Сколько процентов мы платим за коммунальные услуги в беларуси

Сколько процентов мы платим за коммунальные услуги в беларуси

oko.by

«Кто посчитал, что мы оплачиваем только 25% стоимости коммунальных услуг?», написал в редакцию читатель Евгений. Следом за его письмом пришло еще несколько сообщений от пользователей, в которых так или иначе фигурировали цифры в жировках.

FINANCE.TUT.BY попытался разобраться , каков вклад населения в белорусскую «коммунальную» копилку. Наши данные разошлись с официальными.

  «Тарифы на ЖКУ увеличивают несколько раз в год, но нас по-прежнему убеждают, что мы оплачиваем все меньше процентов от стоимости услуг. Как формируются эти цены и проценты?». Вопросы, которые задал Евгений, интересуют многих. В том числе президента.

«ЖКХ для меня в плане тарифов — это загадочная страна», — заявил Александр Лукашенко 21 января на встрече с руководителями крупнейших белорусских СМИ.  

Чтобы посчитать, сколько мы возмещаем государству за коммуналку, FINANCE.TUT.BY использовал несложную схему. В «жировке», как известно, указано потребление и тариф для населения. Умножив одно на другое, получим стоимость коммунальной услуги.

Однако, кроме тарифа для населения, есть и другой – обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат *. FINANCE.TUT.

BY предположил, что, если умножить потребление на «полный» тариф, можно узнать реальную стоимость коммунальных услуг**.  

**Подсчеты для статьи были сделаны в феврале, поэтому потребление соответствует отопительному периоду, а тарифы указаны до индексации, которая произошла 4 марта.  

Вот подсчеты для трехкомнатной квартиры с тремя проживающими (Минск) площадью 64,5 кв. метра.

Коммунальная услуга Потребление Тариф для населения (в рублях) Сумма Тариф, обеспечивающий полное возмещение затрат (в рублях)   Сумма
64,5 кв. метра 600 за кв. метр 38 700 2100 за кв. метр 135 450
64,5 кв. метра 600 за кв. метр 38 700 2100 за кв. метр 135 450
Отопление 1,10986 Гкал 80 570 за Гкал   89 421,4202 300 000 за Гкал 332 958
Вода-канализация 13,02 куб. метра 1650 за куб. метр   21 483 9000 за куб. метр 117 180
Подогрев воды 0,44055 Гкал 80570 за Гкал   35 495,1135 300 000 за Гкал 132 165
Газ* 3 чел. 15 250 на чел.   45 750 18 900 на чел. 56 700
Вывоз ТКО 0,6075 куб. метра 29 700 за куб. метр   18 042,75 29 700 за куб. метр 18 042,75
Обезвреживание и переработка ТКО 0,6075 куб. метра 9300 за куб. метр   5649,75 9 300 за куб. метр 5649,75
Лифт 3 чел. 2350 на чел. 7050 13 100 на чел. 39 300
Радио 1 шт. 1600 за шт. 1600 1600 за шт. 1600
ТВ-программы 8 шт. 456 за шт. 3648 456 за шт. 3648
Электроэнергия** 205 кВт·ч 732,7 за кВт·ч 150 203,5 917,2 за кВт·ч 188 026
ИТОГО 455 743,5337   1 166 169,5
  • Уровень возмещения: 39%.  
  • * При наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения или индивидуального водонагревателя (за исключением газового).  
  • **Одноставочный тариф.  

Еще один пример — двухкомнатная квартира с тремя проживающими (Минск) площадью 51,17 кв. метра.  

Коммунальная услуга Потребление Тариф для населения (в рублях) Сумма Тариф, обеспечивающий полное возмещение затрат   Сумма
Техобслуживание 51,17 кв. метра 600 за кв. метр   30 702 2100 за кв. метр 107 457
Капремонт 51,17 кв. метра 600 за кВ. метр   30 702 2100 за кв. метр 107 457
Отопление 0,7307 Гкал 80 570 за Гкал   58 872,499 300 000 за Гкал 219 210
Вода и канализация 13,02 куб. метра 1650 за куб. метр   21 483 9000 за куб. метр 117 180
Подогрев воды 0,66021 Гкал 80 570 за Гкал   53 193,1197 300 000 за Гкал 198 063
Вывоз ТКО 0,6075 куб. метра 29 700 за куб. метр   18 042,75 29 700 за куб. метр 18 042,75
Обезвреживание и переработка ТКО 0,6075 куб. метра 9300 за куб. метр   5649,75 9300 за куб. метр 5649,75
Лифт 3 чел. 2350 на чел. 7050 13100 на чел. 39300
Радио 1 шт. 1600 1600 1600 за шт. 1600
Электроэнергия 150 кВт·ч 732,7 за кВт·ч   109 905 917,2 за кВт·ч 137 580
Газ* 13 куб. метр 1906,6 за куб. метр   24 785,8 2362 за куб. метр 30 706
ИТОГО 361 985,9187   982 245,5

Уровень возмещения: 36,85%.  

*С установленными приборами индивидуального учета расхода газа при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения или индивидуального водонагревателя (за исключением газового).  

Последний пример — однокомнатная квартира с одним проживающим (Минск) площадью 34,6 кв. метра.  

Коммунальная услуга Потребление Тариф для населения (в рублях) Сумма Тариф, обеспечивающий полное возмещение затрат   Сумма
Техобслуживание 34,6 кв. метра 600 за кв. метр 20 760 72 660
Капремонт 34,6 кв. метра 600 за кВ. метр   20 760 2100 за кв. метр 72 660
Отопление 0,83864 Гкал 80 570 за Гкал   67 569,2248 300 000 за Гкал 251 592
Вода и канализация 4,34 куб. метра 1650 за куб. метр   7 161 9000 за куб. метр 45 000
Вода и канализация 0,66 куб. метра 9000 за куб. метр   5 940 9000 за куб. метр
Подогрев воды 0,22403 Гкал 80 570 за Гкал   18 050,0971 300 000 за Гкал 67 209
Вывоз ТКО 0,2025 куб. метра 29 700 за куб. метр   6014,25 29 700 за куб. метр 6014,25
Обезвреживание и переработка ТКО 0,2025 куб. метра 9300 за куб. метр   1883,25 9300 за куб. метр 1883,25
ТВ-программы 8 456 за шт. 3648 456 за шт. 3648
Электроэнергия 92 кВт·ч 732,7 за кВт·ч   67 408,4 917,2 за кВт·ч 84 382,4
Газ 4 куб. метра 1906,6 за куб. метр   7626,4 2362 за куб. метр 9448
ИТОГО 226 820,6219   614 496,9

Уровень возмещения: 36,91%.

Подсчеты FINANCE.TUT.BY говорят о том, что население независимо от метража квартиры и количества проживающих компенсирует около 35% стоимости коммунальных услуг*. Однако чиновники уверяют, что сейчас белорусы оплачивают не более 25% стоимости ЖКУ. Откуда такая разбежка? Мы попросили специалистов Министерства экономики прокомментировать результаты наших вычислений.

*Тарифы для населения на техобслуживание, водоснабжение, канализацию, вывоз и обезвреживание ТБО, пользование лифтом устанавливают облисполкомы и Мингорисполком, поэтому процент возмещения в областях может отличаться от Минска.

В министерстве ответили: «Приведенные расчеты не отражают реального уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг».

Для расчета доли затрат, которую возмещает население, разработана специальная инструкция. В ней указано, что уровень возмещения определяется как процент средней платы за проживание в типовой квартире по действующим тарифам к средней себестоимости всего комплекса ЖКУ. Типовой считается 2-комнатная квартира площадью 48 «квадратов», где проживает 3 человека.  

По методике, описанной в инструкции, в январе — декабре 2013 года белорусы возмещали в среднем 24,4% затрат на коммуналку.  

В Минэкономики объяснили, что тарифы на ЖКУ, обеспечивающие полное возмещение затрат, не превышают плановые затраты, принятые на очередной финансовый год. Однако есть исключения: затраты на выработку 1 Гкал тепловой энергии у организаций Минжилкомхоза и ведомственных котельных «по объективным причинам» более чем в 2 раза выше, чем у энергоснабжающих организаций.  

С 1 января 2014 года тариф на теплоэнергию, обеспечивающий полное возмещение затрат, составляет 300 тысяч рублей за 1 Гкал, «что значительно ниже средних плановых затрат на ее производство в стране». То есть белорусы платят за отопление и горячее водоснабжение гораздо меньше, чем эти услуги стоят на самом деле.  

Кроме того, официальный расчет возмещения затрат на ЖКУ не учитывает радио и телевидения (по Жилищному кодексу это не коммунальные услуги) и платежи за капремонт (он осуществляется в основном за счет бюджетных средств).

К тому же по официальной методологии должен быть учтен не только природный, но и сжиженный газ. В квартирах, на примере которых делал расчеты FINANCE.TUT.BY, используется природный, и в расчетах фигурирует только он.

 

Мы пересчитали процент возмещения по нашим «жировкам» без учета капремонта, радио и телевидения – уровень возмещения оказался выше примерно на 1%. Для 3-комнатной квартиры с тремя проживающими он составил 40%, 2-комнатной с тремя проживающими – 37,76%, 1-комнатной с одним проживающим – 37,6%.  

Не беремся делать однозначные выводы из своих вычислений. Вероятно, существует много нюансов, в которых досконально разбираются только специалисты. Констатировать можно только одно – уровень возмещения, рассчитанный по реальной «жировке», не совпадает с официальными данными, выведенными для абстрактной типовой квартиры.  

— Точную цифру не знает ни президент, ни премьер-министр, ни чиновники более низкого ранга, — заявляет бывший директор Шкловского районного производственного объединения ЖКХ, экс-кандидат в президенты Григорий Костусев, говоря о стоимости ЖКУ. – По моим расчетам, за 2000-2005 годы тарифы увеличились в 50,7 раза! Государство стремится к тому, чтобы население возмещало полную стоимость коммунальных услуг. Возможно, это правильно, но цены растут, а мы все еще платим около 20%. Почему?

Хороший вопрос. Ответить на него должна комиссия по решению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Президент поручил создать ее в конце января, поставив у руля председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона. Сейчас члены комиссии выясняют, какая «накипь» откладывается на стоимости жилищно-коммунальных услуг. 

Судя по отчетам с заседаний комиссии, проблем у отрасли немало. Одна из наболевших – провалы в деле повышения энергоэффективности. Пример: в 2012 году на УП «Коханово-ЖКХ» нарушили технологию заготовки дров — в результате из-за повышенной влажности пошел перерасход топлива, который стоил предприятию 534 миллиона рублей. Обидно, что убытки коммунальщиков отложились на себестоимости ЖКУ, а значит, за них заплатили потребители.  

«Болит» и проблема скрытого субсидирования, когда организации ЖКХ покупают теплоэнергию по тарифам ведомственных источников, а продают ее по тарифам для населения. Разница достигает 10-15 раз! Например, Речицкий метизный завод установил тариф в 1,32 миллиона за 1 Гкал при тарифе для населения 80,57 тысячи.  

— В этом тарифе может находиться все что угодно, раз нет расчета и контроля, — сетует Александр Якобсон. Судя по словам главы КГК, себестоимость такой услуги никто не проверял.  

Еще один тяжкий груз на плечах коммунальщиков — избыточное увлечение местных властей благоустройством территорий. В прошлом году на это выделено 178% от объема финансирования, принятого Минфином при формировании бюджета. В то же время другие направления — замена теплосетей, капремонт жилфонда, модернизация лифтов – «провисают» из-за недостатка средств.  

— Местные органы власти стремятся проводить работы по благоустройству, чтобы показать себя перед народом с лучшей стороны, но не задумываются о том, когда они рассчитаются с теми, кто эти работы провел, — говорит глава КГК.  

Читайте также:  Где можно узнать тарифы на коммунальные услуги

«Накипью» на себестоимости оседают и непрофильные активы системы ЖКХ. Коммунальщики получают на баланс пожарные депо, аэродромы, пограничные переходы, лыжные базы, мини-рынки, типографии, бассейны, даже линию по обжарке семечек. По прогнозам, в 2014 году убыток из-за несвойственных объектов составит 150 миллиардов рублей.  

— В результате эти затраты ложатся, образно говоря, на себестоимость обслуживания квадратного метра жилья, кубометра воды и так далее. Получается, эти решения властей приходится оплачивать населению в завуалированной форме через тарифы на ЖКУ, — подытоживает Александр Якобсон.  

«Грузит» себестоимость ЖКУ и раздутый штат: в отрасли много работников, оформленных на 1,5-2 ставки, хотя по факту они едва ли трудятся по 12-16 часов в день. Например, если оптимизировать 33% работающих, 1 кубометр воды подешевеет не менее чем на 114 рублей. Такой способ экономии предложили в Минжилкомхозе. К слову, если все предложения министерства по снижению себестоимости будут приняты, услуги водоснабжения подешевеют на 753 рубля (15%), водоотведения – на 590 рублей (14,8%).

Возможно, подробные планы по удешевлению уже составлены для остальных коммунальных услуг, но журналистам их пока не оглашали. Как комиссия решит усилить слабые места сферы ЖКХ, снизится ли себестоимость коммунальных услуг и почувствуют ли это белорусы — узнаем совсем скоро. 

Источник: https://finance.tut.by/news389887.html

Тунеядцев принудят работать под угрозой 100% оплаты коммунальных услуг

Президент Беларуси подписал новую редакцию декрета «О предупреждении социального иждивенчества». Печально известный документ прозвали «декретом о тунеядцах». Фактически он вводил налог на безработных.

Люди, не имеющие постоянного места работы более 180 дней в году должны были платить сбор на финансирование государственных расходов.  В начале прошлого года декрет вызвал массовые протесты по всей Беларуси.

В марте Лукашенко приостановил его действие.

Новая редакция декрета формально направлена на содействие занятости населения. Именно таким стало его название. Однако документ по-прежнему содержит меры по принуждению к труду.

В соответствии с декретом  правительство должно будет определять целевые показатели по созданию рабочих мест, а также территории с напряженной ситуаций на рынке труда. Местные органы власти обязаны обеспечить выполнение целевых показателей, в том числе содействовать трудоустройству граждан, организовывать их обучение, временную занятость.

Для реализации декрета в стране будет создана база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономики.  С целью ее создания разрешается использовать персональные данные граждан без их согласия.

Решение о включении граждан в число не занятых в экономике будет приниматься специальными комиссиями, созданными местными органами власти. Они смогут также исключать граждан из списка, если они находятся в трудном положении.

С 1 января трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут обязаны оплачивать услуги по тарифам, обеспечивающим полное возмещение затрат.

В декрете не называются критерии, по которым человека могут отнести к трудоспособным, не занятым в экономике. В предыдущей редакции декрета они были изложены. Де-факто она вводила минимальный уровень подоходного налога, который гражданин должен был заплатить в течение года.  Критерии определит правительство в течение месяца.

Также не называются услуги, которые «тунеядцам» придется оплачивать на 100%. Вероятно, это будут жилищно-коммунальные услуги. Их определит в течение первого квартала правительство.  На уровне постановлений Совмина будет урегулирована и деятельность комиссий, а также другие моменты, не детализированные в декрете.

Декрет также предписывает правительству активизировать работу по выявлению сокрытых доходов граждан.

Надо отметить, что 100% оплата коммунальных услуг станет еще более серьезным «штрафом» за отсутствие постоянного места работы, чем сбор на финансирование государственных нужд, особенно в зимнее время.

  Так, согласно постановлению Совмина №7 от 5 января, стоимость одной гигакаллории для нужд отопления и подогрева воды с полным возмещением затрат составляет 81,42 рубля или почти в пять раз больше, чем сейчас взимается с населения.

Стоимость природного газа почти в четыре раза выше, чем платят белорусы, электроэнергии в 1,5-1,8 раза.

В декрете пока много неясностей. В течение первого квартала они будут устранены. Однако уже сейчас понятно, что его реализации будет сопряжена с трудностями. Например, если в квартире проживают незанятые и занятые в экономике граждане. Как будет рассчитываться стоимость услуг, если счет на отопление выставляется не из расчета на количество проживающих.

Декрет перекладывает всю ответственность за его реализацию на местные органы власти. Но он же потенциально и дает им новый инструмент для давления на граждан. Фактически они получают возможность для принудительного трудоустройства людей на низкооплачиваемые работы, с которых те не смогут уволиться под страхом оплаты 100% коммунальных услуг.

«Идея та же: если человек не работает и не выполняет других условий, установленных государством, то он должен платить.

Я не считаю, что это как-то изменило ситуацию в корне», — заявила «БР» академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.

Она считает, что более правильным было бы отменить декрет вовсе или заменить его более активными мерами на рынке труда. «Сама идея заставить всех работать не очень состоятельна», — полагает эксперт.

«Можно было бы сказать, что в новом декрете появилось больше смысла, чем в старом, но в отношении документов, бессмысленных изначально, это вряд ли возможно», — считает председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук. — Такие документы вообще не должны появляться в современном государстве. В то время как Финляндия или Швейцария принимают решения о безусловном доходе, белорусские власти выставляют страну не в лучшем свете».

Александр Ярошук положительно оценивает тот факт, что из документа убраны нормы, «которые всколыхнули все общество и привели к социальным потрясениям».

Из-за отсылочного характера подписанного документа говорить о его последствиях не представляется возможным. За что и сколько придется платить неработающим гражданам, пока неизвестно.

Екате­рина Борнукова предположила, что в этот перечень войдут некоторые виды медицинских услуг. «Возможно, какую-то часть оставят бесплатной (экстренную и базовую помощь), а другую сделают платной.

Сделать платным школьное образование будет трудно, а вот университетское — вполне», — полагает собеседница.

По мнению экспертов, выполнить нормы нового декрета будет еще труднее, чем старого, а вот волна недовольства населения окажется выше. «Как все будет реализовано — большой вопрос.

Например, если неработающую женщину признают «тунеядкой», кто будет оплачивать ее счета за коммуналку? Работающие родственники? Сейчас все выглядит еще более трудновыполнимым, чем взимание налогов», — считает Екатерина Борнукова.

«Ничего путного из этого не выйдет. Могу констатировать, что, кроме негатива в отношении к власти, новый декрет ничего не вызовет», — сказал Александр Ярошук.

Профсоюзный лидер уверен в том, что новый документ ждет судьба его предшественника. «Лучше было сразу признать, что сделали большую глупость, и отказаться от всяких попыток реанимировать первый вариант», — резюмировал собеседник.

Источник: http://www.belmarket.by/tuneyadcev-prinudyat-rabotat-pod-ugrozoy-100-oplaty-kommunalnyh-uslug

Вечерний Брест

Гражданам, объявленным тунеядцами, это обещано твердо — уже в следующем году. Об этом еще в начале месяца было объявлено официально.

Заставить платить по полным счетам тех, кто не трудоустроен и, по идее, денег не имеет, — это, конечно, оригинальный подход, исключительно белорусское ноу-хау.

И все-таки интересно: во сколько будет обходиться нам наше приватизированное жилье, если коммунальные службы, газовики и энергетики выставят максимально возможные тарифы?

Отопление

Коммунальные услуги, за исключением отопления, мы уже оплачиваем почти по полному тарифу. За последние два-три года их стоимость целенаправленно и планомерно поднимали несколько раз, подводя к 100-процентному возмещению затрат.

К концу года, не исключено, приведут окончательно. С тепловой энергией ситуация другая.

По официальным данным, население оплачивает лишь около 20 % затрат на ее производство, и на стопроцентное возмещение правительство планирует выйти лишь где-нибудь к 2025 году.

Или уже в следующем — специально для тунеядцев. Сколько это будет стоить? За централизованное отопление своей трехкомнатной квартиры в марте наша семья заплатила 28,79 рубля (1.7009 Гкал по тарифу 16,9259 руб за Гкал).

На эту дату фиксированный тариф на тепловую энергию, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат, составлял 81,42 руб. за 1 Гкал.

Таким образом, по полному тарифу мы заплатили бы в марте за отопление 138,49 рубля.

Природный газ

В квартире у брестчанки Зинаиды Павловны нет индивидуального газового котла, а значит, нет и раздельного тарифа «зима-лето». Зато есть газовая водонагревательная колонка, в которой газ сгорает, по словам хозяйки, «просто катастрофически». За прошлый месяц — аж 58 кубов. Зинаиде Павловне это расточительство обошлось в 19 рублей при тарифе 0,3275 руб.

за кубометр. «Это ж сколько я буду платить, если цены поднимут?» — переживает женщина. Можем успокоить: не намного больше. На сегодняшний день полное возмещение экономически обоснованных затрат при наличии в квартире приборов индивидуального учета расхода газа должно укладываться в тариф 0,4011 рубля за м куб.

То есть за те же 58 кубов пришлось бы заплатить 23,26 рубля.

Электроэнергия

Еще в конце прошлого года министр энергетики заявил, что в 2018-м население будет рассчитываться за потребленную электроэнергию по полному тарифу. И мы к этому тоже уже близки. Сейчас для жилых домов, не оборудованных электроплитами, действует тариф 0,1433 за кВт-ч.

За 120 кВт-ч в марте жители таких домов заплатили 17,2 рубля. Тариф, подразумевающий полное возмещение экономически обоснованных затрат, установлен на уровне 0,1841 бел. руб./кВт-ч. Таким образом, плата за те же 120 кВт потребленной электроэнергии выросла бы на 5 рублей.

А как у соседей?

В марте среднестатистическая белорусская семья заплатила за коммуналку 90 рублей. При средней начисленной зарплате по стране 926 рублей расходы на оплату коммунальных услуг составили около 10 %.

По данным портала intex-press.by, в Германии расходы на коммуналку составляют 8,6 % от средней зарплаты, в Израиле и России — по 11 %, в Китае — 6 %.

Заметим: в той же Германии тарифы на коммуналку государством не субсидируются.

Елена Трибулева

Правила комментирования на сайте vb.by

Источник: https://vb.by/econom/gkh/skolko_zaplatim_za_jhku.html

Кто и когда в Беларуси начнет платить 100 процентов за коммуналку

Белорусское руководство планирует еще одно нововведение, реализация которого понравится далеко не всем гражданам.

Полную стоимость коммунальных услуг собственники жилья начнут оплачивать с конца 2018 года, до этого времени будет усовершенствована система субсидирования.

Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Деловую газету».

100 процентов стоимости коммунальных услуг владельцы жилья в Беларуси будут оплачивать, начиная с последних месяцев 2018 года. За оставшееся до указанного срока время правительство страны планирует увеличить уровень возмещения населению затрат на ЖКУ.

Перекрестное субсидирование тарифов белорусское правительство планирует упразднить уже в ближайшее время.

Читайте также:  За что отвечает жкх в многоквартирном доме

Вместо привычного механизма руководство намерено ввести безналичные субсидии, выплата которых поможет частично возместить плату за жилье и коммунальные услуги.

2016 год принес рядовым белорусам существенное подорожание коммунальных услуг. За газ, электроснабжение и тепловую энергию потребителям приходится платить на 20 процентов больше.

В случае если в квартире никто не прописан – счет на отопление с нового года вырос на 83 процента.

В белорусском правительстве утверждают, что и сейчас население возмещает только около 30 процентов затрат, которые сопровождают оказание жилищно-коммунальных услуг.

На прошлой неделе публикации в прессе белорусов вовсе шокировали. СМИ сообщили, что с мая нынешнего года населению предстоит оплачивать полную стоимость коммунальных услуг.

Тем не менее новость, представленная журналистами, не совсем соответствует действительности.

Детали предстоящего перехода на полную оплату коммунальных услуг объяснил министр экономики Владимир Зиновский в рамках президиума Совета министров.

Чиновник заявил, что переход к системе полного возмещения гражданами тарифов запланирован на конец 2018 года. На 2016 год планируется только снижение государственных затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, на 15 процентов.

В дальнейшем до 2020 года в руководстве Беларуси намерены снижать затраты государства на 5 процентов ежегодно. Механизм возмещения тарифов планируется реализовать в рамках 3 этапов. В конце 2016 года должен произойти выход на 50 процентов возмещение затрат.

На конец 2017 года планируется достичь 75 процентов сокращения затрат государства на ЖКУ и выйти на оплату населением 100 процентов стоимости в конце 2018 года.

С 1 мая будет изменен механизм субсидирования

В то же время публикации прессы, связанные с изменениями с 1 мая, базируются на определенных данных. С мая текущего года действительно будет реализовываться нововведение в оплате коммунальных услуг.

Речь идет об отказе от перекрестного субсидирования с заменой его безналичными субсидиями.

Выработкой предложений будет заниматься межведомственная группа, созданная 30 января главой правительства Андреем Кобяковым.

Вошедшие в состав группы специалисты предложат правительству возможные варианты начисления гражданам с мая безналичных субсидий, предназначенных для частичного возмещения оплаты тарифов жилищно-коммунальных услуг.

Возглавляет группу вице-премьер-министр Анатолий Калинин. Под его руководством будет готовиться план реализации реформы. Планируется, что до 15 февраля Совмин внесет коррективы и дополнения в некоторые указы главы государства.

До начала мая разработанная программа должна быть реализована.

26 января Кобяковым подписано распоряжение №29р, которое регламентирует организацию начисления безналичных субсидий.

Исходя из документа, можно сказать, что реформа, о реализации которой белорусские чиновники до этого времени говорили долго и без толку, будет воплощена в жизнь всего за несколько месяцев.

Можно предположить, что отказ от перекрестного субсидирования с выплатой помощи непосредственно гражданам связан с требованием коммунального реформирования, выдвинутым МВФ.

С самого начала система компенсации расходов на коммунальные услуги, которая начнет работать с 1 мая, создается как механизм для обеспечения помощи социально уязвимым категориям граждан. В Совмине заявляют, что акцент будет сделан на помощь инвалидам, ветеранам, пенсионерам. Также руководство государства намерено оказывать помощь малообеспеченным семьям.

Согласно статистическим данным, в Беларуси малообеспеченных семей около 3,7 процента.

В число этой категории граждан входят семьи и отдельные белорусы, средний доход которых не превышает прожиточного минимума.

Для других граждан, которые составляют большинство, планируется введение заявительного принципа. После соответствующего обращения просителю будет предоставлена безналичная жилищная субсидия.

Пока еще сложно сказать, как до 2018 года государство планирует субсидировать большинство рядовых граждан. Порядок начисления субсидии, а также механизм взаимодействия государственных органов в процессе предоставления помощи будет определен указом президента. Разработка документа должна быть завершена специалистами Совмина до 15 февраля.

Однако только после разработки и подписания указа появится возможность обсуждать механизмы компенсации предметно. Пока вопросы распределения стоимости ЖКУ между государством и непосредственным потребителем обсуждаются в белорусском правительстве.

На данном этапе определен только объем помощи действительно малообеспеченным людям. К примеру, реформа ЖКУ заставит многих перейти на экономное потребление.

Скорее всего, в непростой ситуации окажутся пенсионеры, которые еще с советских времен живут одиноко в больших квартирах.

Источник: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-sng/belarus-/entry1008282622.html

Почему властям выгодно, когда население недоплачивает за коммуналку

Суммы по полному тарифу за воду в квитанциях у «тунеядцев» за январь и февраль оказались заметно выше, чем до этого.

Стоимость за подогрев воды семьи, где один взрослый внесен в базу не участвующих в экономике, выросла с 5,8 до 58 рублей, пишет «Завтра твоей страны».

По данным Министерства ЖКХ, льготный тариф за подогрев воды равен 16,9 рублям за 1 Гкал, а полный — почти 89 рублям. Ведомство подтверждает, что за отопление и подогрев воды население оплачивает примерно 20% от полной стоимости услуг.

В целом население напрямую оплачивает 80% жилищно-коммунальных услуг, cообщил заместитель начальника управления топливно-энергетического комплекса, нефтехимии и жилищно-коммунального хозяйства Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Дмитрий Бурдюгов. Кстати, за электроэнергию и газ для газовых плит население уже платит в полном объеме.

  • Если белорусам не хватает всего пятой части до полной оплаты ЖКУ, что мешает выставлять населению стопроцентный счет?
  • Сейчас оплата ЖКУ составляет 7,1% всех расходов семьи.
  • В принципе у государства нет объективных причине не доводить оплату до 100%, кроме отсутствия воли, а также близости выборов и желания власти оставаться популярной, считает экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.
  • Он убежден: даже если белорусы будут оплачивать 100% коммуналки, она все равно будет самой дешевой по сравнению со всеми соседними странами.

− Единственное − нельзя забывать про малоимущих и потерявших работу. Таким людям нужна социальная поддержка. То есть если люди по объективным причинам не могут оплачивать возросшую коммуналку, для них должны работать определенные государственные субсидии, − подчеркивает руководитель проекта «Кошт урада».

Остальные 95% населения без затруднений могут оплачивать полную стоимость коммунальных услуг, учитывая, что до ее полной компенсации не хватает всего пятой части.

— Даже если сейчас мы платим 20% за отопление, то его рост в 5 раз не значит, что «жировка» вырастет в те же пять раз. Она вырастет на условные 20-40 рублей в месяц. Это не те деньги, из-за которых люди обнищают, — считает Владимир Ковалкин.

Более высокие цены на ЖКУ, по его мнению, будут стимулировать к экономии — люди станут меньше тратить энергии и ресурсов впустую, что благоприятно скажется на окружающей среде.

— Когда владелец жилья платит за все по себестоимости, он знает, что и за сколько он получает и начинает это ценить. Когда ты платишь по полной программе, то понимаешь, что услуга не дешевая, поэтому следует экономить и разумно ей пользоваться, − соглашается директор частного ЖЭСа «Аймалин М» Виктор Клименко.

Довести тарифы ЖКУ до 100% для населения – это полдела. Но тогда поставщикам жилищно-коммунальных услуг придется отчитываться перед населением за формирование цен и иметь четко прописанные сведения о том, сколько стоит конкретная услуга.

Виктор Клименко приводит в пример жильцов, которые состоят в товариществе собственников. Они уже оплачивают получаемые услуги в полном объеме. И когда услуги дорожают, люди приходят к руководству товарищества и интересуются, почему и как это произошло.

По мнению Сергея Клименко, принятый в 2015 году указ о предоставлении жилищно-коммунальных услуг подразумевал верный путь – чтобы все начали оплачивать услуги по факту, без перекрестного субсидирования. Но несмотря на то, что сфера ЖКХ находилась и продолжает пребывать в сложной ситуации, у ЖЭСов полно долгов, власти почему-то «откатили» предполагаемые изменения назад.

Следом за отчетностью встанет вопрос подомового учета, подчеркивает директор «Аймалин М». Расходы на пятиэтажный и пятнадцатиэтажный дом будут кардинально разниться, точно так будет различаться обслуживание старых и новых домов.

− Чем выше здание, тем больше в нем систем, тем дороже его эксплуатация. Это тоже уже есть в товариществах собственников. Там люди знают, сколько чего они потребили и сколько составляет себестоимость проживания в их доме, — отмечает Виктор Клеменко

Доведение тарифов для населения до себестоимости необходимо, но оно не решит комплекс проблем жилищно-коммунальной сферы, считает бывший начальник управления жилищного хозяйства Мингорисполкома, экономист Иван Анташкевич.

  Ее деятельность настолько запутана, что разобраться, сколько действительно стоят ресурсы и услуги, практически невозможно. К тому же система управления ЖКХ устарела. Она работает еще по советским стандартам.

Без комплексного ее реформирования говорить о себестоимости и возмещении услуг бессмысленно.

Эксперты считают, что в ЖКХ остается много вопросов за рамками разговоров о стопроцентной оплате. Среди них низкое качество услуг и сложившаяся система льготирования богатых граждан, вместо поддержки бедных семей. Если вдруг государство пустит систему по рыночным рельсам, кто возьмет на себя ответственность за ремонт многоэтажных домов, на который десятилетиями собирались деньги с жильцов?

Перед государством стоит глобальная задача изучить нынешние проблемы системы, просчитать возможности их решения, найти на это финансирование и приняться за кардинальные реформы ЖКХ, вместо того, чтобы успокаивать население тем, что оно все еще якобы недоплачивает за получаемые коммунальные услуги и ресурсы.

Источник: https://belaruspartisan.by/life/459125/

ЖКХ: за что и сколько платят белорусы, какую долю расходов компенсирует государство?

По данным Белстата, в 2016 году жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в Беларуси подорожали в среднем на 32,7 процента. На газ — на 24,6 процента, на электричество — на 24,5 процента, на техобслуживание — на 62,5, на водоснабжение — на 53,5 процента.

Предельные цены на эти услуги устанавливаются указами президента — довольно редкая практика в наши дни. Действующие тарифы на ЖКУ были утверждены в марте 2016 года. И после нового года они снова увеличатся. На сколько — пока не объявлено.

Белорусские власти утверждают, что жилищно-коммунальная система дотируется государством, поэтому оно вправе повышать тарифы. За что и сколько платят белорусы? И какую долю расходов на коммунальные услуги на самом деле компенсирует государство? DW собрала несколько противоречивых фактов о белорусской системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Каковы на самом деле субсидии государства?

По итогам 2016 года доля возмещения государством расходов населения на жилищно-коммунальные услуги составит около 60 процентов. А точную цифру, по действующей инструкции властей, рассчитают в течение трех месяцев 2017-го.

В счетах большинства белорусов сейчас указано, что население возмещает 44,4 процента затрат на коммунальные услуги. Причем эта цифра указана как в счетах, предусматривающих субсидии, так и в тех, что выставлены к оплате по полным тарифам.

Например, минчанка Ирина, только что купившая квартиру и еще не успевшая оформить регистрацию по месту жительства, обнаружила в своем счете сумму в три раза больше, чем за аналогичную соседнюю квартиру.

За какие услуги белорусы уже платят по полному тарифу?

Читайте также:  Сколько стоит квартплата на одного человека

Большинству белорусов непонятно, за что они уже платят полностью. В счетах на оплату услуг, которые выставляют государственные обслуживающие организации — жилищно-эксплуатационные службы (ЖЭС) — это скрыто.

Так, услуга «вывоз мусора» вписана в счет в графу «по субсидируемым тарифам», но цифры совпадают с полной стоимостью обслуживания. Это легко проверить, ведь перечень полных тарифов можно найти в разных документах, на разных сайтах.

И если сравнить то, что написано в счете, то окажется, что ЖЭС вписала в графу «субсидируемый тариф» то, что люди оплчивают по полному тарифу.

По субсидируемым тарифам в Беларуси платят только за то количество потребленной воды, газа, электричества, которые вписываются в минимальный, рассчитанный на каждого жильца или квартиру стандарт. Например, минимальный тариф за электричество — за 150 квTч в месяц с одной квартиры, за 300 — уже повышенный тариф, свыше 300 квTч — полный.

То же самое с водой, здесь размер оплаты увеличивается в зависимости от числа жильцов в квартире. Большинство расходует больше минимально установленной нормы, а это на сегодня 140 литров в месяц. Получается, что и за часть воды белорусы платят уже полную цену.

Вопросы есть также и к учету газа. Если в квартире есть счетчик, и потребитель не выходит за установленный минимальный норматив, то цена газа порядка 138-140  долларов за тысячу кубов.

При этом Беларусь покупает газ у России по 132 доллара за кубометр. Но если счетчика нет, то расчет идет на каждого жильца — 8 кубометров в месяц, хотя известно, что среднее потребление — около 3 кубометров.

То есть те, у кого нет счетчиков, платят за газ значительно больше.

Сколько лет платить, чтобы сделали ремонт

Можно ли дождаться капитального ремонта — загадка для многих белорусов, дома которых обслуживают государственные ЖЭС. Их ежемесячные платежи по этой статье, идут в госбюджет. И нигде не указано, сколько лет нужно платить, чтобы ремонт сделали.

В итоге в Минске немало домов, построенных в 70-е годы, в которых капремонта не было ни разу. Установленные ранее сроки ремонта отодвигаются. Механизмы добиться ремонта юридически есть, но фактически, как показывает практика, это почти нереально.

То есть белорусы регулярно платят за услугу, которую не получают.

Техобслуживание и уборка один раз в год?  

Загадочным выглядит начисление платы за «техническое обслуживание», которое невозможно проконтролировать. Как и то, сколько денег уходит реально на подогрев воды и отопление — в большинстве обслуживаемых ЖЭС многоквартирных домов нет соответствующих счетчиков.

Непонятны и начисления за санитарное состояние. ЖЭС редко соблюдает инструкцию. Например, акты уборки подъезда должен подписать представитель жильцов. Но они либо не подписываются вообще. Либо их подписывает сердобольная Марья Ивановна, в ответ на просьбу «подпиши, а то всему ЖЭСу не выплатят зарплату».

При этом, согласно графику уборки, который составляет ЖЭС, дважды в неделю предусмотрена сухая уборка мест общего пользования от мусора, и только один раз в год — влажная уборка помещения.   

Услуги ЖЭС обходятся дороже

Зачем до сих пор существуют неэффективные ЖЭСы, когда в Беларуси уже есть свой успешный опыт управления ЖКХ? Этим вопросом задается и председатель одного из минских товариществ собственников Юрий.

По его словам, беда в том, что товарищества собственников — сегодня гораздо менее распространенная форма управления жилищным хозяйством, нежели государственные ЖЭС.

Юрий показывает счет, из которого следует, что услуги госорганизаций обходятся дороже при расчете платы за жилье одинаковой площади с одинаковым количеством проживающих.

Кроме того, деньги по статье «капремонт» аккумулируются на счету товарищества. Когда и какой делать ремонт на эти накопления, решает общее собрание. Оно же определяет, сколько платить за уборку и какой она должна быть. Кроме того, в счетах товариществ собственников указан телефон ответственного за чистоту, есть кому предъявить претензии, объясняет председатель товарищества.

Источник: http://www.camarade.biz/node/24900

«Достичь 100 процентов». Как считаются тарифы, сколько мы реально платим за «коммуналку»

05.02.2018 Елена САДОВСКАЯ. Жители Бобруйска уже с февраля будут платить за воду без субсидий. Пока еще государство продолжает субсидировать часть тарифов. Но уже к концу этого года придется платить 100 процентов и по ним.

До сих пор на некоторые услуги ЖКХ рассчитываются два тарифа.

Первый – это экономически обоснованный тариф. То есть, реальная стоимость предоставления услуги населению. Это та сумма, при которой организация, предоставляющая эту услугу, не будет работать в убыток. Например, экономически обоснованный тариф по тепловой энергии равен 81,42 рубля за 1 Гкал.

Но для населения стоимость тепловой энергии составляет 16,9259 рубля за 1 Гкал. Разницу доплачивает, то есть, субсидирует, государство. И так практически по каждой коммунальной услуге, только соотношение тарифов для населения и экономически обоснованных тарифов разное.

Уже несколько лет государство планирует отказаться от субсидий и сделать так, чтобы население по всем услугам платило по экономически обоснованным тарифам.

ОБЪЯСНЕНИЕ

– Самое интересное, что во времена СССР мы оплачивали сто процентов все коммунальные платежи, а дотировались они только предприятиям, – говорит директор бобруйской Ассоциации жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников «Дом, в котором мы живем» Сергей Мельников.

Из чего состоит себестоимость тарифа на холодную водуЗарплата основных работников – 9,3%Амортизация – 7%Топливно-энергетические ресурсы – 32,4%Налоги (экологический, земельный, налог на недвижимость) – 7,3%Прочие внеэксплутационные затраты (ремонтные работы, поверка приборов учета и т.д.) – 44%

Источник: планово-экономический отдел Бобруйского предприятия «Водоканал»

  • Сейчас же, наоборот, предприятия оплачивают ЖКУ по высоким тарифам, а за счет этого государство дотирует услуги населению, это и есть перекрестное субсидирование, объясняет Мельников.
  • – Поэтому весьма сложно ответить на вопрос, как от этого уйти и как высчитать цифру «ста процентов», – добавляет он.
  • Возможно, было бы правильно перенять опыт зарубежных соседей в странах ЕС, где нет такого определения, а есть понятие «фактические затраты» по данному жилому дому в период его обслуживания за какой-то период времени, считает эксперт.

– Например, возьмем дом, на который в прошлом месяце потратили условных сто рублей. По этим затратам, согласно занимаемой площади, высчитывается тариф и выставляется на каждого собственника. Зимой этот тариф может быть больше, летом – меньше.

Такого четкого понятия, что этот тариф должен постоянно стоить одну сумму – нет. Каждый дом – это отдельный механизм.

Ведь, если дом современный, энергоэффективный, то он будет меньше потреблять электроэнергии, а, следовательно, и коммунальные платежи должны быть в этом доме ниже, чем в домах старой постройки, – поясняет С. Мельников.

ЗА ВОДУ 100%

В Бобруйске в 2018 году по воде и канализации уже не будет перекрестного субсидирования, сообщает начальник планово-экономического отдела «Водоканала» Наталья Рубан.Новые тарифы для населения, которые начали действовать с 24 января, обеспечивают 100-процентное возмещение всех затрат.

Например, на воду, как и прежде, установлены два тарифа: 0, 8053 руб. за 1 кубометр и 0, 8832 руб. за 1 кубометр. По первому тарифу рассчитывается стоимость для тех жильцов, у которых стоят счетчики, по второму – если в квартире нет счетчиков или жилец превышает лимит и выливает в месяц более 4,2 кубометра воды.

Оба этих тарифа будут обеспечивать 100 процентов затрат предприятия, то же касается и тарифов на канализацию.

До конца года все остальные тарифы также будут в 100-процентном размере оплачиваться населением без дотаций.

Источник: https://bobruisk.ru/news/2018/02/05/dostich-100-procentov-kak-schitayutsya-tarify-skolko-my-realno-platim-za-kommunalku

"Тунеядцы" будут платить за коммуналку на Br100 больше

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси рассказало, насколько так называемым тунеядцам придется платить больше за коммунальные услуги, чем работающим гражданам.

«Мы производили расчет по стандартной двухкомнатной квартире 48 кв.м в которой зарегистрированы три человека, один из которых является трудоспособным, и включенным в список не занятых в экономике.

Плата увеличится (за горячую воду — ИФ) на Br5-6, если потребление будет в пределах установленных норм», — сказала начальник отдела управления экономики Минжилкомхоза Беларуси Жанна Попучеева на брифинге в пятницу в Минске.

Для такой же квартиры, где зарегистрировано 3 человека и собственник не занят в экономике, плата за отопление может вырасти на Br15, за газ — Br15-16.

Если в квартире проживает один трудоспособный гражданин, не занятый в экономике, то за весь объем услуг он будет платить по полным тарифам.

По расчетам Минжилкомхоза, увеличение стоимости для стандартной двухкомнатной квартиры 48 кв. м за горячую воду составит Br5-6, отопление — порядка Br60, газ — Br40.

Таким образом, одиноким «тунеядцам» придется платить более чем на Br100 больше, чем занятым в экономике белорусам.

  • В целом стоимость услуг ЖКХ будет увязана с объемом их потребления.
  • Как сообщалось, в четверг правительство Беларуси утвердило, что «тунеядцы» будут оплачивать по полной стоимости газ (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов), тепло и горячую воду.
  • Полную оплату «тунеядцами» услуг горячего водоснабжения предполагается взымать с 1 января 2019 года, а за газоснабжение и теплоснабжение — с 1 октября 2019 года, говорится в постановлении.

Как пояснили в Минжилкомхозе, плата за данные услуги по полной стоимости будет взиматься только с официальных плательщиков ЖКУ.

К ним относятся собственник жилого помещения, его наниматель, арендатор, члены организаций застройщиков, а также дольщик, заключивший договор долевого строительства и лизингополучатель.

Если «тунеядец» является лишь членом семьи работающего плательщика, начисление будет производиться по общеустановленному порядку, без применения тарифов, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат.

По информации «Белэнерго», уровень возмещения населением затрат на оказание услуг в 2017 году составил по электроснабжению — 80%, по теплоснабжению — 21%.

В начале апреля вице-премьер Беларуси Анатолий Калинин заявил, что правительство Беларуси планирует выйти на 100-процентное возмещение населением затрат на тепловую энергию к 2020-2025 годам.

Как сообщалось, ранее в Беларуси действовал декрет «О предупреждении социального иждивенчества», которым была установлена обязанность граждан республики, постоянно проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней (полгода. — ИФ), по уплате сбора в размере 20 базовых величин.

Принятие данного декрета вызвало активный протест со стороны населения Беларуси. Так, в феврале и марте прошлого года в ряде крупных городов страны прошли не санкционированные властями так называемые марши нетунеядцев, после чего действие декрета было приостановлено.

В конце января текущего года президент страны Александр Лукашенко подписал декрет, которым предусмотрена отмена «тунеядского» сбора с безработных.

Согласно нормам нового декрета, сбор на финансирование государственных расходов взиматься с трудоспособных неработающих граждан не будет. При этом они должны будут полностью оплачивать ряд услуг.

Источник: https://www.interfax.by/news/belarus/1241240

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector