уставом (п. 1 ст. 152 ЖК РФ).

Ситуация: может ли ТСЖ включать в смету доходов и расходов на год расходы, которые не относятся к содержанию общего имущества многоквартирного дома

Да, может. В Жилищном кодексе РФ нет положений, которые бы запрещали включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Об обязанности собственников оплатить иные расходы в законодательстве не сказано.

В то же время до сих пор действуют Рекомендации, утвержденные приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45. А в этом документе написано, что расходная часть сметы состоит из следующего: – административно-управленческих расходов (зарплата административно-управленческого персонала, налоги и взносы с нее, содержание конторы правления ТСЖ, канцелярских расходов и др.);

– затрат на техобслуживание, содержание и ремонт, в том числе хозспособом (расходы на инвентарь и материалы, дератизацию и дезинфекцию и др.);

– прочих расходов, связанных с содержанием дома (например, на страхование).

В частности, об этом сказано в пунктах 2.3–2.5 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.

Не все из перечисленных пунктов связаны с содержанием общего имущества дома. Кроме того, в Жилищном кодексе РФ нет положений, которые запрещали бы включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества.

Если собственники помещений дома не возражают оплатить эти расходы, то смета, в которой есть данные пункты затрат, не может быть признанной не соответствующей закону. Этот подход подтверждают нормы пункта 3 статьи 148 и пункта 8.

1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Федеральной судебной практики по этому вопросу нет. Есть лишь отдельные судебные решения о том, что учесть затраты, не связанные с содержанием общего имущества, в смете можно (см., например, определение Рязанского областного суда от 27 апреля 2011 г. № 33-799.

Ситуация: должно ли ТСЖ включить в смету доходов и расходов на год затраты, которые можно запланировать только приблизительно (например, по договорам с ресурсоснабжающими организациями)

Да, должно.

Тот факт, что запланировать стоимость затрат можно только приблизительно, не является препятствием для того, чтобы учесть их в смете. Объясняется это так.

Исходными данными при составлении сметы являются, в том числе сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение (п. 2.2 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45). Поэтому на момент утверждения сметы правление ТСЖ может приблизительно рассчитать сумму соответствующих затрат.

По окончании года отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). При этом собственников помещений дома можно уведомить о причинах возможных расхождений в статьях расходов (по факту и по плану).

Ситуация: может ли правление ТСЖ предъявить членам товарищества расходы, не запланированные в смете. Платежи не являются коммунальными

Да, может, если на изменение сметы даст согласие общее собрание членов ТСЖ.

Ведь расходы ТСЖ покрываются за счет взносов его членов. Размер взносов устанавливается на основании сметы доходов и расходов. А смету как документ и размер взносов также утверждает общее собрание членов товарищества. Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.

И хотя распоряжение денежными средствами на счетах ТСЖ относится к полномочиям правления, тратить деньги можно только в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. Об этом сказано в подпункте 8.1 пункта 2 статьи 145, пункте 3 статьи 148 и пункте 4 статьи 151 Жилищного кодекса РФ.

В ситуации, когда расходы в текущем году превышают запланированные сметой, либо вовсе там не отражены, утвержденную смету можно пересмотреть. Жилищное законодательство не запрещает это, как и не регулирует то, как часто этот документ надо утверждать. В законе сказано лишь то, что он составляется на год.

Читайте также:  При неоплате коммунальных услуг что будет

Чтобы пересмотреть смету, правлению нужно подготовить изменения в нее и созвать внеочередное собрание членов ТСЖ. А на собрании должно быть принято решение об утверждении измененной сметы и измененнии размеров взносов членов ТСЖ. Если же на собрании члены товарищества не согласятся с этим, то предъявить им непредвиденные расходы не удастся.

Такой вывод следует из подпунктов 4 и 8.1 пункта 2 статьи 145, пункта 8 статьи 148 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, предъявить незапланированные расходы членам товарищества можно, но только с согласия их общего собрания.*

Главбух советует: чтобы избежать трудностей, связанных с покрытием затрат, не запланированных сметой, рекомендуем создавать резервный фонд непредвиденных расходов.

Право ТСЖ формировать специальные фонды закреплено в пункте 3 статьи 151 Жилищного кодекса РФ. Причем в этой норме не сказано, какие именно фонды может создавать товарищество. В законе есть лишь два условия, которые нужно соблюсти для этого: – решение о создании фонда должно быть принято на общем собрании членов товарищества;

– средства фонда должны расходоваться на уставные цели.

Кроме того, нужно утвердить порядок создания фонда.

Это значит, что ТСЖ вполне может создать резервный фонд непредвиденных расходов, которые на практике всегда возникают в деятельности товарищества. Для этого созовите общее собрание членов ТСЖ и зафиксируйте в протоколе решение о создании резервного фонда и утверждение членами ТСЖ положения о нем.

Положение о резервном фонде непредвиденных расходов будет тем документом, в котором указан порядок создания фонда и расходования его средств. Законодательных требований к составу этого документа нет, как нет и типового бланка. Поэтому составьте его в произвольной форме.

Таким образом, все необходимые условия для создания фонда будут соблюдены, а правление ТСЖ получит возможность оперативно принимать решения и всегда иметь источник покрытия непредвиденных расходов.

А можно ли требовать от собственников – не членов ТСЖ такие взносы, когда решение о создании фонда принято и одобрено общим собранием членов ТСЖ? Нет, нельзя, если они сами не дадут на это свое добровольное согласие. В противном случае будет нарушение прав данной категории жильцов.

Однако собственники помещений в многоквартирном доме, которые не являются членами ТСЖ, обязаны вносить плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества (ст. 153, п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

И если средства резерва направлены на покрытие именно этих расходов, то собственники – не члены ТСЖ должны участвовать в его накоплении.

Что касается вопросов налогообложения взносов собственников на создание резервного фонда, то они целевыми не являются. Поэтому включите их в состав доходов как при общей системе налогообложения, так и при упрощенке (подп. 1 п. 2 ст. 251 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119).

По окончании года ревизионная комиссия ТСЖ проверяет исполнение сметы (ст. 150 ЖК РФ). Отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Ситуация: как оформить отчет об исполнении сметы доходов и расходов за год в ТСЖ

Унифицированной формы данного документа в законодательстве нет. Возможно несколько вариантов: – оформить отчет в виде отдельного документа; – предусмотреть в табличной части сметы доходов и расходов отдельную графу о фактическом исполнении каждой позиции сметы.

Такой вывод следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/152526-o-smete-tsj

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

Актуально на: 30 апреля 2019 г.

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья — ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей учетной политике для целей налогообложения. В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ.

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

Источник: https://glavkniga.ru/situations/k501603

Смета доходов и расходов ТСЖ на многоквартирный дом: типовой образец документа

Деятельность жилищного товарищества по ремонту и обслуживанию общего имущества собственников квартир осуществляется в соответствии с финансовым планом-сметой, которая составляется каждый год и утверждается общим собранием. От точности показателей сметы зависит финансовое благополучие ТСЖ и нормальное состояние многоквартирного дома.

  • Для чего составляется смета
  • Правила составления и образец

Для чего составляется смета

Смета является основным финансовым документом ТСЖ, содержащим детальный список доходов и расходов организации на предстоящий год.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Составление сметы необходимо для следующих целей:

  • планирования условий контрактов с поставщиками ресурсов и исполнителями ремонтных работ;
  • определения размера ежемесячных взносов для собственников;
  • контроля над расходованием средств ТСЖ;
  • получения субсидии из муниципального или областного бюджета.

Контракты с поставщиками ресурсов (воды, электричества, газа и т. д.) часто заключаются с определением примерных объемов поставок, превышение таких объемов в течение года резко увеличивает стоимость ресурсов.

Размер платежей по квитанциям также рассчитывается исходя из тарифной сетки планируемого объема потребления ресурсов и объема предстоящих ремонтных работ.

Кроме того, утвержденная собранием жильцов смета необходима для получения субсидий, если ТСЖ участвует в соответствующих муниципальных программах – средства из бюджета переводятся на расчетный счет ТСЖ и расходуется только по определенным статьям сметы.

Составление сметы регламентируется:

Согласно ч. 3 ст. 148 ЖК РФ, составление ежегодной сметы является обязанностью членов правления. Приказ № 17-45 содержит общие рекомендации по бухгалтерскому учету и ведению финансовой документации в жилищных товариществах.

Правила составления и образец

Приходно-расходная смета ТСЖ состоит из следующих основных разделов:

  • наименование и реквизиты товарищества;
  • дата принятия документа и номер протокола собрания;
  • период, на который рассчитан документ;
  • планируемые доходы;
  • планируемые расходы.

Сметы обычно составляются на календарный год; в исключительных случаях, например, при оздоровлении товарищества антикризисным управляющим, финансовый план может приниматься на 3 месяца.

Структура доходной части сметы зависит от участия ТСЖ в муниципальных программах и от видов хозяйственной деятельности товарищества. Основным компонентом доходной части являются взносы от собственников, которые могут дополняться субсидиями из бюджета и прибылью от сдачи в аренду нежилых помещений многоквартирного дома (п. 3 ст. 152 ЖК РФ).

Расходная часть включает в себя следующие статьи:

  • оплата поставщикам ресурсов (воды, газа, отопления и т.д.);
  • оплата контрактов подрядчиков по ремонту и обслуживанию общих помещений;
  • заработная плата постоянным сотрудникам;
  • содержание придомовой территории;
  • взносы в фонды пенсионного и социального страхования;
  • платежи по кредитам ТСЖ;
  • расходы на обеспечение работы правления (кроме зарплаты);
  • пополнение резервного фонда.

Важно учесть, что доходы и расходы в смете формируются на основании реальных поступлений и трат, не связанных с системой налогообложения товарищества, а учет доходной части, подлежащей налогообложению, производится бухгалтерией ТСЖ отдельно.

Резервный фонд, средства которого покрывают экстренные расходы на устранение аварийных ситуаций, пополняется в два этапа – сначала путем запланированных перечислений, потом через перечисление неизрасходованных средств на конец каждого квартала.

Каждая сумма, указанная в смете, должна иметь однозначный источник получения средств или статью расходов. Расходы планируются на основании плана будущих доходов, поэтому при составлении сметы необходимо учитывать следующие риски:

  • прогнозируемый рост инфляции;
  • возможные аварии;
  • изменение количества собственников;
  • изменение стоимости контрактов с поставщиками из-за роста цен на энергоносители;
  • увеличение стоимости контрактов с подрядчиками;
  • рост минимального оклада.
Читайте также:  Что входит в квартплату в крыму

Для минимизации рисков и сведения баланса сметы нужно проанализировать движение средств на счетах жилтоварищества в течение последних трех лет, обращая внимание на непредвиденные расходы, изменение суммы собранных взносов с жильцов, а также состояние многоквартирного дома и технических коммуникаций.

В отдельных регионах важным аспектом являются сезонные расходы, связанные с устранением последствий снегопадов, паводков и воздействий низких температур.

Образец документа: форму приходно-расходной сметы ТСЖ можно скачать по ссылке.

План-смета позволяет упорядочить деятельность ТСЖ на ближайший год, а также запланировать крупные ремонтные работы. Чтобы избежать корректировок бюджета товарищества и недостатка средств на необходимые работы, нужно составлять смету с учетом рисков и опыта прошлых лет, опираясь на доклад ревизионной комиссии и рекомендации финансовых специалистов.

(Пока оценок нет) Загрузка…

Источник: https://pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/tszh/smeta.html

Плановые и отчетные документы ТСЖ (с учетом изменений и дополнений к Жилищному кодексу)

Жилищным Кодексом было включено в компетенцию общего собрания членов ТСЖ утверждение целого ряда плановых и отчетных документов. При этом наименования подготавливаемых правлением к утверждению общим собранием документов не во всем совпадали с наименованием утверждаемых документов, что порождало некоторую неопределенность.

Жилищным Кодексом было включено в компетенцию общего собрания членов ТСЖ утверждение целого ряда плановых и отчетных документов. При этом наименования подготавливаемых правлением к утверждению общим собранием документов не во всем совпадали с наименованием утверждаемых документов, что порождало некоторую неопределенность.

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс Федеральным законом от 04.06.2011 № 123-ФЗ, в основном привели в соответствие перечень разрабатываемых правлением и утверждаемых общим собранием членов ТСЖ плановых и отчетных документов, но оставили без внимания расшифровку и порядок использования понятия финансового плана.

Кроме того, указанный закон ввел новые документы: план содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (МКД) и отчет о выполнении такого плана, отчет об использовании специальных фондов, отчет о деятельности правления.

Эти, казалось бы, рутинные документы применительно к ТСЖ имеют свою специфику и требуют корректного составления планов и отчетов по всем направлениям деятельности ТСЖ.

Приводим методику определения состава и порядок разработки плановых и отчетных документов товарищества.

Перечень плановых и отчетных документов

В соответствии с п. 3 ст. 148 ЖК РФ, оставшимся без изменения, в обязанность правления входит “составление смет доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчетов о финансовой деятельности”, т. е. о выполнении финансового плана.

До внесения изменений в Жилищный кодекс общее собрание рассматривало сметы доходов и расходов, но утверждало годовой план финансовой деятельности ТСЖ и отчет о выполнении такого плана.

Законодатели исправили это несоответствие и включили в компетенцию общего собрания “утверждение смет доходов и расходов товарищества на год и отчетов о выполнении таких смет” (подп. 8.1 п. 2 ст.

145 ЖК РФ) Однако некоторое несоответствие в определениях все же осталось, так как правление предоставляет общему собранию отчет о финансовой деятельности (п. 3 ст. 148 ЖК РФ), а не о выполнении смет доходов и расходов.

Из сказанного следует, что правление ТСЖ должно составлять сметы доходов и расходов и отчеты о выполнении таких смет. При этом смета доходов определяет источники и величину финансовых ресурсов, которые могут быть получены и израсходованы в планируемом году, а смета расходов распределяет эти ресурсы по конкретным направлениям деятельности ТСЖ.

Исходя из принципа минимизации и достаточности информации в отчетных документах предлагается не оформлять отдельные формы отчетов о выполнении смет доходов и расходов, введя в планы этих смет графу о фактическом исполнении каждой позиции плана.

Справка

  • Управление финансами – это система действий по определению потребности, сбору и расходованию финансовых средств.
  • Правильно организованное и систематическое управление финансами в ТСЖ обеспечивает:
  • · точность ведения финансовой документации;
  • · механизм контроля финансовых операций;
  • · основу деятельности по распоряжению общим имуществом;
  • · уверенность собственников в правильности использования их средств;
  • · снижение риска финансовых потерь (по халатности, умыслу или другим причинам).

Кроме того, правление ТСЖ должно составлять финансовый план (п. 3 ст. 148 ЖК РФ), а также может распоряжаться финансовыми ресурсами ТСЖ только “в соответствии с финансовым планом товарищества” (п. 4 ст. 151 ЖК РФ). Очевидно, что при внесении изменений в Жилищный кодекс это требование осталось без внимания.

Основываясь на отмеченных положениях, отражающих сущность финансового плана, логику его разработки, утверждения и использования, можно заключить, что финансовый план, во-первых, в определенной степени отождествляется со сметами доходов и расходов и, во-вторых, рассматривается как важный и необходимый документ, в соответствии с которым используются все финансовые ресурсы ТСЖ.

Определение

Финансовый план – обобщающий документ, который на основе смет доходов и расходов, входящих в его состав, регламентирует всю экономическую деятельность ТСЖ, направленную на достижение целей управления МКД.

С практической точки зрения в финансовом плане отражаются в укрупненном виде по соответствующим статьям весь планируемый доход и планируемые по этим же статьям расходы, отмечается баланс доходов и расходов. Указывается на наличие резерва, повышающего устойчивость планов. В отчете о выполнении финансового плана отражается соответствие итоговых экономических показателей бухгалтерской отчетности.

  1. Законодатели ввели в компетенцию общего собрания членов ТСЖ утверждение целого ряда новых документов, таких как:
  2. · годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД и отчет о выполнении такого плана;
  3. · отчет об использовании специальных фондов;
  4. · годовой отчет о деятельности правления.

Все эти документы, по нашему мнению, не должны носить обязательный характер, так как в отличие от смет доходов и расходов их составление не вменено в обязанность ни правлению, ни его председателю.

Это означает, что в случае составления таких документов утверждать их может только общее собрание ТСЖ.

Однако, учитывая значение для товарищества информации, содержащейся в рассматриваемых документах, их составление следует вменить в обязанность правлению.

Можно определить перечень плановых и отчетных документов, разрабатываемых правлением и его председателем и утверждаемых общим собранием членов ТСЖ:

1. Смета доходов.

2. Отчет о выполнении сметы доходов.

3. Смета расходов.

4. Отчет о выполнении сметы расходов.

5. Финансовый план.

6. Отчет о выполнении финансового плана.

7. План содержания и ремонта общего имущества.

8. Отчет о выполнении плана содержания и ремонта общего имущества.

9. Отчет об использовании специальных фондов.

10. Отчет о деятельности правления.

Общий подход к планированию доходов и расходов

Планирование доходов и расходов ТСЖ является основой всей экономической деятельности товарищества, направленной на эффективное управление МКД.

Некоторые специалисты рассматривают как ошибку включение в смету расходов всей суммы коммунальных платежей, связанных не только с общим имуществом, но и с услугами, оказываемыми непосредственно собственникам помещений. При этом считается, что в сметах доходов и расходов должно отражаться поступление и расходование денежных средств на коммунальные услуги только для общего имущества. . . .

ПОЛНОСТЬЮ текст статьи и образцы документов можно найти в августовском номере журнала «Управление многоквартирным домом»

Источник: https://www.gkh.ru/article/75838-planovye-i-otchetnye-dokumenty-tsj-s-uchetom-izmeneniy-i-dopolneniy-k-jilishchnomu-kodeksu

Как ТСЖ составить смету доходов и расходов на год?

Я к сч. 86 завела субсчета: 86,01-расчетнокассовое обсл., 86,04 капит.ремонт, 86,06-антенна, 86,02—коммуналка по всем услугам. По году я должна списать на 20 счет коммунальные услуги и СОИ например — по горячей воде счет пришел 20/60 на сумму 32000 т.р., а по счетчикам с корректировками начислили 31800 т.р. 76/86,02.

В конце месяца в 86,02/20 я должна списать 32000 или 31800? Гор.водоканал начислил по холодной воде СОИ 20/60 2000 т.р. А ТСЖ по СОИ хол. воде начислил 76/86,02—2200. В конце месяца я должна списать 86,02/20 -2000, а по К 86,02 остаток 200 руб-экономия А если по э/э выставили счет 20/60 СОИ 1000 а ТСЖ 2000 т.р. по Д 86,02-перерасход 1000 р.

С этим перерасходом что делать? Или сложить все плюсы и минусы и выявить сумму экономии, а если перерасход получится на конец года??? ПО СМЕТЕ вопрос=начислили по смете жителям 76,03/96. Смету 10 лет ведут на этом счете жители оплачивают 51/76,03 и образуется задолженность за содержание общ.имущества.

Все подрядные работы, обслуживание, зарплата и налоги списывается в Д-96 счета и в конце года образуется экономия. Вместо 86 счета смета на 96 счете. В учетной политике прописано, почему не правильно? Остался вопрос по списанию сумм на 20 счет. Когда пришло 20, начислено 20, оплачено 20=то все понятно. А сейчас СОИ выставляют меньше ресурсоснабж.

организации, чем начисляет ТСЖ по тарифу введенному с 01.07.2017 г. Есть ссылки на эту тему?

Отвечает Александр Ермаченко, эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету. ТСЖ обязано включить в смету доходов и расходов на год затраты, которые можно запланировать только приблизительно (например, по договорам с ресурсоснабжающими организациями)

Тот факт, что запланировать стоимость затрат можно только приблизительно, не является препятствием для того, чтобы учесть их в смете. Объясняется это так.

Исходными данными при составлении сметы являются, в том числе сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение (п. 2.2 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45). Поэтому на момент утверждения сметы правление ТСЖ может приблизительно рассчитать сумму соответствующих затрат.

По окончании года отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ). При этом собственников помещений дома можно уведомить о причинах возможных расхождений в статьях расходов (по факту и по плану).

По общему требованию Законодательства результаты деятельности ТСЖ предполагают определение результата от расходования целевых поступлений (резервных средств), поскольку основной целью создания и деятельности ТСЖ является выполнение уставных задач, а не получение прибыли.

Читайте также:  Когда начисляется квартплата в новостройке

Этот результат формируется как сальдо счета 86 «Целевые поступления», так и счета 96 субсчет «Предстоящие расходы».

После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья недоиспользованные средства могут быть перенесены на резервы предстоящих расходов, другие целевые мероприятия или смету будущего года, например,

  • Дебет 86 Кредит 96– направлена экономия средств на предстоящие расходы текущего или следующего года;
  • или
  • Дебет 86 субсчет «Смета текущего года» Кредит 86 субсчет «Смета следующего года»– направлена экономия средств на смету следующего года;
  • А вот перерасход по смете должен быть покрыт за счет дополнительных взносов собственников жилья.
  • Дебет 76 Кредит 51 (50)– получены дополнительные взносы на покрытие перерасхода по смете.

Таким образом, по дебету счета 86 (96) у Вас должны быть отражены фактические расходы (32 000 руб., 1000 руб.). Сумма экономии или перерасхода определяется по каждой аналитике по СОИ, по коммунальным платежам и т.д. А уже по правление ТСЖ устанавливает сроки покрытия перерасхода или распределения экономии по каждому направлению (ежемесячно, ежеквартально, на конец календарного года).

  1. Обоснование
  2. Из рекомендации Как ТСЖ составить смету доходов и расходов на год
  3. Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
  4. Смета доходов и расходов на год – это финансовый документ. В ней отражают:– необходимые расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;– затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома;– специальные взносы и отчисления в резервный фонд;
  5. – расходы на другие установленные законом и уставом ТСЖ цели.
  6. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.
  7. Ситуация: обязано ли ТСЖ принимать смету доходов и расходов на год
  8. Да, обязано.

С одной стороны, определение сметы доходов и расходов на год является не обязанностью, а правом ТСЖ (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). С другой стороны, именно на основе сметы можно установить размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). Таким образом, без сметы полноценная деятельность ТСЖ невозможна.

Кроме того, составление сметы доходов и расходов на год вменено в прямые обязанности правления ТСЖ (п. 3 ст. 148 ЖК РФ).

  • Ситуация: в какие сроки ТСЖ должно принять смету доходов и расходов на год
  • Законодательно установленных сроков нет.
  • В Жилищном кодексе РФ о сроках ничего не сказано, нет по этому вопросу и судебной практики федерального уровня.
  • Поэтому закрепите сроки утверждения сметы в уставе ТСЖ.

Составляет смету доходов и расходов на год правление ТСЖ. После этого смету должно утвердить общее собрание членов ТСЖ. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 148 и пунктом 8.1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Унифицированного бланка для сметы законодательство не предусматривает. Поэтому составьте этот документ в произвольной форме.

В качестве исходных данных возьмите:– сметы прошлых лет (на 1–3 года) и их выполнение;

– технические характеристики многоквартирного дома (площади жилых и нежилых помещений, функциональное назначение нежилых помещений, этажность и т. д.);

  1. – уровень инфляции;
  2. – цены на услуги по управлению и обслуживанию жилого фонда;
  3. – остатки финансовых средств с прошлых лет;
  4. – остатки материальных ресурсов на содержание и ремонт и др.
  5. Доходная часть сметы может складываться из следующих видов поступлений:
  6. – взносы собственников помещений;
  7. – бюджетные поступления;
  8. – доходы от предпринимательской деятельности;
  9. – прочие доходы.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 151 Жилищного кодекса РФ и пунктах 2.2–2.6 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.

Важная деталь: ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это служит достижению целей, предусмотренных уставом (п. 1 ст. 152 ЖК РФ).

Ситуация: может ли ТСЖ включать в смету доходов и расходов на год расходы, которые не относятся к содержанию общего имущества многоквартирного дома

Да, может. В Жилищном кодексе РФ нет положений, которые бы запрещали включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Об обязанности собственников оплатить иные расходы в законодательстве не сказано.

В то же время до сих пор действуют Рекомендации, утвержденные приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45. А в этом документе написано, что расходная часть сметы состоит из следующего:– административно-управленческих расходов (зарплата административно-управленческого персонала, налоги и взносы с нее, содержание конторы правления ТСЖ, канцелярских расходов и др.);

– затрат на техобслуживание, содержание и ремонт, в том числе хозспособом (расходы на инвентарь и материалы, дератизацию и дезинфекцию и др.);

– прочих расходов, связанных с содержанием дома (например, на страхование).

В частности, об этом сказано в пунктах 2.3–2.5 Рекомендаций, утвержденных приказом Госстроя России от 14 июля 1997 г. № 17-45.

Не все из перечисленных пунктов связаны с содержанием общего имущества дома. Кроме того, в Жилищном кодексе РФ нет положений, которые запрещали бы включить в смету расходы, не связанные с содержанием общего имущества.

Если собственники помещений дома не возражают оплатить эти расходы, то смета, в которой есть данные пункты затрат, не может быть признанной не соответствующей закону. Этот подход подтверждают нормы пункта 3 статьи 148 и пункта 8.

1 части 2 статьи 145 Жилищного кодекса РФ.

Федеральной судебной практики по этому вопросу нет. Есть лишь отдельные судебные решения о том, что учесть затраты, не связанные с содержанием общего имущества, в смете можно (см., например, определение Рязанского областного суда от 27 апреля 2011 г. № 33-799.

Ситуация: может ли правление ТСЖ предъявить членам товарищества расходы, не запланированные в смете. Платежи не являются коммунальными

Да, может, если на изменение сметы даст согласие общее собрание членов ТСЖ.

Ведь расходы ТСЖ покрываются за счет взносов его членов. Размер взносов устанавливается на основании сметы доходов и расходов. А смету как документ и размер взносов также утверждает общее собрание членов товарищества. Такой порядок установлен пунктами 2 и 3 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.

И хотя распоряжение денежными средствами на счетах ТСЖ относится к полномочиям правления, тратить деньги можно только в пределах сметы, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. Об этом сказано в подпункте 8.1 пункта 2 статьи 145, пункте 3 статьи 148 и пункте 4 статьи 151 Жилищного кодекса РФ.

В ситуации, когда расходы в текущем году превышают запланированные сметой, либо вовсе там не отражены, утвержденную смету можно пересмотреть. Жилищное законодательство не запрещает это, как и не регулирует то, как часто этот документ надо утверждать. В законе сказано лишь то, что он составляется на год.

Чтобы пересмотреть смету, правлению нужно подготовить изменения в нее и созвать внеочередное собрание членов ТСЖ. А на собрании должно быть принято решение об утверждении измененной сметы и измененнии размеров взносов членов ТСЖ. Если же на собрании члены товарищества не согласятся с этим, то предъявить им непредвиденные расходы не удастся.

Такой вывод следует из подпунктов 4 и 8.1 пункта 2 статьи 145, пункта 8 статьи 148 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, предъявить незапланированные расходы членам товарищества можно, но только с согласия их общего собрания.

Главбух советует: чтобы избежать трудностей, связанных с покрытием затрат, не запланированных сметой, рекомендуем создавать резервный фонд непредвиденных расходов.

Право ТСЖ формировать специальные фонды закреплено в пункте 3 статьи 151 Жилищного кодекса РФ. Причем в этой норме не сказано, какие именно фонды может создавать товарищество. В законе есть лишь два условия, которые нужно соблюсти для этого:– решение о создании фонда должно быть принято на общем собрании членов товарищества;

– средства фонда должны расходоваться на уставные цели.

Кроме того, нужно утвердить порядок создания фонда.

Это значит, что ТСЖ вполне может создать резервный фонд непредвиденных расходов, которые на практике всегда возникают в деятельности товарищества. Для этого созовите общее собрание членов ТСЖ и зафиксируйте в протоколе решение о создании резервного фонда и утверждение членами ТСЖ положения о нем.

Положение о резервном фонде непредвиденных расходов будет тем документом, в котором указан порядок создания фонда и расходования его средств. Законодательных требований к составу этого документа нет, как нет и типового бланка. Поэтому составьте его в произвольной форме.

Таким образом, все необходимые условия для создания фонда будут соблюдены, а правление ТСЖ получит возможность оперативно принимать решения и всегда иметь источник покрытия непредвиденных расходов.

А можно ли требовать от собственников – не членов ТСЖ такие взносы, когда решение о создании фонда принято и одобрено общим собранием членов ТСЖ? Нет, нельзя, если они сами не дадут на это свое добровольное согласие. В противном случае будет нарушение прав данной категории жильцов.

Однако собственники помещений в многоквартирном доме, которые не являются членами ТСЖ, обязаны вносить плату за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества (ст. 153, п. 6 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

И если средства резерва направлены на покрытие именно этих расходов, то собственники – не члены ТСЖ должны участвовать в его накоплении.

Что касается вопросов налогообложения взносов собственников на создание резервного фонда, то они целевыми не являются. Поэтому включите их в состав доходов как при общей системе налогообложения, так и при упрощенке (подп. 1 п. 2 ст. 251 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 10 апреля 2012 г. № 03-11-11/119).

По окончании года ревизионная комиссия ТСЖ проверяет исполнение сметы (ст. 150 ЖК РФ). Отчет об исполнении сметы утверждает общее собрание членов ТСЖ (подп. 8 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).

  • Ситуация: как оформить отчет об исполнении сметы доходов и расходов за год в ТСЖ
  • Унифицированной формы данного документа в законодательстве нет. Возможно несколько вариантов:– оформить отчет в виде отдельного документа;
  • – предусмотреть в табличной части сметы доходов и расходов отдельную графу о фактическом исполнении каждой позиции сметы.

Такой вывод следует из статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Источник: https://www.26-2.ru/qa/252443-kak-tsj-sostavit-smetu-dohodov-i-rashodov-na-god

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector