Как управляющая компания может поднять тарифы

Как управляющая компания может поднять тарифы

Не каждый жилец многоквартирного дома во время оплаты счетов углубляется в особенности такого пункта, как «содержание и текущий ремонт здания». В общем смысле эта категория подразумевает устранение неполадок, что мешают комфортному проживанию. Также в нее включается проведение всех необходимых ремонтных работ, которые осуществляются с целью поддержания надлежащего внешнего вида всех общих помещений. Каждый владелец обладает законным правом предоставления ему информации о тарифах, значение которые повысится в 2019 году.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Управляющая компания обязуется следить за общим состоянием помещений в многоквартирном доме, предотвращать износ имущества и, в случае необходимости, проводить соответствующие данной конкретной ситуации ремонтные работы.

Также представители организации ответственны за выполнение регулярных санитарных проверок на протяжении всего эксплуатационного периода.

Полный перечень услуг с их особенностями содержится в «Методическом пособии по ремонту и содержанию жилфонда».

Управляющая компания не имеет законного права самостоятельно изменять какие бы то ни было тарифы на содержание жилья. Оплата за содержание здания устанавливается в размере, который утвержден требованиями законодательства.

Также в соответствии со статьей №156 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение предложений по регулированию расценок на коммунальные услуги находится в компетенции общего собрания собственников здания.

Любые изменения в тарифах либо дополнительные платежи, которые управляющая компания вводит без одобрения общего собрания собственников квартир, рассматриваются как нарушение закона. В такой ситуации необходимо обратиться в муниципальную жилищную инспекцию и прокуратуру.

До вынесения окончательных решений данных органов жильцы могут попросту не вносить плату сверх утвержденного ранее тарифа.

С 1 января 2019 года тарифы на квартплату будут меняться дважды. Первый раз — в январе, второй — в июле. Причина внезапного и досрочного повышения объясняется увеличением ставки налога на добавленную стоимость в России.

Закон о повышении НДС с 18 до 20 процентов был подписан президентом Путиным в августе 2018 года.

В отсутствии дополнительных инфляционных факторов это подразумевает увеличение стоимости большинства товаров и услуг в стране на 1,7%.

Считается, что в настоящее время тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства обоснованы, и цены на них не являются коммерческими.

После повышения НДС у поставщиков коммунальных услуг также возникли сложности с уплатой налога, так как денег на оплату НДС по повышенной ставке попросту не хватало.

По этой причине управляющие компании и поставщики услуг света, газа и тепла обратились с просьбой пересчитать и тарифы ЖКХ. Результатом стало повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году.

В январе 2019 года все тарифы ЖКХ во всех регионах России повышаются на один и тот же процент — 1,7%. Никакой дифференциации не предусмотрено, что и понятно в силу специфики этого повышения.

Январская индексация направлена только на компенсацию разницы ставки налога на добавленную стоимость. С 1 июля будущего года тарифы дополнительно проиндексируют еще на 2,4%.

Это средний по стране процент, таблица по регионам разнится и выглядит намного сложнее.

Порядок установления тарифа на содержание и ремонт жилья

Расценки денежных средств на содержание и ремонт общего имущества жильцов проводятся с учетом размера площади, которую занимает каждый собственник.

Доля каждого владельца будет равна процентному отношению от общего метража всех имеющихся на содержании управляющей компании помещений.

В зависимости от установленных стандартов по каждой конкретной квартире начисление платежа производится с помощью перемножения указанной доли на тарифную ставку. Итоги арифметических действий подобного рода являются суммой оплаты в квитанции.

Расчетами занимаются представители управляющей компании. Жителям квартир следует заранее внимательно изучить все пункты и особенности соглашения, чтобы знать, на что уходят их деньги. В 2019 году стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться в первую очередь перечнем и периодичностью ремонтных работ.

Для планирования себестоимости работ и услуг управляющие компании руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  • Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);
  • Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).

Огромное количество управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ, объявляя при этом только общий размер платежа.

При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники многоквартирного дома не в состоянии полноценно проконтролировать расходы.

В условиях неустановленной периодичности совершения конкретных ремонтных работ очень сложно придерживаться установленных на определенные затраты норм.

Для формирования тарифного плана управляющей компании необходимы технико-экономическая информация о здании. Чем детальнее будут предоставленные данные, тем более точным получится итоговый тарифный план.

В интересах собственников и жильцов МКД обеспечить представителей управляющей компании точными материалами, ведь в противном случае при расчетах будут использованы примерные, зачастую сильно увеличенные показатели.

Как рассчитать тариф?

Как управляющая компания может поднять тарифы

При расчете тарифа учитываются ресурсы, которые уходят на содержание здания. Это электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, уборка придомовой территории и подъездов, покраска стен, текущий ремонт и прочие расходы на поддержание дома в хорошем состоянии.

Процент индексации не зависит от места жительства или особенностей коммунальной услуги. Для вычисления текущего тарифа необходимо умножить действующий на сегодня план на 1,017 или прибавить на калькуляторе 1,7% от суммы.

Например, за один кубометр холодной воды жители Москвы платили 38,06 рублей, после индексации 2019 года эта сумма выросла до 38,70 рублей. Если в 2018 году киловатт электричества в столичном доме стоил 5,38 рублей, то в 2019 году он увеличится до 5,47 рублей. Раньше отопление в столице стоило 2279,95 рублей за 1 ГКал тепла, новый тариф изменил данную сумму до 2318,59 рублей.

Принцип подсчета всегда один и тот же. Можно взять любую коммунальную услугу в любом городе страны и легко выяснить ее стоимость с 1 января 2019 года, прибавив 1,7%. Можно поступить еще проще — вычислить общие расходы на коммунальные платежи и прибавить к ним необходимый процент.

Составляющие элементы платы за содержание и ремонт многоквартирного дома:

  • Финансовые средства, которые были потрачены на обслуживание общих помещений;
  • Штрафы за несвоевременную выплату земельных налогов на содержание и ремонт инженерных коммуникаций;
  • Поддержание санитарных норм в общих помещениях и на территории придомового участка;
  • Оплата труда сотрудников управляющей компании и подрядных организаций;
  • информационных баз данных и иных вспомогательных систем, которые позволяют систематизировать и хранить все материалы, связанные с проведенными работами.

Размер регулирования или изменения тарифного плана, который предлагает управляющая многоквартирного дома, должен иметь обоснования. Его предназначение в обеспечении рентабельности организации.

При условии, что управляющая компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать наиболее оптимальный план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья УК?

Оплата за содержание и ремонт в многоквартирном жилом помещении считается результатом соглашения между сторонами управления МКД.

Представители управляющей компании не имеют права в одностороннем порядке, то есть не обсудив это с собственниками здания, заниматься установлением или изменением тарифов.

Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу № А66-5611/2009.

В соответствии с пунктом 7 статьи №156 Жилищного законодательства, владельцы квартир имеют право сами регулировать предложенные управляющей компанией тарифные ставки на предоставляемые услуги.

Как хозяин помещения в многоквартирном доме, любой человек вправе инициировать общее собрание собственников с целью изменения тарифа на содержание.

Это приоритет, которым каждый жилец имеет право пользоваться на законных основаниях.

На собрании жильцов может быть произведено самостоятельное вычисление предварительных расчетов.

При выявлении явных завышений платежей и требований уплаты тех услуг, которые так и не были предоставлены управляющей компанией, жильцы и собственники многоквартирного дома имеют право потребовать новую тарификацию.

На этом основании устанавливаются поправки к существующему договору на оказание услуг, и управляющая компания обязуется изменить оплату.

Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам.

Когда жильцы сталкиваются с фактом завышения со стороны управляющей компании цен на тарифы, необходимо обратиться к представителям УК с заявлением о перерасчете коммунальных платежей. Управляющая компания обязана рассмотреть предоставленное заявление и принять решение. Когда признается факт ошибки со стороны УК, ответ будет положительным.

Лишние финансовые средства будут возвращены либо перечислены в счет будущих платежей. Заявление составляется в двух экземплярах. Также его можно отправить заказным письмом с описью о вложении.

Когда ответ от управляющей компании является отрицательным, жильцам следует написать заявление с жалобой в жилищную инспекцию.

Вместе с жалобой необходимо приложить все заключенные соглашения, а также доказать сам факт обращения в УК.

В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.

Представители жилищной инспекции должны будут провести проверку. Если факт нарушения будет подтвержден, то управляющей компании придется выплатить значительный штраф. Если Жилищная инспекция будет бездействовать, то собственникам придется обратиться в прокуратуру или суд.

При обращении в суд или прокуратуру будет лучше все действия фиксировать документально. При обращении следует оперировать полезными пунктами в законодательстве. Все тексты должны быть предельно точными и не иметь эмоциональной окраски.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://ahrfn.com/kvartplata/povyshenie-tarifa-na-soderzhanie-i-remont-zhilya.html

Тарифы из воздуха

Как управляющая компания может поднять тарифы

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Теоретически эта практика управляющих компаний позволяет им завышать стоимость и капитального ремонта дома.

Согласно закону о капремонте (закон № 271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»), жильцы вправе передавать полномочия по сбору взносов на капремонт своим управляющим компаниям, напоминает партнер юридической компании Orient Partners Ксения Казакова.

Впрочем, президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов отмечает, что даже если сборами средств на капремонт занимается УК, то решение о размере взноса принимают сами жильцы.

«Собственники помещений многоквартирного дома, которые решили открыть специальный счет, на который будут зачисляться средства на капремонт, могут на общем собрании определить размер ежемесячного взноса. Однако размер этого взноса не может быть меньше установленного региональными властями минимума», — добавляет юрист. В Москве минимальный размер взноса с 29 декабря 2014 года составляет 15 руб. за квадратный метр, с 1 июля этого года он будет повышен до 17 руб.

Читайте также:  Где оставить жалобу на управляющую компанию

Партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев добавляет, что обычно УК используют более изощренные способы максимизации прибыли, чем завышение взносов на капремонт. «Иногда УК могут включать в общие тарифы взносы за пустяковые услуги. Когда договор согласуется с жильцами и проверяющими органами, они могут не поинтересоваться ценообразованием тех или иных тарифов.

А если они увидят какую-то абсурдную статью расходов, вынесенную в списке отдельно, то могут задаться вопросами», — приводит пример юрист. Ведущий эксперт по жилищному праву и ЖКХ организации «За права человека» Виктор Федорук приводит пример такого глобального ценообразования из своей практики.

Речь идет о плате за техническое обслуживание счетчиков, которую управляющие компании нередко включают, например, в более общую статью платы за содержание внутридомовых систем водоснабжения и канализации. Никаких регламентов на эту услугу нет, заявляет эксперт. «Жильцы отдают по 50 руб. в месяц на обслуживание счетчиков, но работ никто не проводит.

Управляющие компании просто протирают с них пыль!» — возмущается правозащитник.

Не только тарифы

Недобросовестные управляющие компании не ограничиваются махинациями с тарифами. Как указывает Виктор Федорук, к нему недавно обратились несколько граждан, считающих себя жертвами сговора службы Единых расчетных центов и управляющих компаний.

По их словам, управляющие компании брали списки людей, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ, и, пользуясь правом приостановить субсидии из-за долгов, просили коллег из расчетных центров отправлять «жертвам» долговые квитанции с сообщением о задолженности с конца прошлой декады.

То есть людям фактически приписали фиктивные долги, подчеркивает Федорук.

Эксперт добавляет, что защитить свое право на субсидии пострадавшие могут только в суде. Проблема в том, что судебные тяжбы затратны и гражданам зачастую бывает легче согласиться с требованием УК уплатить несуществующий долг, чтобы сохранить субсидию.

Примечательно, что, по словам Федорука, в этом конкретном случае закон был бы всецело на стороне истцов, даже если бы долг оказался настоящим. Дело в том, что, включив в квитанцию предупреждение о долге, сотрудники единых управляющих центров грубо нарушили постановление правительства № 491, прямо это запрещающее.

Чтобы избежать мошенничества с несуществующими долгами, Федорук советует сохранять квитанции об оплате услуг ЖКХ из банков.

Как отстоять свои права

Чтобы избежать завышенных платежей, жильцам в первую очередь необходимо тщательно следить за деятельностью УК, убеждена исполнительный директор ассоциации «ЖКХ Контроль» Вера Москвина. Самый эффективный способ контроля за качеством услуг — это организация товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Для полноценного функционирования ТСЖ необходимо грамотно составить договор с управляющей компанией. «В нем нужно прописать не только перечень услуг, но и порядок изменения договора», — отмечает Гордеев. Москвина, в свою очередь, предупреждает, что договор с УК заключается на срок до пяти лет, поэтому если компания пытается сделать его бессрочным, то это прямое нарушение.

Если управляющая компания начнет включать в платежки вызывающие вопросы тарифы, которые не были обговорены на стадии подписания договора, то жильцам стоит поднять протоколы собраний ТСЖ и запросить разъяснения у УК. В случае если тариф действительно не был согласован в ходе подписания договора, то нужно подавать жалобу в муниципальную жилищную инспекцию, рассказывает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев.

Когда управляющей компании доверено собирать средства на капремонт, то непосредственно во время его проведения собственники жилья могут нанимать сторонних специалистов для проверки плана расходов, напоминают опрошенные РБК эксперты. Впрочем, и самим жильцам надо знать установленный властями минимальный порог по взносам на капремонт и размер согласованного в договоре с УК платежа, указывает старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева.

При участии Дмитрия Крюкова

Авторы: Андрей Писарев, Данил Седлов

Источник: https://www.rbc.ru/money/25/04/2017/58ff3ffa9a794778b1bb4b0d

Когда управляющие компании могут повысить плату, не спрашивая жильцов — закон и судебная практика

Как управляющая компания может поднять тарифы

Управляющие компании требуются для предоставления гражданам многочисленных услуг. Они являются посредниками между ресурсными компаниями и потребителями. Дополнительно они оказывают свои услуги, связанные с содержанием, уборкой и ремонтом дома.

Плата за эти услуги устанавливается на основании договора, подписываемого между этой организацией и жильцами многоэтажного строения. Но по новым законам компании смогут повышать плату без ведома жильцов.

Когда и по какой причине это возможно

Проживание даже в маленькой квартире считается дорогостоящим процессом, так как приходится ежемесячно перечислять определенную сумму средств в виде оплаты коммунальных услуг.

Когда управляющие компании будут платить жильцам – подробная информация содержится в нашей новой статье.

При этом граждане задумываются о том, почему услуги, оказываемые организациями, не изменяются, а вот плата за них регулярно увеличивается. При этом тарифы могут повышаться без ведома жильцов, поэтому не требуется решение собрания собственников.

На самом деле такие действия со стороны УК являются незаконными, если регулярное повышение цен не прописано в договоре.

Работники такой организации должны предварительно получать согласие на повышение цен от жильцов многоэтажного дома. Если же такое разрешение не было получено, то повышение расценок является незаконным процессом.

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы ЖКХ:

Судебная практика

Практика показывает, что не всегда Верховный суд принимает сторону жильцов, которые столкнулись с необоснованным повышением платы за услуги управляющих компаний.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию:

  • жильцы дома после получения квитанций обнаружили, что УК неправомерно увеличила тарифы на оплату услуг ЖКХ;
  • они обратились с коллективной жалобой в жилищную инспекцию;
  • работники данного государственного учреждения приняли сторону жильцов, поэтому направили в управляющую компанию предписание о снижении тарифов, так как их повышение не было утверждено общим собранием собственников многоквартирного дома;
  • компания не согласилась с таким предписанием, поэтому подала иск в суд;
  • суд принял сторону организации, так как выяснилось, что в протоколе последнего собрания жильцов имелся пункт, в котором жильцы соглашаются с ежегодным пересмотром цен на услуги УК на основании повышения индексация потребительских цен.

Поэтому жильцы действительно могут обжаловать решение УК о повышении расценок на оказываемые услуги, но только при условии, что иное не предусматривается протоколами собрания или договором, составленным с компанией.

Источник: http://FBM.ru/novosti/kompanii-bez-soglasija.html

Может ли управляющая компания сама поднять плату за текущее содержание жилья?

Рассказываем, что делать, если УК выставила больший счёт за обслуживание общедомового имущества, ссылаясь на повышение муниципального тарифа.

— На двери подъезда появилось объявление от управляющей компании о проведении общедомового собрания.

Главный вопрос: повышение платы за текущее содержание общедомового имущества в связи с повышение муниципального тарифа. Жильцы дома хотят массово проигнорировать собрание.

Но не получится ли так, что если собрание не состоится, управляющая компания автоматически переведёт нас на дорогой муниципальный тариф?

Что такое муниципальный тариф?

Как поясняет специалист в сфере ЖКХ, руководитель АНО «ЖКХ-Эксперт» Андрей Воробьев, муниципальный тариф устанавливается только в определенных случаях:

  • Для небольших домов до 30 квартир, если собственники решили заниматься обслуживанием своего дома сами, без управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК и когда они на общем собрании не установили размер платы за текущее содержание жилья ( ч. 4 ст. 158 ЖК РФ и п. 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
  • Для многоквартирных домов, жильцы которых вообще не определились, кто же будет управлять их домом. Например, застройщик сдал дом, а участники долевого строительства еще не определились с управляющей компанией, так как не все собственники еще заехали в квартиры. При этом дом находится в эксплуатации. Кто будет обслуживать дом: заниматься уборкой подъездов, чистить снег, отвечать за работу лифта? Если в течение трех месяцев у жилого дома не появляется обслуживающей организации, администрация города должна провести конкурс и выбрать УК, которая будет управлять этим домом. В этом случае выбранная УК будет заниматься текущим содержанием дома на основе муниципального тарифа (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

В Кирове количество домов и той, и другой категории, по оценкам Андрея Воробьева, составляет около 10% от общего числа жилых домов в городе. Если учесть, что в Кирове 4000 домов, то под новый муниципальный тариф подпадает примерно 400 домов.

Почему вырос муниципальный тариф?

По теме

Как управляющая компания может поднять тарифы С 1 июля в Кировской области вырастут тарифы на коммуналку

4071 6

В администрации Кирова обосновали необходимость повышения муниципального тарифа несколькими причинами: для мусорных операторов повысилась плата за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем вырос тариф за вывоз твёрдых бытовых отходов для УК; повысился минимальный размер оплаты труда (МРОТ), что привело к росту затрат на зарплату обслуживающего персонала (дворников, сантехников, ремонтников); ужесточилось законодательство по обслуживанию газового оборудования: раньше его должны были обследовать раз в три года, а теперь — ежегодно.

Прежний муниципальный тариф действовал в Кирове с 2014 года. С 1 июня 2018 года его повысили почти на четверть, в зависимости от категории дома. В абсолютных цифрах рост составил от 2 до 6 рублей за квадратный метр.

И теперь плата составляет от 16 рублей с квадратного метра жилья (для многоквартирных домов, у которых нет мест общего пользования, но есть центральный водовод), до 53 рублей за квадратный метр (для домов с полным благоустройством, с лифтом и газовым оборудованием).

Кто устанавливает плату за текущее содержание?

Большинство кировчан ошибочно думают, что размер платы за текущее содержание жилья устанавливается государством в лице Региональной службы по тарифам или городских властей. Это не так.

— Если бы тариф устанавливался государством, нам бы просто пришли платежки с новыми цифрами. Но размер платы за текущее содержание дома устанавливается на общем собрании собственников дома, почему сейчас управляющие компании массово и инициируют такие собрания — говорит Андрей Воробьев.

Решение о плате за содержание жилья собственники должны принять на основании предложений управляющей компании, которая этим домом управляет. Это не фиксированная ставка, а именно согласованная плата, которая формируется на основании перечня работ, которые УК будет делать в течение года в доме. На собрании УК должна предоставить перечень работ в доме и их периодичность.

— Жильцы дома, согласовывая плату за текущее содержание жилья, должны понимать, сколько в данном тарифе плата за вывоз мусора, сколько пойдет на работу дворника, сколько на обслуживание лифта и уборку подъезда, — говорит Воробьев. — Сейчас большинство кирован вообще не понимают, на что идут их деньги, какие работы на них выполняются.

Многие управляющие компании пользуются этим незнанием, ссылаются на рост муниципального тарифа и повышают тот уровень платы, который был утвержден жильцами на общедомовом собрании. Но хочу подчеркнуть, что если жильцы дома уже утвердили тариф на текущее содержание жилья, изменить его в одностороннем порядке УК не имеет законного права.

Собственникам дома нужно помнить, что если они со своей управляющей компанией не договорились о размере платы за обслуживание дома, то она и не имеет права заниматься этим обслуживанием.

А договорились — значит размер платы обговорили, он известен и по жилищному законодательству он будет действовать в течение пяти лет. Все эти годы вы точно должны знать, сколько будете платить и за что.

Если этот вопрос не урегулирован, то никакого управления дома быть не может.

Читайте также:  Кому пожаловаться на жкх в самаре

Что делать, если УК повысила плату?

Источник: https://kirov-portal.ru/news/vopros-otvet/mozhet-li-upravlyayushchaya-kompaniya-sama-podnyat-platu-za-tekushchee-soderzhanie-zhilya-28362/

Повышение тарифов на содержание жилья со стороны управляющей компании

Статья посвящена неоднозначному вопросу о праве управляющей организации в одностороннем порядке повышать тариф на содержание и ремонт жилого помещения с учетом уровня инфляции, роста цен. В статье анализируются положения гражданского и жилищного законодательства, рассмотрена судебная практика по данному вопросу.

Любая коммерческая организация создается для того, чтобы получать прибыль. И организации, управляющие многоквартирными домами, не исключение. Бизнес этот достаточно сложный, с высокими экономическими рисками, требующий постоянного контакта с гражданами.

А доход управляющей организации также зависит не только от качества предоставляемых ею услуг и выполняемых работ, умения организовать бизнес-процессы, но и от организованности и ответственности собственников помещений во вверенном ей доме.

Ведь тарифы управляющей компании на содержание жилья согласовываются именно собственниками на общем собрании.

Формирование тарифов управляющей компании на содержание жилья

Заботясь об экономической стабильности компании, управляющие компании поспешно включили в договоры управления условие об одностороннем повышении тарифа на содержание и ремонт с учетом уровня инфляции, роста цен на услуги сторонних организаций и прочих факторов, в т. ч. тарифов, устанавливаемых местными органами власти для муниципального жилья. Многие управляющие организации повышают таким образом тарифы из года в год и вполне успешно работают — до первой проверки контролирующих органов и судебного разбирательства.

Условие об определении цены договора управления МКД, в которую входит и плата за содержание и ремонт жилого помещения, является существенным. Условия договора устанавливаются по усмотрению сторон (ч. 4 ст. 421 ГК РФ). Исключением является ситуация, когда закон или иные правовые акты предписывают содержание соответствующего условия.

Договор управления относится к непоименованным договорам, т. е. такой вид договора не предусмотрен гражданским законодательством. Поэтому по всем условиям такого договора следует руководствоваться положениями жилищного законодательства. Любые изменения или же расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Правоотношения по установлению размера платы за жилое помещение урегулированы жилищным законодательством. Однако при включении спорных условий о возможности ежегодной индексации цены договора управляющие организации это не учитывают и руководствуются гражданским законодательством, в частности ст. 424 ГК РФ: «Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон».

Повышение тарифов управляющей компанией в одностороннем порядке: судебная практика

Арбитражная судебная практика однозначно говорит о запрете на повышение тарифов управляющей компанией в одностороннем порядке — даже при наличии условий в договоре управления (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.12.

2015 по делу № А75-10618/2015, от 28.04.2016 по делу № А75-15361/2015, от 01.06.2016 по делу № А75-135/2016; постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2016 по делу № А43-2613/2016). Подобную же позицию высказал и Верховный Суд РФ (определение ВС РФ от 11.

02.2014 № 303-КГ14-8437).

Контролирующие органы в лице жилищных инспекций или иных органов, которые уполномочены на осуществление соответствующих функций, при проведении проверок находили нарушения в части одностороннего увеличения тарифа на содержание и ремонт управляющими организациями и выдавали предписания об устранении нарушений.

Управляющие организации обращались в арбитражные суды с требованиями о признании предписаний недействительными.

При этом ссылались на условия договора управления, в котором было закреплено право управляющей компании повышать тарифы на содержание жилья в одностороннем порядке с учетом уровня инфляции и прочих показателей.

Суды отмечают, что устанавливать и изменять плату за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме может только общее собрание собственников помещений такого дома. Размер этой платы не может изменяться чаще одного раза в год (ч. 7 ст.

156 ЖК РФ). Управляющая организация может внести предложение об увеличении размера платы и обосновать его. Аналогичное положение приведено в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491 (п. 31).

Некоторые управляющие организации аргументируют изменение тарифов «подтягиванием» их до уровня муниципальных. В свою защиту они приводят нормы ч. 4 ст. 158 ЖК РФ. Однако суды такую ссылку признают несостоятельной.

Применять ставки, утвержденные органом местного самоуправления, можно, только соблюдая порядок определения платы, установленный и согласованный сторонами в договоре управления.

Орган местного самоуправления устанавливает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения только в том случае, если его не установят сами собственники на общем собрании.

Также при рассмотрении дел об изменении цены договора управления в одностороннем порядке суды руководствуются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Разъяснено, что этот закон распространяется на граждан — собственников помещений в многоквартирном доме как на потребителей услуг, которые управляющая организация оказывает им по возмездному договору управления многоквартирным домом.

А если условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, то такие условия признаются недействительными.

Следовательно, условие об односторонней индексации платы, внесенное в договор управления многоквартирным домом, недействительно и не влечет за собой правовые последствия.

Не принимают суды и аргумент о том, что требование контролирующих органов о производстве перерасчета платы и внесении изменений в договоры управления является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организации.

Имеет ли право управляющая компания повышать тарифы: делаем вывод

На сегодняшний день жилищное законодательство не предоставляет управляющим компаниям права повышения тарифов на содержание и ремонт жилья в одностороннем порядке с учетом разнообразных факторов — инфляции, уровня потребительских цен и т. п.

Свобода договора в части определения цены договора управления законодательно ограничена. При отсутствии решения общего собрания об утверждении тарифа на очередной год управляющая организация, в соответствии с ч. 4 ст.

158 ЖК РФ, вправе обратиться в органы МСУ для установления тарифа.

  • Правила общения с посетителями: памятка для организаций, управляющих МКД

Источник: https://www.gkh.ru/article/101927-upravlyayushchaya-kompaniya-tarify-na-soderjanie-jilya

Если управляющая компания просит повысить тариф

Главная » Архив новостей » Если управляющая компания просит повысить тариф

Весной многие управляющие компании просят жильцов многоквартирных домов повысить тариф на обслуживание и ремонт общего имущества дома, то есть тот тариф, которым кормится любая коммунальная организация. Как правило, никаких расчетов платы за обслуживание компании людям не предоставляет. Звучат лишь сетования на подорожание материалов и работ в связи с инфляцией.

Часто на эту просьбу (а скорее, даже требование) люди соглашаются. О том, что по закону они могут потребовать у управляющей организации обоснование повышения тарифа, причем не голословное, а подкрепленное целым рядом документов, многие не знают.

14 апреля в администрации Петрозаводска прошел семинар, на котором рассказали о том, как правильно должна поступать управляющая компания, если она предлагает жильцам повысить тариф, и как могут действовать люди, чтобы не быть обманутыми.

— Сначала управляющая компания должна провести весеннее обследование дома и только потом ставить вопрос о повышении тарифа, — объясняет и.о. руководителя управления муниципального контроля администрации Петрозаводска Роман Ванько.

Действительно, управляющая организация должна проводить в год два обследования технического состояния общего имущества дома — весеннее и осеннее.

Не просто обойти чердаки, подвалы, лестничные клетки дома, заглянуть на крышу и прикинуть что-то там на глазок.

Специалисты компании, а также представители совета дома (осмотр проводится с участием активных жильцов) должны отметить каждую неполадку или дефект в специальном журнале осмотра. При этом желательно подтвердить недостатки цифровыми фотоснимками.

По итогам такой проверки составляется акт обследования. В свою очередь, на основании этого акта готовится проект перечня работ и услуг, которые в течение года обязуется выполнить управляющая организация, и проект сметы, отражающий их стоимость.

С проектами обоих документов собственники жилых помещений должны быть ознакомлены до того, как на общем собрании будет рассматриваться вопрос об изменении тарифа. И только потом, на общем собрании, собственники могут рассматривать предложение о повышении тарифа.

Секретное постановление

Такую процедуру устанавливает постановление правительства России № 416 от 15 мая 2013 года «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».

Там все это называется «стандартом управления», которого обязана придерживаться управляющая компания или ТСЖ. Однако в жизни подобный стандарт вряд ли когда-нибудь воплощался.

Более того, работники управляющей компании ни за что не признаются жильцам, что существует подобное постановление. Оно все еще относительно малоизвестно, хотя вышло два года назад.

Как же добиться, чтобы управляющая компания все-таки воплотила в жизнь этот «засекреченный» стандарт? И.о. начальника управления жилищного контроля администрации города Роман Ванько предпочел в его нежизнеспособности обвинить жильцов.

— Мой опыт в сфере муниципального контроля показывает, что только в тех домах, где есть сильный актив жильцов, можно заставить управляющую компанию работать в рамках закона, — считает он.

Но ведь в реальности даже наличие сильного актива не всегда спасает. Управляющая организация может прибегнуть к массе уловок, чтобы процесс повышения тарифа прошел мимо большинства жильцов.

Коммунальщики не только могут не предоставить никаких документов в обоснование повышения тарифа, но и поспособствуют, чтобы само очное собрание жильцов, где возможно хоть какое-то обсуждение, не состоялось.

Источник: https://real-gkh.ru/news/esli-upravlyayushchaya-kompaniya-prosit-povysit-tarif/

Может ли управляющая компания повысить плату за содержание жилья?

5/5 (8)

Для координации вопроса установления тарифов ЖКХ следует обращаться к ст. 310 ГК РФ, которая не позволяет УК в одностороннем порядке изменить принятые тарифы по оплате коммунальных услуг. Тот же принц предусматривает Закон «О защите прав потребителей» в статье 16.

 Изменения в работе управляющих компаний с 2018 года.

Следует отдельно рассмотреть статьи указанных законов. По ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» предполагается, что условия договора, которые ущемляют интересы потребителей (в том числе коммунальных услуг), будут признаваться недействительным, соответственно, никаких последствий такое соглашение не порождает.

Ущемление – это несоответствие условий положениям НПА. Ст. 310 ГК РФ предусматривает невозможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по договору.

Только исключительные обстоятельства, прописанные в законе, могут позволить одной стороне соглашения самостоятельно отказаться от исполнения обязательств. Если только одна из сторон осуществляет предпринимательскую деятельность, то отказаться таковая от обязательств не может.

  • При этом следует понимать, что возможность одностороннего отказа должна быть прямо предусмотрена договором, а включение такого пункта в текст соглашения будет предусматривать прекращение отношений по инициативе одной стороны, причем без исполнения таковой обязательств сделки.
  • Говоря непосредственно о соглашении, заключаемом между управляющей компанией и владельцами квартир, то здесь очевидно, что собственники не являются предпринимателями.
  • Соответственно, при нарушениях или иных обстоятельствах жильцы многоквартирного дома могут отказаться от своих обязательств, если таковые ущемляют права.

Важно! Кроме того, следует учитывать такую процедуру, как общее собрание собственников. Возможность формирования такового определена ст. 156 ЖК РФ.

Нередко практика позывает, что суд принимает сторону жильца в ситуациях, когда управляющая компания самостоятельно изменяет условия оплаты коммунальных услуг, не привлекая к этому процессу собственников.

Следует понимать, что ЖК РФ позволяет жильцам на собрании, при условии отсутствия ТСЖ, определять размер оплаты, а не сам порядок такого определения. То есть жильцам даются стандарты и нормативы законодателя, с опорой на которые и будет установлена сумма платежей за коммунальные услуги.

  1. Порядок определения оплаты представляет собой индексацию, проводимую ежегодно и исходящую исключительно со стороны уполномоченных органов.
  2. Если же собственники самостоятельно не решили вопрос установления размера платежей, то законодатель в статье 158 ЖК РФ предусматривает передачу указанной функции местным органам власти, которые также определят только точную сумму платежей, а не их индексацию в целом.
  3. Если решение исходит от местного самоуправления, то согласия жильцов не требуется, в остальном все изменения проводятся с одобрения владельцев квартир.
Читайте также:  Если тсж надо ли платить за капремонт

Что такое тарифы УК

Обслуживание многоквартирного дома, в том числе обеспечение такового необходимыми для жизни ресурсами, предполагает регулярное представление коммунальных услуг.

При этом каждый собственник потребляет разное количество таких ресурсов, что не может устанавливать одинаковую плату для всех. Отсюда и вытекает необходимость индексации и установления общего тарифа, от которого и будет определяться итоговая сумма платежа.

Внимание! Определяется две категории коммунальных услуг:

  • Первые предполагают установление фиксированной равной для всех суммы. Сюда относят вывоз мусора, ремонт, технические работы, обслуживание лифта и домофона;
  • Вторая категория включает такие ресурсы, сумма оплаты которых определяется с учетом потребления таковых жильцами (электричество, вода, газ, отопление). Именно вторая группа услуг и имеет тарифы, то есть стоимость одной единицы потребления ресурсов.

Формирование тарифов управляющей компании

Ресурсы, которые позволяют обеспечивать комфортные условия для жизни людей в многоквартирных домах, потребляются каждый день. Электроэнергия, вода, газ, отопление – все это требует постоянного обслуживания, отсюда и возникает необходимость ежемесячной оплаты подобных услуг.

  • Кроме того, формирование точной суммы оплаты коммуналки необходимо ввиду работ, которые также проводятся регулярно и касаются не только частной территории жильцов дома, но и мест общего пользования (эксплуатация лифта, вывоз мусора, обслуживание домофона и так далее).
  •  Смена управляющей компании в многоквартирном доме.
  • За это также нужно платить, поэтому подобные услуги включаются в квитанции за коммуналку.

Расчет стоимости осуществляется исходя из тарифов, предусмотренных законом. Такие показатели умножатся на количество потребляемых ресурсов, расчет которых также проводится в соответствующих единицах. Например, вода определяется в кубометрах и литрах, а электричество – в киловаттах. Соответственно, с учетом такой системы потребления каждый будет платить столько, сколько использовал ресурсов.

Установление нормативов необходимо потому, что управляющая компания таким образом ограничивается в своих действиях и не может устанавливать стоимость услуг самостоятельно. Отсюда и вытекает возможность обнаружить завышение стоимости услуг.

Установление тарифов происходит двумя способами:

  • Первый вариант – собрание жильцов. Законодатель в Жилищном кодексе РФ обозначает, что собственники вправе сами решать, какие тарифы будут предусмотрены за коммунальные услуги;
  • Второй вариант — установление нормативов местными органами власти. Это происходит в том случае, если собрание жильцов не формируется, и отсутствует ТСЖ при конкретном многоквартирном доме.

Однако, несмотря на такие правила, чаще всего жильцы просто голосуют за те варианты тарифов, что предлагаются именно управляющей компанией, которая и будет выставлять счета за коммуналку.

Чтобы правильно определять тарифы, следует проводить оценку потребляемых ресурсов, количество услуг, предоставляемых в конкретном доме, и прочие факторы. Именно поэтому самостоятельно жильцы редко решают такой вопрос, оставляя все на УК и органы местной власти.

Что касается оплаты таких ресурсов, как обслуживание общих мест в доме и капитальный ремонт, то здесь следует учитывать особенности рынка, стоимость возможных работ, расценки сотрудничающих с управляющей компанией организаций и так далее.

Это также требует активной деятельности и большого количества времени со стороны жильцов.

Важно! Расценки не могут быть слишком низкими при определении тарифов, поскольку управляющая компания должна получать процент от общей суммы в качестве собственного дохода. Если такой показатель меньше 5%, то УК может просто отказаться исполнять свои функции, и многоквартирный дом останется без соответствующего обслуживания.

Источник: https://potreb-prava.com/zhkx/mozhet-li-upravlyayushhaya-kompaniya-povysit-platu-za-soderzhanie-zhilya.html

Самостоятельное повышение тарифов УК — Правовед.RU

712 юристов сейчас на сайте

МКД 100 квартир.по решению ОСС выбрана УК и с апреля 2015г заключен договор с УК по тарифу(без уборки подъездов). в январе 2016г. пришли платежки с новым завышеным тарифом(+3руб). на наше обращение — ответ — ИНФЛЯЦИЯ.

срочно в феврале 2016 провели очередное ОСС и приняли повышение тарифа с учетом предложения УК на 1 рубль. УК ставит ультиматум: или +3 или они от нас отказываются. нас компания устраивает.

как добится возврата денег за 3 месяца 2016г.

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (6)

  • 10,0рейтинг
  • 5254отзыва
  • эксперт

Здравствуйте, Елена.

Просто не платить, пусть в суд подают. То есть платить по Вашим тарифам.

Статья 156. Размер платы за жилое помещение7.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

С уважением! Г.А. Кураев

  • 10,0рейтинг
  • 4601отзыв
  • эксперт

срочно в феврале 2016 провели очередное ОСС и приняли повышение тарифа с учетом предложения УК на 1 рубль. УК ставит ультиматум: или +3 или они от нас отказываются. нас компания устраивает.

как добится возврата денег за 3 месяца 2016г.Елена

Добрый день.

За указанные месяцы Вы можете потребовать возврата денег в следующем порядке:

1. Написать претензию в УК и потребовать вернуть Вам деньги. обоснование — отсутствие оснований для повышения и ссылка на решение ОСС.

2. Если не будет никакой реакции, либо будет отказ — необходимо обращаться с иском в суд к УК.

Если уверены, что точно будет отказ — можно сразу с иском в суд.

Можно еще написать жалобы в жилищную инспекцию, либо в прокуратуру, а лучше и туда и туда.

С Уважением.Васильев Дмитрий.

  • 9,2рейтинг
  • 6831отзыв
  • эксперт

Елена, добрый день! Без решения общего собрания собственников на котором был в установленном ЖК порядке утвержден предложенный УК новый тариф, самостоятельно применять его они не могут. Что касается возврата денег за три месяца уплаченных за содержание МКД по «левым» тарифам то их можно истребовать на основании ст. 1102 ГК как неосновательное обогащение

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.2.

Правила, предусмотренные настоящей главой,применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Здравствуйте, Елена! На сколько я понимаю, Ваш вопрос состоит не только в том, как вернуть деньги, а еще и в том как вернуть деньги и сохранить правовые отношения с УК. Здесь не следует ставить вопрос резко. По закону, несомненно основополагающим и правообразующим фактом будет именно Ваше коллективное решение, которое, однако, по закону обусловлено и мнением УК.

Если Вы игнорируете это мнение (не учитываете), то в перспективе должны объяснить основания для таких действий. В данном случае нельзя отрицать взаимную связь правомочий обоих субъектов ДУЖД. Кроме того, судя по заявлению УК они достаточно востребованы и не станут делать уступок.

Здесь следует иметь в виду!!!, что Ваши взаимоотношения УК во многом определяются самим договором об УЖД, который разумеется содержит условия отказа от исполнения договора или его расторжения. Если вдруг таких условий в договоре нет, то эти вопросы регулируются ст.ст. 450,450.1 ГК РФ. Важно, что «отказаться от Вас» просто так, хлопнув дверью УК не в праве.

Прекращение правоотношений должно быть обусловлено целым рядом правовых оснований. В одностороннем порядке договор может быть расторгнут только в суде и только при условии, что ДДУ сможет доказать существенные нарушения условий этого договора с Вашей стороны. Об этом речи, судя по всему, не идет. Таким образом варианта развития ситуации два: 1.

Вы перестаете платить по 3 и платите по одному и ждете пока они начнут закидывать Вас претензиями и уведомлениями, потом методично на все это отвечаете: «Не признаем», «нарушений условий не допущено» «расторжение договора считаем не приемлемым» и.т.д. Далее, они либо бегут в суд — расторгать с Вами договор, либо отстают от Вас и принимают по 1 руб.

Второй вариант, судя по сложившейся на сегодняшний день практике, наиболее вероятен. Это все в случае, если перед Вами не стоит задача забрать у них все ранее уплаченное, то есть, по 3 руб.

В таком случае необходимо самим написать претензию, сославшись на решение собственников жилья (К стати, об инфляции в РФ сейчас речи не идет! Подобные решения на уровне ЦБ и МЭРТ не принимались и такие факты официально не объявлялись, так что аргументировать свою позицию официально они все равно не смогут) и потребовать возвращения излишне полученных сумм (можно в порядке ст.1102 ГК РФ). Откажут идите в суд и взыскивайте в суде. такие процессы бывают достаточно молниеносными и не затратными. В любом случае бояться того, что они от Вас откажутся не стоит. Они смогут это сделать только по истечении срока действия договора. Можете сотрудничать с ними и далее.

Согласна с Власовым. В дополнение могу посоветовать проанализировать тарифы других управляющих компаний. Потому что в случае расторжения договора в судебном порядке вам придется искать другую компанию

пришли платежки с новым завышеным тарифом(+3руб).Елена

Добрый день! По существу вашеговопроса могу сообщить и пояснить следующее, что данные правоотношениярегулируются гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии

с которым для решения данного вопроса рекомендую следующее: Первое — подать письменное заявление — претензию в адрес УК, в котором с приложением копии платёжного документа сообщите о необоснованном повышении тарифа на ___ % и соответственно просите: 1. Провести проверку по данному факту и сообщить причины и законные основания увеличения платы за оказание услуг. 2.

Провести перерасчёт платы и установить прежний размер и тариф оплаты услуг с возвратом переплаченных денежных средств. 3. о принятом решении сообщить в установленном законом порядке в мой адрес с приложением копий документов дающие основание увеличения размера.

Второе — подайте такое же заявление в адрес жилищной инспекции в котором просите провести проверку по данному факту и принять меры для устранения данных нарушений закона и в прокуратуру на осуществление прокурорского надзора за действиями должностных лиц УК по необоснованному увеличению платы в Вашем отношении и защиту Ваших прав в том числе и судебном порядке.

Третье — если положительного решения не поступит — то подадите иск в суд, а все Ваши письменные заявления, обращения и ответы будут играть роль доказательной базы в Вашем отношении. С Уважением…

Источник: https://pravoved.ru/question/1209806/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector