Жкх как социальная проблема

Жилищное право > Вопросы ЖКХ > Коммунальные услуги > Проблемы ЖКХ

ЖКХ как социальная проблема

Сфера деятельности ЖКХ

Сферу ЖКХ, или жилищного и коммунального хозяйства, часто называют «коммуналкой». Понятие комплексное, включающее факторы обслуживания, от которых зависит комфортность жилья: безаварийное снабжение горячей и холодной водой, система ее очистки, канализация; электро-и газоснабжение; теплоснабжение; вывоз мусорных контейнеров; текущий ремонт коммуникаций и здания; благоустройство.

Основные проблемы ЖКХ

Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

ЖКХ как социальная проблема

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
  9. ЖКХ как социальная проблема

    Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Растущие требования к современной инфраструктуре не соответствуют имеющимся мощностям устаревшей инженерной коммунальной системы.

  10. Дисбаланс потребностей и возможностей.
  11. Недостаточная конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг, монополизация отдельных областей.

  12. Противоречивость правового регулирования отраслевого функционирования. Несовершенство нормативной базы в сфере поставщиков услуг.
  13. Проблемы отношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями в правах, обязанностях сторон, системе взаимодействия.

  14. Незавершенность процесса приватизации недвижимости, препятствующая созданию ассоциаций собственников жилья.

Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

ЖКХ как социальная проблема

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ. Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

ЖКХ как социальная проблема

Прозрачные тарифы для населения

Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

  • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
  • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
  • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
  • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
  • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ; техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

Источник: http://PravoZhil.com/zhkh/uslugi/problemy

Самые острые проблемы ЖКХ по мнению Россиян

ЖКХ как социальная проблема

31 марта в пресс-центре издательского дома «Комсомольская правда» (г.Москва) в рамках «круглого стола» на тему «Потребительский рейтинг проблем в сфере ЖКХ» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева представила итоги I квартала 2015 года. Рейтинг составлялся на основании анализа обращений, поступивших в приемную НП «ЖКХ контроль» и общественные приемные региональных центров общественного контроля. Всего было проанализировано 7685 обращений из 71 региона России.

Топ 10 выглядит следующим образом:

Позиция в рейтинге Тематика проблем, волнующих граждан Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 2078 27,04
2 Капитальный ремонт 1168 15,2
3 Управление МКД 1081 14,07
4 Качество коммунальных услуг 1055 13,72
5 Неудовлетворительное состояние МКД 741 9,64
6 Неудовлетворительное придомовое благоустройство 249 3,24
7 Проблемы с приборами учета 177 2,3
8 Аварийное и ветхое жилье 100 1,3
9 Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 61 0,8
10 Иные 975 12,69

Уверенно лидирует тема непрозрачности начислений за ЖКУ, — подчеркнула Разворотнева. – Люди не понимают, как производятся начисления.

Серьезное беспокойство граждан продолжают вызывать начисления за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды. По этому вопросу в общественные приемные обращается каждый десятый.

Несмотря на то что, в соответствии с 344 Постановлением Правительства РФ, большинство субъектов ввело ограничения на величину платы за ОДН, остроту проблемы это не сняло.

Проблема капитального ремонта вышла в лидеры в конце 2014 года, когда в большинстве субъектов РФ начался «запуск» региональных программ капитального ремонта и с тех пор уверенно удерживает второе место.

Проблемы, связанные с управлением многоквартирными домами, непростые взаимоотношения собственников и управляющих организаций, «двойные квитанции», фальсифицированные решения общего собрания также остаются в тройке лидеров на протяжении длительного периода. К сожалению, начавшийся процесс лицензирования ситуацию пока не изменил.

В целом же приоритеты рейтинга по сравнению с 2014 годом практически не изменились (см. презентацию).

После представления итогов рейтинга состоялась оживленная экспертная дискуссия: можно ли изменить ситуацию в отрасли и как это сделать?

В обсуждении участвовали заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Сучков,  директор некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Национальный Жилищный Конгресс» Татьяна Вепрецкая, руководители Центров общественного контроля в сфере ЖКХ Нижегородской, Костромской, Ярославской, Тверской, Тульской и Тамбовской областей.

Павел Качкаев отметил, что в России сегодня 50 млн. квартиросъемщиков. Конечно же, им не обойтись без общественного контроля в данной сфере, но  жилищное законодательство за последние годы сильно продвинулось и строится в первую очередь на праве собственника решать свои проблемы: «Закон принять мало.

Мы его начинаем критиковать еще до того, как он начал работать. А надо бы его соблюдать, осознав свою ответственность  и обязательства». По его словам сейчас во втором чтении находится проект изменений в ЖК, в котором, в частности, предложен ряд мер по укреплению   платежной дисциплины.

«Долги за ЖКУ достигли уже почти 100 млрд рублей, — отметил Павел Качкаев, — в то время как мы спешно ищем 250 млрд, чтобы начать капремонт». Таже депутат отметил, что «среди 5% неплательщиков только 1,5% малоимущих граждан. Остальные – 3,5 это «вполне состоятельные разгильдяи».

  В связи с этим, Качкаев призвал россиян «несмотря на экономические проблемы, с которыми столкнулась наша страна, менять отношение к ЖКХ в более позитивную сторону».

  • Подробно об основных проблемах ремонта МКД в масштабах всей страны рассказал Сергей Сучков.
  • Татьяна Вепрецкая внесла ряд предложений по улучшению качества управления МКД.  
  • Александр Рыжов привел в пример опыт Нижегородской области, которой удалось стимулировать УК изменить практику управления жильем в лучшую сторону.

Татьяна Бородина, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Ярославской области, рассказала как «грамотные» платежные документы подняли платежную дисциплину в регионе. И одновременно пожаловалась на «Сбербанк», который, оперируя платежами за ЖКУ, регулярно допускает технические сбои, что ведет к постоянному нарастанию долгов.

Сергей Захарцев, руководитель регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Тамбовской области, указал, что решение проблемы низкой собираемости платежей за капремонт лежит на поверхности.

  Как только этот сбор включается в общую платежку (или, к примеру, объединяется с платой за электричество), собираемость его приближается к 90 %.

Но подчеркнул, что аварийные дома, представляющие историческую ценность, требуют отдельного подхода в вопросе финансирования капремонта.

Елена Юлегина, руководитель тверского областного центра общественного контроля в сфере ЖКХ, отметила, как разъяснительная работа с населением и распространение лучших практик помогают завоевать доверие людей на местах и сменить их настрой: когда жалобы начинают превращаться в вопросы по применению действующего законодательства.

Андрей Пинчуков,  руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Костромской области, рассказал, как научить жителей МКД не просто проводить капремонты, но и зарабатывать прибыль за счет качественных улучшений собственных домов. А также остановился на важной теме: возможности возврата собственникам имущества их МКД — чердаков и подвалов. 

Анастасия Дементьева, руководитель тульского центра и координатор проекта «Народный контроль ЖКХ» сообщила об областных программах и грантах, направленных на поддержку инициатив жителей по благоустройству домов и придомовых территорий. Такой подход  позволяет не только улучшить состояние жилфонда, но и снять социальную напряженность.

Для справки:

НП «ЖКХ Контроль» осуществляет формирование и координацию в субъектах РФ сети общественных организаций в сфере ЖКХ. В настоящее время в 81 субъекте РФ созданы Центры общественного контроля, объединяющие НКО, работающие в сфере жилищного просвещения и защиты прав граждан.

 В центрах действуют общественные приемные и открыты телефоны «горячих линий», которые в ежедневном режиме осуществляют прием обращений и жалоб от граждан. Так, за 2014 год в региональные общественные приемные поступило более 35 тыс. обращений. Информация по обращениям из субъектов РФ направляется в НП «ЖКХ Контроль», который проводит их анализ.

На основе полученных данных с 2014 года НП «ЖКХ контроль» формирует  ежеквартальный рейтинг проблем в сфере ЖКХ.

ФОТООТЧЕТ О ПРОШЕДШЕМ МЕРОПРИЯТИИ>>>

Источник: http://gkhkontrol.ru/2015/03/22604

Жилье как социальная проблема

  • ЖИЛЬЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  • Третьякова 
    Людмила Павловна
  • студентка 2 курса, кафедра экономической теории Алт ГУ,
  • Международный институт экономики,
  • менеджмента и информационных систем, г. Барнаул
  • E-mail:r2208@bk.ru

В настоящее время 
в российском обществе активно обсуждается вопрос о способах решения социально-экономических проблем и необходимости реформы жилищно-коммунального хозяйства. Причем научные и общественные дискуссии проходят на фоне действий, предпринимаемых властями различных уровней.

Однако логика современных российских политиков «надо что-то делать, а то будет еще хуже» не выдерживает критики. Представляется, что в решении таких масштабных вопросов, как жилищный, предпочтительнее руководствоваться старинной российской пословицей о том, что необходимо семь раз отмерить, и только один раз отрезать.

Она особенно верна для жилищного вопроса ввиду его, с одной стороны, особой  важности, а с другой — сложности и комплексности. Список отрицательных последствий отсутствия жилья для человека достаточно велик. Иметь крышу над головой — это базовая потребность человека.

Однако измерить ее достаточно сложно, так как здесь возникает проблема размера, стоимости, расположения жилья, наличия удобств и т.д. Спрос на жилье также достаточно сложно определить, так как он растет не только по мере увеличения численности населения, но и возникновения новых домохозяйств, повышения продолжительности жизни, развития стремления жить самостоятельно.

Жилищная политика имеет 
самое непосредственное отношение 
к социальной политике, так как служит решению социальных целей и росту благосостояния населения. Она тесно взаимосвязана и взаимодействует с другими отраслями социальной сферы. Жилищная политика затрагивает все стороны жилищного вопроса.

Это определяется тем, что для его решения в современных условиях необходима консолидация и личных, и коммерческих, и государственных усилий. Вмешательство государства в решение жилищной проблемы связано с тремя ее аспектами, а именно строительством, распределением и поддержанием жилого фонда.

Специфика жилья состоит 
в том, что, с одной стороны, это 
рыночный товар, а с другой — социальная услуга. Практика показывает, что экономические 
и политические факторы, обусловливающие  прямое вмешательство государства 
в жилищную систему, часто перевешивают социальные.

В настоящее время жилье оказалось в эпицентре тенденции ухода от модели государственного вмешательства для обеспечения права на жилье к рыночной модели, где экономическое процветание становится главным гарантом удовлетворения потребности в жилье. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы.

При этом для обеспечения социально приемлемых форм распределения жилья нужны соображения не только экономической эффективности, но и социальной справедливости [4, С.4].

Классическое определение 
социальной политики включает в себя наряду с образованием, здравоохранением, социальным обеспечением и личными 
социальными услугами, которые традиционно 
входят в предмет ее компетенции, и решение жилищной проблемы.

Это связано с важностью для человека возможности обеспечить себе и своей семье крышу над головой.

Между тем в настоящее время речь идет практически только о реформе ЖКХ, в результате чего реализация и формирование жилищной политики, по существу, отождествляются с реформой ЖКХ и рассматриваются прежде всего в технико-экономических терминах.

При этом сознательно или несознательно игнорируются или замалчиваются более глубокие социальные последствия предпринимаемых в данной области действий. В связи с этим, рассмотрение жилищной политики как части социальной политики предполагает ряд уточнений.

Так политика неразрывно связана с государством, которое играет важную роль в решении социальных проблем, используя для этого различные методы: косвенно регулирует социальные процессы; непосредственно участвует в оказании социальных услуг населению.

Обобщение моделей социальной политики различных стран показывает, что, с одной стороны, реализация одних и тех же целей возможна различными способами, с другой стороны — страны преследуют разные цели в своей социальной политике.

Модели социальной политики легко группируются в зависимости 
от степени участия государства 
в решении социальных проблем. При 
этом традиционно выделяются два 
полюса: либеральная рыночная и социал-демократическая модели. Первая исходит из того, что социальные проблемы решаются более эффективно при минимальном участии государства.

Это подразумевает, что государство приходит на помощь человеку только тогда, когда не остается другой альтернативы в лице рынка, различных институтов взаимопомощи и благотворительности, семьи и близких. То есть государство, по существу, становиться последней инстанцией оказания поддержки нуждающимся.

При этом то, что человек оказался в трудной ситуации, рассматривается прежде всего как его личная неудача.

Социал-демократическая 
модель признает необходимым участие 
государства для обеспечения 
справедливого распределения социальных благ. Государство берет на себя обязательство обеспечить определенный минимальный стандарт благосостояния как право гражданина. Поэтому социальные программы рассматриваются как неотъемлемая составная часть жизни современного общества.

В дополнение можно упомянуть 
еще одну модель — структурную- когда 
государство берет на себя полную ответственность за благосостояние населения, соотнося оказание социальных услуг с потребностями людей. Эта модель основана на опыте теории и практики социальной политики в СССР и других социалистических странах.

Следует отметить, что 
эти модели не являются описанием 
опыта конкретных стран, а позволяют выделить общее и особенное среди всего многообразия социальных программ. Поэтому на практике эти модели могут так или иначе пересекаться [4, С. 6]

Жилье следует рассматривать как мериторный товар. Оно может в принципе быть произведено на рынке, но его индивидуальное потребление вызывает не только личные, но и более широкие социальные последствия. Без вмешательства государства может возникнуть тенденция к недостаточному потреблению или ввиду непонимания людьми важности удовлетворения потребности в жилье, или из-за недостатка средств.

Жилищная проблема особенно ярко обнажает связь экономики и 
социальной сферы. С одной стороны, обеспеченность «крышей над головой» является базовой потребностью человека.

С другой стороны, строительство, поддержание и продажа-сдача в наем жилья стали важными проявлениями экономической активности.

Более половины всех инвестиций в строительство приходится на жилищное строительство, которое выступает как источник занятости.

На современном этапе 
проблемы в жилищной политике России связаны с тем, что на переднем плане сегодня в России — продвижение рыночной модели жилищной политики, в результате происходит изменение соотношения между ее экономической и социальной составляющими. Причем экономические и политические соображения преобладают над социальными аргументами в пользу прямого вмешательства государства в жилищную сферу.

Жилье как социальная проблема: роль государства

Для того, чтобы определить жилищный вопрос как социальную проблему, необходимо иметь ввиду, что у социального в данном контексте есть два аспекта.

Во-первых, человек испытывает трудности, которые в современном обществе признаются как недопустимые и поэтому требуют решения. Во-вторых, для того, чтобы их преодолеть, ему нужна помощь со стороны общества.

При этом следует помнить, что возникновение многих социальных проблем не зависит от воли самого человека, а вызвано социально-экономическими процессами, протекающими в современном обществе.

В самом широком смысле жилищный вопрос в современном развитом обществе связан с обеспечением права на жилье, или если точнее, права на достойное жилье.

Следует отметить, что  при социализме жилищная проблема имела несколько другой смысл.

Ставилась задача  полного решения жилищного вопроса, что подразумевало обеспечение населения жильем в соответствии  с рациональными нормами его потребления. Хотя нормы эти тоже не были статичны и изменялись с течением времени.

Таким образом, решение 
жилищной проблемы в том или ином виде связывается с государством. Предполагается, что государство должно приложить для этого определенные усилия.

В этом контексте жилищная политика — это форма вмешательства государства в строительство, распределение и использование жилого фонда, регулирование жилищного хозяйства (домов), которые влияют на его расположение, характер и наличие, и права, связанные с жильем, без учета формы собственности недвижимости, земли или средств строительства. При этом цели и задачи жилищной политики должны формироваться с учетом общих целей и задач социальной политики.

Включение жилищной проблемы в сферу социальной политики в 
развитых странах всегда было достаточно спорным, в частности потому, что 
государство в этом секторе обычно играло роль меньшую, особенно в области 
предложения жилья.

Большинство 
жилого фонда концентрировалось в частном секторе, и хотя государство его регулировало (и стимулировало), нет однозначного мнения, насколько государственное вмешательство желательно и в каких пределах.

В жилищной политике достаточно сильны экономические и финансовые аспекты, которые чаще всего доминируют в открытых дискуссиях.

Масштабы вмешательства 
государства определяются в соответствии с выбранной моделью социального 
развития. В советское время большая 
часть жилого фонда принадлежала государству и сдавалась гражданам 
в наем. Однако всегда существовал и частный сектор, включавший частные дома в сельской местности и жилищно-строительные кооперативы в городах.

При этом признавалась необходимость привлечения средств населения к строительству и эксплуатации жилья. Во-первых, нехватка жилья и жесткая регламентации его распределения рассматривались как сдерживающий фактор удовлетворения потребности людей в жилье.

Во-вторых, так как происходил рост доходов и уровня благосостояния населения, то предполагается, что оно уже  способно выделять средства на жилье.

Популярность собственного жилья и поддержка этой идеи государством — характерная черта развития жилищного 
вопроса в XX веке. Для тех, у кого есть средства, это, кроме того, и хорошее вложение в недвижимость.

  Возможность получить средства для покупки жилья через долгосрочный кредит, который можно частично выплачивать в течение 20-25 лет и который гарантирован стоимостью жилья, сделал допустимым его приобретение широкому кругу людей.

Это, в свою очередь, подтолкнуло строительство частного жилья на продажу, так как из-за кредитов расширился спрос на жилье. Его стимулировало и предоставление налоговых льгот, обычно в виде вычета из подоходного налога выплат процентов по ипотечному кредиту.

Наряду с этим, государство 
поддерживало местные власти в развитии так называемого социального жилья, чтобы дать малообеспеченным группам населения возможность снять жилье по доступным им ценам. Сейчас его роль уменьшается, в основном оно предоставляется безработным и низкооплачиваемым, кто не может себе позволить взять кредит.

Обеспечение таким жильем часто сталкивается со следующей 
проблемой: предоставление каждой последующей 
новой единицы жилья может 
быть дороже, чем старой (рост стоимости 
строительства или земли, выплата большей части займов и кредитов по старому жилью, рост процентных ставок).

Серьезные трудности с ремонтом и поддержанием старого жилого фонда приводят к развитию тенденции роста затрат в долгосрочной перспективе.

Поэтому финансовая ситуация в сфере социального жилья значительно варьируется и зависит от возраста и состояния жилого фонда, размаха нового строительства и его месторасположения.

В некоторых странах — Франции, Германии, США — государство 
предоставляет субсидии частным 
провайдерам с тем, чтобы они 
могли сдавать жилье нуждающимся по  низким ценам. Квартплата таким образом находится на уровне ниже рыночной, пока действует субсидия или в течение определенного времени.

Изменение фокуса государственного регулирования и важную роль частного сектора можно особенно ярко увидеть 
в Великобритании, где происходят изменения соотношения различных форм обеспечения жильем.

Например, увеличилась доля собственников жилья и людей, снимающих жилье в государственном секторе у местных органов власти, снизилась доля нанимателей в частном секторе.

Причем такой сдвиг часто объясняют именно вмешательством государства, в частности, введением контроля за квартирной платой и защитой квартиросъемщиков перед лицом владельцев. Последние, в свою очередь, обвиняли государство в том, что они не могут получить коммерческую выгоду, и это заставило многих продать дома или снести их.

Отчасти это можно объяснить тем, что старые дома были снесены в рамках программ борьбы с трущобами, а новые уже строились инвесторами в расчете на продажу. Причем и государственные организации, и частные поощрялись к строительству, в то время как частники, сдававшие жилье в наем, не получали никакой поддержки.

Что касается конкретного 
воплощения участия государства 
в решении жилищной проблемы, то возможно много вариантов, причем они достаточно хорошо отработаны в мировой практике. Например,  известный британский экономист Гленстер выделяет, по крайней мере, шесть областей государственного вмешательства, которые широко используются  в развитых странах:

  • регулирование стандартов строящихся домов и разрешение на эксплуатацию уже занятых;
  • контроль за квартирной платой в частном секторе и обеспечение срока проживания некоторым категориям жильцов;
  • строительство, владение и управление собственными зданиями;
  • субсидирование расходов квартиросъемщиков как в государственном, так и в частном секторе и жилищных ассоциаций;
  • субсидирование улучшения жилья частными и государственными владельцами;
  • субсидирование приобретения жилья через налоговую систему.

Одна из основных проблем 
жилищной политики — отношение между 
выбором и ограниченностью ресурсов. При ограниченности ресурсов необходим 
выбор, удовлетворяющий и потребителя, и производителя, и государственный 
спрос.

При этом государство сталкивается с рядом дилемм,  например, помогать конкретным людям или субсидировать жилье; развивать социальное жилье или поощрять частное.

Современный мировой опыт демонстрирует следующие основные тенденции участия государства в решении жилищной проблемы:

Источник: http://referat911.ru/Ekonomika/zhile-kak-socialnaya-problema/131653-2060615-place1.html

Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов

Поиск Лекций

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Федеральное агентство по образованию
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Пензенский Государственный Университет
  • Архитектуры и Строительства
  • Кафедра «Технологии строительного производства»
  • Реферат
  • “Приоритетные национальные проекты в области
  • жилищно-коммунального хозяйства”
  • Маслова Оксана
  • Группа: ТГВ-32
  • Руководитель: Рязанова Галина Николаевна
  • Работа защищена____________Оценка__________
  • Пенза 2011
  • Содержание

1.Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов……….………………………………………………………….…….

Стратегия развития сферы ЖКХ

В программах, решениях, постановлениях……………………………………………………

Основные программы развития ЖКХ.

Смысл и их назначение…………………………………………………….…..

4.Вывод…………………………………………………………..

Проблема ЖКХ в России. Предпосылки создания приоритетов.

Проблема жилищно-коммунального хозяйства в последнее время является одной из наиболее важных проблем в России. Раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, а сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ.

Нынешнее состояние ЖКХ в России абсолютно критично. Для того чтобы просто нормализовать работу всех сетей, которые действуют сегодня в России, – не двинуться вперед, а обеспечить нормальную работу, – нужно шесть триллионов рублей! Износ сетей составляет 60%, а 40% всех домов, которые есть в Российской Федерации, нуждаются в капитальном ремонте. Причины этого ясны.

С конца 80-х годов и все 90-е годы фактически никто не занимался решением проблем в системе ЖКХ на государственном уровне. Здесь можно провести аналогию с больным зубом – человек тянет до последнего, а когда все-таки приходится идти к врачу, зуб уже болит так, что не дотронешься. Сейчас уже очевидно, что у государства нет средств для того чтобы в одиночку реформировать ЖКХ.

Потребуются усилия всех – и государства, и региональных органов власти, и местного самоуправления и самих жителей. Никуда от этого мы деться не можем. Фонд содействия развитию ЖКХ именно по такому принципу и построен.

Ведь по сути дела туда заложена сумма, которая кажется нам большой, но которая при этом ничтожна в сравнении с реальными потребностями системы жилищно-коммунального хозяйства.

Резкий скачок тарифов, который произошел весной этого года, вызвал массовое недовольство и, собственно, выдвинул на передний план проблему ЖКХ. Он свидетельствует о том, что такой кризис не преодолевается. Поэтому сейчас необходимы серьезные действия, которые направлены на то, чтобы максимально сдержать рост тарифов в системе ЖКХ.

Я хочу также сказать, что есть намерения серьезно повысить реальность ТСЖ, так как нам приходилось часто сталкиваться с ситуацией, когда ТСЖ созданы не самими жильцами и действуют не в интересах жильцов.

Могу сказать, что законодательством будет напрямую запрещено создание ТСЖ организациями застройщиков. По вполне понятным причинам.

Просто организация-застройщик свои недоделки при строительстве дома вешала на специально созданный «карманный» ТСЖ, и в будущем эти расходы включались в тариф, фактически ложась на жильцов.

Хотелось бы отметить еще одну важную вещь. В формировании тарифов ЖКХ существенную роль играют тарифы, устанавливаемые ресурсопредоставляющей компанией. К сожалению, в последнее время там наблюдается рост, выше уровня инфляции, это с одной стороны, бьет по населению, с другой – затрудняет приход долгосрочных инвесторов в систему ЖКХ. Здесь необходимо какое-то решение.

Есть более мягкий вариант, к которому на сегодняшний день склоняется парламентское большинство, – это законодательно установить долгосрочный план повышения тарифов. Есть более радикальные предложения, которые также обсуждаются – на определенный период времени тарифы заморозить.

Это звучит более привлекательно, но мы понимаем, что в этом случае столкнемся с проблемами, которые возникнут у естественных монополий.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет в России уже 13-й год, однако что она собой представляет, жители страны, по сути, не знают. Подавляющее большинство россиян ассоциируют реформу ЖКХ с постоянным повышением тарифов на коммунальные услуги и постепенным переходом на их 100-процентную оплату.

Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60 %.

В качестве основных задач реформирования правительством обозначены демонополизация коммунального сектора и привлечение на рынок частных компаний, которые должны будут составить конкуренцию государственным ДЕЗам и ЖЭКам.

Среди других задач — стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.

Вначале 90-х гг. население России оплачивало всего 4 % эксплуатационных расходов на содержание и эксплуатацию ЖКХ. Остальная часть средств на покрытие расходов дотировалась из государственного бюджета.

В условиях перехода на рыночную экономику стало очевидно, что сложившаяся система финансирования ЖКХ полностью себя изжила.

Возникла необходимость в реформировании отрасли, совершенствовании ее финансирования, переходе на рыночные принципы работы в сфере производства услуг ЖКХ России.

  1. В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:
  2. – велик (70–75 %) износ основных фондов;
  3. – около 5 % жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу;
  4. – медленно идет процесс коммерциализации;
  5. – финансовое состояние предприятий и организаций ЖКХ не соответствует требованиям рыночной экономики;
  6. – у организаций ЖКХ имеется большая кредиторская и дебиторская задолженность;
  7. – велика доля бюджетного финансирования при недостаточности доли населения – реального потребителя коммунальных услуг;
  8. – частные инвесторы не спешат взять на себя функции управления производством коммунальных услуг из-за убыточности большинства предприятий и организаций и неопределенности с источниками их финансирования.
  9. Экономическая реформа ЖКХ в России идет сложно и медленно, а полученные результаты пока незначительны.
  10. Трудности реформирования ЖКХ связаны с запущенностью этого сектора экономики, наличием противоречивых тенденций в финансовых отношениях заинтересованных участников процесса: властей всех уровней с их бюджетами, эксплуатационных муниципальных организаций, посредников, потребителей услуг, населения.

Целесообразно постепенно увеличивать тарифы за коммунальные услуги для физических лиц, с тем, чтобы со временем тарифы для населения сравнялись с тарифами для юридических лиц. Однако при этом должна эффективно работать система социальной защиты граждан (семей) с низкими доходами.

Установленные сроки перехода на 100-процентную оплату населением эксплуатационных издержек необоснованны, так как главными целями являются социальная стабильность и поддержка процесса населением страны.

Сегодня очевидно одно: на всех уровнях власти должны более серьезно и активно заниматься проблемами ЖКХ, а не перекладывать функции управления убыточным хозяйством на частных инвесторов, население и рынок.

Меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали некоторые положительные результаты. Существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. После приватизации доля частного жилищного фонда составила более 60 % (включая жилищные и жилищно-строительные кооперативы).

Успешно реализуется программа адресной социальной помощи в виде компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. В двух десятках регионов проводится эксперимент по использованию новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса путем внедрения системы персонифицированных социальных счетов граждан.

Продолжается процесс передачи муниципалитетам государственного и ведомственного жилищного фонда. Существенные изменения произошли и в форме участия бюджетов в жилищном строительстве. Частные компании и индивидуальные застройщики обеспечивают более половины ввода нового жилья.

Однако и сегодня сохраняется высокая зависимость от бюджетных дотаций производителей жилищно-коммунальных услуг.

Практически не происходит привлечение частных подрядных организаций к управлению жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры, в сфере эксплуатации жилья также не удалось пока создать полноценный рынок подрядных услуг, в связи с тем, что привлекательные для бизнеса условия, прежде всего налоговые, до сих пор четко не сформулированы.

Углубляется несоответствие между темпами роста цен на ресурсы и на услуги ЖКХ и уровнем доходов населения. Критически снизились капитальные затраты на содержание жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, которые все еще в основном осуществляются за счет местных бюджетов. Как следствие, количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в 5 раз.

  • Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
  • – платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
  • – платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
  • – платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
  • – дотации федерального бюджета;
  • – дотации региональных бюджетов.

До реформы платежи населения на содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи предприятий и организаций – 20 %, остальными финансовыми источниками предприятий жилищно-коммунального комплекса были бюджетные, т. е. государственные, финансы. Таким образом, за потребляемые населением жилищно-коммунальные услуги расплачивалось государство.

За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.

Предприятия ЖКХ по-прежнему остаются одним из крупнейших бюджетополучателей. Во многих городах и муниципальных образованиях эти расходы составляют до 40 % от бюджетов.

Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.

Стоимость жилищно-коммунальных услуг в РФ и их реальная себестоимость несоизмеримы с доходами большей части граждан. Ни в развитых странах, ни в странах с переходной экономикой оплата ЖКУ не играет такой большой роли в бюджетах домохозяйств, как в России.

Так, доля расходов на ЖКУ колеблется от 9,2 % совокупного семейного дохода в Австрии до 3,4 % в Швеции; в Венгрии — 10,8 %; в Польше — 9,9 %.

По выводам многих специалистов, доля платежей за ЖКУ не должна превышать 10 % от семейного дохода, так как за пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей, а, кроме того, превышение этой доли для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.

Проблема стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период проведения реформ.

Проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-3%.

Очевидно, что замена оборудования увеличивает долю амортизации до 30-40 %, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно — к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.

Важнейшая задача — стабилизация налоговой политики. Надо определить условия налогообложения в ЖКХ, закрепив на перспективу уровень нагрузки на инвестора. В любом случае большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков для инвесторов в сферу ЖКХ.

Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него. Очевидно, что многие положения реализуемой в настоящее время программы реформы ЖКХ нуждаются в корректировке и дальнейшей проработке. Изложенные выше предложения в случае их реализации способны ускорить реформу, придать ей позитивный характер. Жилищно-коммунальная сфера должна превратится в сферу динамичного развития и социальной стабильности.

Безусловно, в нашей стране, в сфере ЖКХ – очень большие проблемы и не всякий предприниматель рискнет своим бизнесом, погружаясь в них. Более 290 миллионов квадратных метров или 11 процентов всего жилого фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения.

Еще 250 миллионов квадратных метров или 9 процентов требуют реконструкции. Около 20 процентов городского жилого фонда не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом по России в неблагоустроенных квартирах проживают около 40 миллионов человек — каждый третий-четвертый.

  1. Для достижения намеченных целей необходимо, как считают эксперты, обеспечить финансовое оздоровление предприятий ЖКХ, обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставляемых услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, оказывать государственную поддержку модернизации объектов жилищно-коммунального комплекса.
  2. Программные мероприятия включают инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению услуг, совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирование благоприятных условий для привлечения в нее инвестиций.
  3. Слаженные действия всех уровней власти, выполнение ими поставленных подпрограммой задач позволят обеспечить повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальную защиту населения при оплате жилья и коммунальных услуг — главные цели проводимых преобразований в ЖКХ.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s10664t4.html

В сфере жкх накопились серьёзнейшие проблемы

19—24 февраля 2016 года

В.Ф. РАШКИН.

Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам национальностей В.Ф. РАШКИНА на пленарном заседании 17 февраля

ЭТИ ПРОБЛЕМЫ мы не можем игнорировать, ведь они касаются каждодневной жизни подавляющего большинства наших граждан. В многоквартирных домах проживают больше чем две трети (72%) населения страны.

Б`ольшая часть домов — жилой фонд, построенный в советское время. И этот фонд, который был рассчитан отнюдь не на бесконечную эксплуатацию, с каждым днём всё больше ветшает.

Как ветшают и все коммуникации — трубы, проводка, лифты, другая инженерная инфраструктура.

Согласно официальным данным Росстата, объём ветхого и аварийного жилищного фонда в РФ увеличился с 1990 по 2014 год почти в три раза (с 32,2 до 93,3 млн. кв. метров).

По данным раздела «Жилищные условия населения» Статистического бюллетеня 2012 года, на 2011 год — 92,4% многоквартирных домов были построены до 1995 года, около половины — до 1971 года.

При этом у 51,5% домов процент износа составляет от 31 до 65%, ещё у 9,1% домов износ свыше 66%.

Ветшают не только дома, но и вся система ЖКХ. В 2015 году износ фонда ЖКХ достиг 60%, а в некоторых населённых пунктах — 80%. Количество аварий на объектах ЖКХ за последние 10 лет возросло примерно в 5 раз. С каждым годом неизбежно исчерпывается технологический задел, оставшийся с советского времени.

За последние 20 лет страну сотрясали бесконечные реформы в сфере ЖКХ, которые так и не привели к формированию справедливой системы ремонта и обслуживания жилья.

Отдача услуг ЖКХ на откуп частным компаниям не обеспечила здоровую конкуренцию в данной отрасли, не решила проблему низкого качества предоставляемых услуг. Напротив, разрушение единой жилищно-коммунальной системы, её атомизация во многом создали атмосферу коллективной безответственности, породили беспорядок и хаос в сфере жилищного обслуживания.

Государство фактически признало своё банкротство в вопросе капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно принятому в 1991 году Закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство было обязано передавать в руки граждан жильё только после проведения капитального ремонта либо с выплатой соответствующей компенсации.

В 1992 году в закон внесли изменение, согласно которому за государством закрепили обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда даже после приватизации квартир.

Таким образом, вплоть до последнего времени государство было обязано за свой счёт производить капитальный ремонт многоквартирных домов. Однако это требование систематически игнорировалось. Лишь некоторая часть граждан сумели добиться ремонта своих домов, в том числе через суд.

При этом все эти годы с граждан взималась плата на содержание многоквартирного дома и капитальный ремонт в составе квартирной платы.

Вместо того чтобы использовать собранные средства и произвести, согласно закону, ремонт жилого фонда, государство в 2013 году отказалось от прежних обязательств и переложило ответственность и материальное бремя за капитальный ремонт на граждан России.

Подобное решение вызвало возмущение огромного числа собственников жилья, исправно плативших квартплату многие годы: «благодаря» реформе, теперь граждане России вынуждены платить «по второму кругу» за ремонт, который может состояться (или не состояться) через 10, 20 или даже 30 лет. Особенно несправедливой данная ситуация выглядит для пенсионеров, пожилых людей.

Итак, в сфере ЖКХ назрел целый комплекс важнейших, системных проблем, решение которых становится жизненно важной задачей для государства.

26 января 2016 года распоряжением правительства РФ № 80-р была утверждена «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года». Этот документ призван определить основные приоритеты, среднесрочные цели и задачи государства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

  • По нашему мнению, данная стратегия в настоящей редакции не соответствует глубине проблем в российском ЖКХ, недостаточно учитывает катастрофическое состояние жилищного и коммунального фонда, а также свидетельствует о самоустранении государства от разрешения создавшейся ситуации.
  • В разделе стратегии «Общая характеристика текущего состояния ЖКХ» отмечается, что ключевыми проблемами в сфере ЖКХ (которые фиксируют в том числе социологические опросы) являются:
  • — рост платы за ЖКУ без адекватного повышения качества услуг (55% россиян считают несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги);
  • — низкое качество жилищных и коммунальных услуг;
  • — изношенность эксплуатируемых объектов ЖКХ (как уже упоминалось выше, она составляет от 60 до 70% и выше).

По экспертным оценкам, приведённым в стратегии, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей.

  1. Несмотря на столь масштабные проблемы отрасли, стратегия в качестве её ключевых направлений определяет совершенно иные приоритеты:
  2. — формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах;
  3. — развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу ЖКХ;
  4. — совершенствование системы отношений между собственниками, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями;
  5. — повышение энергетической эффективности отрасли.

В переводе на обычный язык это обозначает, что государство намерено переложить основную ответственность за спасение ЖКХ на граждан РФ, надеется лишь на частную и бизнес-инициативу в данной сфере. При этом государственное участие ни в текущем содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не обозначено в числе существенных условий реализации стратегии.

При этом мы видим устойчивую тенденцию по сокращению финансирования сферы ЖКХ.

В госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» от 15 апреля 2014 года утверждены следующие падающие общие объёмы финансирования её мероприятий: в 2015 году — 96 млрд. руб.

; в 2016 году — 50,7 млрд. руб. (почти в два раза меньше); в 2017 году — 54,9 млрд. руб.; в 2018 году — 47,2 млрд. руб.; в 2019 году — 49,3 млрд. руб.; в 2020 году — 51,4 млрд. руб.

На мероприятия, связанные с созданием условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России, предусмотрено в 2015 году лишь 12,7 млрд. руб., в 2016 году — 314 млн. руб., на 2017—2020 годы финансирование по данному направлению в госпрограмме вообще не указывается.

Ранее действовавшая в 2011—2015 годах федеральная целевая программа «Жилище» по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» предусматривала общий объём финансирования — 24,5 млрд. рублей.

Выходит, за счёт бюджетных источников покрывалось и покрывается несоизмеримо меньше, чем составляют инвестиционные потребности отрасли ЖКХ, даже по официальным оценкам (500 млрд. руб. ежегодно согласно стратегии). Выделяемые средства в принципе не способны обеспечить не только модернизацию, но и нормальное текущее содержание объектов ЖКХ.

При этом сокращение финансирования совпадает с увеличением ежемесячных платежей граждан за услуги ЖКХ и введением по стране взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Очевидно, расчёт строится на том, что недостающие инвестиции будут восполнены частным бизнесом и платежами населения. Между тем применительно к частным инвестициям этот расчёт ничем не подкреплён.

  • Стратегия значительное внимание уделяет концессионным соглашениям, однако не устанавливает, каким образом будут гарантироваться: фактический активный приход эффективного, заинтересованного бизнеса в отрасль и заключение им концессионных соглашений; выполнение частными операторами обязательств по модернизации объектов ЖКХ; защита рынка от локальной монополизации; честное и законное проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений.
  • В итоге создаётся риск монополизации рынка концессий в сфере ЖКХ близкими к региональным и местным элитам и структурам власти предприятиями; невыполнения или неполного выполнения ими условий по модернизации объектов ЖКХ; роста коррупции, вывода капиталов из отрасли.
  • Именно это в значительной степени и случилось, например, на рынке услуг по управлению жилищным фондом после начала его коммерциализации.
  • Что касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях значительного его износа (не менее 60—70%) вряд ли может быть эффективным.

Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом их уровень жизни ещё больше ухудшится. Напомню, что, по данным Росстата на 2015 год, уже 20,3 млн.

человек (14,1% от общей численности населения России) имеют доходы ниже прожиточного минимума. И число бедных граждан неуклонно растёт.

Отдельные категории населения, например, инвалиды второй группы, не имеющие достаточных льгот, в принципе оказываются не в состоянии оплачивать ЖКУ.

  1. Перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.
  2. Таким образом, обозначенный в стратегии подход создаёт риск существенного недофинансирования отрасли и нарастания в ней проблем.
  3. Уход государства из сферы ЖКХ, возложение значительной части бремени по её содержанию на население — это попытка «жить одним днём», закрыться от решения стратегических проблем отрасли.
  4. Учитывая изложенное, мы предлагаем следующие меры по совершенствованию государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства.

1. Разработку государственного плана модернизации жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рассчитанного на период до 2020 года, с распределением приоритетов по годам.

Данный государственный план должен предусматривать конкретные количественные и качественные показатели устранения износа объектов ЖКХ, их модернизации, технологического перевооружения, мероприятий по ресурсосбережению.

При этом необходимо установить нормативы государственного финансирования сферы ЖКХ — в абсолютных цифрах и в соотношении с частным финансированием (платежи населения, частные инвестиции), а также в соотношении с потребностями отрасли в средствах на содержание и на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое перевооружение.

Считаем в связи с этим, что федеральное финансирование отрасли по госпрограмме в объёме менее 10% от ежегодных инвестиционных потребностей ЖКХ является недостаточным и должно быть увеличено как минимум до 50% от этих потребностей (в части средств, направляемых на модернизацию, техническое перевооружение объектов ЖКХ) с последующим увеличением до 100%. Сохранение нынешней политики, при которой нарастает изношенность объектов ЖКХ, означает жизнь в долг; эти долги придётся возвращать, но платить уже нужно будет гораздо больше.

2. В стратегии отсутствует чрезвычайно важное направление для развития экономики — решение проблемы завышенных тарифов на ЖКУ для предприятий производственной сферы.

В настоящее время фактически за счёт сферы производства субсидируются тарифы на ЖКУ для населения. Не государство, которое по Конституции РФ объявлено социальным, а производственная сфера оплачивает соответствующие социальные издержки (продолжая при этом платить высокие налоги), что тормозит её развитие, ограничивает рост национальной экономики.

Полагаем необходимым включить в стратегию систему мер, направленных на прекращение данного субсидирования, на ограничение тарифов на ЖКУ для производственных предприятий.

Тарифы для населения следует компенсировать из государственных средств, одновременно снижая — в целях экономии средств — внутренние издержки отрасли, её коррупционную составляющую, количество организаций-посредников, недоинвестирование (которое приводит к повышенным платежам на текущее содержание изношенных объектов ЖКХ).

3. В стратегии указывается на низкое качество ЖКУ. Для его повышения предлагается формировать в стране «активного и ответственного» собственника жилья. Как представляется, данные меры могут дать лишь ограниченный эффект.

В целом по стране отрасль ЖКХ в результате проведенной её реформы (приватизации) оказалась криминализована, здесь отсутствует реальная конкуренция и нет условий для её появления.

Там, где существуют независимый от теневых хозяев локальной сферы ЖКХ государственный надзор и контроль, качество ЖКУ выше.

Там, где его нет, оно оказывается ниже, велик процент банкротства компаний с нелегальным выводом средств, идёт хищение платежей граждан (в том числе через приватизацию расчётных центров ЖКХ).

Поэтому в целях декриминализации, демонополизации сферы ЖКХ предлагаем включить в стратегию меры по возвращению ключевых функций управляющих и ресурсоснабжающих организаций в ведение органов государственной власти и органов местного самоуправления с учреждением соответствующих государственных и муниципальных предприятий. Обеспечив при этом государственный и независимый общественный контроль за соблюдением количественных и качественных характеристик ЖКУ, предоставляемых населению, в соответствии с установленными государственными стандартами.

При этом наряду с государственными и муниципальными могут существовать частные предприятия в сфере ЖКХ, с которыми собственники помещений могут, по своему усмотрению, заключать контракты.

4. Предлагаем внести существенные изменения в систему капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Мы считаем, что полноценный капитальный ремонт многоквартирных домов без государственного софинансирования невозможен. Попытки провести его только за счёт средств граждан обернутся деградацией жилого фонда, и в дальнейшем придётся вкладывать гораздо больше средств, чем требуется сейчас.

Исходя из этого, предлагаем учесть меры, изложенные во внесённом нами проекте федерального закона № 851708-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

5. Предлагаем создание всероссийского общественного наблюдательного совета по вопросам развития ЖКХ с включением в него представителей всех политических сил, в том числе оппозиционных, а также независимых экспертов.

  • Государственный план модернизации ЖКХ предлагаем принимать и реализовывать с учётом мнения общественного наблюдательного совета и при условии независимой общественной экспертизы.
  • Выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли только на площадках, близких к власти, в том числе специально созданных ею для имитации общественного контроля.
  • Полагаем необходимым создание сети площадок на базе общественного наблюдательного совета с независимым мониторингом и экспертизой краткосрочных планов модернизации в каждом субъекте РФ.
  • http://gazeta-pravda.ru/archive/issue/18-30369-19-24-fevralya-2016-goda-/v-sfere-zhkkh-nakopilis-seryezneyshie-problemy/

Источник: https://www.opentown.org/news/108290/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector