Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета.

Во дворе могут располагаться различные подстанции, гаражи, места для автотранспортных средств, скверы, мусоросборники и прочие объекты. Дворовая площадь предназначена для общественного пользования, поэтому за ее чистотой следят не отдельные граждане, а привлеченные со стороны организации.

Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.

Нормативная база

Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

В зависимости от региона перечень может быть расширен дополнительными документами.

Кому принадлежит придомовая территория МКД?

Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:

  • участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
  • управляющей организации (ЖКХ);
  • всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.

Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491)

Как определить придомовую территорию для уборки?

Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

  • из кадастровой документации;
  • из сведений Государственного Реестра.

Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.

Согласно Постановлению Правительства № 491 «О правилах содержания, управления, уборки общего имущества в МКД»  в придомовое пространство входят следующие объекты:

  • элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
  • различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
  • игровые/спортивные комплексы;
  • оборудование для сушки белья;
  • места/помещения для автомобилей;
  • площадки для выгула животных;
  • обслуживающие подстанции;
  • пожарные проезды;
  • тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
  • уличное освещение и другие элементы;
  • площадки, предназначенные для мусоросборников.

Что такое необязательные дополнительные услуги в договоре уборки?

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территориюСтандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):

  • озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
  • благоустройство участка;
  • декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
  • возведение архитектурных построек и пр.

Кто оплачивает уборочные работы придомовой территории МКД?

Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК).

Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником).

Все начисления отражаются в отдельной графе платежных квитанций, предоставляемых коммунальными службами.

Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.

Нормы уборки придомовой территории

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территориюЖилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).

В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:

  • ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
  • сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
  • подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
  • завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
  • покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
  • побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
  • регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.

В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

  • очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
  • рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
  • посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
  • сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
  • очистка урн/мусоросборников;
  • сбор мусора с развлекательных комплексов;
  • очищение входа в подвальное помещение от снега.

При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.

Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:

  • очищение/промывку стоков и канав;
  • периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
  • общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.

Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:

  • обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
  • обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
  • выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
  • обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
  • установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.

Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:

  • увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;
  • размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;
  • установка торговых ларьков, павильонов, киосков.

Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?

Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:

  • управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
  • специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.

Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.

Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-23-69 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

  • реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
  • предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
  • права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
  • ответственность сторон;
  • тарифы на уборку/способы оплаты;
  • основания для расторжения соглашения;
  • подпись/должность ответственных лиц.

Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет.

В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию.

При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.

Санитарная уборка и сбор мусора

В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:

  • устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
  • ограждать площадки вокруг мусоросборников;
  • обеспечивать освещенность данного участка;
  • осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
  • обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).

Периодичность

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территориюСогласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.

Контроль

Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:

  • потребители (жильцы МКД);
  • органы местного самоуправления;
  • Роспотребнадзор.

Что делать, если придомовую территорию МКД не убирают?

Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:

  • к руководству кондоминиума/ТСЖ;
  • к председателю жилищно-коммунального хозяйства;
  • в Жилищную Инспекцию;
  • в местную администрацию;
  • в судебные инстанции;
  • в Прокуратуру района.

Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:

  • название документа;
  • суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
  • реквизиты/название управляющей фирмы;
  • ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
  • адрес МКД, номера квартир.

Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.

Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.

Прочие нюансы и нововведения

Для того чтобы наслаждаться чистотой и ухоженностью придомового участка, живущие в МКД граждане, должны принимать участие во всех вопросах, касающихся его обслуживания/благоустройства. Контролирование действий/работ клининговых компаний/УК/ТСЖ позволит поддерживать придомовое пространство в презентабельном виде.

В настоящее время в РФ действует федеральная программа «Наш двор», целью которой является создание комфортной городской среды. Граждане, решившие стать участниками данной программы, могут за счет федеральных субсидий, произвести благоустройство придомового участка.

Проект состоит из двух частей:

  • обязательной – благоустройство полностью производится за счет муниципальных средств;
  • дополнительной – обустройство осуществляется при участии жильцов, которые финансируют 3% от сметы.

В регионах муниципалитеты будут вводить новые стандарты, касающиеся благоустройства/содержания придомовой территории, внедрения новых, более эффективных систем уборки, озеленения, освещения и пр.

Жильцы, которые произвели благоустройство придомового пространства, становятся собственниками данного участка, поэтому ответственность за обслуживание/уход/уборку ляжет на их плечи. Земельные участки, не участвующие в федеральной программе, могут отойти в собственность муниципалитета.

Для участия в госпрограмме необходимо согласие большинства жильцов, которые должны в ходе общего собрания принять решение и утвердить план благоустройства.

После этого, следует подать заявление вместе с протоколом общего собрания в местный уполномоченный орган.

В случае одобрения заявки жильцам будет оказано содействие в мероприятиях по благоустройству придомового пространства.

Источник: https://uslugi-zhkh.ru/pridomovaya-territoriya/pravila-uborki/

Уборка придомовой территории многоквартирного дома в 2019 году

В необходимости уборки участка, прилегающего к жилому многоквартирному дому, не сомневается ни один человек. Однако нередко возникают спорные ситуации по поводу того, кто именно обязан это делать. Также важно знать, как часто проводится уборка территории, чьими силами контролируется, и установлены ли в законодательстве нормативы, связанные с указанным процессом.

Читайте также:  Что делать если не согласен с квартплатой

Что считается придомовой территорией

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

У каждого жилого здания рядом есть прилегающий земельный участок. Он считается неотъемлемым, и в юридическом смысле не рассматривается как отделимый объект. Название этого участка – придомовая территория многоквартирного дома. Перечислим, что к ней относится:

  • земля, на которой располагается жилое строение;
  • детская и спортплощадка;
  • стоянка для машин;
  • пожарный проезд;
  • зеленые насаждения;
  • другая инфраструктура и элементы обустройства.

Таким образом, на данном участке располагаются различные объекты, которыми жильцы могут равноправно пользоваться. Площадь территории, ее границы и иные параметры определяются кадастровым паспортом. На основании именно этих данных производится расчет расходов на уборку участка.

В чьи обязанности входит

Вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома регулируются Правилами, вступившими в действие 13 августа 2006 г.

Согласно их положениям, уборка прилегающей территории осуществляется силами управляющей компании, в обязанности которой входит обслуживание конкретного строения.

Если же у дома есть ТСЖ, то они самостоятельно заключают договор со сторонней организацией, оказывающей соответствующие услуги. В этом случае указанная компания будет нести ответственность за невыполнение обязанностей по уборке.

Оформление трудового договора

Для оказания любых услуг должно быть письменно оформлено соответствующее соглашение. Это делают либо управляющие компании, либо ТСЖ. На основании указанного договора рабочие с определенной в нем периодичностью оказывают услуги по уборке придомовой территории. В соглашении обязательно прописываются:

  • адрес жилого здания;
  • сведения об управляющей компании или товариществе собственников;
  • полномочия и рамки ответственности сторон;
  • перечень обязанностей;
  • оплата;
  • сроки действия.

На нашем сайте можно посмотреть и скачать образец договора возмездного оказания услуг, на основе которого осуществляется уборка подъезда в многоквартирном доме, а также прилегающей к нему территории.

Скачать образец договора

Ответственность дворника

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

Итак, в соглашении четко и недвусмысленно описываются полномочия сторон. Обычно среди прав уборщика указывают:

  • требовать предоставления подходящего помещения для хранения инвентаря;
  • вносить предложения по совершенствованию условий труда;
  • получать необходимые для работы материалы и оборудование.

При этом договор указывает и обязанности дворника по уборке придомовой территории. Разумеется, в нем закреплены и рамки его ответственности. Она наступает в случае некачественного или несвоевременного выполнения задач и обязанностей, а также за несоблюдение техники безопасности, служебных инструкций и приказов.

Особенности работы

Каждый жилец должен понимать, что подразумевает уборка придомовой территории многоквартирного дома. Перечень услуг четко фиксируется в подписанном соглашении. Наряду с обязательными, там могут быть и дополнительные работы. Это напрямую зависит от погодных условий, города, его застройки, а также иных факторов.

Кто осуществляет контроль

Надзорные функции в указанной сфере выполняются местной администрацией. Также следить за качественным исполнением обязанностей по уборке вправе сами жильцы многоквартирного дома или представители товарищества собственников. В случае недовольства, они могут обратиться в Роспотребнадзор, чтобы была проведена проверка, найдены и привлечены к ответственности виновные лица.

Обязанности по оплате

Придомовая территория является общей собственностью всех жильцов, проживающих в соответствующем здании. Об этом говорится в статье 16 ФЗ №189, которым 1 марта 2005 года был введен в действие ЖК РФ.

Расположение многоквартирного дома подразумевает, что пользоваться находящимся рядом участком будут все собственники помещений. По этой причине платить обязан каждый из них. Сумма определяется исходя из площади квартиры, принадлежащей жильцу.

То есть чем больше квадратных метров у человека в собственности, тем выше будет размер его платы.

Периодичность уборки

Жильцам нужно знать, сколько раз в сутки выполняет свои обязанности дворник. Обычно он должен делать это каждый день. Периодичность уборки придомовой территории в зимнее время порой увеличивается до двух раз. Это происходит, если выпало слишком много снега.

Нормы уборки придомовой территории

Нагрузка при исполнении дворником его полномочий ограничивается площадью. Нормативы время от времени меняются, устанавливаются муниципальными органами власти. Затем они закрепляются в трудовом соглашении.

Список работ, связанных с участком, прилегающим к жилому зданию, зависит от того, в какое время года они проводятся. Рассмотрим подробнее, что вменяется в обязанности дворнику в летний период и зимой.

Различия между ними существенные.

Летом

Итак, когда тепло, дворник должен:

  • подметать тротуар;
  • поддерживать газон в ухоженном состоянии;
  • забирать мусор из урн и проводить их дезинфекцию, чтобы избежать появления мух и вредных насекомых.

Уборка дворовых территорий в летний период также включает покраску лавочек, заборов и иных объектов. Кроме того, работник обязан поливать водой/мыть тротуары, дорожки и мостовые.

В зимний период

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

В холодное время дворником, прежде всего, проводится уборка территории от снега. Он счищается с пешеходной зоны и помещается в специально отведенные места, откуда позднее вывозится посредством специальной техники.

Уборка территории в зимний период также подразумевает сбивание сосулек, очистку урн, устранение ледяной корки вокруг люков, чтобы не возникло травмоопасных ситуаций.

Кроме того, дворник обязан посыпать дорожки и тротуары песком, солью или другими веществами, снижающими вероятность того, что прохожий поскользнется или упадет.

Санитарная очистка

Рядом с каждым домом располагаются мусоросборники. Их вместимость должна быть не менее 100 литров. По правилам контейнеры устанавливаются на специально отведенной для этого бетонной или заасфальтированной площадке, имеющей ограждение вокруг. Требования таковы, что подъезд к мусоросборникам должен быть хорошо освещен и пригоден для передвижения спецтехники.

Если не убирают вовсе

Когда компания, на которой лежат определенные обязательства, не выполняет их, жильцам следует писать жалобу. Ее можно направить:

  • председателю ТСЖ или руководству УК;
  • жилищной инспекции;
  • Роспотребнадзору;
  • правоохранительным органам;
  • в суд.

Документ оформляется произвольным образом с указанием в нем всех фактов, имеющих значение для разбирательства.

Итоги

Земельный участок, прилегающий к жилому зданию, называется придомовой территорией.

Для его уборки управляющая компания или товарищество собственников квартир заключает соглашение либо с какой-либо организацией, либо с конкретными работниками.

В договоре указываются права и обязанности сторон, а также ответственность при несоблюдении прописанных в нем условий. Уборка осуществляется ежедневно и может включать в себя различные услуги, перечень которых зависит от времени года.

Источник: https://nedvizhka.site/zhkh/mnogokvartir/uborka-pridomovoj-territorii

контейнерной площадки, установленной ОМСУ на муниципальной земле

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию

Про обязанность оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) мы уже писали в статье в нашем блоге.

Когда контейнерная площадка для ТКО установлена для обслуживания одного многоквартирного дома (МКД), вопрос о санитарной очистке ее возложен на ту управляющую организацию, которая управляет домом. Если несколько МКД находится под управлением одной УО также спорных моментов по содержанию контейнерной площадки для ТКО не возникает.

Тем более их не возникает, когда контейнеры для ТКО и сама площадка находится на оформленной надлежащим образом придомовой территории и являются общедомовым имуществом. Тогда однозначно, бремя содержания такой площадки целиком на собственниках указанного дома, санитарное содержание ее – на управляющей организации, которая управляет домом.

Но как быть в ситуациях, когда органы местного самоуправления (ОМСУ) в силу возложенных законом обязанностей исполнили свои обязательства и оборудовали контейнерные площадки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и схемой мест (площадок) накопления ТКО,но контейнерные площадки размещены при этом на муниципальных земельных участках. А сами площадки предназначены для обслуживания нескольких многоквартирных домов (МКД), зачастую находящихся в управлении разных управляющих организаций (УО).

К сожалению, действующее жилищное законодательство РФ прямых норм, регулирующих данную ситуацию, не содержит. Но у любой управляющей организации в силу минимального перечня работ по содержанию МКД, Правил содержания общего имущества (ОИ) и иных нормативно-правовых актов (НПА), имеется обязанность по санитарному содержанию контейнерных площадок для ТКО.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Понятие «содержание» и «обслуживание» в вышеуказанных нормах не расшифровано.

Однако совокупный анализ норм ЖК РФ и ГК РФ, а также законодательства по обращению с отходами позволяет сделать вывод о том, что оборудование контейнерной площадки и ремонт контейнеров возлагается на собственника имущества и земельного участка. В обязательства управляющей организации входит только очистка и уборка мета накопления ТКО, то есть его санитарное содержание.

Как видим из приведенных норм Правил 491 и Перечня 290в обязательные работы по содержанию МКД все равно должны быть включены работы по санитарной очистке контейнерных площадок.

Исходя из вышесказанного, следует, что, при ситуации с муниципальной землей и контейнерной площадкой на ней, если она предназначена для нескольких МКД, управляющие организации должны договариваться между собой и заключить соглашение о ее санитарном содержании.

Логично предположить, что, если договориться не удалось, то работы должны выполняться всеми управляющими организациями, даже если они будут дублироваться друг другом.

Ведь по закону нельзя произвольно исключить из содержания МКД обязательные работы, установленные в Перечне 290 и других НПА.

На моей практике был случай попытки заключения такого соглашения. Контейнерная площадка как раз установлена ОМСУ и предназначалась для сбора ТКО от двух домов, обслуживаемых УО и ТСЖ.

Руководители УО и ТСЖ почему-то не могли встретиться и обсудить все, но ТСЖ неоднократно направляло соглашение в адрес УО с установленной платой за содержание площадки в размере 600 руб. Видимо, санитарное содержание контейнерной площадки осуществлялось именно ТСЖ.

Читайте также:  Управление эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома кем работать

Управляющая организация упорно возвращала это соглашение, указав, что заключение его не предусмотрено законом. Кем конкретно и как убиралась контейнерная площадка не могу сказать, но содержалась она надлежащим образом.

Вывод об обязанности управляющей организации по санитарному содержанию контейнерной площадки для ТКО, установленной ОМСУ на муниципальной земле,подтвержден также и судебной практикой.

Постановление ВС РФ от 02 ноября 2018 г. № 81-АД18-10:

«…Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 10 октября 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Беловского городского суда Кемеровской области от 9 ноября 2017 г.

и постановлением заместителя председателя Кемеровского областного суда от 28 февраля 2018 г., ООО «УК «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.

3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

…В настоящей жалобе заявитель, ссылаясь на положения пункта 2.2.3«СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, пункта 8.2.5«СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64, указывает, что размещение контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и площадок сбора крупногабаритного мусора на территории земельных участков, где расположены многоквартирные дома, недопустимо.

Вместе с тем из материалов дела следует, что площадки для установки мусорных контейнеров размещены близ многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, сбор бытовых отходов осуществляется жителями соответствующих домов в указанные контейнеры.

Взяв на себя обязательство по надлежащему оказанию всех услуг и (или) выполнению работ по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставлению коммунальных услуг, общество в соответствии с требованиями названных выше норм и условий договоров управления многоквартирными домами обязано было организовать своевременный вывоз твердых бытовых отходов с означенных площадок для сбора бытового мусора.

  • В числе изложенного в настоящей жалобе заявитель указывает, что фактически мусор выявлен на земельном участке, не входящем в состав общего имущества многоквартирных домов, контейнерные площадки, размещенные возле многоквартирных домов, не находятся на балансе ООО «УК «Сибирь», в договорах управления эти площадки не указаны, платы за их содержание общество не получает, в связи с чем у него отсутствует обязанность в рамках выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов производить уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, на котором расположена означенная контейнерная площадка.
  • Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
  • В силу указанных норм и условий договоров управления многоквартирными домами общество обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
  • Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

…Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирных домов, которые находятся под управлением общества, в мусорные контейнеры, размещенные на указанной площадке для сбора бытовых отходов.

В силу перечисленных выше норм и условий договоров управления многоквартирными домами общество обязано обеспечить своевременный вывоз мусора и обеспечить чистоту контейнерных площадок.

За предоставление соответствующей услуги общество начисляет жильцам многоквартирных домов плату, что подтверждается квитанциями.

Не выполнив обязанность по вывозу мусора, общество нарушило лицензионные требования, за что обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Также нормативными актами субъекта РФ может быть предусмотрена и административная ответственность за ненадлежащее содержание контейнерных площадок и иных норм муниципальных Правил благоустройства территорий.

Например, Постановлением 12 ААС от 17 октября 2017 г.

по делу № А12-20644/2017 оставлено в силе постановление территориальной административной комиссии Красноармейского района городского округа — город Волгоград (далее — комиссия, административный орган) от 04 мая 2017 года N 1/4-17/692 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Думаю, аналогичные нормы содержат многие НПА регионов, так как субъект РФ имеет полномочия принимать законы об административной ответственности на своей территории.

Во избежание административных штрафов за санитарное состояние контейнерных площадок для ТКО, которые, как указывают суды, относятся к нарушению лицензионных требований по управлению МКД, управляющим организациям необходимо выполнять работы по санитарному содержанию таких площадок, независимо от того, на чьей земле они установлены. Основным критерием оценки данных обязательств служит только тот факт, что контейнерная площадка и контейнеры для ТКО на ней установлены для многоквартирных домов (или дома), управление которой осуществляется указанной управляющей организацией.

Таким образом, договорятся или нет несколько УО о содержании площадки, на которую осуществляют вынос ТКО жители их домов, убирать ее все равно придется в силу действующих норм закона и договоров управления. Почему-то кажется, что дворники таких УО оказались сговорчивее и уже давно сумели договориться между собой об этом, особенно если вопросов к чистоте контейнерной площадки не возникает долгое время…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для УК и ТСЖ. Вся необходимая информация по ссылке.

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika5130/soderzhanie-konteynernoy-ploshchadki-ustanovlennoy-omsu-na-munitsipalnoy-zemle/

Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию — Портал о ЖКХ

«Вопросы ЖКХ»: можно ли обязать управляющую компанию убирать территорию города.

Можно ли заставить управляющую компанию убирать территорию, которая фактически принадлежит городу, но находится рядом с жилым домом? Как близко к подъездам можно парковать машины?

Ответы на эти вопросы в новом выпуске проекта «Вопросы ЖКХ» дает специалист Наталья Балабина.

У дома есть дорожка, которая принадлежит муниципалитету, но ее никто не чистит. Может ли управляющая компания взять ее под свой контроль, и что нужно для этого сделать?

У каждого дома существует своя придомовая территория, уборку которой жильцы оплачивают. Уборка другой территории не входит в обязанности управляющей компании. Но если жители хотят, чтобы это было необходимо, нужно, чтобы администрация района, где находится дом, заключила договор с УК. Но это будет означать, что у собственников будет повышен тариф на уборку.

На каком расстоянии от подъезда можно парковать машины? И можно ли ставить их прямо под окнами?

Согласно строительным нормам и правилам, если на парковке стоят до 10 машин, то расстояние от стены и окон должно составлять 10 м. Если парковка предполагает больше мест, то и расстояние должно быть больше.

Прямо под окнами машины ставить нельзя. Если же такое происходит, причем более 5 мин. и с работающим двигателем, необходимо обратиться в санитарную службу своего района.

После этого к водителю применят административный штраф.

  • Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
  • Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
  • Обязана ли управляющая компания убирать муниципальную территорию.

Re: границы придомовой территории

#5 Сообщение Гость с Урала » 19 ноя 2014, 11:00

Обязанность по содержанию территории лежит исключительно на её собственнике! Нанятая жильцами УК отвечает за содержание принадлежащего им ОИ, а если территория им не принадлежит (не является ОИ МКД), то значит ни обязанности ни ответственности за её содержание не возникает (ни у жильцов ни у УК).

С Вас же не спрашивают за уборку городских улиц! . а в данном случае это именно такая улица. ))

Собственники жилья в МКД конечно могут проявить альтруизм и принять (на ОСС) решение по уборке придомовой территории и включению этих затрат в тариф на СиР. Но это дело добровольное ))

Re: границы придомовой территории

#6 Сообщение ANG » 19 ноя 2014, 12:06

Re: границы придомовой территории

#7 Сообщение burmistr » 19 ноя 2014, 12:20

Re: границы придомовой территории

#8 Сообщение burmistr » 19 ноя 2014, 15:59

Не могут собственники на ОСС такое решить. ОСС легитимно только принимать решения по общему имуществу, а в вашем случае земля муниципальная.

Правила благоустройства в любом городе, в которых власти закрепляют за УК обязанность уборки — незаконны.

  Как сложить полномочия председателя тсж если нет желающих

  1. ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕот 19 февраля 2013 г.

    N 12736/12

  2. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
  3. Правила благоустройства незаконны:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 30 июня 2010 г.

N 78-Г10-9ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 14 сентября 2011 г. N 35-Г11-27ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 11 апреля 2012 г. по делу N 33-2052/2011

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 марта 2012 г. N Ф03-667/2012
  • Так что можете смело обжаловать их.
  • Если будете убирать территорию — получите по голове:
  • ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 августа 2013 г. по делу N А33-7816/2013
  • Из изложенных выше норм следует, что начисление платы за уборку и санитарную очистку земельного участка, не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома и не принадлежащего потребителю на праве общей долевой собственности (а также косьбу, очистку снега, обрезку деревьев, устройство детских площадок) не соответствует требованиям действующего законодательства.
  • Между тем, материалами административного дела подтверждается, что общество, являясь управляющей организацией… начисляло гражданам, проживающим в многоквартирном доме, плату за уборку и санитарную очистку земельного участка, не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома и не принадлежащего ей на праве общей долевой собственности, а также косьбу, очистку снега, обрезку деревьев, устройство детских площадок.
  • Доказательства того, что спорный земельный участок входит в общее имущество многоквартирного дома (участок сформирован, проведен его государственный кадастровый учет, зарегистрировано право общедолевой собственности) управляющая компания не представила.
  • Аналогичный довод приводится в: ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 августа 2013 г. по делу N А56-21866/2013

Споры с управляющей компанией по уборке территории (Кустова Е.).

Дата размещения статьи: 09.03.2016

Самый актуальный вопрос на сегодняшний день — это уборка территории. Законодательство Российской Федерации в области жилищного фонда предусматривает множество нормативных актов, которые принимаются на разных законодательных уровнях.

В этой статье хотелось обсудить непосредственно споры с управляющими компаниями по уборке территории. Для обеспечения порядка и чистоты во дворах многоквартирных домов были разработаны нормы уборки территории, которые определяют периодичность и порядок проведения работ.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, обеспечения чистоты и благоустройства устанавливаются соответствующим законодательством.

Рассмотрим Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с п. 1.

8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда заключается в управлении жилищным фондом, техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарном содержании.

В свою очередь санитарное содержание — это уборка мест общего пользования и придомовой территории. Согласно п. 3.6.1 «Уборка территории» Правил и норм технической эксплуатации уборка должна проводиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.

Как говорит нам п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, обязанностью управляющей компании по договору управления является оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в состав которого входит и земельный участок, на котором расположен этот дом (ст. 36 ЖК РФ).

И мы видим, что в вышеуказанном пункте не говорится ни о какой придомовой территории. Следовательно, хочется так и сказать, что Жилищный кодекс РФ не обязывает управляющие компании обслуживать придомовую территорию.

Однако Правила и нормы эксплуатации, законы о чистоте и благоустройстве, договоры управления МКД говорят нам об обратном — УК обязаны и в летний, и в зимний период содержать придомовую территорию в чистоте.

Также хочется учесть, что очень часто при рассмотрении судебных споров жилищные инспекции, судьи не хотят учитывать тот факт, что в ЖК РФ не указано обязательство об обслуживании придомовой территории.

Давайте посмотрим, что нам говорит судебная практика при рассмотрении споров с УК по уборке территории.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2014 N Ф09-6684/14 по делу N А60-48830/2013. Требование: о взыскании долга по договорам на уборку помещений и придомовой территории. Обстоятельства: услуги оплачены частично.

Решение: требование удовлетворено, поскольку оказание услуг в рамках заключенных договоров подтверждено, установленные в Постановлении о привлечении заказчика к административной ответственности нарушения уборки придомовой территории допущены самим заказчиком, указанные в этом Постановлении невыполненные уборочные работы не включены в содержащийся в договоре по уборке придомовой территории перечень оказываемых исполнителем услуг, доказательств невыполнения им своих обязательств нет.

Штраф по ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ.

ООО «Жилкомсервис N 1 Василеостровского района» получало плату за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка с граждан — жильцов многоквартирных домов, не имеющих в составе общедомового имущества сформированных земельных участков либо имеющих земельные участки, оформленные под срез фундамента, тогда как на уборку бюджетом Санкт-Петербурга в 2011 году были выделены субсидии в размере 11 857 568,51 руб. За период с января по сентябрь 2011 года ООО необоснованно начислило гражданам более 8 миллионов рублей.

По данному факту прокуратурой Василеостровского района Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст.

37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, направлены материалы проверки в СУ УМВД России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга для рассмотрения и решения вопроса об организации уголовного преследования генерального директора ООО «Жилкомсервис N 1 Василеостровского района» Нуделя Александра Григорьевича за совершение преступления, предусмотренного ч.

1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ. На основании данных материалов 02.10.2012 СУ УМВД России по Василеостровскому району Санкт-Петербурга в отношении генерального директора ООО «Жилкомсервис N 1 Василеостровского района» возбуждено уголовное дело.

Как указано в Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 3 декабря 2013 г.

по делу N 33-4304/2013, собственник помещения обратился с иском к управляющей компании об обязании перерасчета по статье «уборка придомовой территории» с учетом фактически принадлежащей собственникам на праве общей долевой собственности площади земельного участка на основании данных кадастрового учета. В итоге, рассмотрев дело, суд отказал собственнику помещения.

Еще хочется рассмотреть позицию Минстроя России по уборке территории управляющими компаниями. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) в своем письме от 24.09.2015 N 30846-ОД/04 дало разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ответственностью управляющих компаний за содержание и благоустройство придомовых территорий.

  1. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
  2. Как считает Минстрой России, вынесение контролирующими органами управляющим организациям предписаний за неосуществление работ или некачественное осуществление работ по содержанию, благоустройству или уборке придомовой территории неправомерно в случае, если в обязанности управляющей организации в соответствии с договором на управление многоквартирным домом и решением общего собрания собственников многоквартирного дома не входит содержание и благоустройство придомовой территории.
  3. Иными словами, управляющая организация не отвечает за уборку придомовой территории, если не сформирован соответствующий земельный участок и в договоре управления многоквартирным домом не содержится соответствующей обязанности.

Однако данная услуга может быть включена в договор в качестве дополнительной, что порождает обязательство управляющей организации по ее оказанию. В противном случае соответствующие обязательства отсутствуют.

В соответствии с пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Итак, если учитывать позицию Минстроя России, то контролирующим органам выписывать штрафы не надо, а управляющие компании придомовую территорию могут не обслуживать. А интересы собственников помещений не учитываются.

Но как показывает судебная практика, вышеуказанные разъяснения не принимаются во внимание, собственники помещений жалуются в контролирующие органы, и те в свою очередь постоянно выписывают штрафы управляющим компаниям.

Таким образом, несмотря на жилищное законодательство РФ и позицию Минстроя РФ, при спорах с управляющими компаниями по уборке территории у судей двоякое мнение: с одной стороны, они заводят уголовные дела, с другой стороны, отказывают в перерасчете собственникам помещений. Поэтому управляющим компаниям следует производить уборку придомовых территорий и не доводить до судов.

Источник: https://gkh-rf.ru/upravlyayuschie/obyazana-li-upravlyayushhaya-kompaniya-ubirat-munitsipalnuyu-territoriyu

Верховный суд освободил владельцев недвижимости от уборки прилегающих территорий

Источник: Журнал «National Business»

Коллектив авторов, VEGAS LEX

Обладание имуществом на праве собственности означает не только наличие прав по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Собственники зданий, строений, сооружений и других объектов, как правило, сталкиваются с проблемой содержания и самого объекта, и прилегающей к нему территории.

В большинстве случаев субъекты предпринимательской деятельности осуществляют благоустройство, уборку и содержание прилегающей к принадлежащим им объектам территории по доброй воле и собственной инициативе.

Однако нередко обязанность содержать прилегающую территорию вменяется собственникам путем властного предписания органов местного самоуправления, закрепленного в соответствующих муниципальных правовых актах.

Более того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по благоустройству прилегающей территории владельцы недвижимости привлекаются к административной ответственности на основании законов, изданных субъектами Российской Федерации.

Определение правил благоустройства территории, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий и т.п. законодательство относит к вопросам местного значения[1]. Исходя из этого, принимая местные правила благоустройства, органы местного самоуправления нередко предусматривают в них обязанность владельцев недвижимости (а зачастую и нестационарных объектов) осуществлять содержание, уборку и благоустройство прилегающей к ней территории.

Организации и предприниматели, не согласные с таким порядком, предпринимали попытки судебного обжалования муниципальных правовых актов в сфере благоустройства, возлагающих на них обязанности по уборке прилегающей к их объектам территории, и такие попытки оказывались успешными[2]. В марте этого года владельцев недвижимости поддержал Верховный Суд РФ.

Определением от 12.03.

2015 Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ оставила в силе решение Арбитражного суда Брянской области, которым были признаны не соответствующими законодательству Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Брянска в части, возлагающей на юридических лиц обязанность соблюдать и поддерживать порядок на территориях, прилегающих к принадлежащим им на праве собственности или аренды объектам недвижимости.

Верховный Суд, в частности, отметил, что обязанность осуществлять содержание прилегающей территории может быть возложена на собственников, владельцев, пользователей земельных участков и объектов недвижимости либо на основании федерального закона, либо на основании договора, но не на основании решения органа местного самоуправления. Федеральное законодательство, в свою очередь, такой обязанности не предусматривает[3].

Следует, однако, иметь в виду, что, если собственник или иной владелец объекта недвижимости либо земельного участка заключил с муниципалитетом договор, по условиям которого принял на себя обязательства по содержанию и благоустройству прилегающей к такому объекту территории, условия такого договора должны исполняться им надлежащим образом.

[1] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/the_supreme_court_exempted_property_owners_from_cleaning_the_surrounding_areas/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector