Жкх как сфера муниципального управления

Жилищно-коммунальное хозяйство выступает в качестве важнейшей отрасли экономики, представляющей собой многоотраслевую структуру, объединенную социально-экономическими отношениями, направленными на жизнеобеспечение населения и удовлетворение потребностей производственных и обслуживающих структур.

Определение 1

Жилищно-коммунальное хозяйство – экономическая отраслевая совокупность, обеспечивающая работу инженерной инфраструктуры всех зданий в различного рода поселениях.

Историческое развитие России позволяет отметить, что для сферы жилищно-коммунального хозяйства крайне высоко значение муниципального управления. Изначально система жилищно-коммунального хозяйства выстраивалась согласно самостоятельным решениям муниципальных властей.

Результатом такой ситуации стало выявление сложностей, которые не позволяли выстроить эффективную систему управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, действующими на основе устаревшей инфраструктуры и использовавшими основные фонды с высоким уровнем изношенности как физической, так и моральной.

ЖКХ как сфера муниципального управления

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Жилищно-коммунальное хозяйство страны характеризовалось такими статистическими показателями как 60-процентная непригодность к использованию изношенного основного фонда, обуславливающая потери:

  • объемов воды в пределах 30 процентов,
  • отопительной тепловой энергии – в объеме 15 процентов,
  • водоснабженческой тепловой энергии – в объеме 10 процентов.

Российские организации жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с аналогичными организациями развитых стран демонстрируют расход энергетических ресурсов на 25-30 процентов выше.

Кроме того, недостатком современной системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством является отсутствие эффективного механизма взаимодействия муниципальных властей с населением относительно проблем, возникающих в жилищно-коммунальном хозяйстве. В свою очередь, российские граждане не в полной мере понимают содержание своих прав и обязанностей в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Результатом сложившейся ситуации являются многократно повторяющиеся на протяжении длительного времени конфликтные ситуации. В сфере жилищно-коммунального хозяйства не осуществляется или крайне локализована деятельность, направленная на ускорение тех факторов, которые препятствуют развитию партнерских отношений предприятий данной сферы с населением.

Возникающие проблемы жилищно-коммунального хозяйства с водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением, утечкой и взрывами газа, низким качеством работы аварийных служб широко освещаются средствами массовой информации. Оправдываясь, муниципальные власти приводят в защиту своей позиции такие аргументы как:

  • во-первых, постоянное недополучение финансирования;
  • во-вторых, высокий уровень ветхости материальной базы;
  • в-третьих, изношенность коммуникаций и обслуживающей техники;
  • в-четвертых, низкий уровень оплаты труда в сфере жилищно-коммунального хозяйства и другое.

Замечание 1

Дополнительным отрицательным моментом указанных проблем является формирование «теневого» сектора жилищно-коммунальной сферы хозяйствования и возникновению коррупции в ней.

Современное состояние системы жилищно-коммунального хозяйства можно охарактеризовать как кризисное (в крупных населенных пунктах ситуация в этой сфере зачастую лучше, чем в небольших поселениях, поэтому в среднем наблюдается большое количество проблем). Возникающие проблемы требует принятия ответственных решений муниципальными властями.

Особенности муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством

Определение 2

Под муниципальным управлением жилищно-коммунальным хозяйством понимается проведение комплексной работы, осуществляемой по множеству направлений обеспечения жизнедеятельности граждан и юридических лиц.

Эффективность и качественность этой работы оказывают прямое влияние на комфортность проживания потребителей услуг данного отраслевого комплекса. Муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством является одним из важнейших направлений системы муниципального управления в целом.

Замечание 2

Цель муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством состоит в формировании и реализации единой политики оказания жилищно-коммунальных услуг, создающей безопасные и комфортные условия проживания и пользования этими услугами.

В состав задач, стоящих перед муниципальным управлением жилищно-коммунальным хозяйством, входят:

  • осуществление работ по эффективной организации снабжения населения теплом, электроэнергией, газом, водой, отоплением, водоотведением;
  • осуществление работ по эффективной организации содержания жилищного фонда, принадлежащего муниципальному образованию;
  • формирования условий эффективного управления многоквартирными домами;
  • осуществление мер, направленных на обеспечение развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.

На сегодняшний день специалисты отмечают недостаточную мотивацию участников жилищно-коммунальной сферы на решение существующих проблем, обусловленную невозможностью выстраивания полноценно договорных отношений с населением. Также к числу отрицательно влияющих на жилищно-коммунальное хозяйство причин относят низкий уровень доходов населения, непрозрачность бюджетной политики, применение административных способов хозяйствования и так далее.

Перспективным направлением развития муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством может считаться минимизация муниципального вмешательства в систему этого хозяйства, позволяющая его участникам принимать собственные решения. Однако такой подход поставит под угрозу социально незащищенные слои населения, которые будут не способны приобретать услуги жилищно-коммунальным хозяйством по рыночным ценам.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnoe_upravlenie_v_zhkh/

Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

Алмаева Л. Х., Есиева И. В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 56-57. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/ (дата обращения: 09.07.2019).



Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей экономики и представляет собой многоотраслевое хозяйство с совокупностью социально-экономических отношений по жизнеобеспечению населения и реализации потребностей производственных отраслей и сферы услуг [1, с. 201].

Под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, которые обеспечивают работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов [3, с. 16].

На протяжении истории главную роль управления системой ЖКХ играло государства в лице местных муниципалитетов. Муниципальные власти начали самостоятельно выстраивать систему управления предприятиями ЖКХ, что привело к следующей ситуации.

Определились сложности в построении эффективной системы управления ввиду устаревших систем инфраструктуры ввиду высокой степени износа основных фондов ЖКХ. По 60 % основных фондов отслужен полезный срок службы, ввиду этого установлены объемы потери воды в размере 27 %, тепловой энергии на отопление — почти 15 %, в сетях горячего водоснабжения — 10 %.

Расход энергетических ресурсов организациями ЖКХ в России в среднем на 25–30 % выше, чем европейскими предприятиями.

В современной России органы муниципальной власти еще не смогли сформировать механизмы эффективного взаимодействия с населением по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, а население не до конца осознает свои права и обязанности в системе ЖКХ. Из-за этого многие конфликты повторяются из года в год на протяжении долгих лет. Работа по устранению факторов, мешающих развитию партнерских отношений в сфере ЖКХ, либо не ведется, либо носит локальный и временный характер [1, с. 202].

В последнее время средства массовой информации оповещают общество о существенных недостатках в работе ЖКХ: отсутствии в домах тепла, электроэнергии, чистой воды, случаях утечки и взрывов газа, плохой работе аварийных служб и др.

В свою очередь, администрации городов и поселений, частные управляющие компании ссылаются в качестве оправдания на хроническое недофинансирование, ветхость материальной базы, коммуникаций, изношенность обслуживающей техники, низкую оплату труда работников ЖКХ и т. д.

И, что самое неприятное, наличие этих проблем способствует развитию «теневого» сектора экономики и коррупции [4, с. 25].

На данный момент сфера ЖКХ в России определяется кризисным состоянием, существует актуальность решения проблем по реформированию и модернизации данной отрасли на муниципальном уровне.

В данном случае важными являются цели как сугубо хозяйственные, так и социальные ввиду многочисленных конфликтных ситуаций между предприятиями коммунальной сферы, управляющими компаниями и потребителями услуг.

Основными вопросами являются: высокая стоимость коммунальных услуг, их низкое качество, отсутствие обратной связи с управляющими компаниями, а также высокая задолженность населения перед предприятиями ЖКХ.

В результате продолжительного времени данные недостатки системы находятся в центре общественного внимания, их устранение является приоритетными путями развития экономической и социальной политики страны.

Необходимо отметить, негативную ситуацию по развитию данной сферы на муниципальном уровне ввиду сложности контроля преобразований.

Несмотря на принимаемые усилия, результаты весьма скромны, а ситуация в ЖКХ в целом ухудшается [2, с. 38].

Поэтому сфера ЖКХ на муниципальном уровне нуждается в обязательном реформировании.

Вопросам преобразования сферы ЖКХ уделяется большое внимание, итоги работы в данной отрасли должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, и на федеральном уровне исполнительной власти с учетом как точечных решений, так и долгосрочных системных решений, которые были бы нацелены на получение людьми качественных коммунальных услуг по приемлемым и понятным ценам.

Отсюда можно сделать вывод, что сфера ЖКХ нуждается в новом, инновационном подходе к решению поставленных задач. К сожалению, на региональном и муниципальном уровне в данной части федеральное законодательство чаще всего не применяется.

Решением проблемы формирования эффективного механизма экономического взаимодействия субъектов ЖКХ предоставляется консолидация усилий всех компонентов данной сферы: малого бизнеса, управляющих компаний, муниципальных органов власти.

Формирование самостоятельности кластерного взаимодействия государственных учреждений и предприятий частного сектора в сфере ЖКХ муниципальных образований обеспечит создание эффективной экономической платформы для развития бизнес-структур, обладающих возможностью внедрения наукоемких технологий в этой сфере народного хозяйства.

Кластерный подход в данной сфере позволит увеличить инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, входящих в жилищно-коммунальную сферу; повысить инвестиционный рейтинг отдельных предприятий частного сектора, входящих в подобное объединение; будет способствовать дополнительной занятости в малых и средних предприятиях кластера трудоспособного населения городов; увеличит добавленную стоимость создаваемой в данном бизнесе продукции [4, с. 26].

Таким образом, выход из проблемы инновационного управления инфраструктурами ЖКХ на муниципальном уровне остается открытым, так как в решение проблемы, например, с помощью частных инвестиций задействованы четыре стороны — это государство, муниципалитет, инвестор и граждане-потребители. Чтобы система начала действовать в полную силу нужно достичь некоего компромисса, при котором в первую очередь будут соблюдены социальные права и интересы граждан, во вторую очередь интересы инвестора, однако вопрос о существовании такого компромисса пока остается открытым.

Литература:

  1. Козырев М. С. Особенности жилищно-коммунального хозяйства как объекта муниципального управления / М. С. Козырев, Т. С. Мелентьева // Материалы Ивановских чтений. — 2017. — № 1–2 (11). — С. 200–206.
  2. Колычева Ж. Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж. Я. Колычева, Н. С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2018. — № 2 (93). — С. 37–41.
  3. Романова А. Формирование доступной среды жилищного фонда / А. Романова, Д. Буркеев. — М.: Инфра-М, 2015. — 158 с.
  4. Савельев И. А. К вопросу об институциализации управления в сфере ЖКХ / И. А. Савельев // Современное общество и власть. — 2017. — № 1 (11). — С. 25–27.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный уровень, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство, предприятие ЖКХ, Россия, система ЖКХ.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек

Жилищнокоммунальное хозяйство представляет собой совокупность хозяйств, предприятий

На рынке жилищнокоммунальных услуг низкий уровень конкуренции…

Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

муниципальный уровень, сфера ЖКХ, жилищнокоммунальное хозяйство, предприятие ЖКХ, Россия, система ЖКХ.

Жилищнокоммунальное хозяйство в России. Авторы: Абдуллина Адель Рустемовна, Владимиров Игорь Александрович.

Жилищнокоммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей

— подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

Современные проблемы жилищнокоммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

  • жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ), обслуживающая организация ЖКХ, услуги ЖКХ
  • Жилищнокоммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) — самая важная сфера нынешней социально-экономической
  • Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.
Читайте также:  Что делать если нет денег на оплату жкх

жилищнокоммунальное хозяйство, жилищная политика, реформа ЖКХ.

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек взаимодействует ежедневно.

Жилищнокоммунальное хозяйство является одной из наиболее социально значимых систем экономики страны. Будучи достаточно сложной, неравномерно развитой системой, ЖКХ представляет собой достаточно сложный для управления объект.

жилищнокоммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из важнейших отраслей

Сфера жилищнокоммунального хозяйства является той отраслью, с которой человек…

Качество услуг жилищнокоммунального хозяйства России.

Жилищнокоммунальное хозяйство (ЖКХ) является важной областью социальной и экономической структур общества.

Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14031/

65) Муниципальные управления жкх,понятия,основные направления реформирования жкх

Жилищно-коммунальное
хозяйство представляет собой важную
сферу жизнедеятельности человеческого
общества. Без его эффективного
функционирования невозможно обеспечение
нормальных условий существования.

Система ЖКХ должна работать слаженно,
постоянно и с учетом требований населения,
оплачивающего соответствующие услуги.

Актуальность темы курсовой работы
заключается в том, на сегодняшний день
жилищно-коммунальное хозяйство все еще
остается сферой, которую мало затронули
рыночные преобразования.

Финансирование
текущих расходов коммунальных предприятий
более чем на 45% осуществляется за счет
бюджетных дотаций, производство
коммунальных услуг полностью сосредоточено
в локальных монополиях, отсутствует
конкуренция и стимулы к сокращению
затрат и потерь, не часто удается привлечь
в отрасль частный бизнес и частные
инвестиции.

Управление
жилищно-коммунальным хозяйством сегодня
невозможно без эффективной работы
Дирекции единого заказчика по управлению
жилищным фондом и прилегающими
территориями.

Время диктует Дирекциям
единого заказчика необходимость перехода
от формального исполнения заявок жителей
к освоению функций управляющей компании,
когда жизнедеятельность предприятия
находится в прямой зависимости от
качества и своевременного предоставления
жителям жилищно-коммунальных услуг, а
также улучшения технического состояния
жилья.

За рубежом такая компания
действительно управляет жилищным
фондом, руководствуясь соображениями
максимальной выгоды для собственника,
выступает его полномочным представителем.
А российские компании пока ограничены
рамками, в которых действовали их
предшественники.

Необходимость
кардинальных преобразований
жилищно-коммунального хозяйства, где
переплелись важнейшие социально-экономические
связи общества, стала очевидной еще в
начале 90 -х годов.

Поскольку отрасль
включает в себя предприятия, деятельность
которых напрямую связана с удовлетворением
потребностей населения в жилье и
коммунальных услугах, то она сама
оказывает огромное влияние на экономическую
ситуацию в стране и, прежде всего, на
формирование бюджетов муниципальных
образований.

  • Из-за хронического
    и постоянно уменьшающегося финансирования
    отрасли становится невозможным
    предоставление населению качественных
    услуг, что в конечном итоге приводит к
    ежегодно уменьшающимся объемам ремонта
    жилья и инженерных коммуникаций.
  • Многочисленные
    проблемы отрасли, наряду с остаточным
    принципом ее финансирования, жесткие
    ограничения нового строительства,
    наряду с требованиями повышения качества
    предоставляемых услуг, привели к ее
    деградации и стагнации.
  • В сложившейся
    непростой ситуации центр тяжести
    экономических преобразований переносится
    на реформирование жилищно-коммунальной
    отрасли, в том числе реструктуризацию
    жилищного строительства и жилищного
    фонда по формам собственности,
    источниЖилищно-коммунальное хозяйство
    – это комплекс подотраслей, обеспечивающий
    функционирование инженерной инфраструктуры
    различных зданий населенных пунктов,
    создающий удобства и комфортность
    проживания и нахождения в них граждан
    путем предоставления им широкого спектра
    жилищно-коммунальных услуг.
  • ЖКХ подразумевает
    многое, в частности:

Водопровод —
прокладка и ремонт водопроводных труб,
водозабор очистка и доставка воды в
многоквартмирные дома и на промышленные
объекты, в т.ч. для последующего подогрева
для нужд горячего водоснабжения и
отопления. Канализация — отведение
сточных вод.

Теплоснабжение —
обеспечение поставки жителям горячей
воды и тепла, обеспечение работы котельных
и ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать
топливно-энергетический кризис.

Капитальный ремонт
зданий, текущий ремонт внутренних
общедомовых инженерных коммуникаций
и систем (здания).

Сбор, вывоз и
утилизация мусора и другое.

кам финансирования
и т.д.

Анализ хода
реформирования ЖКХ

Вопрос реформирования
жилищно-коммунального хозяйства в
стране является важнейшим вопросом
социальной и экономической политики в
настоящее время.

Реформа должна улучшить
состояние жилищного фонда, качество
обслуживания населения, защитить его
законные права и интересы, повысить
эффективность отрасли в целом и обеспечить
переход от бюджетного дотирования к
оплате в полном объеме услуг ЖКУ
потребителями, в том числе и населением.

В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации
от 2.04.97 г. № 425 «О реформе
жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации» была разработана
и утверждена в 1997 г. «Программа
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства в Калининградской области».

  1. Основными задачами
    Программы реформирования были:
  2. совершенствование
    системы управления жилищно-коммунальным
    хозяйством региона;
  3. развитие конкурентной
    среды в сфере предоставления коммунальных
    услуг, переход на систему договорных
    отношений;
  4. совершенствование
    системы оплаты жилищно-коммунальных
    услуг и социальной защиты, упорядочение
    системы льгот.

Ключевой проблемой
этого при организации управления
жилищно-коммунальной собственностью
является совершенствования договорных
отношений и финансового механизма в
частности: сбор коммунальных платежей,
предоставление субсидий и льгот.

В
настоящее время службы субсидий создаются
отдельно, но своей работе используют
единую базу данных по жилищному фонду,
квартиросъемщикам, льготам, т.е.
практически все те данные, которые
используются для расчета стоимости
жилья и коммунальных услуг.

Разработка
и внедрение единой системы сбора
жилищно-коммунальных платежей населения
и предоставления субсидий позволит
снизить издержки бюджета на существование
двух служб и автоматизировать процесс,
что, в свою очередь, оптимизирует сам
процесс сбора по времени и объемам.

Нормативно-правовые
документы, регламентирующие разграничение
функций собственника, управления,
обслуживания в сфере ЖКХ на муниципальном
уровне, в соответствии с концепцией
реформы ЖКХ в Российской Федерации, в
настоящее время в полном объеме не
приняты ни в одном муниципальном
образовании.

В некоторых
муниципальных образованиях формально
функции службы Заказчика возложены на
жилищно-эксплуатационные или
многоотраслевые предприятия
жилищно-коммунального хозяйства, что
приводит к совмещению ими функций
заказчика и подрядчика по выполняемой
ими производственной деятельности, и
тем самим нарушается суть реформирования
ЖКХ.

Вместе с тем следует отметить, что
уже созданные службы Заказчика далеко
не всегда эффективно решают стоящие
перед ними задачи.

В большинстве это
объясняется отсутствием необходимой
квалификации и опыта работы у сотрудников,
отсутствием информации по нормативно-правовой
базе, а иногда — не совсем верным подходом
при выборе форм и методов организации
их деятельности.

В других муниципальных
образованиях функции собственника и
заказчика выполняют структурные
подразделения органа местного
самоуправления. Это нарушает принцип
рыночных отношений—разделения этих
функций, так как нет возможности перейти
к договорным отношениям в ЖКХ, а
следовательно создания условий для
конкуренции и инвестиций.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1839217/page:8/

Дипломная работа Совершенствование системы управления ЖКХ

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством………………………………………………………..………………6 1.1. Сущность и структура ЖКХ……………………………..…………..6 1.2. Нормативно-правовое регулирование ЖКХ…………………….…14 1.3. Анализ государственных и муниципальных программ в жилищной сфере…………………………………………………………………..…..20 Глава 2.

Анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района…………………………………………..26 2.1. Характеристика ЖКХ Павловского муниципального района…..26 2.2. Анализ системы управления и технологического обеспечения деятельности отдела ЖКХ Павловского муниципального района…….30 2.3. Проблемы ЖКХ района и пути их решения……………………..…37 Глава 3.

Разработка социально-экономического проекта по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района………………………….46 3.1. Описание социально-экономического проекта…………………….46 3.2. Реализация и оценка эффективности социально-экономического проекта…………………………………………………………………….

53 Заключение………………………………………………………………………66 Список использованной литературы……………………………………………71

Приложения…………………………………………………………………..….77

Введение

Актуальность исследования совершенствования системы управления ЖКХ обоснована тем, что продолжающаяся в РФ реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений экономической политики и социально значимой проблемой для всего населения страны. Кроме того, сфера услуг ЖКХ является быстро развивающимся сектором современной российской экономики.

Этому в последние годы способствовало сокращение государственного финансирования и увеличение доли платных услуг населению, а также усиление конкуренции между предприятиями сферы услуг. Усиление законотворческой деятельности правительства РФ в данной сфере также свидетельствует об актуальности реформирования ЖКХ в современной России.

Особую актуальность эта проблема получает в условиях активного реформирования ЖКХ на муниципальном уровне. Это обосновано тем, что перспективы бюджетных возможностей большинства муниципалитетов в РФ при решении задач социально-экономического развития, включая систему ЖКХ, весьма ограниченны.

В результате имеет место углубление негативных тенденций, связанных с повышением уровня износа оборудования, ростом потерь из-за непроизводительного их использования, с отсутствием экономических стимулов снижения издержек, с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Поэтому одной из наиболее актуальных проблем современного этапа реформирования экономики в муниципальных образованиях состоит в радикальном изменении механизмов управления развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства как системы, обеспечивающей жизнедеятельность населения

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая основа поставленной проблемы базируется на результатах исследований отечественных ученых и специалистов в области теории и практики управления жилищно-коммунальным комплексом.

Существенный вклад в исследование вопросов развития жилищно-коммунального хозяйства, а также формирования эффективной инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере ЖКХ внесли работы: A.A. Аболина, С.А. Аристова, M.IIL Белоножко, P.C. Белоусова, B.C. Боголюбова, М.Д. Великанова, Г.Ю. Ветрова, JI.A.

Косолапова, А.Н. Масловой, Д.Ю. Мельцова, В.В. Старовойтова, JI.H. Чернышева и др.

  • В целом, в сфере изучения необходимости и содержания жилищно-коммунальной сферы муниципального образования можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности.
  • Вместе с тем, большинство отечественных авторов отмечают целый ряд проблем, требующих эффективного реформирования системы управления жилищно-коммунальным комплексом.
  • Актуальность темы и уровень ее разработанности определили цель, задачи, объект и предмет исследования, проведенного в курсовой работе.
  • Объектом исследования является Павловский муниципальный район Нижегородской области.
  • Предмет исследования – жилищно-коммунальная сфера Павловского муниципального района Нижегородской области.
  • Цель выпускной квалификационной работы состоит в оценке текущего состояния, проблем и перспектив развития жилищно-коммунальной сферы муниципального образования, на примере Павловского муниципального района Нижегородской области.
  • Задачи, решаемые в работе:
  • изучить теоретические основы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
  • провести анализ системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района;
  • разработать социально-экономический проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района.

В процессе исследования применялись, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы оценки эффективности муниципального управления, анализа эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетного анализа, статистического анализа и др.

Информационной базой проведенного исследования выступают: законодательные акты РФ, официальные материалы федеральных и региональных органов Росстата, программы развития жилищно-коммунального комплекса Нижегородской области, нормативно-правовые акты, а также аналитические и статистические материалы Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области и др.

Практическая значимость исследования, проведенного в работе, состоит в выводах и предложениях, сделанных по результатам анализа эффективности реформирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района.

По результатам проведенного исследования разработан социально-экономический проект по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством Павловского муниципального района.

Проведенные расчеты показали высокий уровень социально-экономической эффективности разработанного проекта.

Выпускная квалификационная работа на тему: «Совершенствование системы управления ЖКХ (на примере Павловского муниципального района Нижегородской области)» состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читайте также:  Как работать с сайтом гис жкх

Список литературы

Источник: http://kursach37.com/work/sovershenstvovanie-sistemy-upravleniya-zhkh/

Научная статья на тему “Пути повышения эффективности муниципального управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере города Бор)”

Ключевые слова: управление, муниципалитет, хозяйство, администрация, система.

Жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования выступает на сегодняшний день в качестве основного элемента национальной и региональной экономики, одновременно представляя собой самостоятельное, автономное экономическое пространство, которое предполагает взаимодействие между государственным, муниципальным, предпринимательским, некоммерческим секторами и населением.

Управление жилищно-коммунальным хозяйством, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится в основном к компетенции поселений.

Cтатус предприятий общественного пользования, занятых в этой сфере обязывает администрации муниципальных образований формировать стабильные условия для эффективного функционирования и развития систем коммунального обслуживания [1].

А само жилищно-коммунальное хозяйство становится мощным фактором, определяющим современное состояние муниципальной экономики.

Уровень обеспеченности населения услугами ЖКХ в каждом конкретном муниципальном образовании является на сегодняшний день одним из важнейших показателей качества жизни на территории муниципального образования и зависит от состояния отрасли, эффективности использования средств, сложившейся системы управления. Перечисленные характеристики взаимосвязаны и взаимозависимы. Но определяющей среди них является состояние управления системой жилищнокоммунального хозяйства.

В последние годы в связи с преобразованиями, проводимыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства, значительно возрос интерес к исследованию различных аспектов осуществляемых мероприятий со стороны социологов, экономистов, политологов, юристов, представителей инженерно-технологических отраслей научных знаний, занимающихся исследованием проблем функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Острота проблемы преобразований в системе управления жилищнокоммунальным хозяйством определяется тем, что эта проблема оказалась в центре пересечения процессов, отражающих экономическую, социальную и финансовую политику государства, а так же процессов формирования государственного устройства. Отсюда и вытекает столь разносторонняя заинтересованность проблемами жилищно-коммунального хозяйства.

Анализ источников по теме исследования показал, что, несмотря на наличие достаточного количества разнообразных публикаций по проблемам, связанным с состоянием жилищно-коммунального хозяйства на государственном и региональном уровнях, в литературе не получили достаточного освещения различные аспекты функционирования отрасли в условиях муниципального образования. Вместе с тем, успешность жилищно-коммунальной реформы во многом будет определяться именно участием органов управления и населения в управлении жилищно-коммунальным хозяйством.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это комплекс отраслей, не производящий материальные блага, а производящий и поставляющий такие услуги, без которой жилой фонд муниципального образования не может функционировать [6].

Как и все отрасли социальной инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство имеет две стороны функционирования. Первая состоит в том, что оно обладает всеми отраслевыми атрибутами и экономическими механизмами хозяйствования. Вторая сторона функционирования жилищно-коммунального хозяйства – поддержание нормального жизнеобеспечения населения.

Этот аспект деятельности более существенен, так как часть жилищно-коммунальной системы (водоснабжение, очистные сооружения и др.) – это стратегические объекты в системе национальной безопасности.

Вопросы их бесперебойной и безопасной работы – часть властных полномочий, надлежащего исполнения которых граждане вправе не только ожидать, но и требовать.

Эффективность жилищно-коммунального хозяйства во многом зависит от степени его управления местными органами власти. И, наоборот, от степени развития муниципальных органов власти зависит ход преобразований в рассматриваемой сфере, их результативность.

  • Исходя из этого, в первом разделе дипломного проекта будут рассмотрены основные понятия исследования, структура жилищно-коммунального комплекса, а также основные элементы системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании.
  • Говоря о структуре жилищно-коммунального комплекса, необходимо отметить, что он включает в себя ряд подотраслей, таких как жилищное хозяйство, инженерное обеспечение, общегородское коммунальное хозяйство .
  • Жилищное хозяйство – это жилые и нежилые помещения общественного, социального и иного назначения, с сетью предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию и ремонтно-строительные функции [5].

Жилищный фонд муниципального образования представляет собой совокупность жилых помещений независимо от форм собственности. Это и жилые (одно – либо многоквартирные), специализированные (т. е. общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты, приюты и т. д.), иные, пригодные для проживания помещения.

Организация и функционирование жилого фонда должны основываться на условиях общей комфортности, соблюдения санитарных, противопожарных и иных норм общественного проживания.

Инженерное обеспечение поселений или, другими словами, инженерное хозяйство, включает в себя предприятия и организации, осуществляющие ресурсообеспечение поселения, а так же организацию, эксплуатацию, обслуживание, ремонт и строительство инженерных сетей.

Бесперебойная подача в жилые и общественные здания энергоресурсов требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Главными требованиями для организации этой сферы жилищно-коммунального хозяйства являются соблюдение санитарных норм по качеству, температурным режимам, бесперебойности, безаварийности, безопасности и надежности.

Совокупная оценка деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг, уровня стабилизации, либо дестабилизации жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования строится на основе изучения ряда потенциалов: научно-технического, производственного, уровня и качества жизни населения, финансовой устойчивости и т.д. Перечисленные типы потенциалов являются ведущими для народного хозяйства .

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в подавляющем большинстве муниципальных образований России стало проблемой государственного значения и обозначило необходимость начала реформы данной отрасли. Основными причинами кризиса являются [4]:

  • многолетнее недофинансирование;
  • тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли;
  • отсутствие у поставщиков жилищно-коммунальных услуг экономических стимулов снижения затрат, а у получателей – возможности влиять на их количество и качество;
  • неэффективная система централизованного управления;
  • неразвитость конкурентной среды;
  • большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов.

Администрация городского округа город Бор организует управление эксплуатацией жилищного фонда и обеспечивает привлечение необходимых ресурсов, формирует службу заказчика. В структурах практически всех муниципальных администраций есть подразделения, отвечающие за вопросы ЖКХ, определяющие стратегические направления развития отрасли, регулирующие централизованные финансовые потоки.

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления г. Бор по управлению жилищно–коммунальной сферой [2]:

  • формирование отраслевых подразделений ЖКХ, ориентированных на работу со специализированными предприятиями, занимающими монопольное положение на рынке предоставляемых услуг (так называемые локальные монополисты – ресурсоснабжающие предприятия);
  • способствование созданию и свободному функционированию в рассматриваемой сфере группы частных предприятий;
  • создание служб единого заказчика, берущих на себя функции совокупного потребителя услуг;
  • создание благоприятных условий для формирования органов территориального самоуправления, конструктивное взаимодействие с ними;
  • разработка муниципальной политики в сфере оказания целевой социальной поддержки населения.

Очевидно, что управление в системе жилищно–коммунального хозяйства г. Бор выступают и в качестве организующего звена, и в качестве посредника между производителями, поставщиками и потребителями услуг, и в качестве властной структуры, наделенной полномочиями по реализации социальной поддержки населения в период проведения реформирования отрасли.

Функции органов власти г. Бор в системе управления жилищнокоммунальным хозяйством можно структурировать в два основных блока [2]:

  • управление жилищным фондом;
  • регулирование деятельности ресурсоснабжающих предприятий муниципального образования.

Основной целью деятельности по управлению жилищным фондом г. Бор, является создание конкурентной среды в жилищной сфере, для чего необходимо осуществить разделение функций и формирование договорных отношений между собственниками жилья, управляющими компаниями и подрядными организациями.

Здесь, частные собственники – это физические или юридические лица, имеющие в собственности жилое (либо другого назначения) помещение, а собственники муниципального жилья – специализированные структуры или подразделения органов местного самоуправления.

Управляющие организации могут иметь любую форму собственности, должны определяться на конкурсной основе и функционировать на основе договора с уполномоченным подразделением органа местного самоуправления.

Основным требованием при выборе управляющей компании и критерием дальнейшей деятельности должна быть ориентированность на эффективное, экономически обоснованное обслуживание жилищного фонда с целью удовлетворения нужд нанимателей и собственников жилья [3].

В настоящее время в городе предпринимается попытка создания эффективной структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством.

По нашему мнению, эффективным шагом в этом направлении является создание в структуре администрации г.

Бор «Отдела по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг», который должен контролировать соблюдение прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

В данном случае речь идет не только об услугах, предоставляемых управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, а обо всем комплексе: это и подача горячей воды, и отопление, и вывоз ТБО, отлаженная работа лифтов.

Кроме того, стоимость услуг ЖКХ стабильно увеличивается. И в связи с этим, необходимо полностью исключить нецелевое использование денежных средств, оплаченных потребителем, чтобы каждый рубль работал в полном объеме и по назначению.

Базовыми задачами управления должны являться:

  • защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг на территории г. Бор, рассмотрение жалоб граждан, консультирование по вопросам предоставления ЖКУ;
  • сбор и систематизация информации, касающейся состояния муниципального жилищного фонда, анализ текущего состояния и разработка предложений по ремонту, реконструкции;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального жилищного фонда и придомовых территорий;
  • осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилых помещений муниципального жилищного фонда и его инженерного оборудования установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям законодательства;
  • участие в разработке и реализации жилищной политики с целью улучшения качества муниципального жилищного фонда города, перехода к режиму энергосбережения;
  • оказание консультативной и методической помощи гражданам, собственникам жилья, а также организациям и предприятиям, осуществляющим управление жилищным фондом, эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.

Наряду с мероприятиями по формированию организационной структуры системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в г. Бор, предлагается также активно применять программно–целевой метод, призванный улучшить условия проживания граждан, повысить эффективность эксплуатации и обслуживания жилищного фонда, а также улучшить общий уровень благоустройства города.

  1. Так же следует отметить, что к числу основных проблем, требующих повышенного внимания со стороны администрации города, можно отнести:
  2. низкую активность к самоорганизации и отсутствие мер по ее стимулированию, недостаток внимания руководителей управляющих организаций к проблемам в области коммунального обслуживания вверенных им территорий;
  3. недостаточно высокий уровень информированности граждан об основных направлениях деятельности городских властей в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства города;

отсутствие диагностических, информационных и технических услуг в сфере организации и проведения комплекса энергосберегающих мероприятий и т.д.

К сожалению в настоящее время, население г. Бор слабо информировано о своих правах, предоставляемых им новым жилищным законодательством. До сих пор собственники не чувствуют себя хозяевами, заказчиками услуг, бояться самостоятельно решать сложные задачи, не хотят связываться с бюрократическими проволочками.

По нашему мнению, основная цель деятельности органов администрации города Бор в этом направлении должна заключаться в осознании необходимости мероприятий по обучению населения в сфере управления своим жильем, и их внедрении.

Основными мероприятиями в данной части должно стать:

  • проведение разъяснительной работы по выбору способов управления жилым фондом;
  • оказание информационно-разъяснительной и организационной помощи по созданию и регистрации ТСЖ;
  • создание доступной муниципальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации жителей, входящих в органы управления ТСЖ и иных кооперативных форм (а также, бухгалтеров, юристов, аудиторов);
  • осуществление мониторинга предложений управляющих организаций на региональном рынке, организация и ведение их реестра;
  • проведение семинаров, встреч, конференций между специалистами администрации и инициативными группами граждан, желающих создать ТСЖ, с представителями уже созданных ТСЖ;
  • распространение через СМИ лучшего опыта деятельности ТСЖ, либо рекламная поддержка наиболее эффективного обслуживания управляющих компаний.
Читайте также:  Сосед не платит за коммунальные услуги что делать

Таким образом, данные мероприятия должны быть направлены на то, чтобы организуемая по установленным государством и органами городского управления правила осуществления хозяйственной деятельности в системе ЖКХ были понятны и приемлемы всем гражданам города.

Список использованных источников

Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/nauchnaja-statja-na-temu-puti-povyshenija-jeffektivnosti-municipalnogo-upravlenija-v-sfere-zhilishhno-kommunalnogo-hozjajstva-na-primere-goroda-bor/

Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

Тема 7 Муниципальное управление в сфере ЖКХ

1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг 1

2. Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ.. ………. 2

3.

Деятельность органов МСУ по обеспечению функционирования ТСЖ и управляющих компаний. ……. 6

4. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 16

Контрольные вопросы.. ……….. 19

  • 1. Экономическое содержание жилищных и коммунальных услуг
  • В настоящее время в России формирование рыночных отношений в ЖКХ не завершено в силу системных причин:
  • — дотационности этого сектора экономики,
  • — недостаточно развитой системы договорных отношений,
  • — неэффективной тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги и др.

Федеральные решения в отношении реформирования жилищно-коммунальной сферы носят для местных органов власти рекомендательный характер, что приводит к субъективизму на местах, монополии муниципалитетов в управлении, деформированию в формировании спроса и предложения в сфере жилищных и коммунальных услуг. Не получила пока достаточного распространения практика формирования прогрессивных форм управления многоквартирными домами.

Возникло множество проблем функционирования сферы ЖКУ, сложность решения которых заключается в том, что по ряду важных теоретических и методологических аспектов их развития отечественные исследования только начались, а зарубежный опыт с точки зрения возможности его применения в условиях российской специфики недостаточно изучен. В свою очередь, это требует глубокого анализа экономики ЖКХ регионов и муниципальных образований, основных закономерностей развития жилищных и коммунальных услуг.

Жилищная и коммунальная услуга как экономическая категория выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного и коллективного потребления.

Это полный цикл работ, обеспечивающий конечный результат — реализация услуги непосредственно потребителю, включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.

Следует отметить, что общераспространенное понятие «жилищно-коммунальная услуга» не соответствует современному содержанию.

Необходимо различать жилищную и коммунальную услуги, так как жилищная услуга – это осуществление непосредственно работ на объекте по технической эксплуатации жилищного фонда, а коммунальная – это доведение до потребителей материальных носителей с определенными качественными показателями (тепловая и электрическая энергия, вода, газ и т.д.), вырабатываемых другими производителями.

Таким образом, под жилищными и коммунальными услугами следует понимать услуги жилищно-коммунального назначения, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием муниципальными предприятиями и учреждениями или иными юридическими лицами по ценам (тарифам), установленным в порядке, определенном органами власти. А под предоставлением жилищных и коммунальных услуг – комплекс работ, выполняемых поставщиком при участии и контроле организатора (заказчика) по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также по доведению основных видов коммунального обслуживания до непосредственных потребителей.

Полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ

Проблемы жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) приобретают особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребности горожан и принять конкретные меры по решению вопросов местного значения в этой сфере.

Однако социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры.

В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это крупный по своим масштабам сектор народного хозяйства, включающий всю жилищную инфраструктуру с инженерными системами, газо- и водопроводящими сетями и системами энергоснабжения, обслуживающие организации. Жилищно-коммунальное хозяйство входит в состав муниципального хозяйства МО.

ЖКК состоит из четырех подотраслей:

1. Жилищное хозяйство, в т.ч. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций.

2. Ресурсоснабжение, в т.ч. теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение.

3.

Благоустройство и содержание жилищного фонда, в т.ч. дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов, ремонт.

4. Бытовое обслуживание, в т.ч. банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание.

  1. Согласно ФЗ-№131 полномочия органов МСУ в сфере ЖКХ составляют:
  2. 1. Поселения (сельского, городского): проблемы жизнеобеспечения населения (тепло; газ; электричество; вода и водоснабжение; топливо; содержание и строительство дорог, мостов в границах поселения; обеспечение жильем, содержание жилищного фонда; создание условий для жилищного строительства; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пожарная безопасность; общественное питание; торговля и бытовое обслуживание; сбор и вывоз бытовых отходов и мусора; благоустройство);
  3. 2. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района: проблемы жизнеобеспечения населения района (электро- и газоснабжение поселений; содержание и строительство дорог, мостов общего пользования; транспортные услуги между поселениями; участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка на территории района; мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды; утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов; общественное питание, торговля, бытовое обслуживание);

3.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа: проблемы жизнеобеспечения округа (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, топливо, дороги, мосты; строительство и содержание жилого фонда, жилищное строительство; транспортные услуги; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; охрана общественного порядка, муниципальная милиция; меры пожарной безопасности; охрана окружающей среды; обеспечение услугами общественного питания, торговли, бытового обслуживания; сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов; благоустройство территории).

Уровень обеспечения населения жилищными и коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.

Объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, тепле, электроэнергии и др. услугах согласно действующим нормативам и стандартам.

В настоящее время уровень содержания жилищного фонда в большинстве муниципальных образований не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий.

Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с нормативами и стандартами. Система теплоснабжения технологически устарела и не соответствует требованиям экологии.

Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства: дефицит бюджетных средств и административный механизм управления.

Одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК является совершенствование бюджетно-налогового законодательства, в которое необходимо внесение поправок с целью обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.

Ожидаемого эффекта реформы ЖКХ не принесут без изменения системы регулирования субъектов естественной монополии, продукция которых напрямую влияет на стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне, должно решить ряд задач: определение форм и методов регулирования; разграничение компетенции органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления; установления механизма взаимного делегирования полномочий.

Жилищный кодекс РФ является основным документом, регулирующим нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ.

Модернизация отношений между субъектами жилищно-коммунального комплекса, заложенная в Жилищном кодексе, принципиально отличается от административной реформы.

Ведь, кроме федеральных и региональных министерств и ведомств, поставщиков услуг, управляющих компаний, других специализированных предприятий ЖКХ, внесенные изменения напрямую касаются буквально каждого гражданина страны.

Появление новых операторов на рынке жилищных услуг и поставки коммунальных ресурсов в отсутствии апробированных и общепризнанных схем передачи отрасли в частные руки, а также вакуум в области правовой и методической поддержки для нового слоя многочисленных управленцев жилищным фондом привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли. Только после введения закона о коммерческой концессии (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г.) появились, наконец, единые правила игры для крупных инвесторов.

Жилищный кодекс инициировал процесс выбора собственниками жилья способа управления многоквартирным домом и определил для этого достаточно жесткие сроки. На фоне глубокого недоверия к старым формам управления повсеместно создаются новые управляющие организации.

Смена формы управления, замена поставщиков услуг – нормальные явления в рыночной экономике, но в отсутствии единых стандартов по управлению жилым фондом, формальных правил и процедур оказания услуг, с учетом недостаточной квалификации новых управленцев могут привести к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем.

Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом.

Для этого они должны нанимать управляющие компании, самостоятельные в принятии управленческих решений при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья.

При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования.

Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения.

Другой, не менее важной проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. При том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-5%.

Очевидно, что замена оборудования значительно увеличивает долю амортизации, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и соответственно – к росту тарифов для населения.

Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.

Перспективным направлением развития становится постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Одним из путей осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.

Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ.

Однако опыт функционирования частного бизнеса показывает, что средства вкладываются не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с текущим ремонтом.

Во многом это объясняется тем, что частные компании работают в основном на правах аренды, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям.

Роль органов местного самоуправления в реализации положений Жилищного кодекса с правовой точки зрения конкретно описана в соответствующих статьях указанного Кодекса, в основном в ст.ст. 14, 161, 165.

Выделяют следующие задачи органов МСУ по реформированию ЖКХ:

  1. совершенствование местной нормативной базы,
  2. установление экономически обоснованных тарифов,

3.

ограничение монополизма в системе ЖКХ,

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/26865.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector