С какого момента начинается управление многоквартирным домом

Строительство многоквартирного дома завершается не монтажом кровли, и даже не окончанием внутренних отделочных работ, а вводом здания в эксплуатацию.

Этот юридический факт означает, что застройщик полностью выполнил свои обязательства. Жильцы могут использовать свои квартиры по назначению, а помещения общего пользования и территория вокруг дома могут быть переданы управляющей организации.

Рассмотрим, может ли застройщик самостоятельно выбрать УК для новостройки, какие документы он передает в управляющую компанию и как вообще проводится эта процедура.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-92. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Может ли застройщик выбрать управляющую компанию?

С какого момента начинается управление многоквартирным домомВладельцы квартир самостоятельно решают, каким образом будет осуществляться управление их домом.

Статья 161 ЖК РФ предоставляет на выбор три варианта:

  1. самостоятельное управление жильцами. Такой вариант возможен, если жилых помещений в доме не больше 30;
  2. обслуживание дома через созданный для этой цели кооператив или товарищество собственников;
  3. передача управления сторонней организации.

У собственников квартир есть год, чтобы выбрать подходящий способ обслуживания дома. Если спустя год владельцы квартир не определились, орган местного самоуправления объявит конкурс, по результатам которого будет заключён договор с выигравшей управляющей компанией.

До того момента, пока выбор жильцов не будет сделан, все необходимые работы выполняются управляющей компанией, выбранной застройщиком. Договор с этой организацией заключается в течение 5 дней с момента введения дома в эксплуатацию.

Справка! Застройщик выбирает первую управляющую компанию, которая работает, пока жители дома не выберут себе подходящую организацию для обслуживания их дома по своему усмотрению.

С какого момента начинается управление многоквартирным домомЛюбое имущество, в том числе и многоквартирный дом, передаётся по определённым алгоритмам. Передача нового жилого дома от застройщика управляющей компании сопровождается следующими документами: приёмо-передаточный акт о состоянии передаваемого имущества, сводный акт о передаче документов и договор передачи управления.

Акт о состоянии имущества

Акт о состоянии передаваемого имущества формируется для того, чтобы зафиксировать все имеющиеся недостатки и повреждения, которые обнаружатся на передаваемых объектах и предметах. Представитель управляющей компании внимательно исследует все помещения и коммуникации, чтобы удостовериться в надлежащем состоянии.

Скачать бланк акта о состоянии передаваемого от застройщика к УК имущества

После подписания акта передачи дома управляющей компании все расходы по содержанию дома и устранению недостатков лягут на плечи собственников квартир. Взыскать ущерб с застройщика вряд ли удастся без обращения в суд.

Зона ответственности управляющей компании распространяется на целый ряд объектов:

  1. помещения общего пользования (лестничные площадки, подъезды, чердаки и подвалы, комнаты мусоропровода и иные);
  2. коммуникации и сети (трубы холодного и горячего водоснабжения, канализация, отопление, электрооборудование, мусоропровод, лифтовое оборудование и другие);
  3. придомовая территория;
  4. кровля и вентиляционные шахты;
  5. прочее имущество, которое жильцы используют совместно.

С какого момента начинается управление многоквартирным домомВсе перечисленные объекты должны быть осмотрены на наличие дефектов или повреждений.

Если какие-либо недостатки передаваемого имущества не будут описаны в акте, но обнаружатся в будущем, ТСЖ и застройщик станут утверждать, что изъяны появились из-за некомпетентности специалистов управляющей компании. Поэтому любые, даже мелкие повреждения отражаются в акте о состоянии передаваемого имущества.

Какие еще документы должен передать застройщик управляющей компании? При сдаче помещения, составляется акт о передаче документов, который фиксирует получение управляющей компанией следующих оригиналов и копий:

  1. заключение приёмочной комиссии (акт о вводе дома в эксплуатацию);
  2. технический паспорт дома с поэтажными планами и экспликациями;
  3. инструкция по эксплуатации дома;
  4. ситуационный план территории с информацией о расположении подземных ресурсных коммуникаций и точками подключения дома к ним;
  5. формулярный список подрядных организаций, выполнявших строительные работы;
  6. договоры с ресурсными организациями, если они были заключены;
  7. акты передачи квартир собственникам (дефектные ведомости на помещения, не принятые покупателями);
  8. схемы сетей коммуникаций (водоснабжения, канализации, электричества и так далее);
  9. санитарный паспорт;
  10. акты о принятии на учёт аппаратов учёта ресурсов (то есть, счётчиков воды, тепла, электроэнергии);
  11. иные документы.
  • Скачать образец акта о передаче застройщиком документов управляющей компании
  • С какого момента начинается управление многоквартирным домомПри передаче дома застройщиком управляющей организации могут потребоваться дополнительные документы.
  • Например, если организовано видеонаблюдение за общими помещениями и придомовой территорией, то управляющей компании понадобятся схемы разводки этой системы.
  • Представитель организации, принимающей имущество, должен быть уверен в том, что полученной документации достаточно для надлежащего обслуживания дома.

Когда оба акта подписаны и если застройщик и управляющая организация не выражают претензий друг к другу, можно оформлять акт передачи управления. После подписания этого документа многоквартирный дом перейдёт в ведение управляющей организации.

Скачать бланк акта приема-передачи здания от застройщика управляющей компании

Если при эксплуатации дома обнаружатся ошибки, допущенные компанией-застройщиком при возведении дома, требования можно будет предъявить на общих основаниях, то есть, в претензионном или судебном порядке.

Составление договора управления новостройкой

Перед передачей дома (в течение 5 дней) застройщик заключает договор с управляющей компанией на 3 месяца. Владельцы квартир вправе заключить соглашение с другой управляющей компанией после этого, когда выберут свою организацию. В том или ином случае, в контракте должны быть отражены следующие ключевые моменты:

  1. Реквизиты: название (договор управления многоквартирным домом), номер, дата составления, наименования сторон.

  2. Основание выбора компании. Необходимо сослаться на результаты проведения конкурса (если он проводился) или на протокол общего собрания собственников, на котором было решено воспользоваться услугами конкретной организации.

  3. Предмета договора. В его качестве указывается проведение работ и услуг в целях управления новостройками от застройщика к управляющей компании. Адрес дома необходимо указать полностью.

  4. Точный перечень всех объектов, передаваемых в управление. Обычно оформляется отдельным приложением.

  5. С какого момента начинается управление многоквартирным домом

  6. Список оказываемых услуг и выполняемых работ. В него входят управленческие услуги — заключение договоров по обслуживанию, организация расчётов за потреблённые ресурсы и другие.

    Также сюда относится содержание общего имущества (ремонт коммуникаций, подготовка дома к эксплуатации в зимний/летний период и так далее) и услуги, оказываемые жильцам за отдельную плату (перенос розеток, подключение плит и прочие). Данный перечень также оформляется отдельным приложением к договору.

  7. Стоимость работ управляющей организации. Цены являются фиксированными и устанавливаются в каждом регионе местными властями на календарный год.

    Если происходят соответствующие изменения в ценах, то стороны вносят корректировки в положения договора. Информацию о стоимости работ и услуг логично будет изложить в отдельном приложении.

  8. Права сторон. Данный пункт раскрывается через предоставление возможности управляющей компании и жильцам дома требовать друг от друга выполнения обязанностей, наложенных договором.

  9. Обязанности сторон. Жильцы дома обязаны соблюдать установленные правила пользования жилыми помещениями, беречь общее имущество, оплачивать коммунальные услуги.

    Обслуживающая компания обязуется своевременно проводить работы и оказывать услуги, перечисленные в договоре, закупать необходимые ресурсы (воду, тепло- и электроэнергию и пр.), предоставлять отчёты о своей деятельности.

  10. Порядок расчётов. Следует определить способ и сроки внесения платы за поставленные ресурсы и проведённые работы. Обычно денежные средства вносятся на соответствующий счёт управляющей компании.

  11. Период действия договора. Контракт с управляющей компанией заключается на период от 1 года до 5 лет.

  12. Ответственность сторон. За ущерб дому, причинённый в результате непрофессиональных действий работников управляющей компании, отвечает организация.

    Важно! Если вред имуществу был причинён из-за несоблюдения жильцами правил пользования помещениями, невыполнения требований правил пожарной безопасности или в результате недостаточного финансирования из-за задержки оплаты услуг, то ответственность за случившееся ляжет на собственников жилья.

  13. Порядок разрешения споров. Разногласия сторон должны разрешаться с помощью переговоров. Или же в предусмотренном законом порядке, в том числе судебном.

  14. Способ осуществления контроля за действиями управляющей компании со стороны жильцов дома.

    Деятельность организации контролируется жильцами через подписание актов выполненных работ. Также представитель собственников квартир инспектирует места общего пользования и коммуникации, составляет акты о найденных дефектах и не предоставленных услугах.

  15. Подписи сторон. Договор подписывает руководитель управляющей организацией и председатель ТСЖ.

Пункты 4, 5, 6, и 12 обязательно должны быть включены в договор между застройщиком и управляющей компанией. Такое требование содержится в статье 162 ЖК РФ.

К договору часто прилагают списки собственников жилья с поимённым указанием проживающих в каждой квартире, перечень специалистов управляющей компании с контактными данными и другие документы.

В каждой управляющей компании есть образцы актов и шаблон договора на обслуживание дома. Эти документы разрабатываются юристами организации при непосредственном взаимодействии с заказчиками. При приёмке дома следует внимательно осмотреть каждое помещение, каждый передаваемый объект, чтобы избежать дополнительных расходов в будущем.

Источник: https://101urist.com/nedvizhimost/upravlenie/mkd/upravlyayushhaya-kompaniya/peredacha-doma.html

Начало управления МКД и порядок внесения изменений в реестр лицензий

Договор управления МКД заключен, но жилищная инспекция (ГЖИ) не вносит сведения многоквартирном доме в реестр лицензий? Подобные ситуации уже встречаются на практике. Что же делать? Не обращать на это внимания? Как подобные дела рассматривают суды? В статье мы ответим на эти вопросы, а еще Вы сможете пройти квалификационный тест.

Некоторые управляющие компании уже столкнулись с тем, что при заключенном договоре управления ГЖИ не вносит информацию в региональный реестр лицензий. В статье мы разберемся с тем, что УО делать в таком случае, а также ознакомимся с уже накопившейся судебной практикой.

  • Порядок корректировки реестра лицензий УК определяется правительством нашей страны. Оно же устанавливает порядок того, как прекращается работа по управлению домом при:
  • В условиях отсутствия утвержденного порядка руководствоваться нужно действующими законодательными нормами.

Для дальнейшего изучения темы надо разобраться с тем, что представляет собой реестр лицензий субъекта Российской Федерации по управлению МКД. Основное предъявляемое к нему требование заключается в содержании информации об адресах многоэтажек, обслуживанием которых занимается лицензиат (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).

Таким образом, ведущийся ГЖИ реестр разрешительных документов представляет собой список МКД, с которыми работают именно управляющие организации. Если в доме создано товарищество собственников или управление осуществляется в непосредственной форме, то из-за отсутствия лицензиата информации об объекте в перечне не будет.

Данный тест предназначен для подготовки к сдаче квалификационного экзамена должностными лицами управляющей организации, претендующими на получение квалификационного аттестата.

ПРОЙТИ ТЕСТ

В законодательстве описаны ситуации, когда реестр лицензий может корректироваться (часть 2 статьи 198 ЖК РФ) и в каких случаях МКД исключается из него (части с 5 по 7 статьи 198, а также статья 199 ЖК РФ).

В указанных случаях для УК и ГЖИ предусматривается различный порядок действий.

Как вносятся изменения в реестр лицензий

Статья 198 ЖК РФ определяет, что реестр разрешительных документов ГЖИ может меняться в случаях, когда заключается, прекращается и расторгается договор управления МКД (рис. 1).

С какого момента начинается управление многоквартирным домом

Если договор был заключен, прекращен или расторгнут, то у лицензиата есть 3 рабочих дня на следующие действия:

  • размещение информации на специальном сайте для раскрытия сведений;
  • направление сведений в орган ГЖН.

Когда представители государственного жилищного надзора получат эту информацию, они внесут необходимые изменения в реестр лицензий на управление многоквартирными домами Московской области или любого другого региона.

Порядок действий для лицензиата и Госжилинспекции определяется приказом Минстроя № 938/пр от 25 декабря 2015 года. Регистрация этого нормативного акта в Минюсте произошла 8 апреля 2016 года под номером 41716.

В таблице указан порядок действий при внесении корректировок в реестр лицензий.

С какого момента начинается управление многоквартирным домом

Для управляющей компании очень важно, чтобы ГЖИ Московской области и любого другого региона своевременно обновляла реестр разрешительных документов.

Читайте также:  Где оформить субсидии на оплату жкх в уфе

В части 4 статьи 198 ЖК РФ говорится о том, что у УК появляется право начать обслуживать дом только после того, как в реестре появятся необходимые изменения.

Это условие напрямую прописывается в кодексе, а значит, управляющей организации недостаточно просто заключить соглашение на управление многоэтажкой.

Как получить лицензию на управление МКД

Анна Лежнина, главный редактор справочной системы «Управление МКД»Мария Анестратенко, ведущий эксперт в сфере ЖКХ

Перед осуществлением деятельности по управлению МКД выясните, подлежит ли ваша организация лицензированию.

Если УО начнет такую деятельность без лицензии, ей грозит привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.3 КоАП. Штраф может достигать 250 000 руб.

В статье:

  • 12 ситуаций, с которыми сталкиваются УО;
  • пошаговая инструкция по получению лицензию.

Полный текст статьи читайте в справочной системе «Управление МКД».

Если начать работу до корректировки реестра, то будут нарушены существующие лицензионные требования.

Нередко можно услышать мнение о том, что УК может начать исполнять свои обязательства по договору управления до необходимых изменений реестра с условием выставления владельцам квартир квитанций на оплату за весь период после внесения корректировок. Это ошибочная позиция. В ЖК РФ напрямую запрещается вести какую-либо работу по управлению многоэтажками до появления необходимых изменений.

К сведению

При направлении вами в ГЖИ документов, требующихся для внесения дома в реестр лицензий и отсутствии действий этого органа по обновлению информации, вы можете обращаться в суд.

В иске нужно требовать признания незаконности бездействия Госжилинспекции, которая не внесла необходимые корректировки в реестр разрешительных документов, то есть не прописала в нем конкретный дом.

От ответчика следует требовать устранения нарушений за счет внесения нужной информации.

Если УК подала заявление в ГЖИ о включении МКД в реестр лицензий и контролирующий орган длительное время не реагирует на него, то можно обратиться в суд. Судебные инстанции встают в таких спорах на сторону управляющих организаций и признают бездействие Госжилинспекции незаконным. Приведем несколько постановлений Арбитражного суда, на которые можно опираться в подобных ситуациях:

  • № Ф05-17410/2016 по делу номер А41-21133/16 (Московский округ);
  • №Ф07-741/2016 по делу номер А56-44332/2015 (Северо-Западный округ);
  • №Ф09-8705/16 по делу номер А71-12411/2015 (Уральский округ).

Пример

Новая управляющая компания не должна предоставлять Госжилинспекции информацию о расторжении договора управления с УК, ранее обслуживавшей дом

Суд первый инстанции принял решение о том, что внесение изменений в реестр лицензий по управлению МКД в части появления в нем новой УО возможно только после того, как из него будут исключены записи о компании, которая ранее избиралась для управления домом. Для этого ГЖИ, занимающаяся лицензированием УК, должна предварительно получить уведомление, подтверждающее расторжение соглашения об управлении с предыдущей УО.

При разбирательстве в суде первой инстанции было установлено, что Госжилинспекция не получала от прежней управляющей компании такой документации.

В части 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ говорится о том, что информацию о заключенных, прекращенных и расторгнутых договорах управления на специальном сайте должен раскрывать именно лицензиат. Он же обязуется направлять эти сведения в адрес органа ГЖН.

Лицензиат после прекращения или расторжения ранее заключенного с ним договора управления не избавляется от обязательства по предоставлению сведений об этом в Госжилинспекцию.

Приведенные выше тезисы позволяют считать правильным вердикт суда апелляционной инстанции, рассматривавшего это дело.

В соответствии с ним признается незаконность возложения обязательств по предоставлению спорной информации на новую управляющую компанию.

Такое постановление вынес Арбитражный суд Уральского округа 29 сентября 2016 года. Его реквизиты — №Ф09-8705/16 по делу номер А71-12411/2015.

Как дом исключается из реестра лицензий ГЖИ

Основания, по которым МКД можно исключить из реестра разрешительных документов, прописаны в статьях 198 (части 5 и 5.1) и 199 ЖК РФ. Для наглядности приведем их на рис. 2.

С какого момента начинается управление многоквартирным домом

Главной особенностью здесь является то, что дома исключаются только при наличии неправомерных действий со стороны управляющей организации. В этом случае УО не обязана отправлять соответствующие сведения в Госжилинспекцию.

Исключение МКД из реестра лицензий осуществляется по инициативе ГЖИ. После этого у власти на местном уровне возникает новое обязательство.

Ей нужно организовать общедомовое собрание владельцев квартир для того, чтобы определиться со способом управления.

Даже если дом исключается из реестра лицензий, у УК сохраняются обязательства по надлежащему управлению им, предоставлению услуг, проведению работ по содержанию и ремонту общедомового имущества в том же порядке, который действовал ранее. Эта обязанность и срок ее действия прописываются в части 3 статьи 200 ЖК РФ.

С момента исключения сведений не происходит автоматического прекращения действия договора управления. Он остается в силе, пока не произойдет одно из следующих событий:

  • управление домом примет новая управляющая организаия, которую выберут владельцы помещений на общедомовом собрании или отберут в ходе открытого конкурса;
  • обязанности по управлению домом перейдут по соответствующему соглашению к ТСЖ, жилищному кооперативу или иной потребительской кооперативной организации;
  • начнется действие договоров, заключенных владельцами квартир в случае выбора непосредственного способа управления многоэтажкой;
  • собственники помещений или другие лица создадут ТСЖ, жилищный кооператив или иную потребительскую кооперативную организацию.

Пока договор остается действующим, УК обязуется в полном объеме выполнять требования законов в части управления многоквартирными домами. Если в МКД создается жилищное объединение, то управляющая организация будет выполнять свои обязанности до того момента, пока ТСЖ, ЖСК или ЖК не пройдет государственную регистрацию.

Обязательство по управлению многоэтажкой до момента определения ее дальнейшей судьбы возникает у управляющей организации только в том случае, если сведения о ней исключаются из реестра лицензий ГЖИ. В случае внесения корректировок в реестр таких обязанностей не появляется.

Эта позиция получила подтверждение Минстроя на прошедшем 5 мая 2016 года Общероссийском селекторном совещании, посвященном вопросам работы Госжилинспекции в регионах страны. Протокол совещания под номером 365-ПРМ-АЧ выложен на официальном сайте Минстроя (http://minstroyrf.ru/docs/11303/).

В составленном в ходе мероприятия протоколе записано, что реестр лицензий изменяется, если расторгается договор управления или прекращается его действие.

В таких ситуациях владельцы квартир заранее знают, когда договор будет прекращен или расторгнут, поэтому у них есть запас времени для того, чтобы выбрать другую УК или поменять способ управления.

В Минстрое полагают, что в этих случаях отсутствуют основания для применения к данной управляющей компании требований статьи 200 ЖК РФ.

Если УО добросовестно ведет свою работу, то действующее законодательство не накладывает на нее кабальных дополнительных обязательств.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102022-poryadok-vneseniya-izmeneniy-v-reestr-litsenziy

Право управления многоквартирным домом, правовой аспект. | Консалтинг ЖКХ/ТСЖ/управление жилой недвижимостью

Надлежащее выполнение процедуры передачи управления многоквартирным домом вновь выбранной управляющей организации ( УО) должно стать основопологающим для собственнико вмногоквартирного дома.Собственники дома обязаны максимально точно очно определить наличие правовых оснований для передачи дома в управление УО.

Статья 4.( п.8) ЖК РФ: Жилищное законодательство регулирует отношения по поводууправления многоквартирными домами.

Согласно ч.

3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом является обязательным для всех собственников помещений в таком доме.

Согласно ч.

1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Согласно ч.

10 статьи 162 ЖК РФ  управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, следует, что отношения по передаче документации, связанной с управлением многоквартирным домом, возникают с одной стороны, из прекращения договора управления со «старой» управляющей организацией, а с другой стороны, из решения о выборе «новой» управляющей организации.

Согласно ч.

1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Согласно ч.  2статьи 162 ЖК РФ  по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ст.

10 статьи 162 ЖК РФ  жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

  • В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
  • 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему…
  • 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности…
  • 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
  • Таким образом, в силу вышеуказанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, определенная часть прав и обязанностей по поводу управления многоквартирным домом возникает из решения общего собрания собственников помещений в таком доме, а часть таких прав и обязанностей возникает из договора управления.

Рассматривая в кассационной инстанции дело по иску с требованием обязать передать многоквартирный дом в управление вновь выбранной управляющей организации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 17 февраля 2006 г. по делу N А29-6464/2005-2э сформулировал вывод, что «права и обязанности у управляющей компании возникают на основании договора управления многоквартирным домом, который она должна заключить с каждым из собственников помещений».

Данный вывод несколько узко трактует нормы федерального законодательства.

Согласно ст.432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в разных случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.

Форма акцепта предложения управляющей организации определена статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации — это (на основании условий договора управления, утвержденных общим собранием собственников помещений, являющимся согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом) заключение договора с каждым собственником помещения.

  1. В силу статьи 10, части 3 статьи 161, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом является обязательным для всех собственников помещений в таком доме, на основании решения общего собрания и на утвержденных им условиях с каждым собственником заключается договор управления, то есть у собственников помещений обязанность заключения договора управления возникает из решения собрания.
  2. Согласно части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
  3. Выбор управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме порождает обязанность прежней управляющей организации передать документацию, связанную с управлением домом, именно вновь выбранной управляющей организации (закон не связывает данную обязанность с фактом заключения договора управления собственниками помещений с вновь выбранной управляющей организацией).
Читайте также:  Сколько платить за вывоз мусора в многоквартирном доме

Согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Данная норма не означает, однако, что определение момента заключения договора производится не в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, следует применять нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения, а при отсутствии и таких норм применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.

Согласно части 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Согласно части 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Таким образом, договор управления следует считать заключенным после придания ему надлежащей формы.

Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации «договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления есть две стороны — управляющая организация и собственники помещений.

Согласно части 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

Из указания Жилищного кодекса Российской Федерации на двусторонний характер данной сделки следует, что норма о заключении договора управления «с каждым из собственников помещений» не может рассматриваться как требование закона собственно к форме договора управления. В

се собственники помещений обязаны подписать договор на основании решения общего собрания собственников в силу части 2 статьи 161, части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, при заключении (на основании надлежащих решений общего собрания собственников) договора управления управляющей организацией уже с одним собственником помещения в многоквартирном доме управляющая организация приобретает права и обязанности по договору управления, так как в этот момент происходит акцепт ее оферты по установленной форме.

Такой вывод, в частности, подтверждается позицией Липецкого областного суда, высказанной в Определении от 24 мая 2006 г.

N 33-741/2006, который при рассмотрении определенных претензий собственника квартиры к управляющей организации учитывал факт наличия заключенного именно между данным собственником квартиры и управляющей организацией договора управления многоквартирным домом.

Не заключившие договор управления собственники помещений, как отмечалось выше в данной статье, на основании соответствующего решения общего собрания обязаны его заключить.

При этом вне зависимости от заключения с собственником помещения договора управления, согласно пункту 5 части 2 статьи 153 и части 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации он с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации.

Следовательно, с момента заключения договора управления (разумеется, на основании надлежащего решения общего собрания собственников) уже с одним из собственников права и обязанности по договору управления возникают у управляющей организации в полном объеме, поскольку согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Соответственно, у управляющей организации возникает основание для заключения договоров со снабжающими коммунальными услугами организациями, организациями, оказывающими информационно-расчетные услуги, органами социальной защиты населения.Альтернативная точка зрения, что для действительности договора управления многоквартирным домом (для передачи дома в управление) такой договор должен быть заключен каждым собственником помещения в многоквартирном доме не основана на нормах федерального законодательства. Согласно такой логике, при появлении у одного из помещений в многоквартирном доме нового собственника, не заключившего договор управления, правоотношения, возникшие в силу заключенного договора управления с остальными собственниками, прекращаются, что противоречит смыслу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 и части 2 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных федеральным законом. 

Использован источник http://portal-law.ru/

Источник: https://myupravdom.ru/articles/pravo-upravlenie-mnogokvartirnym-domom-pravovoy-aspekt

Управление МКД: ответы на вопросы

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, заданные в ходе семинара «Управление МКД», который прошел 1 марта  2017 года.

Данным семинаром «ЖКХ Контроль»  начал цикл образовательных видеосеминаров в рамках «Дистанционной школы ЖКХ» для жилищных консультантов. Проект реализуется по гранту  «Создание сети жилищных консультантов в малых городах» при поддержке Фонда «Перспектива».

  • Вопрос 1.
  • В жилом доме, при застройке машинное отделение лифта продано в общедолевую собственность нескольким собственникам нежылых помещений, а лифт в силу закона относится к общему имуществу, как быть в этой ситуации?
  • Машинное отделение лифта продано быть не может – оно имеет конкретное назначение.
  1. Установить назначение проданного помещения – обратиться в компанию, обслуживающую лифт в Вашем доме.
  2. Сделать запрос в УО по этому помещению.
  3. Запрос в ФРС по собственнику/собственникам указанного помещения.
  4. Далее – в зависимости от полученных ответов.

Вопрос 2.

В вебинаре прозвучало, что долги предыдущего собственника за оплату за жилье, коммунальные услуги, капремонт при переходе права собственности будут возложены на нового Собственника, разве это законно?
В силу ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента ее государственной регистрации, соответственно и бремя по содержанию возникает с этого момента или нет?

Новому собственнику помещения в МКД переходят долги за ЖКУ предыдущего собственника?

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:

  1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
  2. взнос на капитальный ремонт;
  3. плату за коммунальные услуги.

Исходя их ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 30 , 39 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ (возникновение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт МКД).

Вместе с тем, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в МКД с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

При переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, долги за ЖКУ предыдущего собственника переходят только в части платы за капитальный ремонт МКД. Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, а также содержание и ремонт общего имущества в МКД возникает у нового собственника с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.

Исключением взыскания долга за ЖКУ с нового собственника (кроме взносов на капитальный ремонт) могут быть следующие случаи:

  • новый собственник принял на себя задолженности старого в рамках договора купли-продажи или иного соглашения о переводе долга (ст. 391 ГК РФ);
  • новым собственником является наследник, принявший наследство предыдущего собственника (ст. 1175 ГК РФ).

В свою очередь, в случае не урегулирования в добровольном порядке ситуации с погашением задолженности между предыдущим и нынешним собственником помещения, управляющая МКД организация вправе обратиться в установленном порядке в соответствующую судебную инстанцию о взыскании долга с предыдущего собственника.

Стоит отметить, что по данному вопросу сложилась обширная судебная практика. Так, например, указанные выводы подтверждаются Апелляционным определением Тюменского областного суда от 18 декабря 2013 г. по делу № 33-5879/2013 .

Вопрос 3.

Собственники дома имеет желание выполнить ремонт холлов первых этажей, их пять. По проекту, выполненному дизайнерами с заменой напольной плитки, подвесных потолков и экстерьера — это текущий или капитальный ремонт?

Согласно п.

14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации термин «капитальный ремонт объектов капитального строительства» включает в себя следующие работы:

  • замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
  • замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в МКД в соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.

№ 491, проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).

Согласно п.

18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме текущий ремонт общего имущества в МКД проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Вопрос 4.

Терраса — это общее имущество?

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. (Ст.15 ЖК РФ).

Соответственно, терраса относится к ОИ.
Вопрос 5.

При ответе на вопрос: «О правильности выводов суда о необоснованном применение в расчетах показаний индивидуальных приборов учета потребления ХВС, только потому, что он не введен в эксплуатацию РСО» — прозвучал ответ, что ДА ПРАВИЛЬНО.

Тогда, как это увязать с ПП РФ № 354 из которого следует, что введение индивидуальных приборов учета в эксплуатацию является обязанностью исключительно Исполнителя коммунальных услуг, то есть УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК, а ни как не РСО, более того в этих правилах указано, что в случае если Исполнитель не прибудет в назначенное время, то индивидуальный прибор считается введенным в эксплуатацию и УК, ТСЖ обязано проводить начисление по его показаниям?
И, как быть с п. 8 ПП РФ 491, согласно которого, границей балансовой принадлежности является стена МКД, а эксплуатационной ОБЩЕДОМОВЫЙ ПРИБОР УЧЕТА?

Читайте также:  Ооо жкх сервис плюс москва


По Вашему мнению получается, что РСО обязано вводить в эксплуатацию индивидуальные приборы учета потребления ресурсов Собственников жилых и не жилых помещений? Где же истина?

В одном из решений, Арбитражный судья г. Москвы пришла к выводу, что ТСЖ не обосновано производило начисление за потребление ХВС нежилому помещению по показаниям индивидуального прибора учета, только потому, что этот прибор не был введен в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией, соответствует ли это вывод требованиям законодательства?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 закреплены положения, описывающие правила ввода в эксплуатацию приборов учета коммунальных услуг.

В соответствии с п. 81 (8) Правил № 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа такого ввода) подписывается только после того, как представитель исполнителя установит на приборе учета контрольные пломбы.

Установленный прибор учета, в т. ч. после поверки, пломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда пломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (п. 81(14) Правил № 354).

  1. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

  1. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Письмо ФАС России от 13.12.2013 № КА/50647/13
Разъяснения о возможности взимания платы за регистрацию индивидуальных приборов учета

Ввод индивидуальных приборов учета энергоресурсов в эксплуатацию представляет собой документальное оформление в установленном порядке готовности средства измерений к использованию по назначению и является необходимой составляющей для осуществления расчетов за коммунальные услуги по приборам учета.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила), исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.

Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.

Если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, то установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии и их ввод в эксплуатацию осуществляются указанной организацией в соответствии с заключенным договором на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета тепловой энергии. Вместе с тем, если индивидуальный прибор учета тепловой энергии установлен иным лицом или ресурсоснабжающей организацией, не являющейся исполнителем коммунальной услуги, ввод прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальной услуги.

Согласно положениям Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

В Воронеже сложилась практика де-факто прямых расчетов РСО с гражданами, проживающими в МКД. Пломбировка  ИПУ производится представителями РСО (электроэнергия, ХВС) по согласованию с УО и ТСЖ. В МКД, в которых плата за индивидуальное потребление коммунальных ресурсов выставляет УО, ТСЖ, кооператив – пломбировку производит соотвествующая организация, управляющая МКД.

Вопрос 6.

Источник: http://gkhkontrol.ru/2017/03/37642

Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования

Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования

Цели и установки управления многоквартирными домами закрепляются нормами права в жилищной сфере РФ.

Способы управления многоквартирным домом подробнейшим образом прописаны в ЖК РФ. Но при этом не все жильцы МКД осознают, в чем состоят особенности каждого из видов, в чем их преимущества и недостатки.

Понятие «управление многоквартирными домами»

Что собой являет дефиниция «упраравлление МКД»? Это правовой механизм, который направлен в первую очередь на достижение безопасных и благонадежных условий жизни простых граждан – владельцев жилых помещений на территории МКД. Более подробно основополагающие характерные черты дефиниции представлены в ЖК РФ, в котором разъясняются все стандарты управления многоквартирным домом, процедура осуществления отбора управляющей организации или ТСЖ.

Помимо прочего, именно в представленном Кодексе впервые законодатель предлагает подробнейшее определение и результату руководства многоквартирными домами.

Так, управление должно быть направлено не только на обеспечение благоприятных условий для проживания на территории жилых помещений, но и своевременно обеспечивать владельцев жилья коммунально-бытовыми услугами, а также быть нацелено на достижение консенсуса между владельцами по вопросам, касающимся капитального ремонта и содержания имущества.

Стандарты, цели и правила деятельности по управлению МКД

Основы управления многоквартирным домом, или проще говоря, стандарты, подразумевают под собой постановку конкретной цели — для чего необходим подобный правовой механизм. Цели и установки управления многоквартирными домами закрепляются нормами права в жилищной сфере РФ и имеют исчерпывающий перечень:

  • гарантия обеспечения комфортабельных условий на территории жилых квартир в МКД;
  • соответствующее содержание жилья, в том числе и общего имущества;
  • взаимовыгодное пользование субъектами правоотношений общим имуществом на территории многоквартирного жилья;
  • предоставление полнейшего спектра коммунально-бытовых услуг владельцам жилья.

Для осуществления этих целей законодатель разработал и целый перечень задач, которые позволят достичь воплощения на практике весомого результата от руководства многоквартирными домами:

  • владельцы жилья должны осуществить поиск организации, являющейся поставщиком услуг и работ;
  • хозяева жилых помещений должны организовать порядок предоставления жилищно-коммунального обслуживания, осуществив заключение договора управления многоквартирным домом с ЖСК, товариществом, управляющей организацией;
  • коллективное собрание владельцев жилья должно контролировать объем поставленных услуг, качество проведения капитального ремонта даже в тот момент, если договор управления многоквартирным домом подписан с товариществом, конкретным ЖСК или управляющей организацией и пр.

общего имущества в многоквартирном доме

Условия договора управления многоквартирным домом подразумевают наложение на ТСЖ, ЖСК, или орган управляющей организации определенных обязательств, неисполнение которых приводит к применению санкций со стороны законодательства. В частности, данные требования, которые предусматривает законодательный порядок, прописаны в Постановлении Правительства РФ под № 491.

Перечень требований руководства общим имуществом и многоквартирными домами признается открытым и может быть дополнен ФЗ. Следует отметить, что внесение дополнительных условий управления общим имуществом входит только в федеральную компетенцию и никоим образом не может быть осуществлено органами МСУ.

При этом следует отметить, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для руководства общим имуществом (в том числе для осуществления услуг по проведению капитального ремонта жилья), до сих пор не разработан органами госвласти.

Это детерминируется тем, что руководство многоквартирными домами в каждом конкретном случае имеет свои конкретные индивидуальные параметры. Кроме того, разработка универсального списка может ограничить собой поле деятельности ТСЖ, ЖСК или управляющей компании.

Обязанность собственников по управлению МКД. Выбор управляющей организации

Несмотря на то, что законодательный порядок предусматривает различные формы управления многоквартирным домом, основная обязанность возлагается все же на собственников жилых помещений. Это регламентировано ст. 39 ЖК РФ, в которой прописано, что на собственников жилых помещений возлагается обязанность осуществления капитального ремонта, а также должного ухода за общим имуществом.

Это необходимо осуществлять с целью поддержания недвижимости в оптимальном состоянии, что не будет нести риск для лиц, которые проживают на территории жилых помещений.

Если сделать отсылку к ст. 161 ЖК РФ, то хозяева недвижимости должны в обязательном порядке осуществить выбор способа управления многоквартирными домами. В другой ситуации это обязательство переходит на муниципальный орган власти, который ориентируясь на ст.

162, воплощает на практике выбор способа управления многоквартирным домом.

При этом отбор будет происходить между ТСЖ (товариществом), ЖСК и управляющей компанией для осуществления деятельности, направленной на проведение капитального ремонта, управление общим имуществом и поддержание его в оптимальном состоянии.

Выбор и изменение способа управления МКД. Непосредственное управление собственниками

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/vybor-sposoba-upravleniya-mkd-obshhie-trebovaniya.html

Внесение многоквартирного дома в реестр субъекта РФ как основание для начала управления многоквартирным домом

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается основание для начала управления управляющей организацией многоквартирным домом — внесение многоквартирного дома в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Также описывается наличие пробелов в законодательстве в данном вопросе и возможные пути их устранения.

ABSTRACT

The article deals with the basis for the beginning of administrating the apartment house by the managing authority – inserting the apartment house into the registry of licenses of the RF constituent entity. Also, gaps in the legislation in this matter and possible ways of their elimination are described.

С 01 мая 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая управляющими организациями, подлежит обязательному лицензированию.

Основной целью введения лицензирования по управлению многоквартирными домами, безусловно, является повышение качества услуг в сфере осуществления деятельности по обслуживанию жилого фонда, оказываемых управляющими организациями (лицензиатами) — профессиональными участниками рынка в сфере управления многоквартирными домами.

До введения в действие Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — ФЗ № 255) нередко встречались случаи недобросовестного поведения управляющих организаций, выражающегося в продолжении осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами после реализации собственниками помещений многоквартирных домов своего права на смену управляющей организации путем проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом отсутствовали меры, позволяющие органам государственного жилищного надзора контролировать происходящую смену управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом.

  • Решение данного пробела в законодательстве было предусмотрено в дополненной главе 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
  • Так, статья 195 ЖК РФ предусматривает, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, содержится в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
  • Внесение изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом осуществляется органом государственного жилищного надзора.

Источник: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/4732

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector