Жкх как отрасль народного хозяйства

РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

ЖКХ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Л. А. Комиссарова, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» НГИЭИ

Аннотация. В статье рассмотрено жилищнокоммунальное хозяйство как социально-значимая сфера жизнедеятельности человека, его влияние на эффективность общественного воспроизводства. Представлен комплекс отраслей ЖКХ, обеспечивающих удовлетворение приоритетных социально-бытовых нужд населения. Определены особенности ЖКХ как отрасли народного хозяйства.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальное хозяйство, социально-экономическое развитие, эффективность, качество жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего, комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

ЖКХ имеет давние традиции. В 1649 году царь Алексей Михайлович записал эти обязанности за учрежденной им полицией.

Эта дата считается днем основания служб российского жилищно-коммунального хозяйства так как тогда их обязанности выполнялись полицией.

350 лет назад, понимая важность создания условий для жизни человека в городах и населенных пунктах России, государство приняло на себя обязанность по управлению и регулированию этих процессов на местах.

Идея благосостояния населения находит продолжение в середине XVII века в труде графа Шувалова «О сбережении народа», где, может быть, впервые высказалась мысль об ответственности общества за население.

Верховная власть постепенно переходит к сознанию, «необходимо заботиться о состоянии физическом, так и нравственном, податного тяглового иметь, собственные нужды, удовлетворить которые может только само же».

За первые годы Советской власти страна была разрушена. Ее восстановление в 1920 — 1927 годах проводилось силами «городских деятелей» российских самоуправлений.

Восстанавливая хозяйство до уровня наиболее успешного для России 1913 года, страна встала на путь индустриализации и коллективизации. За благоустройство территории, содержание жилья и водо-, теплоснабжение вновь стали отвечать центральные ведомства.

В 1921 году НКВД РСФСР было образовано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ НКВД).

А 20 июля 1931 Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был образован Народный комиссариат коммунального хозяйства PCФСР, который в 1936 году преобразуется в Министерство муниципального хозяйства РСФСР (до 1990 года). В настоящее время функции координатора развития жилищно-коммунального хозяйства России выполняет Государственный комитет Российской Федерации по строитель-

ству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) [3, с. 7].

Таким образом, развитие жилищно-коммунальной сферы является одним из важных системных факторов устойчивого социально-экономического развития страны.

Экономическая эффективность жилищно-коммунальной системы достаточно значительна, но ее косвенное воздействие на эффективность общественного воспроизводства капитала является еще более значимой, т. к.

она определяет уровень и качество жизни населения Российской Федерации.

Обеспечение населения жильем является важнейшей социально-экономической проблемой, т.к. жилье — это главный показатель социального благополучия того или иного государства и граждан. От выбора тех или иных подходов при решении данной проблемы в большей степени зависит:

  • — общий масштаб проблемы;
  • — темпы жилищного строительства, которые обусловлены рядом факторов, где одними из важнейших являются инфраструктурные ограничения, а так же снижение внимания к национальным проектам;
  • — политические оценки;
  • — мотивация поведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными объектами в отрасли ЖКХ являются: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Жилище является важнейшей частью социальной инфраструктуры, т.е. того комплекса отраслей сферы обслужи-

вания, который призван обеспечивать удовлетворение приоритетных социально-бытовых нужд населения [1].

Жилище выполняет важную социальную роль: оно обеспечивает охрану людей от внешних неблагоприятных атмосферных условий; создает условия для развития семь воспитания детей, укрепления здоровья, повышения квалификации и общего культурного уровня населения; дает возможность пользоваться коммунальными услугами и современными бытовыми приборами и устройствами, облегчающими домашний труд, и др.

Жилищное хозяйство оказывает заметное влияние на всю экономику страны.

Например, строительство новых жилищ вызывает необходимость освоения новых территорий (сооружения новых дорог, прокладки подземных сетей), развития транспорта, коммунальных предприятий, обеспечивающих жителей водой, теплом и другими услугами, а также социальных учреждений, предприятий и организаций всей сферы обслуживания.

По мнению Т. А. Макареня, жилье и жилищнокоммунальные услуги относят к числу тех продуктов человеческой деятельности, которые являются жизненно необходимыми для человека, как продукты питания, одежда, воздух, вода.

В связи с этим вся история человечества, начиная с древнейших времен, представляет собой постоянное стремление создать себе такое жилье, которое удовлетворяло бы потребности человека.

Поэтому социальная значимость регулирования деятельности сферы жилищно-коммунальных услуг является объективной необходимостью, так как определяет уровень жизни населения и волнует каждого человека [2, с 73].

Жилье относится к числу таких немногих материальных благ, которые соединяют в себе экономические и социальные функции. Всякий продукт труда заключает в себе определенную нагрузку, он представляет собой овеществле-

ние прошлого и живого труда. Стоимость жилья, как правило, выше стоимости любого другого предмета потребления, включая товары длительного пользования.

  1. Любой потребительский товар выполняет в той или иной степени социальную функцию, но та социальная функция, которую осуществляет жилье, не присуща другим товарам и материальным благам.
  2. Жилье связано с удовлетворением самых важных потребностей человека и является той материальной основой, на которой развивается семья как основная социальная ячейка общества [4, с 28].
  3. В целях обеспечения комфортности проживания жилищно-коммунальное хозяйство необходимо рассматривать не по отдельным отраслям, а как комплекс взаимосвязанных отраслей, состоящих из:
  4. 1. Отрасли, связанные с функционированием жилищного объекта:
  5. — жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
  6. — коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
  7. — водоснабжение и водоотведение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  • 2. Отрасли бытового обслуживания:
  • — уличное освещение;
  • — бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное

обслуживание и т. д.);

  1. — гостиничное хозяйство.
  2. 3. Отрасли, обеспечивающие развитие инфраструктуры жилого района:
  3. — внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
  4. — зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
  5. — городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
  6. — санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов).
  7. Каждая из отраслей рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых социально-культурных, коммунальных потребностей населения.

К числу особенностей ЖКХ как отрасли народно хозяйства можно отнести: сочетание производственных непроизводственных функций, связанных с изготовление материальных продуктов и оказанием услуг; особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей; сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций; отрасль представлена как естественными монополия (транспортировка энергии и жидкостей), так и отраслям, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг); многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образование без образования юридического лица) и форм собственности; сочетание крупного и малого бизнеса; рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления; особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля; необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения; многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации). Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения [5].

  • Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия
  • жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
  • Очевидно, что повысить качество жилищнокоммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  1. Определяющим фактором устойчивого социального развития страны и благополучия людей является обеспеченность жильем, которое составляет ядро социальной инфраструктуры и решение следующих целевых задач:
  2. • внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на использовании достижений НТП, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии;
  3. • обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания;
  4. • совершенствование системы оплаты жилья коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
  5. • совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в системе.
  6. Список литературы

1. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики».

2. Макареня, Т. А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней в рыночных условиях / Т. А. Мака-реня. // Региональная экономика: теория и практика. — 2008.-№22. — 153 с.

3.Савин, К. Н. Анализ теории и практики реформирования жилищно-коммунального комплекса России: Монография. Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2006. — 172 с.

Читайте также:  Не могу оплатить коммунальные услуги через ерип

4. Ярославцева, Т. А. Становление правовых основ ЖКХ в дореволюционной России / Т. А. Ярославцева. // Жилищное право. — 2005. — № 8. — 63 с.

5. www.science-bsea.bgita.ru

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS THE FACTOR OF STEADY SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

L. A. Komissarova, the teacher of chair «Accounting, the analysis and audit» the NGIEI

Annotation. In article housing and communal services as socially-significant sphere of ability to live of the person, its influence on efficiency of public reproduction are considered.

The complex of branches of the housing and communal services providing satisfaction of priority social needs of the population is given.

Features of housing and communal services as branches are defined national economy.

The key words. Housing and communal services, social and economic development, efficiency, quality of housing-and-municipal services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Л. В. Акифьева, аспирант кафедры «Экономика и статистика» НГИЭИ

Аннотация. Важным условием осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства в России является изучение зарубежного опыта управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В статье рассмотрен опыт развития институтов собственников жилья; государственночастного партнерства; повышения квалификации лиц, Занятых в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством; конкуренции на рынках жилищно-коммунальных услуг.

Ключевые слова. Жилищно-коммунальные услуги, реформа, качество, управление, собственники жилья, государственно-частное партнерство, конкуренция.

Проблема управления многоквартирными домами является актуальной для всех городов России. Для решения данной проблемы необходимо проанализировать опыт стран, добившихся существенных результатов в сфере предоставле-

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zhkh-kak-faktor-ustoychivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strany

Экономическая сущность ЖКХ как важнейшей отрасли народного хозяйства

ЖКХ республики находится в сложном техническом и экономическом состоянии, вызванном как общими для России государственными проблемами (многолетней практикой финансирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими и географическими особенностями Якутии. Например, продолжительность отопительного периода в отдельных местностях составляет 214-365 суток, температура наружного воздуха зимой опус кается ниже -65°С, скорость ветра достигает более 10 м/с.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства в республике можно рассмотреть на примере теплоснабжения населенных пунктов. Жилой фонд составляет 18 000 тыс. м2.

В неотложном ремонте нуждается более 30 % государственного жилфонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ систем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях — более 60 %.

Износ трубопроводов тепловых сетей, длина которых составляет более 2200 км, в среднем превышает 45 %.

Таким образом, инженерная инфраструктура ЖКХ в республике находится в критическом состоянии. Именно поэтому наблюдается тенденция к увеличению аварий в котельных и тепловых сетях. Например, ущерб от аварий в системах теплоснабжения в Сунтарском, Кобяйском, Томпонском улусах составил 16 093 тыс. руб. только за один отопительный сезон.

Вызывает озабоченность экономическое положение предприятий ЖКХ. Характерны ощутимые убытки, сопровождающиеся кредиторской задолженностью, превышающей дебиторскую более чем в два раза. Поэтому медленно обновляется технологическое оборудование, часто задерживается заработная плата.

Такое положение обусловлено главным образом сложностью использования рыночных принципов и методов хозяйствования в коммунальной деятельности: направление работы коммунальных предприятий строго ограничено; не всегда соответствуют формы отношений и связей между производством, потреблением и товарным видом услуг; неэффективен механизм формирования и возмещения затрат; уровень и форма оплаты услуг не стимулируют увеличение доходов и получение прибыли. Следовательно, внедрение рыночных отношений в коммунальном хозяйстве требует учета функциональной деятельности предприятий этой сферы.

Ухудшила финансовое положение предприятий ЖКХ пере дача на баланс ЖКХ без финансовых компенсаций жилищного фонда и объектов соцкульбыта промышленных предприятий и организаций, деятельность которых не позволяет их содержать (например, в поселках золотодобывающей и угольной промышленности).

Необходим поиск оптимальных методов и форм внедрения экономических механизмов и рыночных отношений в ЖКХ.

Источник: https://vuzlit.ru/1635285/ekonomicheskaya_suschnost_vazhneyshey_otrasli_narodnogo_hozyaystva

Жкх как отрасль общественного сектора

Жилищная сфера – составная часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Составной частью жилищной сферы является ЖКХ. От качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг зависит, насколько благоустроено и комфортно живет человек, удовлетворение его насущных потребностей, работоспособность, здоровье и, в конечном счете, отношение к существующей в стране системе управления.

Производственная структура многопрофильного ЖКХ включает более 30 видов деятельности, в том числе такие, как жилищное хозяйство, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, электрогазотеплоснабжение.

К этой сфере относится ремонт не только жилья, но и дорого, мостов и набережных, уборка улиц, сбор и утилизация бытовых отходов и мусора.

В ведении ЖКХ находится гостиничное и банно-прачечное хозяйство, озеленение городов, оказание ритуальных услуг.

Государственная политика в сфере жилья представляет сложную совокупность различных видов социально-экономических и политических факторв и видов воздействия на возможности удовлетворения граждан ЖКХ услугами.

Особенно острой проблемой является проблема аккумуляции необходимых финансовых средств для строительства и содержания жилья и обеспечения услугами ЖКХ.

Выделяют три основных составляющих жилищной политики: концепцию, программу и экономико-правовой механизм реализации программ.

Концепция соотношения государства и рынка очень актуальна для условий России. На данном этапе идет выяснение концепции жилищной политики, где должны сообразоваться рыночные механизмы и госрегулирование.

Жилищные программы затрагивают образ жизни людей, их здоровье, продуктивность деятельности, безопасность, удовлетворение их потребностей в материальных благах, интереса к трудовой деятельности.

Она должна быть социально ориентированной, справедливой, демократичной, реалистичной, экономически преемственной, конструктивной, проводится без разрушения прежних достижений, путем создания, преобразования жилищной среды эволюционно.

Цель и задачи реформирования ЖКХ в России.

Жилищная реформа 90-х годов практически начала осуществляться в соответствии с принятыми законами РФ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» 1991 г. и « Об основах федеральной жилищной политики» 1992 г., призванными реализовать государственную целевую программу «Жилье».

В этих документах отражена новая концептуальная линия в жилищной политике, призванная обеспечить перевод жилищной сферы на рыночные методы и условия функционирования.

В частности, предусматривалось ре-шить такие первостепенные задачи: 1) осуществление быстрого преобра-зования государственной собственности как доминирующей в муниципаль-ную и частную; 2) создание рынка жилья; 3) внедрение конкуренции в жи-лищной сфере; 4) передача прав по управлению недвижимостью реальным владельцам и собственникам; 5) создание надлежащей правовой базы, обес-печивающей права собственников и владельцев жилья, включая земельные участки, на которых расположены строения; 6) создание условий для полнокровного финансирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства жилья за счет платежей населения, бюджетных средств, кредитов банков, других внебюджетных средств; 7) демонополизация управления ЖКХ; 8) внедрение адресной социальной поддержки малообеспеченных граждан и семей по содержанию и платежам за услуги ЖКХ.

Анализ показателей развития ЖКХ за годы реформ.

За годы экономических преобразований 90-х годов произошел раздел собственности по уровням владения и соответственно ответственности, в результате которого жилье и объекты коммунального назначения стали принадлежностью муниципалитетов. Это существенно изменило положение дел в управлении и механизме финансирования ЖКХ.

За 10 лет с 1991 по 2000 г. доля государственного сектора в жилом фонде уменьшилась с 65 до 2%, и этот процесс продолжается, пока будет осуществляться передача объектов социальной сферы от предприятий и организаций в ведение местного уровня управления. Возрастет для частного сектора.

Частное жилье на 01.01.2000. превышало 72% от общего фонда. Практически заканчивается передача в муниципальную собственность объектов ЖКХ, находящихся в ведении государственных предприятий. Они располагали уже в 1998 году только 13% объектов коммунального хозяйства и 9% жилого фонда.

Табл. 14.1 Распределение предприятий ЖКХ по формам собственности, %.

Отрасль ЖКХ (количество предприятий) собственность
смешан-ная частная муници- пальная государственная
41,7 2,5 42,4 13,4
Коммунальное снабжение и водоотведение (3318) 55,1 2,6 35.0 7,3
Дорожное хозяйство и благоустройство (2209) 18,7 5,8 16,4 10,1
Эксплуатация жилищного фонда (30083) 25,1 63.0 7.3 4,6

Из произведенных в ЖКХ секторе работ наибольшее количество услуг оказано предприятиями смешанной и частной форм собственности. Их преимущество стало проявляться не только в улучшении качества работ и услуг, но и в снижении затрат на единицу продукта.

Однако эта сфера по-прежнему требует отвлечения больших финансовых средств из бюджета. Чрезмерно большие расходы на дотирование ЖКХ являются одной из главных причин бюджетного кризиса. Сохраняются существенные различия в размерах платежей населения и предприятий за оказываемые услуги.

Это ставит население в неравное положение, вызывает дополнительные расходы у предприятий и ухудшает их финансовое состояние. Неправомерно высоки административно-управленческие расходы предприятий, оказывающих услуги населению. Они зачастую превышают 50 и более процентов в общей смете затрат.

Несмотря на это, работа данного сектора остается неэффективной, не изменились исходные основы формирования издержек ЖКХ. Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-. водо-, электро -, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится до 70% всех платежей населения.

Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных локальных монополий.

Читайте также:  Как заставить сособственника оплачивать свою долю коммунальных услуг

Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора.

Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающий-ся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается дости-жение и подтверждение им определенного образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.

Особое значение образования обусловлено его местом в общественной жизни, значимостью в социально-экономическом, научном прогрессе в целом и в открывающихся интеллектуальных возможностях любого индивидуума, познающего, приобретающего знания, умения, навыки.

В последнее время роль и значение образования стали рассматриваться не только с точки зрения интереса личности, необходимости обеспечения исторической преемствен-ности поколений, развития культуры, воспитания гражданина, подготовки кадров, но и с позиций влияния на экономику страны.

  • Особенность отрасли образования проявляется в сочетании двух аспектов экономической эффективности образования: внутреннего и внешнего.
  • «Внутренний» непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом и в каждом образовательном учреждении в частности; а также максимальном вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.
  • «Внешний» эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиций абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию и ограниченность государственных средств, выделяемых на соответствующие цели, в России сохраняется достаточно высокий уровень образованности населения.

Поданным переписи населения 2002 года образовательный уровень населения в России вырос по сравнению с 1989 годом. Из 1000 человек в возрасте 15 лет и более 902 имеют образование основное общее и выше (в 1989 году- 806). Их численность составила 109,4 млн.чел.

и увеличилась за межпереписной период на 20%. В полтора раза возросла численность лиц с высшим и средним специальным образованием. Послевузовское образование (закончили аспирантуру, докторантуру, ординатуру) имели 369 чел.

Впервые удельный вес женщин с высшим образованием превысил аналогичный показатель у мужчин.

Таким образом, к началу 3 тысячелетия Россия подошла в числе наиболее образованных стран.

В то же время произошли глубокие принципиальные перемены. Эти перемены коснулись всех сторон – от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания и образовательных технологий. К концу 1980-годов система образования находилась в глубоком кризисе.

Причина заключалась не только в остаточном принципе финансирования и разрушающейся материальной базе, но и главное в том, что сама система перестала соответствовать запросам общества.

Деформированная отраслевая структура учебных заведений с резким превалированием тех, где готовились специалисты для промышленности и просвещения, еще более усугублялась структурой набора и, соответственно, выпуска специалистов.

Возникла сложная задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с новыми требованиями современного рынка труда. В начале 90-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг.

  1. Рынок образовательных услуг – социально-ориентированный механизм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ в сфере образования.
  2. Становление рыночных отношений в образовании ознаменовалось:
  3. 1. изменением структуры и содержания подготовки специалистов, переходу к хозяйственной автономии государственных образовательных учреждений

2. становлении негосударственного сектора.

13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ВВП России и в других странах.

Сфера образования наряду со сферой здравоохранения и социального обеспечения формирует уровень развития человеческого капитала нации. Поэтому при всех национальных различиях государство в странах Запада тратит на нужды образования более 4% ВВП.

Медианная доля государственных ассигнований на образование в структуре ВВП у стран с высоким уровнем человеческого потенциала составляет 4,8%, стран со средним уровнем этого показателя – 4,2%, стран с низким уровнем человеческого потенциала – 2,8%.

(в России – 3,1%).

Лиссабонский саммит (март 2000-го) поставил перед странами ЕС амбициозную задачу: создать к 2010 году развитую «экономику знаний», которая превратит объединенную Европу в мирового лидера..

Было признано, что для этого необходимо повысить качество и эффективность национальных систем образования и профессиональной подготовки, предоствавить каждому гражданину ЕС доступ к высшему образованию в любой стране по его выбору и сделать европейское образование доступным для граждан других, неевропейских стран. Для реализации «лиссабонской стратегии» были выработаны единые методы мониторинга, включающие в себя сбор статистических сведений и их оценку. Подобная долгосрочная политика развитых стран, нацеленная на расширение доступа молодежи к образованию, позволила увеличить долю лиц с высшим образованием в возрастной группе от 25 до 34 лет в Великобритании – до 27%, Франции -31%, Норвегии и Испании -33%, Финляндии и США – 38%, Японии – 45%, Канаде – 47%. Соответственно рост рабочих мест для лиц с высшим образованием значительно опережает общие показатели увеличения занятости в развитых странах. В государствах ОЭСР четверть населения в возрасте от 26 до 64 лет имеет высшее образование. В США этот показатель достиг 37%, в Японии – 34%.

Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/9x2c8d.html

newinspire

Подотрасли ЖКХ и источники финансирования ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом.

С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой стороны, она финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него.

  • Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей ЖКХ:
  • — жилищное хозяйство;
  • — водопроводно-канализационное хозяйство;
  • — топливно-энергетическое хозяйство;
  • — городской пассажирский транспорт;
  • — гостиницы;
  • — благоустройство населенных пунктов.
  • Источниками финансирования ЖКХ, средства которых направляются на покрытие расходов на развитие и содержание ЖКХявляются:
  • — бюджетные средства;
  • — средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;
  • — средства предприятий, принадлежащих им объектов.

В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% — на местные бюджеты.

За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней.

Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов.

Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство) и оплату работ.

  1. В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:
  2. — передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;
  3. — перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;
  4. — увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.

Источник: http://newinspire.ru/l/2/22/861-podotrasli-zhkkh-i-istochniki-finansirovaniya-zhkkh.html

Государственные структуры, занимавшиеся регулированием ЖКХ в России

В ноябре 1917 года в соответствии с Постановлением II съезда Советов в составе НКВД было создано Главное управление по делам местного хозяйства. Начался период централизации управления местным хозяйством.

19 декабря 1917 года согласно постановлению ЦИК Совета рабочих и солдатских и крестьянских депутатов был образован Комиссариат по местному самоуправлению для объединения деятельности всех городских и земских учреждений, в распоряжение которого было передано главное управление по делам местного хозяйства.

Постановлением СНК РСФСР от 17 марта 1918 года Комиссариат по местному самоуправлению был преобразован в отдел местного хозяйства НКВД.Нa VII Всероссийском съезде Советов в 1919 году принят официальный курс на децентрализацию управления городским хозяйством.

В качестве административной единицы приняты территориальные общности населения, которым присвоили независимо от размера (губернии, уезды, волости, города, деревни) единое название «коммуна».

Их хозяйственная деятельность была обозначена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководившие ими, были названы коммунотделами.

  • В январе 1920 года по Постановлению I съезда заведующих коммунальными отделами отдел местного хозяйства НКВД реорганизован в коммунальный отдел.
  • В 1921 году создано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР.
  • Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года ГУКХ НКВД был ликвидирован и образовано Главное управление коммунального хозяйства при Совнаркоме РСФСР.

В 1931 году был создан аппарат для централизованного управления коммунальным хозяйством РСФСР — Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, главным приоритетом которого стали строительные функции, в то же время происходила ликвидация коммунальных отделов на местах с закрытием подразделений, созданных некогда для «собирания коммун». Коммуны городов также были ликвидированы. В результате территории, жилые здания и деятельность населения оказались отделены друг от друга.

  1. В мае 1939 году строительные функций были частично выделены из Наркомата коммунального хозяйства РСФСР и было образовано самостоятельное строительное ведомство СССР.
  2. В 1946 году Наркомат коммунального хозяйства был преобразован в Министерство коммунального хозяйства.
  3. В 1971 году Министерство коммунального хозяйства преобразовано в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, просуществовавшее до июня 1990 года.
  4. После ликвидации Минжилкомхоза РСФСР в 1990 году был образован Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совмине РСФСР, а в 1991 году — Государственный комитет РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству (Госжилкомхоз РСФСР).
  5. В 1991-1992 годах управление системой жилищно-коммунального хозяйства осуществляло Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, в 1992-1994 годах — Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России), в 1994-1997 годах — Министерство строительства РФ (Минстрой России), в 1997-1998 годах — Государственный комитет РФ по жилищной и cтроительной политике, в 1999-2004 годах — Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России), в 2004-2008 годах — Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
  6. Указом от 12 мая 2008 года Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству было упразднено, его функции переданы Министерству регионального развития РФ.
  7. В 2008-2012 годах управление ЖКХ было в ведении Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона.
  8. 3 июня 2012 года постановлением правительства РФ в составе Минрегиона РФ создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой).
  9. На современном этапе управление системой ЖКХ осуществляется на трех уровнях: федеральном, субфедеральном и местном.
Читайте также:  Ооо или тсж что лучше

Федеральные полномочия в сфере ЖКХ осуществляет Госстрой Министерства регионального развития РФ. Госстрой осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.

Также важную роль в функционировании жилищно-коммунального комплекса играют не входящие в систему федеральных органов исполнительной власти институты:

— некоммерческая организация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», созданный Федеральным законом от 21 июля 2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в организационно-правовой форме государственной корпорации и наделенный распорядительной функцией с целью предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном федеральным законом случае местным бюджетам целевых средств на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры;

— коммерческая организация Открытое акционерное общество «Российские коммунальные системы», созданная 29 мая 2003 года в период активного реформирования рынка ЖКХ с целью развития коммунальной инфраструктуры российских городов и предоставления качественных услуг потребителям. При экспертном совете при правительстве РФ действует рабочая группа по развитию жилищно-коммунального хозяйства.

В столице функционирует департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

Основными направлениями деятельности департамента являются: содержание и ремонт городских дорог, озеленение и благоустройство городских территорий, организация водопользования и охраны водных объектов, содержание и ремонт инженерных сооружений, организация обезвреживания и переработки отходов производства и потребления, эксплуатация жилого фонда, организация самоуправления в многоквартирных домах, а также социальная поддержка населения.

  • Аналогичные структуры существуют в различных субъектах РФ.
  • Президент РФ Владимир Путин 1 ноября 2013 года подписал указ о назначении Михаила Меня министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства создается в РФ на базе Госстроя и будет координировать работу Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой).
  • Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20131101/974187860.html

Основные направления реформирования ЖКХ как отрасли народного хозяйства

Повсеместное разграничение функций собственника – домовладельца, управляющей организации (Дирекции Единого Заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах позволит повысить ответственность всех субъектов жилищно-коммунальной сферы, ускорит решение ее проблем.

Проведение реального разгосударствления эксплутационных организаций и формирование самостоятельной финансовой базы собственника-домовладельца и развитие договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Демонополизация деятельность организаций ЖКХ и усиление местного самоуправления, что позволит более эффективно формировать на этом уровне рыночные отношения (цены, конкуренцию, предложение и спрос). В свою очередь это должно привести к снижению затрат и повышению качества предоставляемых населению услуг.

Повышение ответственности руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства и профессионализма всех работников этой сферы.

Одной из целей реформирования ЖКХ является поэтапное сокращение бюджетного финансирования, а в перспективе – полное его исключение с одновременным переходом на полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Обеспечение гарантированной выплаты субсидий является важным условием обеспечения успешного проведения реформы ЖКХ.

Государственная поддержка населения, желающих изменить свои жилищные условия, в т.ч. и финансовая, создание условий для этой части населения как залог повышения их экономической активности, экономического подъема страны в целом.

Дальнейшее развитие жилищного движения, его поддержка организационно, материально, методологически и методически. Поощрение создания товариществ жильцов в домах, осуществление жильцами выбора коммунальных служб, осуществление контроля над их работой, широкое развитие жилищного движения и т.п. Главное – в расширении форм и методов по информации населения в вопросах самоуправления.

  • Создание и развитие отношений партнерства между населением и органами местного самоуправления в процессе производства и предоставления услуг ЖКХ, когда качество этих услуг будет повышаться адекватно их цене, а процедура повышения тарифа станет публичной, доступной для понимания каждого гражданина.
  • Развитие рынка страховых услуг жилья.
  • Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
  • В итоге хотелось бы отметить, что реформы в жилищно-коммунальной сфере чрезвычайно сложны и трудны, диспропорции достигли таких масштабов, что потребуется время и политическая воля не только федерального правительства, но и творческая и целеустремленная работа на местах, чтобы достичь основных целей реформы.   

Источник: https://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/136-osnovnye-napravleniya-reformirovaniya-zhkx-kak.html

Page 2

Главная —> Лекции по СКД —> Классификация технологий

Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.

В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:

• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики,  региона;

макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;

микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.

Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:

  • 1)   по уровню применения;
  • 2)   по философской основе;
  • 3)   по ведущему фактору психического развития;
  • 4)   по ориентации на личностные структуры;
  • 5)   по характеру содержания и структуры;

6)   по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий.

Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д.

Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».

  1. Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:
  2. 1) научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержание и методы обучения, проектируются педагогические процессы;
  3. 2) процессуально-описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для ! получения заранее планируемых результатов обучения; '
  4. 3) процессуально-действенном — в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.

Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в   . сфере культуры и досуга.

Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.

В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):

1) общие технологииориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);

2) функциональные (отраслевые) технологиив своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);

3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

• концептуапьность,
т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

  • • системность,
    которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
  • • управляемость,
    предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
  •  эффективность
    современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
  • • и еще важный элемент технологии — это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
  • Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
  • .

Источник: http://social-culture.ru/index.php?request=full&id=141

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector