Тсж является ли поставщиком коммунальных услуг

Ежемесячная оплата ЖКУ – это весомая статья расходов в любом семейном бюджете. При этом не все интересуются тем, откуда на самом деле берутся цифры в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Мы расскажем, кто устанавливает тарифы за потребление коммунальных ресурсов жильцами МКД, каким образом оформляются взаимоотношения в сфере предоставления и оплаты ЖКУ между собственниками и ТСЖ и какими способами товарищество может влиять на злостных неплательщиков.

Также мы рассмотрим несколько способов оплаты счетов за ЖКУ и расскажем, как можно оплатить квитанции, не выходя из дома.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-92. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что должно быть указанно в квитанции?

Каждый месяц собственнику жилья приходит квитанция, в которой прописана сумма оплаты. Она представляет собой платежный документ, подтверждающий право начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Организации, предоставляющие ЖКУ, должны указывать в квитанции следующие показатели:

  • ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услугназвание услуги;
  • сумма платы;
  • объем потребления ресурсов (электроэнергии, воды, газа);
  • стоимость тарифа и норматива потребления;
  • сведения о собственнике (ФИО, адрес);
  • установленные льготы, если они есть;
  • реквизиты получателя платежа;
  • период времени, за которое начислена плата;
  • лицевой счет собственника.

Что входит в оплату ЖКХ?

Расходы, связанные с оплатой услуг жилищно-коммунального хозяйства, принято делить на две категории:

  1. Услуги по содержанию и ремонту имущества – это различные работы, касающиеся благоустройства придомовой территории, необходимый ремонт здания и его содержание, санитарное обслуживание. Жилищные работы выполняет как само ТСЖ, так и жилищно-строительные кооперативы или управляющие компании.
  2. Коммунальные услуги – это обеспечение жильцов жизненно необходимыми ресурсами. К таким относятся водоснабжение горячей и холодной водой, газ, тепло, электричество. Услуги коммунального характера оказывают соответствующие предприятия — РСО, которые занимаются водопроводными, канализационными, энергоснабжающими работами.

Согласно ст.155 ЖК РФ, установлен срок оплаты жилищно-коммунальных услуг — до 10 числа каждого месяца. Срок может быть другой, если это оговорено и прописано в договоре собственника с ТСЖ. Согласно ст.153 ЖК РФ, оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства – это обязанность каждого собственника жилья.

Обратите внимание! Факт того, что собственник не проживает в квартире не является причиной для неуплаты коммунальных услуг. Плату может произвести не только собственник или проживающий в квартире, но и наёмщик жилья.

ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услугФормирование тарифов производится поставщиками ресурсов. Все ресурсоснабжающие компании являются монополистами, поэтому они регулярно повышают цены на услуги для населения, объясняя это увеличением собственных расходов.

Министерство РФ применяет к монополистическим компаниям метод индексации. Из-за этого цены увеличиваются на стоимость индекс-дефляторов. У собственников жилья нет никакого права выбора, они вынуждены оплачивать счета в любом случае.

Многие независимые эксперты сходятся во мнении, что стоимость услуг ЖКХ значительно превышена и может быть снижена практически на треть. Во многом, такая ситуация складывается благодаря тому, что руководители регионов имеют возможность устанавливать местные тарифы, которые выше государственных в несколько раз.

Рассчитать сумму, подлежащую к оплате за коммунальные услуги, очень просто. Для этого необходимо умножить действующий тариф на показания приборов учёта (счётчиков) или на установленный норматив потребления, который формируется муниципалитетом, исходя из степени благоустройства жилья.

Показания с приборов нужно снимать ежемесячно. Они индивидуальны, могут быть разными каждый месяц. Данные счетчика зависят от степени потребления услуги (воды, электричества или газа).

Справка! Определённой категории граждан положена субсидия (пенсионеры, малоимущие, инвалиды). Она компенсирует часть затрат на оплату ЖКУ и ее размер устанавливается региональной службой социальной защиты.

Если в доме организованно ТСЖ, то как юридическое лицо, все договора с РСО на предоставление коммунальных услуг, товарищество будет заключать от своего имени.

Это сильно облегчает работу поставщикам коммунальных ресурсов, поскольку им намного проще заключить один договор с ТСЖ, чем десятки или сотни договоров с каждым жильцом дома.

Таким образом, ТСЖ выступает своеобразным посредником между РСО и жильцами дома, с которыми оно также заключает соответственный договор. В этом договоре обязательно прописывается перечень коммунальных услуг, которыми пользуется жилец, указываются тарифы и обязательства сторон.

Жильцы обязуются своевременно вносить оплату за потребляемые ресурсы, ТСЖ — следить за правильностью начисления счетов в квитанциях, при необходимости — делать перерасчет.

Скачать образец договора с ТСЖ на предоставление коммунальных услуг

Внимание! В доме могут быть жильцы, которые не пожелали стать членами ТСЖ, но при этом, всеми коммунальными услугами (светом, водой, газом) они пользуются наравне с другими. С такими собственниками ТСЖ также заключает отдельный договор на предоставление и оплату коммунальных услуг.

Жилищный Кодекс РФ регламентирует услуги, деятельность и структуру ТСЖ. Товарищества имеют право устанавливать размеры платежей для жильцов по обслуживанию дома, заключать договор с собственниками жилья, утверждать смету годовых расходов, предоставлять услуги жильцам дома, арендовать или продавать имущество, входящее в собственность ТСЖ.

Согласно ЖК РФ, все собственники жилья обязаны платить коммунальные платежи. Оплатить коммуналку без участия ТСЖ, если МКД управляется товариществом, нельзя.

Каким способом можно оплатить квитанции?

Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства производится в банках, на почте, через интернет или с помощью терминалов оплаты. После чего деньги поступают на лицевой счет поставщика ЖКУ.

Касса банка или терминал

ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услугПроцесс оплаты происходит следующим образом: плательщик приходит в банк, через терминал обслуживания (при его наличии) выбирает операцию: «Оплата услуг ЖКХ», получает номерок и ожидает своей очереди. Если терминала в банке нет, то плательщик занимает общую очередь.

После того как очередь подошла, плательщик предоставляет квитанцию на оплату и паспорт, оплачивает сумму, указанную в квитанции, и забирает чек. Платеж будет зачислен в ближайшие часы. Некоторые банки берут комиссию за оплату коммунальных платежей, об этом вас обязательно предупредит кассир.

Почта

Оплата на почте производится аналогичным образом. К недостаткам оплаты таким способом можно отнести то, что платеж может быть зачислен не сразу, а через несколько рабочих дней. При этом есть важное преимущество — почта не снимает комиссию.

Для оплаты коммуналки вам понадобятся квитанции и паспорт (его требуют не везде, но лучше, чтобы паспорт был под рукой).

Интернет

Оплата ЖКУ может быть произведена через интернет. Такой возможностью может воспользоваться каждый человек, у которого есть выход сеть. Платеж вносится на основании квитанции и может осуществляться такими способами:

  • посредством электронных платежных систем, к примеру «Рапида»;
  • через интернет-сервисы банков, например «Сбербанк Онлайн».

Сбербанк Онлайн

Чтобы заплатить через Сбербанк Онлайн (у плательщика должен быть открытый счет в Сбербанке и подключенный Мобильный Банк) нужно пройти регистрацию.

Оплата через сервис осуществляется таким способом:

  1. На главной странице необходимо ввести свой логин (идентификатор) и пароль.
  2. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  3. В верхней части экрана выберите вкладку «Переводы и платежи».
  4. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  5. В верху страницы, укажите ваш регион, далее, в разделе «ЖКХ и домашний телефон» выберите «Квартплата». Для поиска организации, услуги которой нужно оплатить, в большом пустом поле укажите полное название организации, либо ее ИНН, либо расчетный счет, на который вы будете производить оплату по квитанции и нажмите кнопку «Найти».
  6. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  7. Выберите поставщика услуг.
  8. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  9. Введите необходимые реквизиты — какую именно услугу нужно оплатить, с какого счета необходимо списать деньги и единый номер, который указан на квитанции.
  10. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  11. Внимательно проверьте по квитанции сумму, подлежащую оплате и номер извещения. Введите показания своих счетчиков и нажмите на кнопку «Продолжить».
  12. ТСЖ является ли поставщиком коммунальных услуг

  13. Если после проверки информации, возникла необходимость внести изменения — нажмите на «Редактировать», если все в порядке — нажмите на «Подтвердить по смс» (по желанию, можно выбрать другие способы подтверждения платежа).
  14. Код, полученный в сообщении, вводится в соответствующее поле, далее нажмите на «Подтвердить».
  15. Если платеж прошел успешно, система покажет вам его статус — «Исполнено». При желании, можно распечатать квитанцию по оплате, сохранить платеж как шаблон либо повторить операцию.

Внимание! Чтобы воспользоваться таким способом, пользователю необходимо иметь расчетную карту системы «Рапида», с которой и будут списаны деньги в счет оплаты коммунальных услуг.

Расчет с ТСЖ за ЖКУ через электронную систему «Рапида» проходит следующим образом:

  1. На главной странице сайта выберите вкладку «Частным клиентам».
  2. Нажмите на иконку «Оплата ЖКХ».
  3. Далее система предложит перейти в раздел «Рапида Онлайн», что можно сделать просто нажав на подчеркнутый текст.
  4. Чтобы произвести оплату и создать квитанцию, укажите данные, которые запросит система — ФИО, адрес, номер счета плательщика и размер платежа, затем нажмите «Создать».

Как товарищество может бороться с неплательщиками?

Некоторые жильцы могут не платить просто из-за своей непорядочности, но есть и другие должники, которые не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги в полном объеме по своим объективным причинам (болезнь, маленький материальный доход и т.д.).

При этом, всем председателям ТСЖ важно мониторить своевременное поступление платежей, разговаривать с должниками даже если задолженность по оплате ЖКУ не превышает 2 месяцев.

Если граждане продолжают не оплачивать коммунальные услуги, то ТСЖ может начать применять к неплательщикам такие санкции:

  • начисление пени за просрочку платежей;
  • вынесение должнику письменного уведомления, в котором говорится о том, что услуги будут ограничены или приостановлены;
  • ограничение предоставления ЖКУ (этот метод используют, когда должник не погашает задолженность в течение 30 дней после получения уведомления);
  • если после всех предпринятых мер, должник всё равно не оплачивает ЖКУ, ТСЖ вправе подать иск в суд, чтобы принудительно взыскать долг.

Современная жизнь невозможна без использования услуг жилищно-коммунального сектора. Ограничение электричества, отопления или водоснабжения неизбежно влечет за собой ряд неудобств. Поэтому оплата услуг ЖКХ должна производиться вовремя, чтобы избежать неприятных последствий.

Обращение в суд с иском о взыскании задолженности

Справка! Если задолженность по оплате коммунальных услуг превысит шесть месяцев, представитель ТСЖ вправе письменно уведомить собственника жилья о том, что предоставление жилищно-коммунальных услуг будет приостановлено. На погашение задолженности предоставляется месяц.

Если по истечении месяца долг не погашен (или хотя бы его часть), то ТСЖ могут ограничить услуги ЖКХ, а затем вправе обратиться в суд с требованием погасить задолженность в принудительном порядке.

Истцом по делу о взыскании задолженности по коммунальным платежам обычно выступает ТСЖ, ТСН либо управляющая компания. При составлении иска в суд нужно указывать обстоятельства, приводящие к нарушению прав и интересов истца. В исковом заявлении также следует указать требования истца.

Читайте также:  Протекает крыша в многоквартирном доме что делать москва

Скачать образец иска ТСЖ о взыскании коммунальных платежей с должника

К иску прилагается следующий пакет документов:

  • копия устава ТСЖ;
  • квитанция оплаты госпошлины;
  • копии извещений, которые удостоверяют задолженность ответчика;
  • доверенность, которая удостоверяет полномочия истца;
  • копия искового заявления;
  • договор управления;
  • договор найма помещения (если жилец оказывается нанимателем).

При размере долга ниже 50 000 рублей, иск подается в мировой суд, если задолженность превышает данную сумму — иск направляется в районный суд.

Источник: https://101urist.com/nedvizhimost/uprav-mkd/tszh/oplata-kommunalnyh-uslug.html

Товарищество собственников жилья не облагается налогами на доходы (о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья) — Управление персоналом

(о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья)

Поводом для написания настоящей статьи явилось письмо всеми «любимой» Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6526 (размещено на сайте СПС «Гарант» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/321950/).

В очередной раз ФНС РФ вопреки здравой логике, закону и единообразной судебной практике пытается убедить общественность в том, что товарищество собственников жилья – это некая коммерческая структура, зарабатывающая прибыль, и потому обязанная уплачивать налог на доходы (по сути, налог на коммерческую деятельность) с сумм, уплачиваемых собственниками помещений за потребленные коммунальные ресурсы и на содержание жилья.

Причем «эксперты» из ФНС РФ в указанном письме выдвинули весьма оригинальную мысль следующего содержания: «Учет других платежей, поступающих ТСЖ от его членов, в составе доходов будет зависеть от договорных отношений ТСЖ и его членов».

По мнению ФНС РФ, отношения ТСЖ и его членов – это договорные отношения, регулируемые уставом ТСЖ.

ТСЖ приобретает статус поставщика коммунальных услуг, если согласно уставу «на ТСЖ возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг… и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (т. е., исходя из договорных обязательств, не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ указанные услуги), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ».

В этом случае ТСЖ, по мнению ФНС РФ, является поставщиком коммунальных и прочих услуг и действует исключительно в собственных экономических интересах. Очевидно, если продолжить мысль налоговиков, ТСЖ преследует цель − извлечения прибыли.Вот, такие оригинальные идеи, порой, генерируют «специалисты» налоговой службы.

Природа ТСЖ и суть его отношений с собственниками помещений

Закон однозначно посредством императивных норм установил следующее:

− ТСЖ – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и т. д. (п. 1 ст. 135 ЖК РФ);

− ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, о содержании и ремонте общего имущества, прочие договоры в интересах членов ТСЖ (п. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Из указанных положений закона однозначно следует, что ТСЖ всегда и во всех ситуациях действует исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. И не важно, от чьего имени (от своего или от имени собственников) ТСЖ вступает в отношения с третьим лицами, в частности с поставщиками коммунальных услуг.

То есть, ТСЖ – это всегда посредник (причем некоммерческий посредник), действующий не в своих интересах, а исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.

Закон не предоставляет возможности ни собственникам многоквартирного дома, ни самому ТСЖ посредством тех или иных формулировок устава ТСЖ менять его юридический статус – статус некоммерческого посредника.

Ранее ВАС РФ в постановлении Пленума от 05.10.2007 г.

№ 57 вполне определенно и однозначно уже высказался по данному поводу, указав, что:− ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ;− ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.Поэтому совершенно не понятна позиция ФНС РФ, согласно которой уставом ТСЖ можно изменить статус ТСЖ как некоммерческого посредника на статус поставщика, преследующего коммерческие цели – извлечение доходов (прибыли).Ни закон, ни ВАС РФ ничего не говорят о том, что суть отношений ТСЖ и его членов по предоставлению коммунальных услуг и услуг содержания жилья может меняться в зависимости от тех или иных положений устава ТСЖ. Наоборот, какими бы ни были положения устава ТСЖ, суть отношений ТСЖ и его членов всегда одна: ТСЖ действует в интересах своих членов, т. е. является посредником, не имеющим самостоятельных экономических интересов.

Единый налог на упрощенной системе налогообложения – коммерческий налог

Единый налог, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, заменяет собой два основных коммерческих налога: налог на прибыль и налог на имущество. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС.

Применительно к теме, которую мы должны раскрыть в настоящей статье, нас интересует только соотношение (тождественность) налога на прибыль и единого налога.Согласно ст. 346.14 и 346.15 НК РФ объект налогообложения по единому налогу аналогичен (даже идентичен) объекту налогообложения по налогу на прибыль.

Единым налогом облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, суть и перечень которых определены ст. 249, 250 главы «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ.

По сути, налогом на прибыль облагается предпринимательская (коммерческая) деятельность юридических лиц. То есть, налог на прибыль – это налог на коммерческую деятельность (коммерческий налог)

.Поскольку единый налог – это частный случай налога на прибыль, то у нас есть все основания полагать, что он также является коммерческим налогом (налогом, который платят субъекты налогообложения, получающие доходы с целью извлечения прибыли).

  • ТСЖ не является плательщиком коммерческих налогов, включая единый налог
  • Судебная практика вполне определенно и единообразно указывает на то, что ТСЖ не обязано уплачивать НДС, налог на прибыль и единый налог с сумм, получаемых от своих членов в счет оплаты коммунальных услуг и содержания жилья.

Источник: http://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?233

Оплата в ТСЖ коммунальных услуг 2019 — через интернет

Жильцам многоквартирных домов предоставляются различные ресурсы для комфортного пребывания в квартирах. Подобные услуги называются коммунальными и являются платными. Ежемесячно гражданам приходят счета за их поставку, которые необходимо уплатить в установленный срок.

Способ уплаты за коммунальные услуги зависит от того, какая форма управления установлена в многоквартирном доме. Так, к примеру, товарищество собственников жилья предоставляет один из наиболее удобных способов оплаты.

Заключение договора на обслуживание

Как и многие другие вопросы, касающиеся общей недвижимости, решение о заключении договора об оплате коммунальных услуг производится на общем собрании. В нем участвуют собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме.

На собрании решается то, с кем именно готовы сотрудничать жильцы, а также заключается договор о возможности поставки ресурсов и обслуживании многоквартирного дома.

К основным пунктам, которые должны находиться в таком договоре, относятся:

  • личные данные председателя ТСЖ;
  • полное наименование товарищества;
  • основания, на которых будут предоставляться услуги;
  • права и обязанности для каждой из сторон договора.

Помимо этого, каждый из собственников заключает индивидуальный договор с ТСЖ о предоставлении коммунальных услуг. По нему как граждане, так и товарищество имеют определенные обязанности друг перед другом.

Обязанности товарищества

Согласно договору, у ТСЖ появляются следующие виды обязанностей перед жильцами:

  • обеспечение постоянного поступления коммунальных услуг в квартиру гражданина;
  • своевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту общедомового имущества;
  • содержание общедомового хозяйства.

К поставляемым коммунальным услугам относятся:

  • снабжение горячей и холодной водой;
  • отвод канализации;
  • электроснабжение;
  • отопление.

Также в перечень может включаться и газоснабжение в случае, если таковое предусмотрено конструкцией дома.

Обязанности жильцов

У собственников жилья также появляется ряд обязанностей, которые они, согласно договору, должны своевременно выполнять.

Прежде всего, от жильцов требуется своевременная оплата коммунальных услуг ТСЖ. В случае, если у гражданина образуется задолженность, то его счет может перераспределяться между другими жильцами.

Законодательный аспект

Договора на поставку коммунальных услуг и техническое обслуживание заключаются между собственниками и ТСЖ. Для этого следует руководствоваться 2.2 пунктом статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Его условия одинаковы для всех собственников жилых помещений.

  • Действие договора основано 2 пунктом 149 статьи ЖК РФ.
  • Помимо этого, следует ознакомиться со следующими законодательными актами:
  • Также в правилах предоставления коммунальных услуг жильцам, указанных в Постановлении Правительства № 354, указывается то, что договор с поставщиками может быть заключен только через ТСЖ, если имеется такая форма правления.

Оплата в ТСЖ коммунальных услуг

Оплату коммунальных услуг в ТСЖ должен производить каждый собственник помещений в доме. Любые расходы, которые товарищество направляет на эксплуатацию и содержание имущества дома, согласуются на общем собрании.

Источник: https://realtyurist.ru/tszh/oplata-tszh-kommunalnyh-uslug/

Об оказании коммунальных услуг

Об оказании коммунальных услуг

В мае 2006 года вышло постановление Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (постановление № 307 от 23 мая 2006 г.) (далее – Постановление).

Бесспорно, такого рода Постановление является актуальным и необходимым. Оно призвано урегулировать на основе Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) непростые отношения между организациями, оказывающими коммунальные услуги, и гражданами, потребляющими коммунальные услуги.

Постановление устанавливает права, обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и др. Все это очень важно и нужно.

Вместе с тем, концепция, на которой основано Постановление, вызывает недоумение, удивление и серьезные возражения.

Возникает впечатление, что данное Постановление готовилось в большой спешке авторами, не очень щепетильными в вопросах научной строгости и объективности.

Возникает также подозрение, что авторами руководило стремление максимально ублажить интересы монополистов, производящих и реализующих коммунальные услуги, в ущерб интересам жителей и их объединений – ТСЖ и ЖСК.

В связи с этим приходится обращаться к истинам, отлично известным каждому экономисту.

1. Что такое услуга.

Как это ни странно, но, похоже, авторы Постановления плохо представляют себе, что такое услуга и чем она отличается от товара и от работы. А ведь все предельно просто.

Читайте также:  Кто должен оплачивать комиссию за оплату коммунальных услуг

Товар сначала надо изготовить, и только после этого он может быть продан, а затем – потреблен. Работу тоже сначала надо выполнить, и затем только результаты работы могут быть проданы и после этого – потреблены.

А вот услуга характерна единственным признаком – тем, что все три этапа: производство, реализация (продажа) и потребление – осуществляются одновременно. И по этому признаку мы всегда легко и просто можем отличить услугу от товара или работы (рис. 1).

Точное определение услуги дано в статье 38 Налогового кодекса.

  • Из определения услуги следуют бесспорные выводы:
  • а) услуга всегда направлена непосредственно (без посредников!) тому кто ее потребляет;
  • б) производитель и исполнитель услуги – это всегда одно и то же лицо;
  • в) услуги нельзя накапливать (закупать) и перепродавать.
  • Очевидно, что несогласие хотя бы с одним из этих выводов означает отрицание самой услуги.

Например, Вы сели в кресло парикмахера. Он Вам делает стрижку (производит услугу и исполняет ее), Вы одновременно эту услугу покупаете (предварительно ознакомились с прейскурантом) и потребляете (стрижка оказывается у Вас на голове). И, конечно же, Вы не можете заготовить себе несколько стрижек впрок или перепродать кому-то свою стрижку.

У товаров и работ эти этапы разделены во времени У услуг все осуществляется одновременно

Рис.1. Как отличить услугу от товара или работы

 

Тем не менее, с легкой руки авторов немыслимая схема перепродажи услуг (правда, в искусно завуалированной лукавой форме) проникла не куда-нибудь, а в постановление правительства.

2. Коммунальные услуги – это услуги.

Это звучит парадоксально, но авторам и защитникам Постановления № 307, действительно, приходится доказывать, что коммунальные услуги – это услуги.

В п. 4 ст. 154 ЖК РФ приведен полный перечень коммунальных услуг. Он включает: холодное и горячее водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление.

(или управляющая организация)

 

 

                          Рис. 2.  К трактовке коммунальных услуг

Легко убедиться в том, что каждый из этих видов деятельности полностью соответствует признаку услуги. Например, водоснабжение.

Когда мы открываем кран на кухне или в ванной, то одновременно осуществляются все три этапа: где-то создается необходимое давление и обеспечивается нужная температура воды (производство), а мы в это же время пользуемся водой (реализация и потребление).

То же с электричеством, газом и другими видами коммунальных услуг. И в это время никаких посредников и прочих промежуточных операций между производителем и потребителем нет (рис. 2).

Так что, вопреки Постановлению и распространенному мнению многих чиновников, ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющие организации) не оказывают коммунальных услуг собственникам. Коммунальные услуги оказывают те организации, которых Постановление называет «ресурсоснабжающими», но которые в действительности являются обслуживающими (как бы это ни резало слух нашим монополистам).

Иногда можно услышать и такое возражение против того, что коммунальные услуги – это услуги. «Разве услуга, как процесс, деятельность, измерима в кубометрах, киловатт-часах, гигокалориях?» Экономист такой вопрос никогда не задаст. Юристу – простительно. Дело ведь не в единицах измерения.

Объем услуги можно оценивать разными измерителями. Выбирают обычно ту из них, которая более удобна и с большей точностью отражает количественную характеристику услуги, ее объем. Дело в том, что продается не вода, а услуга водоснабжения, которую удобно измерять количеством потребленной при этом воды.

То же относится к услугам электроснабжения, теплоснабжения и т.п.  

3. Коммунальных ресурсов не существует.

Центральным понятием, фигурирующим в Постановлении, являются изобретенные авторами так называемые «коммунальные ресурсы».

По мнению авторов Постановления, коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электроэнергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо, «используемые для предоставления коммунальных услуг».

Согласно Постановлению, ресурсоснабжающая организация продает коммунальные ресурсы исполнителю, а последний оказывает коммунальные услуги гражданам.

При этом в роли «исполнителя» выступают управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, «производящая или приобретающая коммунальные ресурсы».

Изобретением коммунальных ресурсов авторы Постановления пытаются замаскировать свою схему перепродажи услуг. Мол, ТСЖ закупает не услуги, а коммунальные ресурсы, и потом, расходуя эти ресурсы, само оказывает собственникам помещений коммунальные услуги. Остроумно конечно, но сплошь вымышлено.

Никаких коммунальных ресурсов экономика не знает. Экономистам известны только три вида ресурсов: земля, труд, капитал. «Земля» – это природные ресурсы (уголь, нефть, газ, руда и др.). «Труд» – понятно, трудовые ресурсы. «Капитал» – материальные, финансовые и информационные ресурсы. А «коммунальные» – просто выдумка далеких от экономики авторов Постановления.

Всякий приобретаемый ресурс образует некий резерв, запас, который затем расходуется у коммерческих организаций на производство и реализацию товаров, работ, услуг, а у некоммерческих –  на достижение тех или иных общественных благ.

А все то, что разработчиками Постановления названо коммунальными ресурсами (вода, электроэнергия, газ, тепло и т.д.), никакого запаса не образует и, самое главное, — его никто не расходует. То, что названо коммунальными ресурсами, потребляется собственниками помещений.

И конечно же, в результате этого никакая продукция или иные блага не появляются. А раз так, то вода, электроэнергия, газ, тепло в данных условиях – вовсе не ресурсы. Вот когда вода используется для приготовления водки, она представляет собой ресурс. А в данном случае имеет место конечное потребление воды.

Думаю, что даже составители Постановления не осмелятся назвать «ресурсами», например, приобретаемые и потребляемые нами продукты питания, одежду и т.п.

Что «коммунальные ресурсы» – это фикция, убеждаемся на следующем примере. Допустим, что в доме выбран способ непосредственного управления собственниками помещений.

Кто в этом случае закупает коммунальные ресурсы у «ресурсоснабжающей» организации? Собственники? И затем сами себе оказывают коммунальные услуги? Абсурд. Выходит, в этих условиях продаются не коммунальные ресурсы, а сами коммунальные услуги.

В какой же момент коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации превратились в коммунальные услуги? Это возможно при одном условии: коммунальных ресурсов не существует. Способ непосредственного управления не вписывается в придуманную авторами Постановления схему с коммунальными ресурсами.

Именно поэтому способ непосредственного управления так не по душе тем, кто участвовал в подготовке Постановления. Не исключено, что от них под каким-то надуманным предлогом поступит предложение избавиться от этого способа.

4. Противоречие в Жилищном кодексе.

В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса справедливо указывается, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Именно обеспечивать предоставление услуг. Что достигается заключением соответствующих договоров и надлежащим содержанием общего имущества.

В то же время в части 2 статьи 162 читаем, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений. Здесь уже речь идет не об обеспечении предоставления, а о самом предоставлении коммунальных услуг, что является ошибочным и противоречит предыдущему положению.

5. Коммунальные платежи не образуют дохода.

Коммунальные платежи не могут формировать доход ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации). В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Поступающие от собственников помещений средства на оплату коммунальных услуг образуют у ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) обязательство перед собственниками оплатить оказанные им услуги точно в той сумме, какая поступила на расчетный счет.

То есть экономическая выгода в этом случае не возникает. Да и как может возникнуть доход от деятельности, которая не осуществляется?

С точки зрения бухгалтерского учета начисленная собственникам сумма коммунальных платежей (дебиторская задолженность) одновременно является обязательством со стороны ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) по использованию данных средств строго по назначению (кредиторская задолженность). Эта кредиторская задолженность сокращается по мере использования указанных средств (по мере начисления платежей обслуживающим организациям).

Поскольку поступление коммунальных платежей не есть доход, то и образование на расчетном счете ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) избытка указанных платежей – это не прибыль, а остаток кредиторской задолженности перед собственниками. В дальнейшем эти средства должны быть либо полностью использованы по назначению, либо сторнированы излишне начисленные суммы.

Если же принять трактовку Постановления, то получается, что ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющей организации) сами реализуют коммунальные услуги и, следовательно, коммунальные платежи собственников превращаются в выручку от реализации с соответствующими налоговыми последствиями. Что совершенно недопустимо.

6. Что говорит арбитражный суд.

Приведем несколько выдержек из решений и постановлений арбитражных судов.

1) Постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области № А56-31339/2006 от 27 сентября 2006 г.:

«ТСЖ не производит реализацию энергоресурсов, работ и услуг своим членам и не потребляет их само, а заключает договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и другие договоры в интересах членов ТСЖ (п.п. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ)».

  1. 2) Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа № А72-7134/05-14/15 от 11 апреля 2006 года:
  2. «Таким образом, суды сделали правомерный вывод, что средства, взимаемые с жильцов (членов Товарищества) для оплаты коммунальных услуг и лишь аккумулируемые Товариществом для последующей оплаты организациям — поставщикам услуг, не связаны с реализацией товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость».
  3. «Таким образом, из изложенного следует, что Кооператив является некоммерческой организацией, не имеет цели получения экономической выгоды, не имеет полномочий на реализацию населению водоснабжения и отопления.

Следовательно, в данном случае имеет место не реализация товаров или услуг. Реализация услуг по водоснабжению и отоплению осуществлялась населению непосредственно организациями, поставляющими энергоресурсы. Кооператив в этих отношениях выступает как сборщик оплаты с распределением сумм налога на добавленную стоимость.

  • Из изложенного следует, что поскольку Кооператив не осуществлял реализацию горячего водоснабжения и отопления населению, то у него не было и объекта обложения налогом на добавленную стоимость, соответственно в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, не было и оснований для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплачиваемых поставщикам».
  • 4) Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  № А19-8136/06-11-Ф02-5734/06-С1 от 31 октября 2006 г.:
  • «Из материалов дела следует, что собственники жилых помещений в спорном периоде перечислили на счет товарищества коммунальные платежи на сумму 162 355 рублей 20 копеек, которые товарищество уплатило в счет погашения задолженности перед ОАО «Иркутскэнерго», МУП «ВКХ», МУП «Спецавтохозяйство» за предоставленные коммунальные услуги.

Перечисляя организациям, оказывающим вышеперечисленные услуги, поступающие на его счет коммунальные платежи, товарищество тем самым выполняет предусмотренную Уставом обязанность по обеспечению коммунальными услугами собственников жилья…»

7. Вся надежда на суды?

Не так уж трудно предположить, какие цели преследовали создатели Постановления, в угоду чьих ведомственных интересов воздвигли они схему, в которой все поставлено с ног на голову.

Зато это гарантирует нашим монополистам, производящим и реализующим коммунальные услуги, спокойную жизнь, уход от всякой ответственности за экономичность и качество своей работы. Вот для чего все и придумано.

Хотят, чтобы за все чужие грехи отвечал пресловутый «исполнитель».

Вся эта «петрушка» с новоиспеченными коммунальными ресурсами, ресурсоснабжающими организациями и исполнителями есть нарочитое искажение сущности самого понятия услуги. Что дискредитирует документ столь высокого ранга, каким является Постановление правительства. Подзаконные акты такого уровня и такого значения следует подвергать тщательной научной экспертизе.

Если в Постановление не будут внесены соответствующие изменения, то вся надежда только на суды. И можно с удовлетворением отметить, что в имеющихся уже решениях и постановлениях арбитражных судов четко определено, что не ТСЖ и не ЖСК оказывают коммунальные услуги собственникам помещений, а именно те организации, которых Постановление называет «ресурсоснабжающими».

1. Все коммунальные услуги оказываются теми организациями, которые эти услуги производят. Для услуг понятия «производитель» и «исполнитель» всегда относятся к одному и тому же лицу.

2. Коммунальных ресурсов не существует в природе. Основанная на этом понятии концепция оказания коммунальных услуг, принятая в Постановлении № 307, является ошибочной.

3. ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющие организации) не оказывают собственникам помещений коммунальных услуг, не являются «исполнителями» услуг. Они лишь обеспечивают оказание коммунальных услуг, заключая соответствующие договоры с организациями – поставщиками услуг и выполняя свои функции по надлежащему содержанию общего имущества.

4. Поступающие от собственников помещений коммунальные платежи не могут признаваться доходом (выручкой). Для ТСЖ (ЖСК, ЖК, управляющих организаций) это транзитные платежи, средства, поступающие от доверителей.

Предложения в решение конференции.

1. В действующих нормативных документах необходимо обеспечить грамотное представление экономической сущности услуг, которые всегда направлены непосредственно тем, кто их потребляет. Поэтому требуются срочные корректировки Постановления правительства № 307 в части оказания коммунальных услуг.

2. В Жилищный кодекс также должны быть внесены уточнения и дополнения, которые бы исключили противоречия и устранили всякую неопределенность в трактовке коммунальных услуг. Это положит конец неправомерным налоговым притязаниям к ТСЖ (ЖСК, ЖК) в отношении коммунальных платежей.

Источник: http://www.pr-tsj.ru/2011-12-15-14-53-12/74-2011-07-21-19-36-45/454-2011-07-31-18-44-01

Является ли ТСЖ ресурсоснабжающей организацией для собственников жилого многоквартирного дома? — Правовед.RU

Здравствуйте, Андрей.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно указанным Правилам:

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«ресурсоснабжающая организация» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);

Исполнителем может быть как ТСЖ, так и ресурсоснабжающая организация, а вот ТСЖ ресурсоснабжающей организацией быть вряд ли может.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что поставка электрической энергии в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

ТСЖ предоставляет ресурсоснабжающей организации, поставляющей коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об  электроснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования). Указанные положения не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

В связи с изложенным, ресурсоснабжающей организацией будет являться ОАО «Читаэнергосбыт».  И если Вы являетесь собственником  нежилого помещения, Вам необходимо заключить с указанной организацией письменный договор ресурсоснабжения.

С уважением, В.М. Логунов.

Источник: https://pravoved.ru/question/1956059/

Оплата коммунальных услуг в товариществе собственников жилья: нюансы и правила осуществления

Товарищество собственников жилья выступает как управляющая организация для имущества многоквартирных домов.

Кроме того, в соответствии с положениями Жилищного Кодекса Российской Федерации на ТСЖ может быть возложена обязанность заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, в том числе для обеспечения коммунальных нужд того дома, в котором такая организация осуществляет свою деятельность.

Однако в связи с последними изменениями действующего законодательства существует вопрос о том, какие права и обязанности в целом существуют у товарищества собственников жилья в сфере коммунальных услуг, в том числе если ТСЖ выступает в качестве посредника между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями.

Какие права есть у ТСЖ в рамках оказания коммунальных услуг?

Так как создание товарищества собственников жилья является необходимостью выбора варианта управления общим имуществом и территориями в многоквартирном доме, то встает вопрос: какие права в отношении коммунальных услуг есть у такой управляющей организации? Такой вопрос является очень острым, так как последние изменения в жилищном законодательстве, произошедшие после ноябрьских инициатив 2017 года Президента Российской Федерации, сделали своей целью изменение действующей системы взаиморасчетов между потребителями ресурсов и коммунальных услуг и их поставщиками в лице ресурсоснабжающих организаций.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

В настоящее время товарищество собственников жилья в лице его уполномоченных сотрудников имеет право:

  • проверять внутриквартирные приборы учета (но только в том случае, если речь идет о тех домах, где установлены и общедомовые приборы учета, а такие проверки имеют своей целью выявить должников или лиц, потребляющих те или иные ресурсы незаконно);
  • собирать взносы на капитальный ремонт дома (если такое право было предоставлено созданному товариществу в рамках решения о его создании и утверждении перечня действий, которые данная управляющая организация может осуществлять);
  • в случае выявления должников по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт выступать истцами в суде, если речь идет о наличии задолженности минимум за двенадцать месяцев (до формирования задолженности на такой срок конфликтная ситуация должна разрешаться путем досудебного урегулирования);
  • если право на сбор средств на капитальный ремонт дома передано путем вынесения соответствующего решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме товариществу собственников, ТСЖ имеет право начислять пени за неуплату взносов на капитальный ремонт, если возникнет задолженность у кого-то из собственников в размере, рассчитанном в соответствии со специальными формулами.

Однако каждое из перечисленных действий, кроме проверки приборов учета, установленных внутри квартир, должно осуществляться в строгом соответствии с вынесенными решениями собрания собственников помещений в доме, находящемся под управлением ТСЖ.

Как происходит оплата коммунальных услуг?

Оплата коммунальных услуг в рамках товарищества собственников жилья может осуществляться несколькими способами, конкретный вариант выбора которых осуществляется на общем собрании собственников помещений в доме, находящемся под управлением такого юридического лица.

В качестве вариантов для оплаты следует рассматривать:

  • безналичную оплату полученных услуг на основании договора с товариществом путем перечисления денежных средств на специальные счета, с которых в последующем осуществляется перевод денежных средств ресурсоснабжающим организациям;
  • оплату услуг с помощью внесения необходимой оплаты путем использования наличных платежей в кассу товарищества;
  • непосредственное перечисление денежных средств на счета ресурсоснабжающих организаций на основании заключения прямого договора между потребителем тех или иных коммунальных услуг и их поставщиками.

В случае если перечисление денежных средств за потребленные ресурсы и коммунальные услуги осуществляется ресурсоснабжающей организации через товарищество собственников жилья, на товарищество как на представителя собственников помещений налагается обязанность своевременно и качественно проводить все платежи, а в случае наличия задолженностей со стороны потребителей – проводить работу, направленную на погашение таких задолженностей.

В случае если выбор собственников помещений в многоквартирном доме пал на ТСЖ как на посредника в перечислении денежных средств ресурсоснабжающим организациям, в товариществе должны быть заведены специальные счета, с которых денежные средства будут переводиться конкретному поставщику коммунальных услуг и ресурсов.

При этом в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства товарищество собственников жилья не имеет права перераспределять полученные средства (например, средства, которые были внесены за вывоз мусора жильцами дома не могут быть переданы поставщикам электроэнергии даже в том случае, если по статье платежей за электроэнергию накопилась существенная задолженность).

Если выбор пал на самостоятельное заключение договоров собственниками помещений с ресурсоснабжающими организациями, то для такого варианта предусмотрена специальная процедура.

Прямые договоры «в обход ТСЖ»

Заключение прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные услуги, может быть осуществлено в доме, находящемся под управлением ТСЖ только в двух случаях:

  • если собственник помещения не является участником ТСЖ по своему желанию или был вынужден выйти из него по каким-либо причинам;
  • если на общем внеочередном собрании собственников помещений было принято решение воспользоваться способом взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями без участия посредника в виде товарищества собственников жилья.

Если в отношении первого варианта все достаточно просто по механизму (образовавшееся ТСЖ подает документы в каждую ресурсоснабжающую организацию о том, кто входит в состав товарищества, и в отношении кого оно будет выступать посредником, а кто из собственников помещений не вошел в состав товарищества, с кем такие организации должны заключить прямые договоры), то в отношении реализации решения собрания собственников все несколько сложнее.

Если не менее пятидесяти процентов плюс один голос из числа собственников помещений высказалось за то, чтобы заключить прямой договор, ТСЖ из числа посредников исключается.

Источник: https://pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/tszh/oplata-kommunalnyh-uslug.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector