Жкх как сферы исследования

  • АННОТАЦИЯ
  • Статья посвящена анализу состояния и ключевым проблемам жилищно-коммунального хозяйства, в статье анализируются данные опросов населения, выявляются причины, а также перспективы, с которыми  должно быть связано будущее развитие жилищно-коммунальной сферы.
  • Ключевые слова: сфера жилищно-коммунального хозяйства, услуги, обслуживание, реформы, состояние, проблемы, качество.
  • Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда была и остается одной из ключевых, имеющих значение для государства, общества, экономики, для конкретного человека любого социального статуса и достатка.

Всеобщей декларацией прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [1, ст. 25].

Государством признается право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи на непрерывное улучшение условий жизни [2, ст. 11].

В Конституции РФ закреплено право на жилище, возможность быть обеспеченным жилищем [1]. Жилищный кодекс РФ устанавливает требования, что жилище должно быть пригодным для постоянного проживания человека, отвечать санитарным условиям, правилам и нормам, другим требованиям закона [4, п. 2 ст. 15].

Таким образом, Конституция РФ сформировала основы для стабильного пользования жилищем гражданином, а Жилищный кодекс РФ — базовые требования и условия его пригодности для проживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации в  1991-2009 гг. прошло долгий путь реформирования.  Реформы касались оплаты за жилье и коммунальные услуги, создания механизма адресной социальной поддержки для граждан, совершенствования в системе жилищного управления, финансового оздоровления обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс организаций, развития конкуренции.

Но конечные цели этой реформы — достижение нормативного качества услуг ЖКХ, надежности работы инфраструктуры, целевые показатели энергоэффективности, затрат на производство и эксплуатацию жилищного фонда так и не были достигнуты. Жилищно-коммунальный комплекс так и оставался для государства зоной проблем и рисков.

В целом для россиян актуальность проблем в сфере ЖКХ только возрастала [8].

В этой связи в 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.10 г. № 102-р была принята к реализации Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

В стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что больше половины граждан не согласны со стоимостью коммунальных услуг, считают ее завышенной.

И это неудивительно, так как возмещаемые населением затраты по предоставлению услуг жилищно-коммунальной сферы планомерно увеличивался с 2000 г. с 53%, в 2010 г. достигли 90%, к 2016 г. этот показатель составил 94%.

Если в 2010 г. населением возмещалось затрат на сумму  1303,16 руб. в месяц, то к 2016 г. эта сумма составила 1840,63 руб., то есть увеличение произошло на 41,2%. Тем не менее, поддержка государствам граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг не прекращалась.

И хотя количество получателей государственной поддержки снизилось с 37,5 млн. чел. (в 2010 г.) до 36,0 млн. чел. (2016 г.), ее объем увеличился с 214, 5 млрд. руб. в 2010 г. до 290,8 млрд. руб. в 2016 г.

В общей численности 25% граждан в 2016 г. против 26% в 2010 г. имели возможность ею воспользоваться.

В 2016 году 3,38 семей получили от государства субсидии, к сведению, в 2010 г. было субсидировано расходов ЖКХ у 3,76 млн. семей. Средний размер субсидий за этот период увеличился с 896 руб. до 1372 руб. или на 53,1%.

То есть поддержка стала более избирательной, и более существенной для отдельной семьи. В определенной степени по этой причине за последние три-четыре года вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, ранее актуальные, ушли на второй план.

На первом месте оказалось качество.

Еще в 2013 году 52% россиян называли качество услуг ЖКХ «плохим», а положительно его оценивали только 31% [7].

По данным НП «ЖКХ Контроль» в 2015 – 2016 гг. на неудовлетворительное или плохое качество услуг жаловался почти каждый четвертый пользователь услугами. Плохое качество услуг ЖКХ в 2017 году оказалось на первом месте среди проблем ЖКХ (рис. 1) [11].

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 1. Изменение рейтинга по данным опросов в 2013 – 2017 гг.

Помимо качества услуг и проблем с начислением оплаты на третьем месте в рейтинге проблем ЖКХ — работа управдомов, ситуация здесь стабилизировалась после введения лицензирования управляющих компаний, недобросовестные компании покинули этот рынок (в 2016 году было отозвано еще 203 лицензии, в том числе и по решению суда). При этом количество обращений по поводу состояния многоквартирного дома выросло — четвертое место в рейтинге (почти 12%). Это может быть связано не только с работой управляющих организаций, но и с другими факторами, например, капитальным ремонтом. Вопросы о капремонте, при этом, заняли пятую позицию. Почему тема не потеряла свою остроту, и на эту проблемы жаловались 10,5% россиян наглядно продемонстрировано при помощи рисунка 2, отражающего количество помещений в квартирах жилых домов капитально отремонтированных за год.

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 2. Количество помещений в квартирах жилых домов капитально отремонтированных за год, тыс. м2 общей площади

Данные рис. 2 показывают, что фактические показатели по капитальному ремонту за исключением 2015 г. неуклонно снижаются.

Отчасти эта проблема определялась снижением контроля в результате ухода из этой сферы государства (рисунок 3), так как все больше помещений из года в год приватизировалось, частично коррумпированностью и масштабностью проблем ЖКХ, в том числе в части ветхого и аварийного жилья [6].

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 3. Процент приватизированных помещений в квартирах жилых домов по годам, тыс. м2 общей площади

Поэтому следующими в рейтинге волнующих население вопросов ЖКХ названы плохое благоустройство дворов, проблемы с установкой счетчиков, аварийное и ветхое жилье.

Тем не менее, важно отметить, что уровень благоустройства жилого фонда улучшился.

Удельный вес площади, оборудованный водопроводом, водоотведением, отоплением, газоснабжением, горячим водоснабжением и напольными электроплитами увеличился (рис. 4).

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 4. Удельный вес оборудованной жилой площади,%

Данные рисунка 4 показывают, что с точки зрения благоустройства отстает сфера оборудования газоснабжением и горячей водой.

Общая оценка состояние услуг жилищно коммунальной сферы представлено на рис. 5.

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 5. Общая оценка населением состояния и проблем в жилищно- коммунальной сфере в 2016 г., % [9]

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как свидетельствуют социологические опросы, традиционно волнуют россиян. Экономический кризис только усугубил ситуацию в этой и без того проблемной сфере.

Население, как потребители услуг ЖКХ можно назвать самой уязвимой с точки зрения других групп потребителей в РФ.

Отрасль имеет устаревшую нормативно-правовую базу, а если говорить о соответствии качества услуг ЖКХ Правилам их предоставления, а также наличии значительных нарушений данных правил построение и иерархия субъектов хозяйствования в ЖКХ таковы, что обычным гражданам сложно в них разобраться [8, с. 91]. Вместе с тем, по данным исследований, к настоящему моменту есть позитивные изменения, и сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал. К настоящему времени годовой оборот в сфере ЖКХ превысит 4,0 трлн. руб. и приближается к 6% от ВВП России. Статистика федеральной государственной службы показывает, что с 2010 г. жилищный фонд в РФ увеличился на 10,8% и составляет по состоянию на начало 2016 г. 3581 млн. кв. м. [10, с. 14]

Но использовать его возможно только при условии притока инвестиций, применения наиболее эффективных технологий, совершенствовании оказания услуг. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. руб. [5]. Рассмотрим, как обстоят дела на самом деле (рис. 6.)

ЖКХ как сферы исследования

Рисунок 6. Динамика и объем инвестиций в основной капитал сферы ЖКХ, млрд. руб. [10, c. 36]

Таким образом, основным фактором, тормозящим внедрение эффективных технологий, а, следовательно, повышение эффективности оказания услуг в сфере ЖКХ является недостаточное по отношению к потребностям этой сферы инвестирование.

В определенной мере причиной и одновременно следствием такой ситуации, если не брать в расчет ограниченные во время кризиса возможности государства, является низкая эффективность управляющей системы ЖКХ.

Удельный вес убыточных организаций по управлению эксплуатацией жилого фонда в общем числе организаций составляет 25,97% по состоянию на январь 2017 г. [10, c. 36]. Хотя ради справедливости важно отметить, что этот показатель с 2010 г. улучшился (он был 42,4%).

Поэтому работа государства по финансовому оздоровлению системы управления эксплуатацией жилого фонда должна быть продолжена. Только прибыльность и высокая эффективность этой сферы позволит расширить потенциал и модернизировать ЖКХ.

В этой связи определяющей технологией управления должна стать технология развития, которая способна обеспечить эффективность системы ЖКХ и ее функционирование в рыночном окружении. Это можно достигнуть при наличии квалифицированного персонала, повышении знаний и накоплении положительного опыта, поступательного совершенствования системы оказания услуг.

  1. Таким образом, перспективы развития жилищно-коммунальной сферы могут быть связаны:
  2. — с увеличением инвестиций в жилищно-коммунальную инфраструктуру для этого требуется повысить ее привлекательность путем финансового оздоровления и снижения нормативно-правовых и административных барьеров;
  3. — с созданием эффективных механизмов и инструментов в управлении ЖКХ;
  4. — с привлечением квалифицированного персонала, с повышением знаний и накоплением положительного опыта, с поступательным совершенствованием системы оказания услуг.
  5. Список литературы:
  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/

Источник: https://sibac.info/journal/student/14/83149

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства как индикатор состояния общества

1 Соколова С.А. 1 Борисова К.В. 1 1 ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Настоящая статья посвящена изучению и выявлению наиболее острых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве и предложению основных направлений его реформирования.

Авторами были выявлены и систематизированы современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства (нерациональное использование ресурсов, психологическая неготовность населения и представителей всех структур к эффективному реформированию отрасли, сильная изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий, низкая энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда, низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов, дополнительные поборы, невысокая конкуренция на рынке управляющих компаний). Предложена система мероприятий по совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства, включающая развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегнающих технологий, создание и внедрение современных инновационных технологий при строительстве и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме, увеличение конкуренции в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрение автоматизированных систем управления, развитие государственно-частного партнерства и концессионных отношений и др.

жилищно-коммунальное хозяйство
1. Банкжкх.рф [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80abqpbp3d.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.12.2016). 2. Беляев М.К., Борисова К.В., Соколова С.А. Формирование бытовой культуры населения в целях ресурсосбережения страны // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10–3. – С. 591–595.
3. Дмитриева М.С., Соколова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в России в условиях кризиса // NovaInfo, 2016. – Т. 1. – № 40. – С. 77–81.
4. Мельникова Ю.В. Совершенствование природоресурсных платежей: комплекс ресурсно-рентных и косвенных налогов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2011. – № 2. – С. 178–186.
5. Мельникова Ю.В., Шестак Д.А. Налог как социально-экономический инструмент управления современным обществом // Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 254.
6. Соколова С.А. К вопросу развития дорожной инфраструктуры в Волгоградской области // Развитие экономической науки на транспорте: скорость как экономическая категория: сборник докладов III Международной научно-практической конференции. – Киров, 2015. – С. 245–250.
7. Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – URL: http://obcontrolrt.ru/ (дата обращения: 14.12.2016). 8. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона // Наука, 2014. – № 4–3. – С. 481.

Читайте также:  Как снять управляющую компанию

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

Цель исследования – изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития.

Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения.

К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ.

Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов.

Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине.

На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей.

Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье.

При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат.

Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны [6, 8 и др.].

Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов.

Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими.

По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

Следует отметить, что государство предпринимает определенные попытки повысить культуру экономического мышления населения. Например, все чаще на трассе размещаются билборды или плакаты с призывом «Будь Человеком! Не бросай мусор!», «Убери за собой!» и т.д. Однако такие обращения останавливают далеко не всех проезжающих.

В результате происходит накопление мусора, негативное воздействие на экологию, ухудшение внешнего вида территории. Также нередки случаи несанкционированных свалок в городской черте. Не имеют действия запреты «Свалка и выброс мусора запрещены», не пугают размеры штрафов.

Согласно статистическим данным, площадь свалок в нашей стране ежегодно увеличивается на 0,4 млн гектаров. При этом практически все производственные и бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках (общим количеством около 17 тысяч), на полигонах (около 1 тысячи), на несанкционированных свалках (около 13 тысяч) и на промышленных площадках предприятий.

Площадь такого размещения отходов в нашей стране сопоставима с территориями Нидерландов (4,15 млн гектаров), Швейцарии (4,12 млн гектаров) [7].

Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят.

Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто.

Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора.

Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

  • Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:
  • – нерациональное использование ресурсов;
  • – психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

– сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

  1. – низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;
  2. – низкое качество предоставляемых услуг;
  3. – отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;
  4. – невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

ЖКХ как сферы исследования

Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, % [7]

Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов.

Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах.

Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

  • Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:
  • – образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;
  • – квалификация специалистов в сфере ЖКХ;
  • – привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;
  • – прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

ЖКХ как сферы исследования

Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости [2, с. 595]. Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

  1. – развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;
  2. – создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;
  3. – производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;
  4. – совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

– развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство [3] и концессионные отношения и т.д.

Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране [1] и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны.

Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы [4, 5 и др.], закрепления прав и полномочий инвестора и т.п.

Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

Читайте также:  Как загрузить тарифы в гис жкх

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41271

Анализ современного состояния ЖКХ в России

Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 368-371. — URL https://moluch.ru/archive/204/50070/ (дата обращения: 09.07.2019).



Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность — услугами по обслуживанию необходимой инженерной инфраструктуры. Текущие проблемы в этой сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисным состояние ЖКХ.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, здание, жилой дом.

The housing and utilities sector is one of the basic sectors of the Russian economy, which provides the population with vital services and industry services to the necessary engineering infrastructure. Current problems in the sphere of life support of the country largely due to the crisis in the housing sector.

Keywords: housing and communal services, energy saving, building, apartment house.

Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса.

Правительством РФ рассматриваются разные меры решения проблем растущего кризиса в сфере ЖКХ, но ни одна из предлагаемых мер обеспечить выход отрасли из кризиса не может.

Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.

При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40 процентов, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий. В этой связи, тема исследования данной статьи в современных условиях актуальна и своевременна.

Для того, чтобы провести качественный анализ современного состояния предприятий сферы ЖКХ России следует, в первую очередь, изучить основные показатели работы анализируемой сферы в динамике за ряд последних лет [4, с. 125].

  • Для этого, оборот предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике отразим в таблице 1.
  • Таблица 1
  • Динамика оборота предприятий ЖКХ России в 2005–2017гг.
Годы Оборот предприятий ЖКХ, вфактически действовавших ценах, млрд. руб.
2005 1864,3
2011 5483,7
2013 6424,1
2014 6627,4
2015 7187,2
2016 7648
2017 7789,2

Таким образом, оборот предприятий сферы ЖКХ России увеличивается ежегодно, что связано, в первую очередь, с ростом уровня тарифов на услуги ЖКХ. Далее обратим внимание на основные показатели работы предприятий ЖКХ России (таблица 2).

Таблица 2

Основные показатели предприятий ЖКХ России

Показатели 2005 2011 2013 2014 2015 2016 2017
Число действующих организаций 39076 40384 40043 40163 39808 40172 41589
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. 1691 3665 4219 4160 4492 4712 4646
Индекс производства, в процентах к текущему году 100,9 102,2 100,2 101,3 97,5 99,9 98,4
Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн. руб. 68826 343584 99860 91713 76603 24056 235667
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов 5,3 7,1 6,4 3,9 4,4 3,7 5,5

Анализ показателей работы предприятий сферы ЖКХ, позволяет сделать ряд выводов:

– число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 106,43 % по сравнению с 2005 годом;

– объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог — рост на 274,46 % по сравнению с 2005 годом;

– динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015–2017 гг.. суммарно снижается до 97,52 % по сравнению с 2005 годом;

– финансовый результат предприятий ЖКХ увеличивается и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог — рост на 342,41 % по сравнению с 2005 годом;

– рентабельность оказанных услуг также растёт и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 103 % по сравнению с 2005 годом;

Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.

Значимый аспект анализа работы сферы ЖКХ — это изучение особенностей работы сферы хозяйствования применительно непосредственно к конечному потребителю, то есть — к населению страны [6, с. 243–244].

  1. Для этого проанализируем динамику средних потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги (таблица 3).
  2. Из приведённых в таблице 3 данных видно, что тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства постоянно в течении всего исследуемого периода растут, что приводит к дополнительным расходам на оплату этого типа услуг со стороны потребителей, и в первую очередь — со стороны населения.
  3. Таблица 3
  4. Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, 2005–2017гг.
Виды услуг 2005 2011 2013 2014 2015 2016 2017
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 94,11 25,87 29,22 33,66 37,11 38,44 39,87
Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3 110,08 71,1 77,42 92,18 103 109,85 110,58
Отопление, за м2 общей площади 9,77 21,03 22,61 24,86 27,98 28,74 29,85
Отопление, за Гкал 1025,3 1102,6 1102,9 1258,4 1398,66 1490,71 1589,7
Газ сетевой, за месяц 18,08 43,81 48,32 55,36 63,63 63,89 63,98
Газ сжиженный, за месяц 60,46 165,79 182,05 210,85 241,51 242,74 248,71
Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч 110,62 232,03 249,69 269,02 302,64 314,95 325,69
  • Но, данный рост не опережает роста доходов населения, что становится понятным при анализе удельного веса расходов на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства в потребительских расходах населения (таблица 4).
  • Таблица 4
  • Удельный вес расходов на оплату услуг предприятий ЖКХ впотребительских расходах домашних хозяйств, 2005–2017гг.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг 2005 2011 2013 2014 2015 2016 2017
Всего 8,3 9,2 9,5 8,8 8,8 8,9 8,6
В том числе:
воды и иных коммунальных услуг 3,3 3,7 3,6 3,2 3,2 3,2 3,6
центрального отопления 1,9 2,2 2,2 2 2 2 2,2
жилья 1,4 1,2 1,5 1,5 1,4 1,5 1,5
электроэнергии 1 1,2 1,3 1,2 1,3 1,3 1,3
газа 0,7 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9

Большая часть оплаты населением страны жилищно-коммунальных услуг в 2017 году приходится на оплату центрального отопления (34,8 процентов), воды (23,7 процентов) и газоснабжение сетевым газом (14,8 процентов).

Оплата услуг предприятий ЖКХ занимает в бюджете населения весомое место, и рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту неплатежей и недовольству среди населения [5].

Таким образом, изучая динамику показателей функционирования предприятий ЖКХ России, можно сделать вывод о том.

что с одной стороны, деятельность предприятий сферы ЖКХ имеет невысокую эффективность, о чём говорят положительная рентабельность и наличие неотрицательного финансового результата; а с другой стороны, ежегодный рост тарифов на услуги предприятий сферы ЖКХ приводит к напряженности среди потребителей услуг, а также к росту неплатежей, а значит свидетельствует о необходимости совершенствования работы услуг ЖКХ с ориентацией на потребителей. В этой связи, возникает необходимость постоянного повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработки путей улучшения их работы в условиях продолжающегося реформирования сферы ЖКХ [1].

Анализа динамики показателей работы предприятий сферы ЖКХ за 2005–2017 гг. можно определить два наиболее приоритетных пути развития этой сферы.

Первый путь — совершенствование сферы ЖКХ как производственной единицы в общей экономике страны, а именно — улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей, что потребует дополнительных вложений но, в итоге, позволяет повысить эффективность работы ЖКХ в целом. Второй путь развития — формирование эффективного и рационального механизма установления тарифов на коммунальные услуги для потребителей, и конкретно — для населения страны. Следует также учитывать возможности оплаты тарифов на коммунальные услуги самыми низко платёжеспособными слоями населения, не снижая при этом доходности предприятий жилищно-коммунальной сферы [7].

Такие направления развития позволят улучшить эффективность работы предприятий сферы ЖКХ и уменьшить напряжённость среди населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также повысить качество этих услуг в современных условиях.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
  2. Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю.Р Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 471.
  3. Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2013.
  4. Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017 — № 5 (12) — С. 120–128.
  5. Нелюбина О. М., Толстых Ю. О. Сравнение особенностей организации капитального ремонта и реконструкции зданий в России и за рубежом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 436.
  6. Смирнова Ю. О., Бибилашвили А. Д. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 242–250.
  7. Толстых Ю. О., Учинина Т. В., Люлькина Н. М. Особенности и проблемы формирования региональной системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 414.

Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, услуга, население страны, таблица, рост неплатежей, оплата услуг предприятий ЖКХ, удельный вес расходов, центральное отопление, Российская Федерация, сфера ЖКХ.

Источник: https://moluch.ru/archive/204/50070/

53. Жкх как важнейшая сфера экономики муниципального сектора

Жилищно-коммунальное хозяйство
представляет собой важную сферу
жизнедеятельности человеческого
общества. Без его эффективного
функционирования невозможно обеспечение
нормальных условий существования.
Система ЖКХ должна работать слаженно,
постоянно и с учетом требований населения,
оплачивающего соответствующие услуги.

Среди важнейших направлений
социально-экономических преобразований
в стране выделяется реформирование и
развитие жилищной сферы, создающей
необходимые условия для жизнедеятельности
человека.

Ведущими отраслями в составе
данной сферы являются жилищное
строительство и жилищное хозяйство,
которые обеспечивают воспроизводство
и содержание жилищного фонда, а также
доведение жилищно-коммунальных услуг
до непосредственных потребителей.

В
России уровень развития жилищной сферы
не соответствует предъявляемым
требованиям: возложенные на неё задачи
выполняются далеко не в полной мере,
что в значительной степени влияет на
снижении качества жизни населения. В
связи с этим жилищная проблема остается
одной из самых острых социальных проблем
в стране.

  • Жилищная сфера испытывает значительные
    трудности, связанные с острым дефицитом
    финансов, слабой материально-технической
    базой, недостаточной квалификацией
    кадров, отсутствием продуманной жилищной
    политики и недостаточной проработанностью
    нормативно-правовых аспектов деятельности
    организаций в части их взаимоотношений
    с органами власти и потребителями.
  • Система ЖКХ представлена жилыми,
    общественными зданиями, эксплуатационными,
    ремонтно-строительными, транспортными,
    энергетическими и другими предприятиями,
    которые имеют обширное поле деятельности
    и от результативности функционирования
    которых зависит развитие городских
    объектов и состояние среды обитания
    жителей города.
  • Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности,
    многоотраслевой структуре, которая
    требует соответствующих организационно-правовой
    и экономической основ.
Читайте также:  Задолженность в жкх как узнать на квитанции

ЖКХ является важнейшей сферой социальной
структуры общества. Качество ее
функционирования на базе равноправного
существования в данной сфере всех форм
собственности позволяет создать поле
качества экономических отношений
собственников услуг ЖКХ и создать
сетевую среду для реализации принципов
социально-ориентированной рыночной
экономики.

ЖКХ города является самостоятельной
сферой в системе народного хозяйства,
основной целью функционирования которой
является удовлетворение потребностей
населения и предприятий в услугах,
обеспечивающих нормальные условия
жизни и работы.

В соответствии с предметной областью
исследования услуги — целесообразная
деятельность человека, результат которой
имеет полезный эффект, удовлетворяющий
какие-либо потребности человека.

Способность удовлетворить человеческие
потребности называется полезностью.
Австрийская школа теории ценности
подчеркивает, что полезность всегда
имеет субъективный характер.

Все то,
что обладает полезностью, принято
называть благом (материальные и
нематериальные носители полезности,
которые служат для удовлетворения
потребностей).

Услуги ЖКХ представляют
собой виды деятельности, работу ЖКХ, в
процессе выполнения которых не создается
новый, ранее не существовавший продукт,
но изменяется качество уже имеющегося,
созданного продукта.

Это блага, предоставленные не в виде
вещей, а виде состояния функционирования
ЖКХ.

Потребность в услугах ЖКХ возрастает
под воздействием интенсивности труда,
с необходимостью повышения качества
человеческого капитала, закона возрастания
потребностей.

Под действием объективного закона
возвышения потребностей развиваются
потребности населения в улучшении
жилищных условий. В семейном бюджете
доля расходов на жилище постоянно
возрастает.

Процесс производства и потребления
большинства услуг ЖКХ совпадает в
производственно-временных координатах.

На рынке услуг ЖКХ равенство спроса и
предложения по объему и структуре
оказываемых услуг должно соблюдаться
постоянно.

При этом производству услуг
ЖКХ должен предшествовать социальный
заказ в индивидуальной, коллективной
или общественной формах, выступающий
актом их общественного признания и
гарантом обмена труда. [46]

Из сказанного выше, можно сделать вывод,
что ЖКХ занимает важное место в сфере
муниципального управления обществом,
так как без его функционирования
невозможно обеспечение нормальных
условий существования населения.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2044354/page:11/

Исследование государственного управления в сфере ЖКХ, Государственное и муниципальное управление — Курсовая работа

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ …3
  • ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ …4
  • 1.1 Понятие, сущность и методы государственного управления …4
  • 1.2 Сфера ЖКХ как объект государственного управления …7
  • ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И СПОСОБОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ …13
  • 2.1 Организационно-экономическая характеристика сферы ЖКХ …13
  • 2.2 Анализ государственного контроля ЖКХ в данном регионе …19
  • 2.3 Разработка антикризисной политики государственного управления в сфере ЖКХ …23
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ …27
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…29

Выдержка из текста

С учетом участившихся проявлений кризисных моментов в мировой и отечественной экономике, государство, бизнес и коммунальные предприятия работают в среде, характеризующейся неопределенностью.

Управленческие, финансовые, валютные, организационные и другие риски подстерегают руководителей ежедневно, при принятии каждого решения.

К сожалению, не всегда принятые решения оказываются правильными или своевременными. Несколько таких решений подряд, обычно, приводят к банкротству предприятия.

Именно участившиеся случаи плохого финансового состояния наших коммунальных предприятий обосновывают актуальность данной темы работы.

  1. Объектом исследования выступает понятие государственного управления сферы ЖКХ, в частности, в Калининградской области.
  2. Предметом — сущность государственного управления в сфере ЖКХ, его методы и инструменты.
  3. Основной целью работы является описание такого экономического явления, как «государственное управление в ЖКХ». Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:
  • изучение самого понятия государственного управления и его необходимости в рыночной экономике;
  • рассмотрение задач и особенностей государственного управления в сфере ЖКХ;
  • анализ текущего уровня государственного регулирования сферы ЖКХ в Калининградской области.

Практическая значимость данной работы вытекает из актуальности темы. В периоды экономических и финансовых кризисов данная тема предполагает детальное изучение и развитие, законодательное закрепление рациональных выводов, полученных экспертным и эмпирическим путем.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/issledovanie-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sfere-jkh/

Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера экономики муниципального сектора

Органам местного самоуправления, как собственникам объектов жилищно-коммунального 
хозяйства, следует стремиться к 
формированию на территории муниципального образования единой социальной и 
финансовой политики в сфере жилищно-коммунального 
хозяйства.

Подрядные жилищные и 
коммунальные организации несут 
ответственность за соблюдение нормативно — технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное 
использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении 
сохранности жилищного фонда 
и объектов коммунального хозяйства[7].

На муниципальном уровне следует завершить процесс разграничения 
и оформления прав собственности 
на объекты жилищно-коммунального 
хозяйства. При этом право дальнейшего 
управления муниципальным жилищным фондом рекомендуется передавать службам 
заказчика.

Основные фонды подотраслей 
коммунального хозяйства целесообразно 
подразделять на две группы.

Одна (так 
называемые технологические фонды) включает инженерную инфраструктуру — сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное.

Вторая (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное[6].

Собственник объектов коммунального 
назначения может передавать эти 
фонды в хозяйственное ведение 
или оперативное управление коммунальным организациям — подрядчикам.

Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями 
или акционерными обществами при 
сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального 
хозяйства необходимо учитывать 
различный порядок приватизации производственной и технологической 
частей основных фондов[14].

Исходным является положение 
о том, что за состояние жилищного 
фонда отвечают его собственники. Они формируют порядок упрвления 
жилищным фондом, заключают договоры найма и аренды жилья, финансируют 
его содержание[16].

Муниципальные органы в управлении ЖКХ сочетают административные и 
хозяйственные функции, административный ресурс и договорные отношения. Они 
управляют и распоряжаются жилищным фондом, ведомственным и муниципальным 
коммунальным хозяйством; обеспечивают действие хозяйственных механизмов в жилищной сфере и договорные отношения в ЖКХ.

На местное самоуправление непосредственно возлагается организация:

  • управления муниципальными жилыми домами, помещениями (учёт жилья, перевод жилых помещений в нежилые и обратно, согласование переустройства и перепланировки жилья, признание жилья непригодным для проживания, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда);
  • управление специализированным жилищным фондом, в том числе служебным жильём, общежитиями, домами для беженцев и переселенцев;
  • управление общим имуществом в многоквартирных домах на праве собственника помещений;
  • конкурсного отбора управляющих организаций[10].

На рисунке 1 представлена классическая схема организации 
деятельности ЖКХ.

Организации, специализирующиеся в сфере управления помимо прочего 
осуществляют рациональное распределение 
финансовых ресурсов между производителями 
тех или иных жилищно-коммунальных услуг.

Собственник — домовладелец может 
выполнять эти функции сам 
либо нанять специализированную управляющую 
организацию, которая может быть муниципальной (служба заказчика), или 
стороннюю управляющую организацию, в том числе частную.

Управляющая 
организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их исполнением, а также заключение договоров 
найма[6].

Муниципальные управляющие 
организации выступают в виде службы заказчика, другого муниципального учреждения, многоотраслевого или специализированного 
предприятия.

Жилищный фонд передаётся в управление муниципальным унитарным 
предприятиям на правах хозяйственного ведения или муниципальным учреждениям 
на праве оперативного управления.

При этом заключение договоров на управление не обязательно[16].

    1. Жилищно – коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе

Жилищно-коммунальное хозяйство 
представляет собой важную сферу 
жизнедеятельности человеческого 
общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система 
ЖКХ должна работать слаженно, постоянно 
и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие 
услуги.

Среди важнейших направлений 
социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей 
необходимые условия для жизнедеятельности 
человека.

Ведущими отраслями в составе 
данной сферы являются жилищное строительство 
и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного 
фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым 
требованиям: возложенные на неё 
задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени 
влияет на снижении качества жизни 
населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых 
острых социальных проблем в стране[11].

  • Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные 
    с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной 
    квалификацией кадров, отсутствием 
    продуманной жилищной политики и 
    недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций 
    в части их взаимоотношений с 
    органами власти и потребителями.
  • Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских 
    объектов и состояние среды обитания жителей города[9].
  • Специфика ЖКХ состоит 
    в его многопрофильности, многоотраслевой 
    структуре, которая требует соответствующих 
    организационно-правовой и экономической 
    основ.

ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного 
существования в данной сфере 
всех форм собственности позволяет 
создать поле качества экономических 
отношений собственников услуг 
ЖКХ и создать сетевую среду 
для реализации принципов социально-ориентированной 
рыночной экономики[15].

ЖКХ города является самостоятельной 
сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой 
является удовлетворение потребностей населения и предприятий в 
услугах, обеспечивающих нормальные условия 
жизни и работы[2].

В соответствии с предметной областью исследования услуги — целесообразная деятельность человека, результат которой 
имеет полезный эффект, удовлетворяющий 
какие-либо потребности человека.

Способность удовлетворить 
человеческие потребности называется полезностью. Австрийская школа 
теории ценности подчеркивает, что 
полезность всегда имеет субъективный характер.

Все то, что обладает полезностью, принято называть благом (материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей).

Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работу ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.

Это блага, предоставленные 
не в виде вещей, а виде состояния 
функционирования ЖКХ.

Потребность в услугах 
ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, с необходимостью повышения качества человеческого 
капитала, закона возрастания потребностей[6].

Под действием объективного закона возвышения потребностей развиваются 
потребности населения в улучшении 
жилищных условий. В семейном бюджете 
доля расходов на жилище постоянно 
возрастает.

Процесс производства и потребления 
большинства услуг ЖКХ совпадает 
в производственно-временных координатах.

На рынке услуг ЖКХ равенство 
спроса и предложения по объему и 
структуре оказываемых услуг 
должно соблюдаться постоянно.

При 
этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в 
индивидуальной, коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного 
признания и гарантом обмена труда.

Из сказанного выше, можно 
сделать вывод, что ЖКХ занимает важное место в сфере муниципального управления обществом, так как без 
его функционирования невозможно обеспечение 
нормальных условий существования 
населения.

    1. Управление ЖКХ и возникающие проблемы

Управление ЖКХ — комплексная работа, включающая в себя множество направлений.

От того, насколько качественно эта работа производится, зависит уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Управляющие компании имеют достаточные наработки в сфере ЖКХ, разбираются в различных тонкостях домохозяйствования и готовы взять на обслуживание дом, чтобы сделать жизнь жильцов в нем удобнее и проще.

Муниципальное управление ЖКХ входит в систему городского самоуправления, является органом управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства[8].

Основной целью деятельности муниципального управления является формирование и реализация единой отраслевой политики, направленной на создание для населения 
безопасных и комфортных условий 
проживания в жилищном фонде, создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества.

Основные задачи управления ЖКХ:

  • организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
  • организация содержания муниципального жилищного фонда;
  • создание условий для управления многоквартирными домами;
  • обеспечение функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства города.

Рис 2. Классическая структура 
деятельности жилищного предприятия

Сегодня существует серьезная 
нехватка стимулов повышения эффективности 
производства и улучшения качества обслуживания.

Это вызвано невозможностью в существующих условиях полномасштабного внедрения полноценных договорных отношений в секторе ЖКХ и 
плохой финансовой ситуацией, сложившейся 
вследствие неэффективной и часто 
непрозрачной бюджетной политики и 
процесса принятия решений, административных методов хозяйствования[14].

Стратегическое планирование и современные методы управления внедряются в коммунальной сфере 
замедленными темпами, но при этом имеют 
важное значение для дальнейшего 
развития отраслей ЖКХ. Это также 
приводит к неоптимальному распределению 
в данной отрасли финансовых ресурсов.

Структуры тарифов по-прежнему искажены и не полностью отражают экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий. Кроме того, продолжает действовать перекрестное субсидирование. Процедура пересмотра тарифов часто 
отсутствует, также как и механизмы 
участия общественности.

Это способствует сохранению текущей тяжелой ситуации и препятствует реализации работ 
по восстановлению и модернизации систем, а также финансовой независимости 
предприятий ЖКХ.

Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий.

Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности[10].

В качестве субъектов управления в системе ЖКХ выступают частнопредпринимательские 
и общественные или муниципальные 
организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса и социума не всегда совпадают: частно-хозяйственные интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие — к общей пользе.

По степени участия 
органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг выделяются следующие 
методы:

  • прямое управление — непосредственно органами местного самоуправления;
  • управление через отделы ОМС, имеющие самостоятельный бюджет;
  • управление через муниципальные предприятия и организации;
  • муниципально-подрядное, контрактное управление — по муниципальным тарифам частными подрядчиками;
  • муниципально-арендное управление — частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;
  • муниципально-концессионное управление — формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом;
  • концессионное управление — частными предприятиями на определенный срок на договорных условиях;
  • частнопредпринимательское управление приватизированным имуществом[13].

Источник: http://student.zoomru.ru/municpravo/zhilishhnokommunalnoe-hozyajstvo-kak-vazhnejshaya-sfera/214106.1723293.s2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector