Как производится оплата за отопление в многоквартирном доме

Как производится оплата за отопление в многоквартирном доме

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту — ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Эта норма в Жилищном кодексе РФ была изначально и особо не претерпевала изменений с момента введения в действие ЖК РФ. Об обязательности оплаты жилищно-коммунальных услуг знает каждый собственник или наниматель помещения в многоквартирном доме.

Оплата отопления в многоквартирных домах, пожалуй, самая большая статья расходов собственников помещений МКД. Тарифы на коммунальный ресурс тепловая энергия устанавливаются нормативно-правовым актом субъекта Федерации.

  • Прекрасно известно, что ресурсоснабжающие организации (РСО) в нашей стране практически все монополисты и успешно лоббируют свои интересы, как на уровне законодательной власти при принятии законов и подзаконных актов, так и на уровне применения и толкования уже принятых законов.
  • Если посмотреть установленный федеральным законодателем порядок установления тарифов на коммунальные ресурсы, то в тариф включаются практически все возможные затраты РСО на производство, транспортировку и продажу той или иной коммунальной услуги.
  • Не мудрено, что зачастую собственники пытаются тем или иным способом уменьшить свои расходы на содержание помещения в МКД и платежи за коммунальные услуги.

Одним из таких способов снижения финансовой нагрузки собственники выбирают демонтаж радиаторов отопления в помещениях МКД для того, чтобы не платить за коммунальную услугу по отоплению. Насколько это законно, приходится разбираться в дальнейшем в судах, которые частенько выносят противоположные решения.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г.

№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении) потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/kommunalnye-uslugi/oplata-otopleniya-pri-otsutstvii-v-pomeshchenie-radiatorov/

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

Как производится оплата за отопление в многоквартирном доме

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади.

Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д.

Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил.

В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д.

, это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать.

Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет.

По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Источник: https://www.garant.ru/news/1202275/

Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления

Дубова Я.Г., эксперт журнала

Как производится оплата за отопление в многоквартирном доме

Надо ли начислять плату за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, которые отключились от центрального отопления (помещения отапливаются с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии)?

Читайте также:  Что делать со злостными неплательщиками коммунальных услуг

Про плату за отопление

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У кого конкретно возникает данная обязанность, сказано в ч. 2. Это:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, государственного или муниципального жилищного фонда) – с момента заключения такого договора;
  • арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • член ЖК – с момента предоставления жилого помещения таким кооперативом;
  • собственник помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение;
  • лицо, принявшее от застройщика (лицо, обеспечивающее строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи;
  • застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам, – с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Вне зависимости от того, кто должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, данная плата включает в себя плату за коммунальные услуги. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:

  • исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при наличии таковых);
  • исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета).

Среди видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (собственнику помещения в МКД, жилом доме, а также лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в доме, потребляющему коммунальные услуги), числится отопление.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Данная норма прописана в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (п. 42(1) указанных правил) зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года) и от того, есть ли в МКД приборы учета тепловой энергии.

Характеристика Особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению
В МКД отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета (ОПУ) тепловой энергии Размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых или нежилых помещениях в этом доме установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии Размер платы в помещении рассчитывается исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме
МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии Размер платы в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме

Про возможность отключения от центрального отопления

Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.

2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» запрещен переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения домов (исключение касается только случаев, определенных схемой теплоснабжения). К запрещенным индивидуальным квартирным источникам тепловой энергии относятся источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения):

  • наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
  • наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
  • температура теплоносителя – до 95 °С;
  • давление теплоносителя – до 1 МПа.

Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все‑таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения – это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190‑ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).

Кроме того, согласно пп. «в» п.

 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на МКД, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, определенных проектной и (или) технической документацией на дом.

Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, – дело № А74-4772/2016.

Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов.

Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 № Ф02-1114/2017).

В деле № А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления.

Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.

Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:

  • согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
  • корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
  • получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
  • разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
  • выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.

Обратите внимание:

судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 № Ф06-17561/2017 по делу № А55-26533/2015).

В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указал, что запрет, установленный ч. 15 ст.

 14 Федерального закона № 190‑ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

А Минстрой в Письме от 15.10.2014 № 22588‑ОД/04 добавил: процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.

Про плату за отопление при отключении от центрального

отопления отдельных жилых помещений

При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений.

С одной стороны, жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. С другой стороны, определить стоимость платы только на указанные цели не представляется возможным, если нет индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях.

Вывод: расчет производится в общем порядке.

Так, если в МКД нет ОПУ тепловой энергии, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основе норматива, который утверждает орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В свою очередь, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, законодательством не установлена и возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на ОДН и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Если же индивидуальные приборы учета тепловой энергии имеются во всех жилых и нежилых помещениях МКД, оборудованного ОПУ тепловой энергии, плата будет определена с учетом показаний счетчиков.

Таким образом, собственникам помещений, отапливаемых с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, должна начисляться плата за коммунальную услугу по отоплению.

Как указал АС СКО, переоборудование помещения путем демонтажа радиаторов отопления без законных оснований не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие действия, от обязанности по оплате потребляемой тепловой энергии.

Квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции МКД, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество дома (Постановление от 28.09.2017 № Ф08-7132/2017 по делу № А53-20472/2016).

Изложенный подход подтверждают и другие судебные решения.

Арбитражный суд Судебный акт
АС СКО Постановление от 16.01.2018 № Ф08-9958/2017 по делу № А53-13387/2017, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 15.03.2018 № 308‑КГ18-928
Постановление от 26.02.2018 № Ф08-9705/2017 по делу № А53-13385/2017
АС СЗО Постановление от 02.11.2017 № Ф07-12165/2017 по делу № А42-6533/2016
АС ПО Постановление от 06.07.2017 № Ф06-20460/2017 по делу № А57-13845/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-21180/2017 по делу № А57-13843/2016
Постановление от 05.07.2017 № Ф06-20996/2017 по делу № А57-13844/2016
Постановление от 12.09.2017 № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2018 № 306‑ЭС17-20725
АС ВСО Постановление от 10.02.2017 № Ф02-7582/2016, Ф02-7746/2016 по делу № А10-958/2014

В то же время следует отметить, что в ряде случаев судьи АС ВВО поддержали УК (ТСЖ), теплоснабжающие организации, которые не начисляли собственникам жилых помещений МКД, оборудованных индивидуальной (автономной) системой отопления, плату за услугу по отоплению. Обоснование таково.

Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Жилищная инспекция не оспаривала правомерность переоборудования квартир под индивидуальное отопление, этот вопрос не был предметом проверки. Доказательств того, что отопительные приборы в спорных квартирах включены в перечень приборов, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД, приведенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, нет.

Судебный акт
Постановление от 09.02.2017 № Ф01-6514/2016, Ф01-6515/2016 по делу № А79-8748/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.05.2017 № 301‑КГ17-6395
Постановление от 05.02.2018 № Ф01-6562/2017 по делу № А17-3138/2017
Постановление от 28.02.2018 № Ф01-6319/2017 по делу № А11-1525/2017
Постановление от 27.02.2018 № Ф01-6308/2017 по делу № А11-977/2017

* * *

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом.

Использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (то есть дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима). В связи с этим жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. 

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №4, 2018 год

Источник: https://www.audar-press.ru/plata-za-otoplenie-pri-otkluchenii-sobstvennika

Расчет платы за индивидуальное отопление — новое в законе

Главная страница » ЖКХ » Расчет платы за индивидуальное отопление — новое в законе

  • Для всех собственников квартир с индивидуальными котлами — наконец-то свершилось!
  • Правительство РФ после определения Конституционного суда, принятого 20 декабря 2018 года, уже, внимание, 28 декабря 2018 года утверждает новый порядок расчета по отоплению!
  • Такой скорости принятия поправок после указания Конституционного суда я не припомню, очевидно, документы давно были разработаны.
  • Написав про определение Конституционного суда, в котором суд дал Правительству указания разработать новый расчет платы за отопление для собственников, имеющих индивидуальный котел, спустя неделю я случайно обнаруживаю, что Правительство уже приняло изменения.
Читайте также:  Как рассчитывается квартплата в новостройке

Постановление касается не только тех, у кого индивидуальный котел, но и собственников, установивших индивидуальные счетчики отопления. Так как раньше законом не предусматривался расчет платы за тепло, если в МКД не у всех собственников были теплосчетчики.

В том числе поправки касаются и владельцев нежилых помещений, имеющих свою систему отопления.

Изменения содержат в себе длинные формулы, копировать их в статью я не буду. Если вкратце — теперь собственник будет платить отдельно за свое тепло и отдельно за отопление в МКД общих площадей (общего имущества — подъезды, подвалы и т.п.). За общее тепло оплата будет производиться пропорционально доле в общем имуществе.

Однако, теперь собственники, обогревающиеся от Теплосети, точнее их оплата за тепло, будет зависеть от некого «условного коэффициента», получаемого от суммы показаний индивидуальных счетчиков всех квартир, разделенной на общую площадь этих квартир. Если квартира с теплосчетчиком одна — то по ее данным и получат условную цифру.

Остается надеется, что соблюдение прав индивидуалов и принятие поправок Правительством не увеличит размер платы для потребителей, использующих центральное отопление (а таких большинство).

С принятием поправок в Правила 354 аналогичные изменения внесены в Жилищный кодекс, обязывающие при расчете платы за отопление учитывать показания индивидуальных счетчиков тепла.

Таким образом, собственники, планирующие установить индивидуальный котел — теперь могут не беспокоиться и смело начинать работы и сбор документов.

Квитанции на двойные суммы по отоплению больше приходить к индивидуалам не будут (с 1 января 2019 года).

Однако, следует не забывать, что на установку отопительного котла в квартире необходимо согласие администрации района и соответствующих контролирующих служб города.

Читайте также

Страница 1 из 11

Источник: https://urist-rostov.com/raschet-platy-za-otoplenie/

Отопление: позиция КС РФ, жилищное законодательство и законы физики

10 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утв. ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила 354).

В частности, проверяемыми нормами установлено, что в многоквартирном доме (МКД), который оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ, без учета показаний ИПУ (формулы 3, 3.1, 3.2 Приложения 2 к Правилам 354). То есть, в случае отсутствия ИПУ отопления хотя бы в одном помещении МКД, показания ни одного из ИПУ, установленных в других помещениях этого МКД к расчету не принимаются. Проверив конституционность указанных норм, КС установил, что «оспариваемые нормы в своей взаимосвязи и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не соответствуют Конституции РФ», аргументировав свою позицию следующим образом: «Из-за одного или немногих пользователей, не поддерживающих счетчик в исправном состоянии, все остальные жильцы дома вынуждены оплачивать коммунальную услугу вне зависимости от реальных объемов потребления ими тепла. Это нарушает конституционные принципы равенства, правовой определенности, справедливости и соразмерности, а также баланс публичных и частных интересов». Суд указал, что «Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев более эффективный и справедливый порядок определения платы за тепловую энергию».

Расчет стоимости отопления, в том числе в случае наличия в доме ОПУ и отсутствия хотя бы в одном помещении дома ИПУ, вызывает неизменно много вопросов – гораздо больше, чем в отношении прочих коммунальных услуг. Связано это с рядом технических особенностей отопления, повлекших за собой и юридические особенности – регулирование порядка расчета стоимости отопления отличается от всех остальных коммунальных услуг.

В данной статье попробуем разобраться в этих технических и юридических особенностях, а также попытаемся оценить последствия Постановления КС РФ.

Суть коммунальной услуги по отоплению

Коммунальная услуга по отоплению заключается в подаче в помещения МКД теплоэнергии для нагрева воздуха, стен, прочих поверхностей внутри помещения.

Тепло подается путем циркуляции в системе отопления нагретого теплоносителя (воды), который, имея более высокую температуру, чем окружающий воздух, в соответствии с законами физики (более нагретое тело отдает тепло менее нагретому) отдает тепло в этот окружающий воздух.

  • При этом отдача тепла от теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, происходит следующими способами:
  • 1) Передача тепла теплопроводностью
  • Данная передача тепла происходит при непосредственном физическом контакте элементов внутридомовой системы отопления с конструктивными элементами дома, в том числе: в местах соприкосновения трубопроводов отопления со стенами, в местах прокладки трубопроводов через стены и перекрытия, внутри строительных конструкций дома, через крепления трубопроводов к несущим конструкциям дома.

Теплопроводностью передается значительный объем теплоэнергии. Можно привести пример из бытовой жизни – для более эффективной сушки мокрого белья его размещают непосредственно на полотенцесушителе или радиаторе отопления, обеспечивая физический контакт с нагревательным элементом, имеющем более высокую температуру, чем температура воздуха, стен и иных поверхностей в помещении.

2) Передача тепла конвекцией

Указанный вид теплопередачи обеспечивается с помощью воздуха, выступающего в качестве некоторого «посредника» между источником тепла (элементы системы отопления) и потребителями тепла (стены, иные поверхности конструкций помещения, инвентарь, утварь, предметы, имеющиеся в помещении и т.п.). Воздух, получая тепло непосредственно от источника (элементы системы отопления), перемещается, обеспечивая перенос тепла в отдаленные от источника тепла части помещений и в помещения, не содержащие элементов внутридомовой системы отопления.

Именно конвективный теплообмен обеспечивает обогрев помещений, в которых не имеется никаких элементов системы отопления (например, коридоров в квартирах, чуланов), а также помещений, входящих в состав общего имущества – лестничных маршей, лестничных клеток, подвалов и т.п.

Очевидно, что подъезды являются отапливаемыми, даже если в них отсутствуют трубопроводы или радиаторы системы отопления – например, при температуре уличного воздуха зимой –30°С, в подъезде температура воздуха выше, и эта повышенная температура обеспечивается именно за счет конвективного теплообмена.

3) Передача тепла излучением

Этот вид теплопередачи заключается в передаче тепла от источника к потребителю, находящемуся в зоне прямой видимости, при отсутствии непосредственного физического контакта. Тепло передается посредством излучения через оптически проницаемую среду.

Для понимания сути теплопередачи излучением можно рассмотреть передачу тепла от Солнца к Земле. Понятно, что наиболее заметно излучение при очень высокой температуре источника тепла.

Излучение от элементов системы внутридомовой системы отопления менее значительно, чем от Солнца, но все-таки имеется.

Невооруженным взглядом увидеть это излучение невозможно, но при использовании специальных приборов – тепловизоров – его прекрасно видно.

Немаловажно понимать, что источником тепла для отопления помещения МКД является не конкретно радиатор отопления, а вся внутридомовая система отопления дома в целом, каждый ее элемент, к которым, в числе прочих, относятся и радиаторы.

Пункт 6 Правил содержания общего имущества в МКД, утв. ПП РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила 491) устанавливает: «6.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Из приведенной нормы следует, что сам по себе радиатор отопления не является теплопотребляющей установкой (энергопринимающим устройством), поскольку он является лишь частью внутридомовой системы отопления.

Поэтому заявления о наличии или отсутствии в конкретном помещении МКД теплопотребляющих устройств несостоятельны, так как теплопотребляющей установкой (в том числе, в терминологии Федерального закона от 27.07.

2010 N190-ФЗ) является вся внутридомовая система отопления дома, предназначенная для обеспечения нормативной температуры воздуха во всех помещениях дома.

Коммунальная услуга по отоплению является особым видом коммунальной услуги, важнейшее отличие этой коммунальной услуги от других заключается в отсутствии конкретной точки потребления услуги. Например, для водоснабжения определяется точка водоразбора, для электроснабжения определяется точка подключения электрооборудования, а для отопления такой точки потребления услуги не определяется.

При этом исключить теплоотдачу на отдельных участках теплосети невозможно. Применение изолирующих материалов способно снизить эту теплоотдачу, но довести ее до нуля невозможно. Тепло, в том числе, распространяется через стены между помещениями МКД и через наружные стены дома.

Например, обследования энергоэффективности дома проводятся с помощью тепловизоров – осмотр наружных стен дома через тепловизор дает наглядное представление о том, что тепло излучается как через неплотности (швы между панелями, щели в окнах и дверях), так и непосредственно через стены.

Поскольку тепло передается от более нагретого тела к менее нагретому, при этом существуют несколько способов теплопередачи, среди которых большую роль играет конвекция, позволяющая осуществлять теплообмен в отсутствие непосредственного физического контакта, вне зон прямой видимости между источником и потребителем тепла, из указанных обстоятельств следует, что между помещениями дома идет постоянный теплообмен, в том числе помещения, вообще не оборудованные источниками тепла, не оборудованные хоть какими-то элементами внутридомовой системы отопления, все равно получают тепло из других помещений дома – как через стены и перегородки, так и с нагретыми воздушными массами через отверстия и неплотности. Указанные физические особенности используются, в том числе, при проектировании систем отопления домов – например, отопление подвалов, необходимое для недопущения образования влаги (росы) на металлических трубах, что способствует коррозии этих труб, осуществляется не путем размещения в них радиаторов отопления, а путем оборудования специальных продухов, обеспечивающих циркуляцию через подвальные помещения нагретого воздуха, отапливающего эти помещения.

Отопление с точки зрения жилищного законодательства РФ

В силу особых физических свойств тепла определен особый порядок расчета объема потребления теплоэнергии на отопление, отличный от других коммунальных услуг.

Жилищное законодательство РФ рассматривает весь МКД как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества.

Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков или лежаков) системы отопления.

Читайте также:  Как законно не платить за капремонт многоквартирных домов

Как уже отмечено выше, в соответствии с п.6 Правил 491 обогревающие элементы (радиаторы) и трубопроводы (стояки) являются частями системы отопления, которая относится к общему имуществу.

В силу прямого указания части 4 статьи 37 ЖК РФ выдел в натуре долей в праве собственности на общее имущество недопустим, а следовательно, недопустимо признавать исключительное право собственности собственников отдельных помещений на отдельные элементы внутридомовой системы отопления.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях МКД, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а вовсе не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Тепло не может не потребляться в отдельных, обособленных помещениях, оно потребляется абсолютно во всех без исключения помещениях, в том числе в помещениях, входящих в состав общего имущества – именно исходя из принципа обеспечения нормального температурного режима во всех без исключения помещениях МКД проектируются системы отопления таких домов.

Определить, сколько конкретно теплоэнергии потреблено в тех или иных жилых и нежилых помещениях, а сколько тепла потреблено в помещениях из состава общего имущества, с технической точки зрения крайне затруднительно.

Именно поэтому абзац 2 пункта 40 Правил 354 устанавливает: «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Из приведенной нормы следует два вывода:

1) Каждый потребитель отопления обязан оплачивать не только тот объем теплоэнергии, который потреблен непосредственно в его помещении, но и оплачивать теплоэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества.

То есть, даже если предположить, что в помещении, принадлежащем потребителю, теплоэнергия на отопление не потребляется, такой потребитель все равно обязан оплатить долю в стоимости теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества.

2) Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем теплоэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Объем теплоэнергии на отопление, подлежащий оплате потребителем, рассчитывается совокупно, без разделения на индивидуальное и общедомовое потребление.

Необходимо обратить внимание, что для случая, когда МКД оборудован ОПУ тепла и все (100%!) помещений дома (и жилые, и нежилые!) оборудованы ИПУ тепла, расчет стоимости отопления ведется по формуле 3.

3 Приложения 2 к Правилам 354, и в этом случае объем теплоэнергии, подлежащий оплате потребителем, складывается из объема, определенного по ИПУ, и объема, определенного как разница между ОПУ и суммой ИПУ, распределенного среди жилых и нежилых помещений дома пропорционально их площади.

Эту вторую составляющую условно можно считать объемом теплоэнергии в целях содержания общего имущества, она даже обозначается в формуле 3.

3 Приложения 2 к Правилам 35 символом «VОДН», хотя и не называется именно как «теплоэнергия на общедомовые нужды (ОДН)», поскольку такой коммунальной услуги не существует, и плата за отопление в соответствии с ранее процитированным абзацем 2 пункта 40 Правил 354 вносится совокупно, без разделения на составляющие.

Кроме того, важно обратить внимание на следующие имеющие существенное значение положения Правил 354:

1) абсолютно все формулы расчета платы за отопление, утвержденные Правилами 354, устанавливают одинаковый порядок расчета стоимости отопления как для жилых, так и для нежилых помещений;

2) во всех формулах расчета платы за отопление, предусмотренных Правилами 354 для случаев наличия ОПУ (формулы 3, 3.1, 3.3), и в формуле расчета корректировки платы за отопление (формула 3.2) используется величина «общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме», обозначенная «Sоб».

  1. Из вышесказанного следует, что действующее жилищное законодательство РФ устанавливает в качестве принципов расчета стоимости отопления:
  2. 1) Принцип распределения всего объема теплоэнергии, потребленной в МКД на отопление, среди собственников всех жилых и нежилых помещений, пропорционально площади указанных помещений;
  3. 2) Принцип единообразия порядка расчета стоимости отопления для жилых и нежилых помещений;
  4. 3) Использование в расчетах общей площади всех помещений дома – как жилых, так и нежилых (за исключением площади помещений из состава общего имущества), независимо от технических характеристик элементов внутридомовой системы отопления в конкретных помещениях, в том числе таких характеристик, как наличие или отсутствие в помещениях радиаторов отопления, количество радиаторов, наличие или отсутствие в помещениях трубопроводов (стояков или лежаков), наличие или отсутствие изоляции на указанных трубопроводах.

Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от 25.04.2018 N АКПИ18-146 указывая:

«Отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха. Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству.

Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.

Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды

».

Определением от 24.11.2017 № 302-ЭС17-17003

Источник: http://geosts.ru/glavnyie-novosti/otoplenie-pozitsiya-ks-rf-zhilishhnoe-zakonodatelstvo-i-zakonyi-fiziki/

Оплата за индивидуальное отопление в квартире с 2019: новые справедливые изменения в оплате

Под конец 2018 года Конституционный суд принял важное решение, касающееся тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление своей квартиры.

Как показывают жизненные наблюдения, негативные моменты почему-то лучше оседают в памяти, нежели что-то позитивное. Поэтому ушедший 2018-й многим запомнился прежде всего как год, в котором был увеличен пенсионный возраст.

  • Но было бы несправедливо умолчать и о положительных изменениях, которые произошли в 2018-м – в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • Благодаря Конституционному суду в этом году произошел настоящий прорыв в решении двух давних проблем, связанных с оплатой отопления в многоквартирных домах.
  • Напомню, что еще летом суд, наконец, признал несправедливой и не соответствующей Конституции действующую систему начисления платы за отопление для тех, у кого в квартирах стоят индивидуальные счетчики тепла.
  • Показания приборов учитывались лишь в тех случаях, если в доме имеется коллективный счетчик и при этом все помещения в нем оснащены действующими индивидуальными приборами учета.
  • В результате собственники лишались возможности платить за отопление по своим счетчикам, если хотя бы в одной квартире счетчик отсутствовал или был выведен из эксплуатации (в связи с поломкой или пропуском срока очередной поверки).

Конституционный суд обязал Правительство внести соответствующие изменения для того, чтобы собственники не лишались законной возможности использовать показания своих счетчиков при начислении платы за отопление из-за соседей, которые от таких счетчиков отказались (постановление от 10 июля 2018 г. № 30-П).

И вот, под конец года Конституционный суд принял еще одно, не менее важное решение, которое касается тех, кто отключился от системы центрального отопления и перешел на индивидуальное отопление своей квартиры.

Конфликт между такими собственниками и управляющими организациями длится уже не один год. Суть его в том, что счета за отопление выставляются в том же размере, что и до отключения.

Казалось бы, что за нонсенс? Человек прошел все инстанции, согласовал переоборудование своей квартиры под индивидуальное отопление, выполнил все необходимые работы – живи да радуйся, как говорится. Но в итоге приходится платить и за свой отдельный котел, и по-прежнему за центральное отопление.

В свое время проблема эта дошла до Верховного суда, который признал, что взимание платы за центральное отопление с «индивидуалистов» абсолютно законно:

  • Правила предоставления коммунальных услуг (от 30 мая 2011 г.) предусматривают, что плата за них рассчитывается исходя из объема потребления, а если его установить невозможно – по нормативам;
  • Закон «О теплоснабжении» запрещает переход на индивидуальное отопление с использованием предусмотренных правительством источников без внесения изменений в схему теплоснабжения дома;
  • Система центрального отопления относится к общедомовому имуществу, бремя содержания которого возлагается на всех собственников помещений в доме.

Таким образом, Верховный суд подтвердил законность пункта 40 Правил от 30 мая 2011 г., который не разграничивает в нормативах платы за отопление индивидуальный и общедомовой обогрев.

На этом основании суды долгое время удовлетворяли иски теплоснабжающих и управляющих организаций о взыскании долгов за центральное отопление с собственников, которые от него отказались.

Но Конституционный суд неожиданно высказал иное мнение по этому поводу (постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П). Он признал, что собственники обязаны оплачивать расходы на обогрев общих помещений в многоквартирном доме.

Однако суд не согласился с тем,

  • что Правила не разделяют оплату за общедомовое отопление и поступающее по центральной сети в квартиры.
  • Тем самым жильцы, узаконившие переход на автономное отопление, вынуждены платить за услуги, которые фактически не получают.

Признав это незаконным, Конституционный суд обязал Правительство внести изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. До того времени Минстрой должен в срочном порядке разработать методику расчета платы за индивидуальное отопление в соответствии с этой позицией суда.

Таким образом, 2019 год начинается на позитивной ноте для тех, кто не пользуется центральным отоплением: плату для них, наконец, снизят.

Ирина Сивакова, кандидат юридических наук

Источник

Источник: https://zagorodnaya-life.ru/oplata-za-individualnoe-otoplenie-v-kvartire-s-2019-novye-spravedlivye-izmeneniya-v-oplate/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector