Как утвердить тарифы на жкх

Как утвердить тарифы на ЖКХ

Кто утверждает тарифы на услуги ЖКХ?

Все мы, живущие в крупных городах и многоэтажных домах, пользуемся светом, водой, теплом, многих из нас – газом. Все вместе это называется коммунальные услуги. Предоставляют их так называется ресурсоснабжающие организации. Это поставщики электричества, воды, газа, тепла.

Коммунальные услуги не относятся к числу «рыночных». Их нельзя купить, изучив предложение нескольких продавцов и отобрав лучшее. Поставщик здесь один – то или иное предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которое поставляет в ваш дом коммунальный ресурс (воду, электроэнергию, газ или тепло). Поставщик услуги является монополистом.

А значит, чтобы защитить жильцов от необоснованного завышения цены, тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства должны контролироваться государством. Так оно и происходит.

Ставки тарифов на услуги ЖКХ назначаются региональными органами власти. При этом на федеральном уровне устанавливаются предельный уровень роста тарифов и контролируется методика расчета размера тарифов.

Какие бывают тарифы на услуги ЖКХ?

Тарифы на коммунальные услуги рассчитываются в зависимости от типа этих самых услуг, а так же наличия/отсутствия прибора учета коммунального ресурса (проще говоря, счетчика). Давайте разберемся по каждому из видов платы за «коммуналку».

За электроэнергию мы платим исходя из количества потребленных киловатт-часов (кВт.ч.). Иным словами тариф выглядит, как стоимость одного кВт.ч. электроэнергии. Количество киловатт-часов определяется либо по счетчику, либо (если счетчика нет) по нормативу.

Норматив – это расчетный показатель, которые характеризует среднее потреблении электроэнергии разными типами потребителей.

В частности, разные нормативы устанавливаются для квартир с разными количество жильцов, разным количеством комнат, так же с различным типом «благоустройства» (имеется ввиду – газовая плита или электрическая).

За воду мы платим, исходя из показаний счетчика воды. Если же счетчика в квартире нет, то плату за воду начисляются по нормативам. Нормативы потребления воды привязываются к количеству проживающих в квартире.

С тем, чтобы побудить население к установке счетчиков, государство регулярно повышает нормативы потребления. И это действительно сильно удорожает услугу водоснабжения для населения.

Впрочем, при этом существует теоретическая возможность доказать, что для установки счетчиков нет технической возможности. Тогда повышающие коэффициенты к нормативам применятся не должны.

Плата за газ так же можно начисляться либо исходя из показаний счетчик, либо исходя из нормативов.

В случае если газ потребляется для приготовления пищи и (или) нагрева воды в газовой колонке, то нормативы привязываются к количеству проживающих в квартире (или доме) жильцов.

Если же речь идет о потреблении в целях отопления, то плата по нормативу рассчитывается исходя из отапливаемой площади.

Что касается платы за тепло, то платить по собственному квартирному счетчику действующее законодательство РФ позволяет лишь в случае, когда квартирными счетчиками оборудованы все помещения многоквартирного дома. Если счетчики стоят не во всех квартирах и нежилых помещениях, то оплата зависит от того, оборудован или нет многоквартирный дом общедомовым счетчиком тепла?

Если общедомовой прибор учета стоит, то вычисленный с его помощью объем потребления тепловой энергии распределяется между квартирами, пропорционально их площади. Получившийся показатель умножается на действующие в регионе тариф на тепло (рассчитывается в руб. за гигакаллорию).

Если же общедомового счетчика нет, то тогда плата за тепло рассчитывается исходя из установленных в регионе нормативов расхода тепловой энергии. Полученная таким образом расчетная величина необходимых затрат энергии для отопления квартиры умножается на действующий в регионе тариф.

Кликнув по ссылкам выше, вы сможете перейти на «странички» крупнейших регионов РФ, где с помощью интерактивного сервиса сможете рассчитать все изложенное выше с точностью для копейки.

Поддерживается сервис Федеральной антимонопольной службой. Расчет ведется с помощью централизованной базы данных, которая включает в себя все утвержденные в регионах тарифы.

Калькулятор платежей за услуги ЖКХ. Как работает?

Сервис прежде всего позволяет проверить – правильно или нет вам начисляют плату за «коммуналку»?

Следуя подсказкам, вы выбираете свой город (район), указываете жилую площадь вашей квартиры и число проживающих (это необходимо, если расчет идет по нормативам), выбираете тип коммунальной услуги и ее поставщика, вводите показания счетчика (если это требуется). В результате система выдаст вам стоимость потребления коммунальных услуг.

Вместе с цифрой стоимости коммунальной услуги, система выводит и тарифы, установленные на тот или иной вид коммунального ресурса (свет, вода, газ, тепло). Плюс, название и реквизиты нормативного документа, устанавливающего тариф.

Узнать действующие тарифы на услуги ЖХК в вашем регионе и проверить, правильно ли вам начисляют квартплату вы можете, выбрав ваш регион (и перейдя по ссылке на его страницу).

Тарифы на услуги ЖКХ в крупнейших российских регионах

Важное уточнение – централизованная база тарифов на услуги предприятий ЖКХ, которую использует калькулятор платы за коммунальные услуги, видимо, пополняется с некоторым опозданием. Поэтому утвержденные ставки тарифов начинают использоваться для расчетов лишь спустя месяц после их ввода в действие. Надеемся этот недостаток в обозримой перспективе будет исправлен.

ЕЩЕ АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ ЗДЕСЬ

Источник: http://geosts.ru/glavnyie-novosti/tarify-na-uslugi-zhkkh-kal-kulyator/

Может ли тсж самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные услуги

Статьей 156 Жилищного кодекса РФ определен регламент принятия решения о размере тарифа на содержание и ремонт жилого помещения.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Срочная консультация юриста8 800 505-91-11 бесплатно

  • Эти вопросы должны решаться на общем собрании (ст. 44-46 ЖК РФ). Правление на решение таких вопросов полномочий не имеет. В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Внимание

То есть в сумму входит тариф за содержание и ремонт дома, рассчитанный на 1 квартиру, стоимость отопления, рассчитанная путем умножения тарифа на 1 кв.м. и нормативной площади жилья, стоимость коммунальных услуг, рассчитанных на основе нормы потребления одного человека. Нормативная площадь жилья рассчитывается в зависимости от количества человек.

Важно

Региональный стандарт нормативной площади жилья берется для расчетов субсидий. Норма жилплощади на:

  • 1 человека составляет 33 кв.м;
  • 2 человек составляет 42 кв.м;
  • 3 и более человека составляет 20 кв.м на каждого;
  • 48 кв.м для живущих в однокомнатной квартире.

Тарифы и нормативы берутся в среднем по каждому муниципальному образованию отдельно.

Кроме того, региональный стандарт для некоторых муниципальных образований рассчитывается не только для квартир.

Коммунальные тарифы в тсж

При постоянном проживании в квартире в список услуг, обязательных к оплате входят:

  1. Оплата, потребленных коммунальных ресурсов по тарифу или действующему нормативу.
  2. Оплата за содержание и ремонт жилья (в том числе и общедомового).

При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать не только текущий, но и капитальный ремонт имущества дома, находящегося в общем пользовании всех собственников.

При создании товарищества собственников жилья, ответственность за соблюдением выполнения жильцами своих обязательств возлагается на данную некоммерческую организацию.

Важно помнить, что даже если вы не стали членом организации и не хотите иметь с ней ничего общего, являясь собственником-одиночкой, это не снимает с вас обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов по содержанию общего имущества в надлежащем состоянии.

Завышенные тарифы услуг управляющей компании: как проверить и что делать?

Формирование тарифа на оплату содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома — прерогатива управляющей компании и собственников помещений в многоквартирном доме, производится в три этапа — расчет, согласование и утверждение.

Перечень и периодичность обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома является необходимой частью для расчета тарифа.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту жилого помещения, структура и размер платы за них регламентированы Жилищным кодексом РФ и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.

Действующие на 2017-2018 год тарифы на коммунальные услуги для населения

В какие сроки Ограничения, касающиеся сроков внесения платы за коммунальные услуги, являются общегосударственными, закрепленными в Жилищном Кодексе Российской Федерации и не являются прерогативой ТСЖ.

Статья 155 этого законного акта гласит, что каждый собственник, арендатор, жилец и т.д.

, пользующийся благами цивилизации, обязан оплачивать их ежемесячно в полном объеме не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

То есть за коммунальные услуги, потребленные в декабре, необходимо внести плату до 10 января. Нарушение сроков оплаты по счетам за использованные коммунальные услуги влечет за собой применение штрафных санкций как со стороны ТСЖ, так и со стороны ресурсоснабжающей компании.

Причем последняя инстанция направит свой «гнев» в адрес всего дома. Это относится и к вопросу заключения договора на оплату коммунальных услуг. Общим решением всех собственников жилья решается, с каким поставщиком будет осуществляться сотрудничество, и заключается договор на поставку коммунальных ресурсов или услуг.

Основными пунктами в подобном договоре являются: Полное наименование товарищества собственников жилья личные данные председателя (фамилия, имя, отчество) Основания для осуществления подобных действий устав, учредительный договор и т.д.

и условия заключения Права и обязанности сторон поставщика услуг оказание и предоставление коммунальных услуг, техническое обслуживание, ремонтные работы и т.д.

Права и обязанности ТСЖ ежемесячная оплата потребленных ресурсов на основании приборов учета или действующих нормативов Также каждый собственник жилья заключает договор с ТСЖ на предоставление ему необходимых коммунальных услуг.

Благодарю Вас за полезную консультацию!

  • Нет, правление ТСЖ исполняет решения общего собрания членов ТСЖ согласно ЖК РФ. Тарифы принимает общее собрание собственников в МКД или общее собрание членов ТСЖ. Ст. 137 ЖК РФ указывает: «Товарищество собственников жилья вправе: 2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; 3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».

То есть, если жильцы сами не согласуют стоимость за эту услугу, то она будет определяться постановлением органа местного самоуправления. Тарифы, определенные постановлением, будут действовать на протяжении года.

Расценки на остальные коммунальные услуги устанавливает субъект Российской Федерации или непосредственно орган местного самоуправления, если ему делегированы такие полномочия. Они устанавливают тарифы в соответствии с ч.2 ст.157 ЖК РФ.

Стандарт стоимости услуг в регионах Региональный стандарт на 2017-2018 год представляет собой общий показатель, в который входит:

  • стоимость содержания и ремонта;
  • отопление дома;
  • потребление жилищно-коммунальных услуг жильцами.

Эти показатели рассчитанных исходя из нормы на 1 человека или нормы размера площади жилого помещения.

Источник: http://1privilege.ru/mozhet-li-tszh-samostoyatelno-ustanavlivat-tarify-na-kommunalnye-uslugi/

Услуги ЖКХ в 2019 году: за что и сколько платить будем?

Потребителям приходится без устали следить за стоимостью «коммуналки», которая ежегодно меняется, и не в сторону уменьшения. Цены на услуги ЖКХ увеличиваются, растут тарифы, появляются новые, непонятные строчки в платежках. От людей требуют установки новых общедомовых и внутриквартирных приборов учета, предупреждают о росте платы за вывоз мусора, грозятся ограничить объем потребляемой энергии. В то же время плата за все «блага» только увеличивается. Ежемесячные траты среднестатистической российской семьи на услуги ЖКХ превышают 5 тыс. рублей. Об этом сообщили эксперты Сбербанка, основываясь на собственной информации и данных Росстата. По их подсчетам, на «коммуналку» уходит в среднем 11,4% бюджета одной ячейки общества. «МК» решил собрать все основные новации в сфере оплаты услуг ЖКХ, чтобы с помощью экспертов проанализировать, к чему предстоит готовиться потребителю в 2019 году.

Читайте также:  Гасится ли долг жкх в случае смерти

Жилец платит дважды

Впервые за долгое время в России произойдет не разовое, а двухэтапное повышение тарифов ЖКХ. В 2019 году совокупное изменение тарифов, по словам законодателей, пройдет по такому сценарию: с 1 января они поднимутся на 1,7% и с 1 июля — на 2,4%.

Это означает, что в совокупности стоимость коммунальных услуг в 2019 году вырастет на 4,1% при прогнозируемой инфляции в 4%. В правительстве убеждают нас, что при любом раскладе повышение тарифов будет в рамках инфляции.

Эксперты утверждают обратное: двухэтапный рост услуг ЖКХ дважды заведет маховик инфляции и станет главным драйвером общего повышения цен, которое, скорее всего, окажется выше заданного уровня в 4–4,1%.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА, директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ:

Инфляционный маховик раскрутится. Рост тарифов на ЖКХ, а также все дополнительные налоги и сборы производители товаров и услуг уже закладывают в свои расценки. Получается замкнутый круг.

С одной стороны, общий платеж за коммунальные услуги не должен расти выше инфляции, но повсеместное повышение платежей за «коммуналку» в свою очередь разгоняет инфляцию.

Отмечу, что повышение с начала года на 1,7%, а с 1 июля на 2,4% рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость (НДС), который пойдет плюсом. Итоговый результат превысит порог прогнозируемой инфляции в 4%, и люди это почувствуют на своих кошельках.

Анна БОДРОВА, старший аналитик компании «Альпари»:

В вопросе индексации тарифов на услуги ЖКХ в два этапа Россия возвращается к тому же, откуда пришла, — ранее страна уходила от модели двухфазового повышения, в январе и июле, чтобы избежать резкого роста цен зимой. Вполне возможно, что возврат к этой системе простимулирует инфляцию к росту, но это мы увидим не сразу — может быть, к февралю.

«Благоухающие» перспективы

С 1 января 2019 года плата потребителей за вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) вырастет в десятки раз из-за изменений в системе обращения с отходами: их планируется перерабатывать, а не просто вывозить на свалки.

Отметим, ранее вывоз коммунальных отходов был составляющей графы « и текущий ремонт», а сейчас услуга перешла в разряд коммунальных. Тарифы на услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами устанавливают власти субъектов РФ. По данным Комитета ГД по экологии, в ряде регионов сумма платежа возрастет аж в 50 раз.

Однако в некоторых муниципальных образованиях операторы еще не определились с тарифами, поэтому с наступлением 2019 года они могут просто перестать вывозить мусор.

Перспектива перед жильцами в регионах вырисовывается мрачная: либо «благодаря» мусорной строке в жировках платить за коммуналку гораздо больше запланированного уровня, либо получить горы неубранного мусора на улицах. Впрочем, у исполнительной и законодательной власти есть еще полтора месяца, чтобы найти решение этой проблемы.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА:

Сейчас с тарифами определились чуть больше 30 регионов. Если говорить о реальных затратах на вывоз мусора, в особенности если речь идет об отдаленных районах, получается, что там будут гигантские тарифы — порядка 700 рублей с человека.

Впрочем, не факт, что и сумма в строке « и текущий ремонт» уменьшится, хотя плата за вывоз мусора из нее уйдет. За управляющими компаниями все равно остается обязательство по содержанию контейнерных площадок, на что тоже нужны средства.

Региональный оператор, который впредь будет «ответственным за помои», по сути дела, просто более дорогой перевозчик, который обязательно платит НДС. Есть регионы, власти которых пытаются сдерживать рост тарифов. По этой причине в них не находятся операторы, которые хотят этим заниматься.

Поэтому завал мусором вполне возможен, и не только по той причине, что некому будет его вывозить, но и потому, что некуда и негде утилизировать.

Дмитрий ГОРДЕЕВ, ведущий юрисконсульт направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города»:

Увеличение тарифов будет. В тех субъектах, в которых их уже устанавливают, они возрастают примерно в два раза.

У регионального оператора помимо задач по сбору коммунальных и бытовых отходов, их погрузки и транспортировки до имеющихся полигонов и мусоросжигающих заводов появляется задача по увеличению мощностей.

Решить эту задачу можно из двух источников: за счет прямых вливаний бюджетных средств либо за счет увеличения тарифов для потребителей.

Анна БОДРОВА:

Что касается вывоза ТБО, то многократный рост тарифов, к сожалению, не решит проблему с количеством и доступностью полигонов, а также своевременным их обслуживанием. Эта мера только увеличит расходы потребителей, в среднем плата за услуги ЖКХ может увеличиться на 3–4%, что для наименее защищенных слоев населения — серьезный груз.

Ненормальная норма

Если от двух описанных ранее новаций не спрятаться, не скрыться, они приняты на законодательном уровне и вступят в законную силу в 2019 году, то две следующие инициативы еще не приняты, но имеют большие шансы стать былью, что в очередной раз увеличит траты населения на услуги ЖКХ.

Правительство собирается ввести жесткую норму энергопотребления. Ее планируют зафиксировать на отметке в 300 кВт·ч в месяц.

Если домохозяйство уложится в такие рамки, то платить за потребленный ресурс придется по базовому тарифу. Сверх этого значения предлагается оплачивать по повышенной ставке согласно «экономически обоснованным тарифам».

Новацию озвучил вице-премьер Дмитрий Козак, и теперь она активно обсуждается в правительственных ведомствах.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА:

Норма в 300 кВт·ч достаточно большая, если говорить про типовую квартиру, в которой проживает семья из трех человек. Объем гуманный и не вызывает вопросов. Но в регионах Крайнего Севера, где есть полярная ночь, люди вынуждены жить при постоянно включенном свете. Существует также ветхое и аварийное жилье, где слишком холодно, и приходится расходовать электроэнергию дополнительно.

Как быть бедным домохозяйствам, в которых проживает уйма народу в домах-развалюхах? Вполне возможно, они будут выбиваться из утвержденной социальной нормы. Да, для бедных людей предусмотрены субсидии. Но тогда введение таких норм выглядит и вовсе глупостью.

Одной рукой полученные с народа суммы собирают и кладут в карманы энергетикам, а другой компенсируют нехватку из кармана государства.

Дмитрий ГОРДЕЕВ:

Социальную норму потребления в отношении всех видов коммунальных ресурсов планировали ввести давно. Но когда президент Путин узнал о росте платы в 100%, утверждение такого норматива остановили.

Но если та попытка выйти на социальные нормы основывалась на том, что предел будет установлен на домохозяйство, исходя из количества людей, входящих в него, то сейчас нет уточнений, сколько человек должно входить в конкретное домохозяйство.

В однокомнатной квартире может проживать как один человек, который уложится в 300 кВт·ч в месяц, так и десять, которые превысят норматив или будут экономить на времени просмотра телевизора или на использовании микроволновки. Впрочем, в России нет дефицита электрической энергии.

Следовательно, получать от отдельных домохозяйств плату за ресурс по завышенному тарифу — это ничем не мотивированное лукавство.

Анна БОДРОВА:

Изменения в нормах энергопотребления явно не прибавят населению оптимизма. Хотя для стандартной двух-, трехкомнатной квартиры с оптимальным набором электроприборов базовый тариф и норма в 300 кВт·ч в месяц может быть и нормальным критерием.

Для тех, кто тратит больше электроэнергии, работает дома с электроприборами, выращивает цветы, содержит аквариумы и прочее, нагрузка может оказаться весьма заметной. В среднем в норму может уложиться около 70% домохозяйств, еще примерно 5% не заметят изменения тарификации.

Для остальных повышение окажется болезненным.

Умный счетчик для глупых людей

Еще одно нововведение, которое могут утвердить законодатели уже в будущем году, — установка «умных счетчиков». Речь о дистанционных приборах учета, которые снимают показатели в режиме онлайн и передают их через Интернет уполномоченным учреждениям.

Пока чиновники хотят обязать устанавливать подобные устройства в квартиры, которые расположены в зданиях, прошедших капитальный ремонт, или новостройках, что следует из проекта «Умный город», завизированного Минстроем. В дальнейшем «разумная система» сбора данных должна распространить свои сети по всей стране.

Внесение соответствующих поправок в действующие нормативно-правовые акты планируется во втором квартале 2019 года, и вступят они в законную силу не ранее 1 июля.

Согласно официальной статистике на данный момент, те потребители коммунальных услуг, которые не поставили автоматические приборы учета, платят за услуги ЖКХ больше, чем те, кто их установил. Разница порой достигает 50%.

Однако людям не оставили выбора, и им пришлось либо устанавливать счетчики за свои деньги (а потом еще платить за их замену и поверку), либо ежемесячно переплачивать. После принятия новых поправок и массовой установки таких устройств все станут платить по базовому тарифу.

Однако на кого ляжет ответственность за их установку и кто за нее будет платить? Власти до сих пор не дали четкого ответа на эти вопросы.

Светлана РАЗВОРОТНЕВА:

Все затраты за установку «умных счетчиков» должны лечь на энергетические компании. Если говорить про дома, то платить будут энергосбытовые гарантирующие поставщики. Если же речь идет о промышленных объектах, то заплатить придется электросетевым компаниям.

При этом и те и другие сильно возмущены и выступают против тех обязанностей, которые на них хотят возложить. Вряд ли кто-то из них захочет лишиться части своей прибыли или урезать своим сотрудникам зарплаты только для того, чтобы установить гражданам счетчики.

На самом деле, думаю, компенсировать траты будут за счет роста тарифа, то есть все-таки мы все скинемся на такие устройства.

В принципе идея неплохая, и она может повысить прозрачность расчетов и позволить потребителям и управляющим компаниям, а также ресурсникам в полной мере контролировать все этапы процесса: от доставки ресурса в дом до потребления и платы за него.

Анна БОДРОВА:

За приборы дистанционного учета заплатят потребители, равно как за их поверку, замену и вероятный ремонт, который может потребоваться с течением времени. Все это мы уже проходили, когда вводились счетчики на потребление воды.

Читайте также:  Как связаться с управляющей компанией

Стоимость приборов дистанционного учета может составлять около 4–8 тысяч рублей за одну единицу. Сэкономить на платежах такие приборы, вероятно, и позволят, но для этого должно пройти время — может быть, несколько лет.

А за сами приборы, скорее всего, придется платить сразу и без всяких рассрочек.

***

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что россиянам в наступающем, 2019 году приходится обращать пристальное внимание на цифры в своих жировках. Малоприятные сюрпризы в виде повышения тарифов и появления новых платежных строк нам гарантированы, причем неоднократно и в разные месяцы года. Собственно, к постоянному увеличению тарифов потребители уже привыкли.

Но по сей день непонятно, по каким формулам рассчитывается итоговая сумма платежей, и объяснить это пророй не под силу даже самым опытным экспертам.

Поэтому выхода только два: либо махнуть рукой и бездумно оплачивать все, что «нарисуют» в платежках, либо глубоко погрузиться в тему ЖКХ и хотя бы на опыте собственной квартиры попытаться понять, за что же мы платим на самом деле и не дерут ли с нас лишнего.

Источник: https://crimeapress.info

Источник: http://Simferopol.BezFormata.com/listnews/godu-za-chto-i-skolko-platit/71072318/

Мифы жилищной сферы: утверждение тарифов на КУ

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы.

Мифы и лжетеории о различных аспектах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг.

Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), но и специалисты жилищной сферы могут найти в них что-то полезное.

Кроме того, публикации цикла «Мифы ЖКХ» могут распространяться от лица исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) среди потребителей таких услуг, что будет способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между исполнителями и потребителями ЖКУ. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть лжетеории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают.

Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.

Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов.

Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):
— Холодное водоснабжение;
— Горячее водоснабжение;
— Водоотведение;
— Электроснабжение;
— Газоснабжение;

  • — Отопление.
  • Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13.

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям.

Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс.

Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

 

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги.

При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Читайте также:  Через сколько лет производится капремонт многоквартирного дома

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО

 

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1.

УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3.

Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4.

Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5.

Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

  1. Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
  2. Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Выводы

Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.

На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.

Источник: https://acato.ru/articles/20160729/mify-zhkh-kto-utverzhdaet-tarify-i-normativy-na-kommunalnye-uslugi

Завышение тарифов на коммунальные услуги (как формируются, кто утверждает, как обжаловать)

Тарифы на услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) – одна из самых «больных» тем Российского общества.

Более 90% жильцов многоквартирных домов и значительная часть собственников недвижимости в частном секторе, которая вынужденно пользуется услугами УК по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, уборкой мест общего пользования (проезжей части, парковочных площадок, ремонтом коммуникаций водоснабжения, канализации) считают действующие тарифы завышенными, а механизм их формирования – непрозрачным.Это мнение имеет под собой две составляющие:• Реальные факты нарушения УК (управляющими компаниями, ТСЖ) механизма формирования тарифов;• Незнание значительной части собственников принципа организации деятельности УК и отнесение к сфере деятельности таких сфер, на влияние тарифов которых УК не оказывает никакого влияния. 

Что относится к сфере деятельности УК (ТСЖ)

Основными сферами деятельности УК являются:• Организационно-распорядительная деятельность, связанная с созданием УК, формированием штата, заключением договоров с ресурсоснабжающими и иными организациями, задействованными в системе ЖКХ;• имущества МКД (многоквартирного дома);• Оказание услуг инженерно-технического характера;• Ремонтно-эксплуатационная деятельность;• Устранение аварий сетей энерго-, водо-, теплоснабжения и канализации в пределах зоны ответственности (внутри дома и на придомовой территории, если она включена в состав общедомового имущества решением общего собрания собственников МКД.Все остальные виды услуг не входят в сферу деятельности УК и плата за них может приниматься расчетными центрами (кассами) организуемыми УК в пределах обслуживаемых территорий для удобства жильцов. Но эти платежи не учитываются на балансе УК и не влияют на формирование доходной части её бюджета.

Нормативная база деятельности УК

Нормативная база довольно обширна.

Состоит из 2 неравнозначных блоков:• Общефедерального законодательства, регулирующего деятельность УК на всей территории России;• Местного законодательства (подзаконных актов) которые могут приниматься как на уровне регионов, так и на уровне местных советов и относится к деятельности конкретной УК.

В этих нормативных документах очень подробно описаны все стороны деятельности УК, в том числе и регламентирован порядок формирования тарифов, а так же их утверждение. Согласно этим нормативным актам УК не вправе самостоятельно устанавливать или досрочно изменять тарифы.

Право на утверждение тарифов принадлежит общему собранию собственников многоквартирного дома, заключившего договор на обслуживание с конкретной УК.Все УК в сфере ЖКХ организуются и действуют в строгом соответствии с несколькими нормативными актами. Общефедеральными являются:

  • Жилищный кодекс (ЖК) РФ;
  • Постановление Правительства №491 от 2006 года;
  • Постановление Правительства №354 от 2011 года;
  • Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

Порядок формирования тарифов

Каждая УК формирует тарифы на услуги в соответствии с реальными затратами, которые она вынуждена нести. Поэтому они могут значительно отличаться. Жители соседних кварталов и даже МКД в пределах одного квартала (если дома обслуживаются разными УК) могут платить совершенно различные суммы за, казалось бы, один и тот же набор предоставляемых услуг.

Почему тарифы могут отличаться?

Прежде всего, тариф зависит от размеров УК. Чем больше домов находится на обслуживании УК тем более низкие тарифы.

Заключая договоры с клининговыми компаниями (вывоз ТБО, ЖБО, уборкой придомовых территорий и мест общего пользования), большинство УК, в целях экономии средств и сокращения штата, заключают договоры со специализированными фирмами, которые имеют соответствующую технику: мусоровозы, ассенизаторскую и строительную технику, штат наемных работников – дворников, уборщиц, средства малой механизации. Чем больше заказ – тем он выгоднее для клининговой компании, тем больше скидки и льготы при заключении договора. УК, имеющие на обслуживании 1-5 домов, не имеют возможность заключать договоры на обслуживание на таких льготных условиях. Особенно печально обстоят дела с формированием тарифов в ТСЖ. Вторым фактором является наличие у УК собственного автопарка и строительной техники для выполнения всего комплекса работ по обслуживанию МКД. Крупные компании имеют такую технику, собственные ремонтные и аварийные бригады. Всё это так же ведет к снижению себестоимости оказываемых услуг.Третий фактор — состояние жилищного фонда. Этот фактор редко учитывается несогласными с тарифами собственниками. Не все понимают, что для содержания старого, неремонтопригодного общедомового имущества и инженерных сетей средств уходит значительно больше, чем на поддержание в исправном состоянии домов-новостроек.

Порядок утверждения тарифов на коммунальные услуги

Статьей 156 ЖК РФ установлено, что утверждение тарифов – прерогатива жильцов МКД. Это не означает, что любой из собственников жилья в МКД вправе требовать от УК установить выгодный ему тариф отказавшись от всех, кажущихся ему не нужными платежей.

 Для этого существует единый порядок, согласно которому УК разрабатывает экономически обоснованные тарифы, в которых учитываются непосредственные затраты на выполнение всего комплекса работ по содержанию и ремонту дома на текущий год. В тариф закладываются затраты на содержание штата УК, аренду или обслуживание офиса УК, прибыль УК – обычно не превышающая 5%.

После этого тариф предоставляется на ознакомление всем заинтересованным лицам. Для этого каждая УК имеет собственный сайт, на котором обязательно должна размещаться вся информация, в том числе и расчетные данные по формированию любого тарифа.После этого проводится общее собрание собственников МКД.

На нем представитель УК представляет на утверждение собственников свою версию тарифов, а так же весь перечень услуг УК, которые она может предложить собственникам.Общее собрание может утвердить предложенные тарифы, но может потребовать проведения независимой экспертизы по проверке обоснованности расчетов.

Так же общее собрание собственников вправе отказаться от некоторых и даже всех предложенных УК услуг. Но, например, отказ от вывоза ТБО – недопустим по санитарным соображениям, так же как обязательна очистка кровли в зимний период от снега и сосулек – обязательное требование МЧС – от него тоже невозможно отказаться.

Самыми злободневными являются тарифы на потребление воды и электроэнергии на общедомовые нужды, а так же содержание мест общего пользования на придомовой территории (парковочных мест для автотранспорта, выгулочных площадок для собак, скверов и зеленых насаждений.).

Далеко не все жильцы являются собственниками авто или владельцами собак, не каждый, особенно не проживающий в доме собственник согласен на ежедневную влажную уборку в подъезде или на постоянное ночное освещение придомовой территории.Тем не менее, при достижении согласия большинством участвовавших в собрании собственников перечень услуг и тарифы на них утверждаются и уже не подлежать изменению в течение года. Отказ от оплаты согласованных и утвержденных тарифов

Источник: http://jilishnik.ru/remont-kommunalnye-uslugi/item/134-zavyshenie-tarifov-na-kommunalnye-uslugi-kak-formiruyutsya-kto-utverzhdaet-kak-obzhalov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector