Нужно ли получать лицензию тсж на управление многоквартирным домом

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домом

  • Все пункты были расписаны в законодательстве.
  • Правительство предусмотрело достаточно понятную процедуру, но на практике возникают различного рода вопросы.
  • Попробуем разобраться в данной теме, чтобы процесс лицензирования прошел успешно.

Что это такое?

Лицензия на управление многоквартирными домами открывает допуск к работе управляющих компаний в сфере ЖКХ.

На лицевой стороне документа указывается:Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домом

  1. Название лицензии.
  2. Данные лицензиата.
  3. Номер и дата выдачи.
  4. Наименование органа, выдавшего лицензию.

Документ имеет формат А4.

С обратной стороны записываются:

  1. Район действия.
  2. Местонахождение УК.
  3. Сведения о лицензионной комиссии.

Информация о выданных лицензиях ведётся в реестре по субъектам и в федеральной базе на сайте Госжилинспекции. Данные носят публичный характер.

Подробно о том, как проверить лицензию УК в сфере ЖКХ с помощью реестра, смотри в статье по ссылке.

Кто выдает и срок действия

Лицензионная комиссия и Государственный Жилищный Надзор – структуры, которые занимаются выдачей разрешительных документов. Органом ГЖН в каждой области является жилищная инспекция. Есть регионы, где изменено название инспекции по усмотрению областного законодательства.

Комиссии создаются самостоятельно во всех регионах. В неё должно входить не более 30% представителей городских властей и законодательного собрания. 70% — это члены общественных организаций, имеют прямое отношение к жилищно-коммунальному хозяйству.

По некоторым вопросам жилищная инспекция и лицензионная комиссия — это два взаимодополняющих и взаимозаменяемых органа. Действуют согласованно при решении о выдаче, отказе, аннулировании лицензии на управление многоквартирными домами и во время проведения мероприятий по контролю и надзору за действиями УК.

Жилищные инспекции действуют достаточно давно. Как работает инспекция и осуществляет контроль над действиями УК, большинству граждан известно. Собственники жилых помещений, в случае разногласий с управляющей компанией, обращаются в инспекцию с различными жалобами на действия руководства.

Справка! Лицензионные комиссии – это одно из последних нововведений Жилищного законодательства и в деятельности УК. В Законодательстве условия и полномочия расписаны достаточно просто, но на практике возникают сложности при взаимодействии с лицензионной комиссией. Оспаривать действия сложно и очень хлопотно по времени.

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домомЧлены комиссии выполняют возложенные обязанности в соответствии с законом.

Чтобы совершать определённые действия, требовать выполнения обязательств, надо уметь разбираться в сфере ЖКХ. С другой стороны, деятельность лицензионной комиссии достаточно общая и в некоторых случаях — формальная.

В Законодательстве сформулированы два требования к кандидатам в члены комиссии:

  • обязательно наличие высшего образования;
  • стаж работы не менее двух лет в сфере ЖКХ.

Внимание! С января 2018 года лицензия выписывается органами Госжилнадзора сроком на пять лет. Основанием служит заявление соискателя, успешное прохождение экзамена, представленный пакет документов и решение комиссии. Ранее лицензия оформлялась бессрочно. Разрешения считаются действительными и распространяются исключительно в том регионе, где была получена лицензия.

Законодательная база в сфере лицензирования деятельности УК

Весь комплекс вопросов по лицензированию представляет собой отдельные части и освящается в законодательстве. Выпущено много федеральных законов, к которым прилагаются законы субъектов. Например, административные регламенты, принятые во исполнение требований законодательства.

Лицензирование регулируется нормативными актами:

Кому необходима: виды работ по обслуживанию МКД

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домом

УК обязана заключить договор с жильцами. А чтобы заключить договор на обслуживание многоквартирного дома, надо иметь лицензию.

Примеры работ, подлежащие лицензированию:

  • сбор обязательных платежей;
  • содержание и плановый ремонт дома;
  • документооборот и сохранность документации;
  • работы на придомовой территории по благоустройству;
  • предоставление услуг по соглашению с компаниями ЖКХ;
  • аварийное обслуживание и контроль над нормальным функционированием жилого здания.

Как получить лицензию на отходы, можно узнать в статье по ссылке.

Нужна ли ТСЖ?

Лицензирование устанавливается для управляющих компаний. ТСЖ и ЖСК относятся к некоммерческим организациям. Соответственно, лицензия не требуется. Они могут жить спокойно до определённого времени, пока законодатель не решит изменить ситуацию.

Требования к соискателям

На основании Постановления разработаны и утверждены основные требования к соискателям:

  • наличие квалификационного аттестата;
  • отсутствие судимости и дисквалификации;
  • соблюдение правил предоставления услуг в МКД;
  • лицензия не должна быть аннулирована по инициативе комиссии;
  • регистрационные документы УК имеют соответствующий код деятельности по ОКВЭД;
  • предоставление финансовой отчётности и других документов, свидетельствующих об удовлетворительной работе УК.

Сдача экзамена на получение квалификационного аттестата

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домом

  1. Управляющие проходят тестирование на знание Жилищного законодательства и проверку жилищной инспекции.
  2. Общественные деятели, представители сферы ЖКХ и ветераны отрасли принимают решение о выдаче документа.
  3. Рассматривается несколько подразделов в общем плане, связанные со сдачей экзамена:
  1. Подача заявления на прохождение экзамена.
  2. Экзаменационная процедура.
  3. Ожидание результата и получение аттестата.
  • Свидетельством об успешной сдаче экзамена служит квалификационный аттестат.
  • С этим и другими документы соискатель обращается в органы ГЖН с заявлением о предоставлении лицензии.
  • В некоторых регионах предоставляется возможность познакомиться с вопросами экзаменов и пройти пробное тестирование.

Законодатель не определил, какое количество представителей должно пройти экзамен. Вопрос численности рассматривается на местах. Но для того, чтобы была взаимозаменяемость, рекомендуется, как минимум, два представителя: руководитель и его заместитель.

В форме компьютерного тестирования разработано 200 вопросов и три варианта ответов. Надо выбрать правильный вариант. При регистрации на экзамен каждый получает индивидуальный код, согласно которому предоставляется уникальный набор из ста случайных вопросов. Экзаменуемый последовательно отвечает на вопросы в течение двух часов без возможности возврата к предыдущему заданию.

УК могут не сдать экзамен. Тогда будет отказано в выдаче лицензии. В итоге, многоквартирные дома останутся без коммунального присмотра, жильцам которых не повезло с управляющими компаниями. В течение 15 дней после официального уведомления городской администрации, должно состояться собрание собственников жилья для принятия решения о переизбрании УК.

Осторожно! Если собственники не смогут определиться, городские власти самостоятельно подберут управляющую компанию путём открытого конкурса без участия жильцов многоквартирного дома.

Порядок действий

  1. Заявление о допуске к экзамену.
  2. Проверка в реестре дисквалифицированных лиц (от 3 до 10 рабочих дней).
  3. Уведомление о допуске к экзамену (15 рабочих дней).
  4. Регистрация на экзамен и проведение экзамена.
  5. Протокол о результатах формируется автоматически, но подписывается в течение 3 рабочих дней.

  6. Результаты объявляются не позднее 5 рабочих дней с момента проведения экзамена. Уведомление отправляется электронным способом.

Внимание! Количество попыток не ограничивается, плата не взимается.

Если экзамен не назначается и в этом нет вины соискателя, можно упредить ситуацию: написать требование-претензию, обжаловать бездействие должностных лиц лицензионной комиссии в прокуратуре.

Стоимость

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домомЗа лицензию надо заплатить госпошлину:

  • получение первичной лицензии — 30 000 рублей;
  • переоформление — 5 000 рублей;
  • выдача дубликата — 5000 рублей.

Если воспользоваться услугами посреднической организации, которая все заботы возьмёт на себя, расходы увеличиваются от 15000 руб. до 85000 руб.

Документы

  1. Заявление от соискателя.
  2. Учредительные документы.
  3. Квалификационный аттестат.
  4. Приказ о назначении на должность.
  5. Платёжное поручение об уплате госпошлины.

Как получить: пошаговый алгоритм

Алгоритм действий для получения лицензии условно можно разделить на два больших этапа: сдача квалификационного экзамена и подготовка документов на получение лицензии.

Срок оформления лицензии: 45 рабочих дней, если документы не возвращались на доработку.

Соискателю направляется уведомление о допуске и приглашение на экзамен. С момента подачи заявления до проведения экзамена должно пройти не более 15 дней.

На интернет-ресурсах региональных администраций расписан регламент работы жилищных инспекций и действия соискателя на получение лицензии по управлению МКД.

В представленных блоках имеется точная информация по основным направлениям:

  • дата очередного экзамена;
  • работа лицензионной комиссии;
  • сбор необходимых документов и формы, которые необходимо заполнить.

После успешной сдачи экзамена:

  1. Составляется заявка на получение лицензии.
  2. Документы рассматриваются соответствующим органом.
  3. Проводится внеплановая проверка.
  4. В итоге, заявитель получает лицензию на управление многоквартирными домами.

Казалось бы, всё просто, законодатель подробно расписывает каждый из этапов. Но детализация иногда приводит к некоторой путанице, смешивая и заменяя одно понятие другим. Отказы, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет, в некоторых ситуациях по суду признаются недействительными.

Способы подачи документов

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домомНаблюдается тенденция переводить всю отчётность в электронную форму. Поэтому, наиболее удачный способ подачи документов на оформление лицензии — через сайт Госуслуг.
Также можно воспользоваться стандартными и привычными вариантами:

  • отправить по почте;
  • подать бумаги в МФЦ;
  • лично отнести в лицензионную комиссию;
  • воспользоваться услугами представителя или через доверенное лицо.

Важно! Бумаги для должностных лиц в государственный орган отправляются таким образом, чтобы на руках оставался документ, подтверждающий отправку. Если заявка подаётся в электронном виде, желательно, продублировать заказным письмом по почте с описью вложения, либо доставить лично через канцелярию со штампом о приёме документов. Это является основанием и доказательством отправки документов.

Порядок переоформления и продления

Старые образцы полежат переоформлению. Документы с оконченным сроком действия должны быть продлены. Процедура проходит на основании заявления и документов в срок от двух дней после проведения проверки и не позже тридцати дней после регистрации заявления. Готовится мотивированное решение.

Лишение и аннулирование: основания

Инициатором лишения и аннулирования права на осуществление деятельности, согласно жк рф, может быть как контролирующий орган, так и заявитель.

В первом случае основанием служит:

  • приказ о несоответствии лицензионным требованиям и представление в комиссию фальсифицированных документов;
  • привлечение к административной ответственности за невыполненные ранее предписания ГЖН.

Если инициатором выступает управляющий, основанием аннулирования лицензии является заявление лицензиата. В течение десяти дней издаётся приказ о прекращении предпринимательской деятельности. За три последующих дня решение доводится до сведения инициатора.

Последствия работы без разрешения

Управление многоквартирным домом без лицензии наказывается, в зависимости от состава нарушения:

  • по ст.14.1.3 КоАП: грозит административный штраф от 50000 до 250000 руб., исправительные работы до 10 суток;
  • по ст. 171 УК: арест до 6 месяцев, лишение свободы до 5 лет либо налагается штраф до 1000 МРОТ.

Источник: https://znaipravo.com/litsenzirovanie/v-biznese/poluchenie-litsenzii/litsenziya-minstroya/na-upravlenie-mkd.html

Последствия управления МКД без лицензии

Нужно ли получать лицензию ТСЖ на управление многоквартирным домом

Как известно, с 11 января 2018 года вступили в силу очередные изменения в Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ), которые внесены и в часть 7 ст. 162 ЖК РФ. Если ранее управляющая организация должна была приступить к управлению многоквартирным домом (далее – МКД) в течение 30 дней с момента подписания договора управления, то теперь такая обязанность (соответственно, и право) возникает только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ. Буквально о праве на управления МКД только с момента внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ не говорится, но подразумевается и толкуется данная норма именно так.

Читайте также:  Всегда ли двухквартирный дом признается многоквартирным

Однако пункт 4 ст. 198 ЖК РФ (в ред. до 11 января 2018 г.

) говорил о том, что при выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

То есть, до момента внесения вышеназванных изменений, сроки начала управления МКД не конкретизировались в жилищном законодательстве и позволяли толковать их неоднозначно.

Это вызывало споры по моменту заключения договора управления и возникновению прав и обязанностей по нему.

Нередки были случаи управления одним домом двумя управляющими организациями, выставления двойных квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) жителям.

Пресловутые отказы органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) во включении дома в реестр лицензий управляющей организации при наличии судебного спора также порождали ситуации с «двойным управлением» МКД.

Единственный плюс от таких пробелов в законе – отсутствие штрафов за управление домом «без лицензии», так как споры о законной управляющей организации в судах могли идти годами.

Сроки начала управления в разных нормах ЖК разнились, что, как мы знаем, является «неустранимыми сомнениями в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности», что и позволяло избежать штрафов за управление «без лицензии»по КоАП РФ.

Верховный суд РФ Решением от 29.09.2017 № АКПИ17-704 установил:

«Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт «а» пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом «г» пункта 5 данного нормативного правового акта — отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении». Раньше включения дома в лицензию можно было ждать до момента «пока рак на горе свистнет».

Также внесены изменения с начала 2018 года в часть 6 статьи 198 ЖК РФ, согласно которым сдаты исключения сведений   о многоквартирном доме из реестра лицензий    субъекта    Российской Федерации   лицензиат   не вправе осуществлять    деятельность    по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные   услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

Однако некоторые особо рьяно исполняющие свои обязанности представители органов ГЖН, наверное, являются провидцами, которые, несмотря на отсутствие еще вышеназванных изменений, еще в 2016 году выдавали предписания о незаконности управления МКД без включения дома в реестр лицензий за управляющей организацией (УО). Радует, что такая практика не прижилась. По-видимому, адекватных сотрудников в ГЖН на порядок больше.

Однако одной управляющей организации из Ивановской области не повезло и именно ей «прилетело» от ГЖН за управление в отсутствие лицензии на дом в виде предписания вернуть деньги жителям за все время управления «без лицензии». После проведенного общего собрания в апреле и мае 2016 г.

, на котором собственники двух выбрали новую управляющую организацию, она неоднократно направляла в ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. На основании действующей на тот момент нормы Закона(п.7 ст.

162 ЖК РФ) приступила к исполнению договора управления в течение 30 дней с момента его заключения.

Так как орган ГЖН внес изменения в реестр лицензий только в июле 2016 года, то за июнь 2016 г. выдано предписание вернуть жителям двух домов собранные деньги. «Предпринимательские риски» управляющей организации, как любят писать в своих решениях суды.

И суды трех инстанций признали такое предписание органа ГЖН законным и обоснованным. Жаль, что упорства УО хватило только до кассационной инстанции.А может, наоборот, это было благом для всех УО. Ведь ВС РФ мог бы закрепить в своем решении эту практику, и в дальнейшем, аналогичные предписания ГЖН летели бы направо и налево по всей стране. Как говорится, все, что ни делается – к лучшему…

Управляющая организация в своих жалобах поясняла следующее:

«…Ссылаясь на положения жилищного законодательства, Общество настаивает на законности выставления квитанций жителям многоквартирных домов № 21 по Кохомскому шоссе и № 5 Г по проспекту Текстильщиков г.Иванова.

Заявитель жалобы считает, что положения статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливают основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а не условия изменения (приостановления) срока начала исполнения договора.

ООО «Управляющая компания «Корона» полагает, что часть 7 статьи 162ЖК РФ определяет момент начала исполнения управляющей организациейдоговора управления многоквартирным домом.

По мнению заявителя жалобы,судом первой инстанции не учтено, что ООО «Управляющая компания«Корона» на основании названной нормы приступило к исполнениюобязанностей в соответствии с договором управления многоквартирным домом».

Однако суды апелляционной и кассационной инстанции не согласились с заявителем жалобы. В Постановлении АС Волго-Вятского округа от 07.04.2017 г. по делу № А17-7070/2016указал:

«…Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензийсубъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме изуказанного реестра, установлены в статье 198 ЖК РФ.

Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации. Эти сведения лицензиат также обязан направить в орган государственного жилищного надзора.

  • Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
  • При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений  в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
  • Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом,управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
  • Таким образом, возникновение у лицензиата права осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом обусловлено обязательным выполнением требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

В принципе, ничего удивительного в таком решении нет. Суды крайне неохотно выносят решения о признании действий и решений государственных органов незаконными.

Это касается также,по большей части, и протоколов по административным делам.

Толкование закона в пользу простых граждан и юридических лиц, если это не ресурсники или иные любители лоббировать свои интересы лица, в наших судах не принято. Как сказано в народной пословице: «Закон — что дышло…»

В свете изменений Жилищного кодекса остается надеяться, что аналогичные споры исчезнут в будущем.

Однако изречение древнегреческого философа Аристотеля: «Природа не терпит пустоты» отлично подходит и к нашей отрасли ЖКХ, ик нашей судебной системе, хотя и речь в изречении шла о совершенно ином. И поэтому оснований для новых видов судебных разбирательств, думаю, будет еще множество.

Ведь законы нашей страны будут всегда далеки от идеального, пока их принимают врачи, певцы и спортсмены, а монополисты — активно лоббируют свои интересы в законодательных органах, да и не только в них.

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika5130/posledstviya-upravleniya-mkd-bez-litsenzii/

Вопрос-ответ

Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии ?

  • Ответ:  Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:
  • 1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
  • 1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
  • 2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • 3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • 4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
  • 5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

Читайте также:  Жкх что входит в общедомовые услуги

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит. 

Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

Вопрос:  Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии.

Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом.

За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

Ответ:

Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста.  Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.

  Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто.

Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:

а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — лицензия).

К заявлению обязательно прилагаются:

а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом — копия договора управления, подписанного заявителем; г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата). Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

Источник: https://gzhi.volgograd.ru/other/litsenzirovanie/questions/

Состав и роль органов правления товарищества собственников жилья

Товарищество собственников жилья является организацией, которая ведает всеми вопросами по управлению многоквартирным домом.

Однако, для того, чтобы надлежащим образом осуществлять подобную функцию, необходимо осознавать весь спектр прав, обязанностей и ответственности, а также быть в курсе того, какие услуги должно предоставлять товарищество.

Поговорим об этом подробнее. Рамках этой статьи мы узнаем, что такое товарищество, кто является его членами и органами правления и так далее.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 504-88-91 Москва

Читайте на нашем сайте о преимуществах и недостатках ТСЖ, о том, как уйти от УК или ЖКХ и создать свое ТСЖ, как нанять управляющего и заключить договора с собственниками и управляющей компанией на обслуживание.

Органы управления жильем

  • Если вы только намереваетесь вступить в товарищество, или уже давно там числитесь, но по каким-то причинам не вникали в суть действий данной организации, то настал момент исправить подобную ситуацию.
  • В первую очередь вам необходимо знать о том, что управляет товариществом собственников жилья далеко не только один председатель.
  • Существует несколько органов управления в организации, которые имеют определённый вес при принятии решений.

К ним относят собрание собственников жилья, представителей правления и председателя. Но если с первыми и последним все более-менее понятно, то кто такие члены правления остается загадкой. Попробуем узнать об этом подробнее.

В правление товарищества собственников недвижимости в доме входят такие же собственники помещений в многоквартирном доме, как и в состав собрания.

Правда, лица, входящие в состав правления наиболее активно участвуют в жизни товарищества и представляют собой определённое большое собрание, которое действует в интересах постройки.

Члены правления в совокупности являются представителями выборного органа. Именно им принадлежит такая важная функция, как выбор председателя всего ТСЖ из своего непосредственного состава.

А это значит, что в состав правления должны входить люди, которые интересуются судьбой своего дома, а также хотят участвовать в самоуправлении.

Стать членом правления не так сложно. Для этого необходимо выдвинуть свою кандидатуру на общем собрании

Источник: https://mylawyer.club/nedvizhimost/kvartira/upravlenie/tszh/pravlenie.html

Нужна ли лицензия тсж на управление многоквартирным домом в 2019

Дом новостройка 8 мес. управлялся УК назначенной Застройщиком. В получении лицензии этой УК отказано.Квартиры приобретены пр ДДУ, но Свидетельство о праве собственности получили только 40% жильцов.

Мы хотим заключить Договор на управление и обслуживание нашего дома с ПЖЭК( потребительским жилищно- эксплуатационным кооперативом) , 3 дома которого находятся от нас в 200 метрах от нашего дома. Для управления своим жилищным фондом ПЖЭК получать лицензию не надо.

Если они возьмут наш дом , надо ли будет им получать лицензию или нет?

Нужна ли лицензия на управление многоквартирным домом

  • возникающие задачи, связанные с ремонтом здания, заменой коммуникаций, реконструкций отдельных частей здания можно решать как своими силами, так и нанимать подрядные организации;
  • при заключении договоров с любыми организациями можно самостоятельно контролировать их деятельность и, при необходимости, запрашивать отчет об использовании перечисленных средств.

Пошаговая инструкция как создать ТСЖ в многоквартирном доме

  1. Подобрать подходящий жилой массив или дом, нуждающийся в услугах.
  2. Поговорить с жильцами (активом) на предмет достижения предварительной договоренности.
  3. Оформить юридическое лицо или предпринимательство.
  4. Пройти квалификационный тест.
  5. Собрать необходимый пакет документов.

  6. Подать его в орган местного самоуправления, к чьей подведомственности относится выбранное строение.
  7. Получить лицензию.
  8. Начать деятельность.

Внимание: в теории первые два шага отсутствуют. Их можно пропустить и на практике.

Однако лицензированный ИП или ООО могут оказаться в таком случае без поля деятельности.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019 году

Подписание договоров Касающихся правления зданием, содержания общедомового имущества и ремонтных работ, оказания жилищно-коммунальных услуг и т.д. Составление годовой сметы Доходов и расходов Определение объема платежей и сборов Для каждого отдельного собственника соответственно его доле в праве на общедомовое имущество Продажа, передача в аренду, обмен Недвижимой собственности ТСЖ

Особенности работы товарищества собственников жилья (ТСЖ) в 2019 году

Жильцы любой «многоэтажки» могут на общем собрании принять решение о выборе той или иной формы управления. Более того, граждане обязаны это сделать, иначе дом останется без обслуживания и без обеспечения необходимыми ресурсами. Владельцы квартир наделены правом самостоятельно выбрать вариант управления из утвержденных законом.

Читайте также:  Уважаемые жильцы в вашем доме будет проводиться капитальный ремонт мкд

Еще почитать:  Сколько ошибок допускается в гаи на экзамене

Как создать ТСЖ в многоквартирном доме: пошаговая инструкция на 2019 год

Вы хотите сказать, что ( п . 2. ст 193″ Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами*.

») еще рассматривается и не принят? Прошу обратить внимание на изменение ФЗ 255 от 21.07.14г ст161 ч1,3.

Уточнение к вопросу: Нужно ли будет получать лицензию деятельности по управлению МКД, если в ТСЖ один дом? В проекте было четко прописано, что нет, а в ФЗ №255 я ничего не вижу.

Нужно ли будет получать лицензию деятельности по управлению МКД, если в ТСЖ один дом

«предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.»

Ликбез: почему ТСН-ТСЖ не нужна лицензия на управление многоквартирным домом

Корректировки в Жилищный кодекс РФ вступили в силу еще в 2015 году после принятия ФЗ № 255. Фактически, как таковое непосредственное управление многоквартирном доме в «чистом» виде почти не используется. Собственники объединяются в ТСЖ (товарищество собственников жилья) или в ЖК (жилищные кооперативы).

Выдавать лицензии будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана.

До 1 мая 2015 года управляющие компании должны получить лицензию на управление многоквартирными домами

  • использовать имущество в доме согласно его назначению;
  • оплачивать услуги согласно установленному порядку;
  • давать свободный доступ к помещениям, для осмотра, обслуживания и ремонта;
  • за счет своих средств осуществлять ремонт;
  • в течение 1 недели уведомить УК о выселении жильцов;
  • самостоятельно снимать показания счетчиков.

Образец договора между ТСЖ и управляющей компанией

«Управление одним домом, — рассказывает Е. Малекина, — позволяет направить все усилия и финансовые средства на удовлетворение потребностей только его жильцов. Большинство работ с целью экономии проводим своими силами.

Собранных средств оказалось достаточно для проведения частичного капитального ремонта инженерных сетей и укрепления фундамента.

Только полный финансовый контроль и заинтересованность в максимально эффективном расходовании денежных средств дали положительный результат».

Нужно ли лицензирование для ТСЖ с одним домом

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН);
  • Устав организации;
  • оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (допускается предоставление заверенной копии);
  • Решение учредителей о создании организации;
  • Приказ о назначении руководителя;
  • свидетельство о собственности нежилого помещения;
  • копии дипломов и трудовых книжек сотрудников УК;
  • техническая документация на электроинструмент, технические средства, оборудование и документы, свидетельствующие право собственности на них;
  • удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем компании.

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ в 2019 году

В соответствии с разработанным российским правительством законопроектом через полтора года, т.е. с 1 мая 2015 года, управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы и т.п. не смогут осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом без лицензии. Если данный законопроект будет принят и вступит в силу, процедура лицензирования начнется уже осенью 2014 года.

5 (55) март 2014 Нужна ли лицензия для управления многоквартирными домами

Введение практики оплаты жильцами коммунальных услуг напрямую ресурсовикам значительно влияет на работу управляющих компаний. Однако это никак не меняет правила получения разрешительных документов.

УК продолжает собирать средства за жилищные услуги и в полной мере управлять МКД, а значит, ей нужна лицензия.

Она выдается не на конкретный дом, поэтому при обслуживании большого количества объектов разрешительный документ у УО будет только один.

Получение лицензии на управление многоквартирными домами

  • копия устава, засвидетельствованного в нотариальном порядке (для юридических лиц);
  • копия свидетельства (листа) о государственной регистрации ООО (ИП), протокола (решения) о создании;
  • копия свидетельства о регистрации изменений (если они были);
  • копия квалификационного аттестата должностного лица;
  • копия приказа о назначении должностного лица;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД)

31 Авг 2018      stopurist         1526      

Источник: https://uristtop.ru/privatizatsiya/nuzhna-li-litsenziya-tszh-na-upravlenie-mnogokvartirnym-domom-v-2018

Лицензирование УО, ТСЖ и ЖСК

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.

2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление».

И сроком таким установлена дата 01 мая 2015 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В «АКАТО» по-прежнему продолжают поступать многочисленные обращения с вопросами, какие всё-таки организации подлежат лицензированию. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Зачем нужно лицензирование

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным.

Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Однако, федеральным законом от 21.07.2014 N255-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и с 01 сентября Жилищный кодекс дополнился «Разделом X», регламентирующим вопросы лицензирования деятельности по управлению МКД.

Управляющие организации

Собственно, сейчас уже практически ни у кого не возникает сомнений, что управляющие организации обязаны получать лицензию на управление МКД.

Пункт 1 ст.

192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ после 01 мая 2015 года деятельность по управлению МКД без такой лицензии запрещена.

Следовательно, управляющие организации с 01 мая 2015 года в обязательном порядке обязаны иметь лицензию на управление МКД.

Для получения лицензии соискатель обязан соответствовать лицензионным требованиям, установленным ст.193 ЖК РФ.

«АКАТО» неоднократно давал разъяснения по порядку лицензирования, в том числе по вопросу одного из лицензионных требований, установленного подпунктом 2 пункта 1 ст.

193 ЖК РФ («наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата») – кто конкретно и в какой срок должен сдавать квалификационный экзамен и даже предупреждал о мошенничестве в этом вопросе.

ТСЖ, ЖСК, ЖК

Законом 255-ФЗ «О лицензировании деятельности по управлению МКД» были внесены некоторые изменения и в отношении ТСЖ.

На этапе обсуждения законопроекта о лицензировании предложения о лицензировании не только УО, но и ТСЖ, ЖСК неоднократно вносились и обсуждались органами власти различных уровней, ассоциациями и объединениями предприятий и организаций жилищной сферы, различными экспертными сообществами.

В конце концов в отношении ТСЖ и ЖСК победила следующая логика: «ТСЖ, ЖСК, ЖК являются некоммерческими организациями, объединениями собственников помещений. Во-первых, невозможно обязать собственников управлять своей же собственностью на основании некой лицензии.

Во-вторых, непонятно к чему приведёт несоответствие ТСЖ или ЖСК лицензионным требованиям – лишение лицензии не может привести к реорганизации ТСЖ или ЖСК, запретить собственникам создавать свои объединения, товарищества также нельзя, в том числе реорганизовывать существующее ТСЖ и сразу создавать новое, и если уж жилищным законодательством предусмотрен способ управления ТСЖ, созданное в конкретном доме ТСЖ всегда имеет право именно этим домом управлять».

В итоге, ни одним правовым актом не установлена обязанность ТСЖ, ЖСК, ЖК получать лицензию на управление МКД.

Кроме того, частью 1.3 ст.161 ЖК РФ (вступает в силу с 01.05.2015 года) прямо установлено: «1.3.

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая».

Таким образом, ни ТСЖ, ни ЖСК, ни ЖК лицензированию не подлежат!

Прогнозы и перспективы

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

  • Нельзя не отметить тот положительный факт, что лицензионное требование о наличии квалификационного аттестата, по крайней мере, заставило огромное количество должностных лиц соискателей лицензии более глубоко изучить жилищное законодательство, тем самым повышая свою профессиональную компетентность.
  • В целом же, пока ещё наличие лицензии не стало обязательным требованиям, еще не начались аннулирования/отзывы лицензий и дисквалификации должностных лиц, оценить последствия введения лицензирования для ЖКХ России довольно сложно.
  • Как говорится, «поживём – увидим»…
  • Дмитрий Нифонтов

___________________________________________________________________

Центр дистанционного обучения «АКАТО» предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,

ответственным за деятельность по управлению МКД)

воспользоваться специальным Интернет-сервисом
по подготовке к квалификационному экзамену
Подробнее > > >

  1. ___________________________________________________________________

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО «АКАТО».

Следите за расписанием мероприятий на сайте «АКАТО».

___________________________________________________________________

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58

Источник: https://acato.ru/articles/20150127/kto-podlezit-licenzirovaniu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector