Расщепление платежей за коммунальные услуги что это

Сбор платежей осуществляется через сеть «Единый платежный агент» – это общая платежно-сервисная система компании «ИНСОЦ». Карта касс охватывает все районы города, работают три «Центра обслуживания населения». В каждой из этих касс принимают оплату по квитанции за жилищно-коммунальные услуги в пользу управляющей организации.

В качестве дополнительного канала приема платежей за ЖКУ, капремонт и заявок на платные услуги работает личный кабинет собственника «Платежи Чувашии». 

Расщепление платежей

Расщепление платежей физических лиц осуществляется автоматически в полном соответствии с Постановлением Правительства РФ №253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг». 

 Подробнее

Схематично организацию взаиморасчетов за ЖКУ в соответствии с ПП 253 можно представить так:

Расщепление платежей за коммунальные услуги что это

Преимущества сотрудничества с «ИНСОЦ» по сбору и расщеплению платежей:

  • Обеспечение высокого процента сбора за счет большого количества точек приема платежей и их доступности (Карта касс);
  • Расщепление платежей в соответствии с нормами законодательства, и как следствие, отсутствие проблем с проверяющими органами;
  • Прозрачная система персонифицированного учета платежей;
  • Контроль над организациями, принимающими платежи;
  • Возможность оперативно информировать граждан о начислениях или долгах.

Стоимость услуг:

«№№ п/п Наименование услуги Цена Примечание
 1.1 Прием платежей в пользу клиентов на основе существующих точек оплаты ЖКУ. 1% от суммы принятых денежных средств Клиент может оплатить услуги ЖКХ в любой точке приема РКЦ. (Карта касс)
1.2. Расщепление принятых денежных средств по поручению клиента 0,1% от суммы принятых денежных средств Расщепление поступающих платежей по ресурсоснабжающим организациям. 

Расщепление платежей за коммунальные услуги что это

Шмелёв Андрей Михайлович Телефон: +7 (8352) 321-532 (доб. 9-162) Моб.: +7 (919) 977-38-88 E-mail: a-shmelev@insoc.ru Адрес: г. Чебоксары,

ул. Академика Крылова, 13

Закон о ГИС «ЖКХ» № 209-ФЗ предполагает консолидацию сведений о лицевых счетах, начислениях всех поставщиков ресурсов и услуг и оплатах этих услуг физ. лицами в единой информационной системе. В апреле 2015г.

Чувашия подписала соглашение с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и стала третьим пилотом в стране по внедрению ГИС «ЖКХ» в субъектах РФ. Передача данных в федеральную ГИС будет осуществляться путем интеграции с региональным Порталом ЖКХ ЧР.

Региональный оператор ООО «ИНСОЦ» осуществляет ряд сервисов для поддержки и обслуживания этой системы, реализации требований федерального законодательства.

Источник: http://www.insoc.ru/yk/sbor-racsheplenie/

МосОблЕИРЦ разъясняет, как происходит «расщепление» денежных средств, оплаченных за жилищно-коммунальные услуги

Расщепление платежей за коммунальные услуги что это 16.06.2017

Процедура доведения денег, полученных от жителей в качестве платежей за ЖКУ, до поставщиков коммунальных ресурсов через МособлЕИРЦ гарантирует поступление средств поставщикам. В случае, если переводом занимается управляющая компания, возможны риски задержек, говорится в сообщении пресс-службы ООО «МособлЕИРЦ».

Ранее в эфир одного из ТВ-каналов вышел сюжет о том, что в Пушкинском районе 1,5 тысячи человек остались без горячей воды из-за большого долга теплосети перед газовщиками. Жители сообщили, что в платежках за ЖКУ долгов не указано.  УК заявила, что долг образовался по вине населения, а начисление и сбор средств за ЖКУ производит МособлЕИРЦ.

До момента перехода в МособлЕИРЦ, по словам представителя УК, долгов у нее не было. В едином расчетном центре заявили, что занимаются расщеплением платежей между УК и ресурсоснабжающими организациями.

Доведение финансовых средств до  поставщика ресурса (газа) в обязанность расчетного центра на данный момент не входит – ввиду отсутствия соответствующего договора (соглашения).

В материале поясняется, как осуществляются расчеты за жилищно-коммунальные услуги при условии, что на территории не работает МособлЕИРЦ.

«Граждане оплачивают услуги, деньги поступают на счета управляющих компаний (УК) или локальных расчетных центров, созданных самими УК. После этого управляющая организация должна перевести деньги на счета ресурсоснабжающих организаций (РСО) и поставщиков ресурсов – энергосбытов, теплосетей, водоканала, поставщиков газа.

Однако недобросовестные УК могут держать деньги на собственных счетах и по собственному усмотрению и в произвольных объемах распределять их по поставщикам ресурсов. Это — серьезные риски и для граждан, и для ресурсников.

Первые могли остаться без тепла или света, вторые лишаются возможности вести нормальную хозяйственную деятельность: вкладывать средства в развитие, в ремонт и закупку нового оборудования», — говорится в сообщении.

В материале также уточняется, какие принципиальные изменения произошли с приходом МособлЕИРЦ. Во-первых, действия расчетного центра унифицированы и прозрачны.

Распоряжением 192-РВ министерство ЖКХ Московской области утвердило «Единый порядок взаимодействия и информационного обмена…», тем самым стандартизировав процессы взаимодействия расчетного центра с организациями по начислениям и сбору платежей за ЖКУ.

«Во-вторых, МособлЕИРЦ взял на себя функции и обязательства платежного агента и работает в рамках федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц».

Это значит, что расчетный центр стоит на учете в Росфинмониторинге, использует специальные банковские счета, предназначенные для ограниченного числа операций, и несет законодательную ответственность за своевременное и полное доведение денежных средств до поставщиков ресурсов», — подчеркивается в сообщении.

В-третьих, добавляется в материале, из расчетов за ЖКУ исключен посредник в лице УК. Поступившие от граждан средства ЕИРЦ, согласно закону, немедленно расщепляет до тарифной составляющей, распределяя по поставщикам воды, электричества, тепла и газа. Управляющая компания также получает свою долю из этого общего «котла» — за оказанные жилищные услуги по содержанию дома.

О том, как механизм расщепления платежей до тарифной составляющей выглядит на практике, рассказала управляющий директор МособлЕИРЦ Ольга Роганова.

«УК, РСО, поставщики ресурсов и расчетный центр заключают между собой соглашения, по которым средства, поступившие от плательщиков, расщепляются до тарифной составляющей услуги.

Финансовые средства МособлЕИРЦ в предусмотренных соглашением долях напрямую направляет в РСО (теплосеть, энергосбыт, водоканал), поставщикам ресурсов (непосредственно за сам газ и его транспортировку), управляющим компаниям (за оказанные услуги по содержанию жилого фонда)», — цитирует пресс-служба Роганову.

К примеру, гражданин вносит плату за услуги «отопление» и «горячее водоснабжение». В тариф за эти услуги включена стоимость газа и его транспортировки. Если заключено четырехстороннее соглашение, в том числе с поставщиком ресурса, МособлЕИРЦ направляет денежные средства и в РСО (теплосеть или водоканал), и поставщику газа – за сам газ и его транспортировку, поясняется в сообщении. 

«Если возникает спорная ситуация, как например, в Пушкине в июне 2017 года, где жильцам нескольких домов отключили горячую воду, нужно установить, на ком лежит ответственность за то, что перед поставщиком газа возникла задолженность и тот перекрыл подачу ресурса в котельные. Для этого нужно запросить в местной администрации или в территориальном управлении МособлЕИРЦ информацию о соглашении о «расщеплении» платежей до тарифной составляющей», — говорится в материале.

Если такое соглашение заключено – это ответственность расчетного центра. Если нет, как например, в Пушкине – значит, за перевод денег от теплосети поставщику газа несут ответственность другие организации, заключается в пресс-релизе.

Источник: https://www.xn--90aijkdmaud0d.xn--p1ai/press/about_us/7761/

«Расщепление» платежей и лицензионные требования

Расщепление платежей за коммунальные услуги что это

Как в пьесе у Александра Николаевича Островского «Без вины виноватые», так и в жизни, управляющие организации априори повинны во всех смертных грехах. Иногда складывается впечатление, что органы ГЖИ перенимают опыт «палочной системы» полиции, когда от количества выданных предписаний, отдельных сотрудников ГЖИ ждет поощрение. В данной статье мы поговорим о том, подпадает ли под нарушение лицензионных требований не соблюдение управляющей организацией порядка осуществления расчетов с РСО в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющие организации, которые получают плату за коммунальные услуги от потребителей, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416 (далее – Правила № 416).

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением такого стандарта, как осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.

Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг» (далее — Порядок № 253).

Согласно пункта 6 Порядка № 253, платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Исходя из п. 7 Порядка № 253, если ежедневный размер платежа, подлежащего перечислению в пользу РСО составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней.

  • Ранее мы публиковали статью, в которой рассматривалась ситуация, при которой суды всех инстанций признали незаконным предписание ГЖИ об обязании управляющей организации оплатить задолженность перед РСО.
  • Однако, хотелось бы предостеречь управляющие организации от возможных неблагоприятных последствий в виде предписаний ГЖИ об устранении нарушений лицензионных требований, выразившихся в нарушении порядка расчетов с РСО.
  • На сегодняшний день существует многочисленная судебная практика, согласно которой, нарушение сроков перечисления денежных средств, поступивших от потребителей в адрес РСО, является нарушением лицензионных требований.

Постановление Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 г. по делу № А45-36119/2017

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что потребители коммунальных услуг исполняли свои денежные обязательства, однако платежи потребителей за предоставление коммунальных услуг, поступающие управляющей организации, в сроки, установленные Постановлением № 253, и в объеме поступивших от потребителей платежей, управляющей организацией на счет РСО не перечислены, что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 4 Порядка № 253 и пункта 6.1 Договора ресурсоснабжения.

Поскольку Обществом не обеспечено соблюдение вышеперечисленных норм действующего законодательства, условий Договора ресурсоснабжения и доказательств обратного в материалы дела не представлено, у заинтересованного лица имелись правовые основания для выдачи предписания и изложенные в нем требования Инспекции об устранении указанных нарушений являются законными и обоснованными.

Постановление Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 г. № 17АП-20259/2017-АК по делу № А71-13283/2017

Основываясь на ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ч. 6.2. ст. 155 ЖК РФ, а также подп. «ж» п.

4 Правил № 416 суд указал, что управляющая организация обеспечивает осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

Порядок осуществления расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Таким образом, соблюдение порядка осуществления управляющей организацией расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием.

Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 г. № 13АП-2306/2018 по делу № А56-84809/2017

  1. Суд пришел к выводу что Правила № 253 носят обязательный характер, входят в систему жилищного законодательства, регулируют порядок обращения управляющей организацией с денежными средствами жителей многоквартирного дома при расчетах за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, на иные договоры энергоснабжения не распространяются.
  2. Таким образом, предписание является законным, а Управляющая организация в рамках организации расчетов за поставленные в многоквартирный дом коммунальные ресурсы обязана соблюдать требования пункта 6 Правил № 253.
  3. Необходимо добавить, что некоторые управляющие организации ошибочно полагают, что установив в договоре с ресурсоснабжающей организацией иной срок внесения платы за коммунальные ресурсы, отличный от установленного Правилами № 253, могут обезопасить себя от претензий как со стороны РСО, так и надзорного органа.

Так, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 г. № 17АП-2729/2017-АК по делу № А60-55164/2016 установлено, что, исходя из соглашения, заключенного между управляющей организацией и РСО, оплата электрической энергии должна производиться не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Читайте также:  Тсж в коробке передач что это

При этом согласно п. 6 Порядка № 253 платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителя исполнителю.

Вместе с тем, общество как исполнитель коммунальных услуг осуществляет платежи в пользу РСО по истечении половины месяца с даты внесения платы потребителями, что не соответствует требованиям п. 6 Порядка № 253.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в результате денежные средства, поступившие в оплату обязательств перед исполнителем коммунальных услуг, подлежащие перечислению в РСО в исследуемый период до 01 сентября 2016 года, поступают в ресурсоснабжающую организацию в сроки, отличные от установленных п. 6, п. 7 Порядка № 253.

Следовательно, Общество не обеспечивает соответствие ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации.

В завершение необходимо сказать о том, что управляющие организации должны держать ухо востро и не забывать о том, что соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам сервис «Сайты для УК и ТСЖ».  Сайты интегрированы с реформой ЖКХ и ГИСом ЖКХ, а также отвечают всем требованиям законодательства. Вся необходимая информация о сервисе тут.  

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika5130/rasshcheplenie-platezhey-i-litsenzionnye-trebovaniya/

О введении расщепления платежей

Главная » Новости » О введении расщепления платежей

В соответствии с поручением, содержащимся в ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ Правительство РФ должно принять постановление, устанавливающее требования к осуществлению расчётов за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее — проект).

Побудительные факторы

Формальным основанием возникновения темы введения расщепления платежей является тот факт, что порядок расчётов между управляющими организациями (далее — УО), товариществами собственников жилья, жилищными и специализированными потребительскими кооперативами (далее — ТСЖ) и ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) должен содержаться в устанавливаемых Правительством РФ правилах, обязательных при заключении между такими организациями договоров ресурсоснабжения (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ). Кроме того, ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 123-ФЗ). Правительству РФ дано дублирующее поручение установить требования к осуществлению расчётов УО и ТСЖ за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими исполнителями коммунальных услуг заключены договоры на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение, отопление.

Одним из аргументов введения расщепления платежей является перечисление управляющими организациями платы за потребляемые в многоквартирных домах (МКД) коммунальные ресурсы в меньшем размере, чем получено ими от потребителей. Собрать 100% платы за коммунальные услуги на практике невозможно. Хорошим считается уровень 95%.

Но и при такой собираемости и полном перечислении средств управляющая организация остаётся должна РСО ежемесячно, а через полгода её можно банкротить.

Такая ситуация означает, что проблема неполных платежей за поставленные ресурсы — это, прежде всего, не свидетельство воровства или посредничества управляющих организаций, а объективная неурегулированность договорных отношений.

Лишь в незначительном числе случаев УО, имея неплохой уровень сбора платы за коммунальные услуги, перечисляют РСО для расчётов за потреблённые коммунальные ресурсы только часть средств, полученных от собственников и нанимателей помещений, а другую их часть или присваивают себе, или частично направляют на ремонт дома.

Это неправомерное экономическое поведение, в результате которого у РСО возникают экономические проблемы в расчётах со своими смежниками, что будет иметь негативные последствия для добросовестных потребителей (например, теплоснабжающая организация не сможет расплатиться за газ, в результате ухудшится качество теплоснабжения).

Для устранения такой ситуации законодатель уже установил возможность перехода собственников помещений и нанимателей муниципальных и государственных жилых помещений на «прямые платежи» за коммунальные услуги, потребляемые индивидуально (без общедомовых нужд). Такие поправки внесены в ст. 155 (ч. 6.1, 6.3, 7, 7.1) ЖК РФ Законом № 123-ФЗ.

То есть в настоящее время меры по предотвращению недобросовестного исполнения УО и ТСЖ своих обязательств перед РСО уже приняты.

Кроме того, зачастую причиной большой задолженности, складывающейся у управляющих организаций перед РСО, является не недобросовестность при перечислении платежей населения, а неправильное выставление счетов РСО.

Такая ситуация возникает, в частности, когда для определения стоимости коммунальных ресурсов, потреблённых в МКД, не оснащённых коллективными приборами учёта, РСО применяют расчётные способы, отличные от предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. Это достаточно частое явление.

А в ряде случаев (например, при расчётах за тепловую энергию и горячую воду в Москве) причиной является применение РСО тарифов, установленных для организаций, тогда как УО обязаны определять стоимость коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения.

Представляется, что устранение объективно существующих проблем должно происходить в сфере совершенствования нормативно-правового поля и договорных отношений, с тем чтобы предоставить сторонам возможность развивать нормальные экономические взаимоотношения. Однако представляется, что позиция Минрегиона России ведёт к замене экономических отношений административными.

Предложения Минрегиона России

Для выполнения поручения, содержащегося в ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, проектом постановления, устанавливающего требования к осуществлению расчётов за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее — проект) предлагается установить:

процедуру расщепления денежных средств, поступающих на специальный банковский счёт в качестве платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальные услуги. Предусматривается проведение следующих операций:

  • зачисление «принятых от физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей денежных средств в счёт платы за жилое помещение и коммунальные услуги» на специальные банковские счета, открытые УО, ТСЖ (далее — специальный банковский счёт исполнителя);
  • зачисление средств, списанных со специального банковского счёта исполнителя, на специальный банковский счёт платёжного агента;
  • списание денежных средств со специального банковского счёта платёжного агента на банковские счета РСО;
  • списание денежных средств со специального банковского счёта платёжного агента на банковский счёт УО, ТСЖ, собственника жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также на банковский счёт, на который перечисляется плата за капитальный ремонт, «если имеется счёт на капитальный ремонт»;
  • необходимость расчёта размера сумм, перечисляемых РСО, платёжным агентом или банком вместо владельца банковского счёта;
  • порядок распределения сумм, внесённых потребителями;
  • обязательность перечисления денежных средств, поступивших на специальный банковский счёт, на [обычные] банковские счета УО, РСО, публично-правового образования (наймодателя), «а также банковский счёт со специальным режимом работы на капитальный ремонт».

Главной целью установления требований к осуществлению расчётов исполнителей коммунальных услуг (абонентов) за приобретаемые у РСО ресурсы является расщепление платежа, которое, по сообщениям СМИ, «предполагает оплату услуг ЖКХ отдельно компаниям, поставляющим соответствующие виды услуг.

В платёжном документе будут перечислены все организации, участвующие в предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, гражданин будет перечислять деньги не управляющей компании, как сейчас, а конкретным получателям платежей, и управляющая компания будет получать лишь деньги, причитающиеся ей за непосредственно оказанные услуги.

Сам платёжный документ при этом останется единым». Такой подход, скорее всего, основан на следующих исходных оценках и подходах:

  • все УО являются недобросовестными контрагентами РСО;
  • все собственники помещений в МКД являются неактивными, нетребовательными, недостаточно технически, экономически и юридически грамотными, поэтому не в состоянии потребовать от УО добросовестного выполнения своих обязательств перед собственниками и контрагентами;
  • обеспечить порядок в расчётах между УО и РСО можно только административным путём — запретить управляющим организациям самостоятельно оплачивать стоимость потреблённых в МКД коммунальных ресурсов, установить обязательность внесения платежей за коммунальные услуги собственниками помещений в МКД и нанимателями муниципальных и государственных жилых помещений не УО, а на счета единых расчётно-информационных, расчётно-кассовых центров (ЕРКЦ, ЕРЦ, РИЦ), которые будут «расщеплять» полученные суммы непосредственно РСО.

Представляется, что главной ошибкой, из которой вытекает предложение ввести расщепление платежей, является убеждение в том, что УО не оказывает никаких услуг, а только что-то организует, а значит, ни за что и не отвечает.

Это концептуально не верно и противоречит установленным Жилищным кодексом РФ отличиям способа управления МКД управляющей организацией от непосредственного управления собственниками помещений.

При способе управления МКД управляющей организацией она должна отвечать за весь комплекс мер, направленных на управление МКД, содержание и ремонт общего имущества в таком доме, предоставление всех коммунальных услуг, которые только могут быть предоставлены исходя из уровня благоустройства дома.

С юридической точки зрения предлагаемый проект содержит много противоречий нормам федеральных законов.

Несоответствие предмета проекта полномочиям, возложенным Жилищным кодексом РФ на Правительство РФ. Предметом проекта является установление требований к осуществлению расчётов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми УО и ТСЖ заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в т.ч.

поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжение, в т.ч. поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления). Законодатель не поручал Правительству РФ устанавливать требования к расчётам между УО, ТСЖ за содержание и ремонт общего имущества в МКД.

Установление проектом требований к осуществлению расчётов за содержание и ремонт общего имущества в МКД является выходом Правительства РФ за пределы предмета регулирования, установленного ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФ. При этом не учитывается, что согласно п. 4 ст.

 3 ГК РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права « на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации». В соответствии с Жилищным кодексом РФ этот порядок расчётов за содержание и ремонт общего имущества в МКД устанавливается органами управления ТСЖ (ч. 5 и 6 ст.

 155 ЖК РФ), прямыми нормами Жилищного кодекса РФ (ч. 7 ст. 155), договором управления МКД (п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ), договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с УО, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении (ч. 1.1 и 1.2 ст. 164 ЖК РФ).

В этих и других нормах федеральных законов нет оснований для регулирования Правительством РФ требований к осуществлению расчётов за содержание и ремонт общего имущества в МКД. Поэтому положения проекта, устанавливающие требования к осуществлению расчётов за содержание и ремонт общего имущества в МКД, неправомерны.

Неправомерность изменения установленных Жилищным кодексом РФ способов внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Исходя из императивных норм Жилищного кодекса РФ, если УО, ТСЖ не привлекли платёжных агентов, или если банки, с которыми указанные исполнители имеют договоры о приёме и перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, не привлекли банковских платёжных агентов, то плата за коммунальные услуги должна вноситься только:

  • УО (ч. 6.1 и 7 ст. 155 ЖК РФ);
  • ТСЖ (ч. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ);
  • РСО, предоставляющим коммунальные услуги при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений и в отношении которых при управлении многоквартирным домом управляющей организацией или ТСЖ в установленном порядке принято решение о переходе на прямые платежи (ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

В этих случаях в платёжных документах, выставляемых нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственникам помещений в МКД, указываются банковские счета перечисленных юридических лиц.

Исходя из требований Жилищного кодекса РФ и других федеральных законов, в платёжных документах никогда не могут указываться банковские счета платёжных агентов, банковских платёжных агентов, расчётно-кассовых или информационно-расчётных центров (что достаточно часто нарушается на практике) независимо от того, какие решения по этому вопросу приняты общими собраниями собственников помещений в МКД, ТСЖ, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ и Правительством РФ.

Устанавливаемая ч. 15 ст. 155 ЖК РФ возможность взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги с нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений детализирована нормами двух федеральных законов:

при участии платёжных агентов — Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (вступил в силу с 1 января 2010 г., далее — Закон № 103-ФЗ);

при участии банковских платёжных агентов — Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе» (вступил в силу с 29 сентября 2011 г., далее — Закон о НПС).

К сведению

Правомочия и условия деятельности платёжных агентов урегулированы специальным федеральным законом. Согласно Федеральному закону от 03.06.

2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» платёжным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц, в частности за жилое помещение и коммунальные услуги.

Такую деятельность платёжный агент — оператор по приёму платежей (юридическое лицо) осуществляет на основании заключённого с поставщиком договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц, а платёжный агент — платёжный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) — на основании заключённого с оператором по приёму платежей договора об осуществлении деятельности по приёму платежей физических лиц. Этот Закон допускает использование платёжных терминалов для приёма платёжным агентом наличных денежных средств от плательщиков. На проведение расчётов за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляемых в безналичном порядке, Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ не распространяется. Его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчётов, осуществляемых УО и ТСЖ за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно с физическими лицами, за исключением расчётов, связанных с взиманием платёжным агентом вознаграждения с плательщика. Согласно данному Закону вознаграждение платёжному агенту выплачивается нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений, а не УО и ТСЖ.

Читайте также:  Можно ли не платить за содержание жилья многоквартирного дома

К сведению

Источник: http://mupts-grd.ru/news/2017/04/25/1156/

Расщепление платежей – кому это выгодно?

Как такая мера поможет решить эту неоднозначную проблему, мы попытались выяснить у заместителя главы администрации МО «Город Нарьян-Мар» по экономике и финансам Елены Кисляковой.

– Жилищный кодекс определил, что за все в многоквартирном доме отвечает управляющая организация (УО): за содержание, текущий ремонт и качество коммунальных услуг, – говорит Елена Сергеевна. – А собственники квартир должны в полной мере оплачивать эти услуги.

При этом УО, помимо договоров с собственниками на оказание жилищно-коммунальных услуг, должна заключить договоры с ресурсниками на приобретение коммунальных ресурсов (тепла, воды, электроэнергии), а также с организациями, занимающимися вывозом мусора, обслуживанием газопроводов, нанять уборщиц и дворников.

Ни одна УО не обойдется без бухгалтера, кассира, экономиста, юриста и руководителя. Управляющая организация должна платить банку и почте за прием платежей от населения без дополнительной оплаты, должна содержать работников, которые отвечают на обращения граждан и запросы контролирующих организаций.

При этом нужно понимать, что, как правило, единственный источник покрытия всех затрат управляющей организации – это платежи граждан за содержание жилого фонда. В идеале УО, чтобы определить стоимость содержания, должна посчитать все возможные затраты по дому и разделить на общую площадь квартир.

При этом нужно понимать: чем меньше дом и хуже его техническое состояние, тем больше будет плата в расчете на один квадратный метр жилья. Поэтому УО стремятся получить в управление новые многоэтажки, ведь затраты на них меньше, и есть вероятность покрыть их, собрав плату с граждан.

Окончательное решение о стоимости платы за содержание определяется на собраниях собственников жилья. К сожалению, собственники крайне редко готовы оплачивать все затраты управляющих организаций.

В результате управдомы подписывают договор управления, заранее зная, что не смогут покрыть всех своих затрат. Однако на этом проблемы УО только начинаются.

Во всем мире примерно 5% граждан ни при каких условиях не платят за жилищно-коммунальные услуги, в результате УО не собирают и тех денег, на которые рассчитывали.

До марта прошлого года действовало правило: если в доме нет общедомовых приборов учета воды, то ресурсники выставляли плату на весь дом по нормативу, а граждане, установившие индивидуальные приборы учета, платили по показаниям приборов. У УО накапливалась дельта, которая никем не покрывалась.

Если дом требовал ремонта или очистки выгребной ямы, а собственники не приняли решение об оплате этих работ, то по жалобе этих же жителей жилинспекция выписывает штраф УО (кстати, если штраф не будет вовремя оплачен, то его размер удвоится).

Перед УО всегда встает дилемма: в полном объеме заплатить за коммунальные ресурсы или вовремя выдать зарплату своим работникам и рассчитаться по налогам и оплатить штрафы? Все знают, что за задержку зарплаты и налоговых платежей наступят серьезные правовые последствия. Поэтому абсолютное большинство УО неизбежно накапливают задолженность перед ресурсниками.

Прекратить эту порочную практику возможно только при условии, когда деньги за коммунальные услуги будут поступать напрямую ресурсоснабжающим организациям.

– Но ведь так происходит по всей стране, неужели нельзя принять законы, которые урегулировали бы эту ситуацию?

– С сентября 2012 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 253, в соответствии с которым управдомы обязаны уже на следующий день перечислять ресурсникам платежи, поступившие от граждан за коммунальные услуги.

Но проблема в том, что у большинства УО счета арестованы судебными приставами на основании исполнительных листов ресурсоснабжающих организаций и других кредиторов.

Любые средства, поступающие на счет УО, банк направляет на погашение задолженности в соответствии с очередностью: сначала гасится зарплата работникам организации, затем налоговые платежи, а уже потом оплачиваются требования ресурсо-снабжающих организаций, причем в соответствии с очередностью их поступления в банк.

Поэтому, если даже УО решит жить по правилам 253-го постановления, выжить она не сможет. Однако в этом документе есть исключение, которое не применяется, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

В случае расщепления платежей ресурсники будут получать все средства, которые оплачивает население за коммунальные услуги, а УО получит деньги за содержание жилья.

– Но ведь за электроэнергию и газ мы платим напрямую, почему ПОК и ТС не может выставлять нам счета за тепло и воду?

– Действительно, еще с советских времен за электроэнергию и газ мы платили по отдельным квитанциям. В этих организациях созданы специальные службы сбыта, содержание которых предусмотрено в тарифах на электроэнергию и газ.

Чтобы не разрушать сложившуюся систему, в законах о газо- и электроснабжении сделаны исключения из общего правила, разрешающие заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с гражданами, минуя управляющую организацию.

Для тепло- и водоснабжения законом такая возможность дана только в случае выбора способа управления – непосредственное управление.

– Елена Сергеевна, как все-таки происходит расщепление платежей?

Источник: http://nvinder.ru/article/vypusk-no-32-19944-ot-28-marta-2013-g/337-rasshcheplenie-platezhey-komu-eto-vygodno

Постановление Правительства о расщеплении платежей за коммунальные услуги — в 2019 году

С течением времени вопрос о выплате коммунальных платежей становится все более актуальным, так как цены растут, а доходы при этом увеличиваются далеко не у всех граждан.

Одним из таких изменений за последнее время является постановление Правительства о расщеплении платежей за коммунальные услуги.

Порядок оплаты ЖКУ

Порядок оплаты предоставленных гражданам коммунальных услуг предусматривает возможность использования нескольких вариантов проведения транзакций:

  • использование наличной или безналичной формы платежей с помощью личного банковского счета плательщика;
  • оплата счетов с помощью доверенных лиц любым из представленных в законах способом, который не противоречит нормам составленного соглашения;
  • оплата коммунальных услуг в установленные сроки, но частично в соответствии с заведомо оформленной договоренностью;
  • оформление платежей, которые будут использоваться в качестве предварительной оплаты.

Если человек пользуется жилой недвижимостью на основании договора социального найма, процедура оплаты коммунальных услуг может достаточно подробно описываться в составленном соглашении. Если документ имеется, то в таком случае нужно будет действовать в полном соответствии с установленным порядком, оплачивая коммунальные услуги в строго установленные сроки.

В случае пренебрежения данным условием в конечном итоге можно обойтись не только наложением пеней на имеющуюся задолженность, так как в соответствии с действующим законодательством управляющие компании могут инициировать окончательное выселение должника из занимаемого им жилья.

Зачем это нужно

Причина возникновения темы, связанной с необходимостью расщепления платежей, заключается в том, что Правительство должно было ввести правила, в соответствии с которыми бы осуществлялось регулирование расчетов между управляющими компаниями и другими лицами, занимающимися предоставлением коммунальных услуг гражданам.

Одним из ключевых аргументов, по причине чего было принято решение о расщеплении платежей представляет собой перечисление со стороны управляющих компаний оплаты за потребляемые коммунальные услуги в меньшем объеме, чем изначально было получено от потребителей, так как собрать 100% оплаты коммунальных услуг на практике абсолютно невозможно.

Отличным считается уровень в районе 95%, но даже при наличии подобной собираемости, а также полном перечислении требуемых средств управляющая компания в итоге остается с определенной задолженностью РСО, и уже примерно через шесть месяцев она становится банкротом.

Таким образом, проблема внесения неполных платежей за предоставленные коммунальные услуги представляет собой не свидетельство того, что в управляющей компании процветает воровство или она является посредником, а того, что на данный момент договорные отношения объективно не урегулированы.

Только в незначительном количестве случаев управляющие компании, имея довольно неплохой уровень сбора оплаты коммунальных услуг, в конечном итоге отправляют РСО для расчетов только определенную долю средств, которые были получены от потребителей, в то время как остальная присваивается самим участникам или же частично используется в дальнейшем для проведения ремонтных работ в доме.

Постановление Правительства о расщеплении платежей за коммунальные услуги

В соответствии с Постановлением Правительства №253 устанавливаются ключевые требования, которые предъявляются управляющим компаниям, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, а также другим специализированным потребительским кооперативам в процессе проведения ими всевозможных расчетов с соответствующими ресурсоснабжающими компаниями за предоставляемые коммунальные услуги на основании составленных договоров.

Данные требования не могут использоваться в том случае, если в процессе проведения расчетов за какие-либо коммунальные услуги по нежилым или жилым помещениям в соответствии с нормами действующего Жилищного кодекса было принято решение, к примеру, после проведения общего собрания владельцев недвижимости в многоквартирном доме о внесении оплаты за коммунальные услуги уже непосредственно тем компаниям, которые занимаются поставкой ресурсов.

При этом стоит отметить тот факт, что указанные требования не могут применяться по отношению к тем ресурсам, которые оплачиваются в соответствии с решением ОС напрямую РСО.

Скачать Постановление о расщеплении платежей за коммунальные услуги

Данное постановление устанавливает, что управляющим компаниям и всем перечисленным кооперативам нужно до 1 сентября 2012 года полностью сверить всевозможные расчеты с ресурсоснабжающими компаниями за те ресурсы, которые были предоставлены им в соответствии с составленными договорами, которые были оформлены еще до того, как в силу вступили указанные требования.

После того, как поступают требуемые платежи от потребителей, на протяжении десяти рабочих дней ресурсоснабжающая компания вместе с управляющей организацией должны провести процедуру обмена информации между собой.

Порядок проведения таких операций должен устанавливаться в соответствии с договором ресурсоснабжения, причем передаваемые сведения должны в обязательном порядке включать в себя конкретное указание плательщика, сумму полученных средств, а также конкретный период, за который осуществлялось перечисление оплаты.

Как происходит процесс

Источник: https://1kvartirka.ru/postanovlenie-pravitelstva-o-rasshheplenii-platezhej-za-kommunalnye-uslugi/

О предложении введения «расщепления платежей»

Откуда возникла тема неплатежей и расщепления. Объективные и субъективные факторы.

Откуда возникла тема неплатежей и расщепления. Объективные и субъективные факторы

Формальные основания.

Порядок расчетов между управляющими организациями, товариществами, жилищными и специализированными потребительскими кооперативами и ресурсоснабжающими организациями должен содержаться в устанавливаемых Правительством РФ правилах, обязательных при заключении между такими организациями договоров ресурсоснабжения (ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, часть 62 статьи 155 кодекса (в ред. Федерального закона от 4 июня 2011 г.

№ 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») дает Правительству РФ дублирующее поручение установить требования к осуществлению расчетов управляющих организаций, товариществ, жилищных и специализированных потребительских кооперативов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими исполнителями коммунальных услуг заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления.

Одним из аргументов введения «расщепления платежей» является перечисление управляющими организациями платы за потребляемые в многоквартирных домах коммунальных ресурсов в меньшем размере, чем собрано платы от потребителей. Собрать 100% платежей за коммунальные услуги на практике невозможно. Хорошим сбором платы за коммунальные услуги является уровень 95%.

Но и при этой собираемости и полном перечислении средств управляющая организация остаются должна ежемесячно, а через полгода ее можно банкротить.

Это означает, что проблема неполных платежей управляющих компаний ресурсоснабжающим организациям – это, прежде всего, не свидетельство их воровства или посредничества, а объективная неурегулированность договорных отношений.

Читайте также:  Может ли адвокат быть председателем тсж

Есть незначительное число случаев, когда управляющие организации, имея неплохой уровень сбора платы за коммунальные услуги, перечисляют для расчетов за потребленные коммунальные ресурсы ресурсоснабжающим организациям плату за часть средств, полученных от собственников и нанимателей помещений, а другую часть или присваивают себе, или частично направляют на ремонт дома. Это неправомерное экономическое поведение, в результате которого у ресурсоснабжающей организацией возникают экономические проблемы по расчетов со своими смежниками, что будет иметь негативные последствия для добросовестных потребителей (например, теплоснабжающая организация не сможет расплатиться за газ и, в результате, ухудшится качество теплоснабжения).

Для устранения такой ситуации законодатель уже установил возможность перехода на «прямые платежи» собственников помещений и нанимателей муниципальных и государственных жилых помещений за коммунальные услуги, потребляемые индивидуально (без общедомовых нужд). Такие поправки внесены Федеральным законом от 4 июня 2011 г.

№ 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (части 61, 63, 7, 71).

То есть в настоящее время меры по предотвращению недобросовестного выполнения своих обязательств управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами перед ресурсоснабжающими организациями уже приняты.

Кроме того, большая задолженность перед ресурсоснабжающими организациями складывается у управляющих организаций часто не из-за недобросовестности управляющих по перечислению платежей населения, а из-за неправильного выставления счетов ресурсоснабжающими организациями, в частности, из-за применения для определения стоимости потребленных в домах коммунальных ресурсов расчетных способов при отсутствии коллективных приборов учета отличных от расчетных способов, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг (что бывает нередко), а, в ряде случаев (например, расчеты за тепловую энергию и горячую воду в г. Москве), из-за применения для реализации товаров и услуг ресурсоснабжающих организаций тарифов для организаций при том, что управляющие организации обязаны определять стоимость коммунальных услуг по тарифам для населения.

Нам представляется, что устранение объективно существующих проблем должно происходить в сфере совершенствования нормативно-правового поля и договорных отношений для того, чтобы дать возможность развивать нормальные экономические взаимоотношения сторон. Однако позиция Министерства регионального развития заключается в том, чтобы заменить экономические отношения административными.

Варианты решений

Помимо упомянутого выше возможности принятия решения о переходе на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям собственниками помещений в многоквартирном доме или товариществом собственников жилья/жилищным кооперативом (61, 63 и 71ст.

155 Жилищного кодекса РФ) для выполнения поручения о принятии Правительством РФ требований по осуществлению расчетов исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг необходимо не делать перекос в сторону внедрения расщепления платежей (такого требования формально в ч. 62 ст.

155 Жилищного кодекса РФ нет), а установить порядок расчетов, основанный на разумном балансе интересов исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций.

В частности, представляется необходимым урегулировать в устанавливаемых Правительством РФ требований к расчетам:

  1. сроки выполнения обязательств по расчетам исполнителей коммунальных услуг (абонентов) с ресурсоснабжающими организациями;
  2. процедуры взаимных сверок объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме, и сверок расчетов;
  3. порядок определения расчетным способом объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме при отсутствии коллективных приборов учета. В настоящее время такого порядка по тепловой энергии, холодной и горячей воде и другим коммунальным ресурсам нет. Применение нормативов потребление, рассчитанных на 1 потребителя (позиция Высшего арбитражного Суда Российской Федерации), не могут быть применены в домах, в которых есть нежилые помещения. При установлении этого порядка очень многие проблемы согласования условий договоров ресурсоснабжения отпадут, а значит будет устранен перекос в сторону интересов экономически более сильных субъектов – ресурсоснабжающих организаций;
  4. типовые (предпочтительно) или примерные условия договоров ресурсоснабжения в отношении предоставления исполнителям коммунальных услуг скидок, при выполнении ими обязательств по обеспечению определенного уровня оплаты объемов (количества) коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме (например, 95%).

Что предлагается Минрегионом

Главной целью установления требований к осуществлению расчетов исполнителей коммунальных услуг (абонентов) за приобретаемые у ресурсоснабжающих организаций ресурсы является «расщепление платежа», которое по сообщениям СМИ «предполагает оплату услуг ЖКХ отдельно компаниям, поставляющим соответствующие виды услуг.

В платежном документе будут перечислены все организации, участвующие в предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, гражданин будет перечислять деньги не управляющей компании, как сейчас, а конкретным получателям платежей, и управляющая компания будет получать лишь деньги, причитающиеся ей за непосредственно оказанные услуги.

Сам платежный документ при этом останется единым».

  • Такой подход, скорее всего, основан на следующих исходных оценках:
  • а) все управляющие организации являются недобросовестными контрагентами ресурсоснабжающих организаций;
  • б) все собственники помещений в многоквартирных домах являются неактивными, нетребовательными, недостаточно технически, экономически и юридически грамотными поэтому не в состоянии потребовать от управляющих организаций добросовестного выполнения своих обязательств перед собственниками и контрагентами;
  • в) обеспечение порядка в расчетах между управляющими и ресурсоснабжающими организациями можно только административным путем – запрета самостоятельной оплаты управляющими организациями стоимости потребленных в многоквартирных домах коммунальных ресурсов, установление обязательности внесения платежей за коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирных домами нанимателями муниципальных и государственных жилых помещений не управляющим организациям, а на счета единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ), которые будут «расщеплять» полученные суммы непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Главная ошибка, из которой вытекает предложение ввести расщепление платежей, заключается в том, что управляющая организация не оказывает никаких услуг, а только что-то организует. Значит, управляющая организация ни за что и не отвечает.

А это концептуально не верно, и противоречит установленным Жилищным кодексом РФ отличиям способа управления многоквартирным домом управляющей организацией.

При этом способе управления многоквартирным домом управляющей организации должна отвечать за весь комплекс мер, направленных на правления многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, предоставление всех коммунальных услуг, которые только могут быть предоставлены исходя из уровня благоустройства дома.

К чему это приведет реализация предложений минрегиона с точки зрения потребителя и рынка управления многоквартирными домами

  1. При переходе на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ будут иметь место следующие недостатки:
  2. 1) введение расщепления по факту отменяет договорные отношения, потому что не остается ответственности сторон.

    То есть это откат от экономических отношений к административным отношениям;

  3. 2) будет существенно затруднено проведение управляющими организациями мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности многоквартирных домов.

    Если платежи от собственников идут напрямую ресурсоснабжающим организациям, которые не заинтересованы в повышении энергоэффективности, то управляющие организации превращается в статистов, транзитеров не имеющих экономической заинтересованности в энергосбережение и повышении энергоэффективности МКД;

3) привлечение управляющими организациями ЕРКЦ для начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги в формате аутсорсинга еще можно оправдать наличием информационной базы и ЕРКЦ и единой формой платежа. Это еще может быть в пределах договорных отношений, а не в форме навязывания. Но введение безальтернативного расщепления платы, это совсем другое, находящееся за пределами паритетных договорных отношений;

4) муниципальные ЕРКЦ, как правило, являются аффилированными с органами местного самоуправления и местными чиновниками и в случае перехода на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ управляющие организации теряют самостоятельность при принятии решений о передаче функции начисления платы ЕРКЦ, услуги которых будут навязываться «сверху» (для сравнения, действующий Жилищный кодекс РФ предусматривает право собственников помещений на своем общем собрании принять решение о переходе на прямые платежи). Услуги ЕРКЦ сегодня зачастую являются навязанными де-факто, а при переходе к расщеплению, становятся навязанными де-юре. Из-за аффилированности ЕРКЦ стоимость их услуг часто завышена, но отказаться от услуг ЕРКЦ управляющим практически невозможно, т.к. у ЕРКЦ находится база данных о потребителях и переход на самостоятельное начисление платы может повлечь перебои с выставлением платежных документов;

5) управляющие организации не будут иметь оперативной информации о должниках, не могут оперативно принимать решения о снижении платы на некачественные коммунальные услуги;

6) введение расщепления не решает проблемы неплатежей управляющих организаций ресурсоснабжающим организациям. Поскольку недосбор платежей с населения был и будет всегда, то у управляющих организаций всегда не будет хватать средств для того, чтобы полностью рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями.

Для решения этой проблемы необходимо принимать иные меры. Например, легализации скидок, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям при выполнении ими условия об оплате потребленных ресурсов на согласованном уровне (например, 95%), или учет «нормативного» недосбора в тарифах на ресурсы.

Поскольку нормы Жилищного кодекса РФ жестко устанавливают ответственность управляющей организации за предоставление коммунальных услуг (ч. 71 ст. 155, ч. 23, 11 и 12 ст. 161, ч. 2 и 3 ст.

162) и ее статус, как абонента у ресурсоснабжающей организации, то совершенно очевидно, что в случае введения расщепления платежей недосбор платежей населения будет продолжать оставаться проблемой управляющей организации;

7) введение расщепления не решает проблемы неплатежей собственников и нанимателей управляющим организациям и товариществ собственников жилья.

Действенных инструментов воздействия на должников у управляющих организаций в настоящее время нет: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354, запретили ограничивать и приостанавливать предоставление коммунальных услуг электроснабжения при оплате потребителем электроснабжения (для сравнения, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г.

№ 307, разрешали ограничивать и приостанавливать предоставление коммунальных услуг электроснабжения при оплате потребителем электроснабжения, но неоплате других коммунальных услуг).

То есть, ответственность за недосбор остается у исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива), а возможности влиять на решение данной проблемы у исполнителей практически отсутствуют, а при введении расщепления платежей еще и уменьшаются;

8) муниципальные ЕРКЦ в настоящее время часто действуют на основании латентных административных решений и по принудительно заключаемым договорам, а после перехода на автоматическое расщепление платы за коммунальные услуги и потребленные коммунальные ресурсы через ЕРКЦ превратятся в легальных монополистов.

При проведении заседаний Госсовета Российской Федерации по вопросам ЖКХ в Сыктывкаре (2010) и в Нарьян-Маре (2011), при организации посещений Президентом РФ объектов ЖКХ организаторами и администрациями принимающих городов показывается искаженная картина проблем ЖКХ.

Это, скорее всего, потому, что готовят эти мероприятия чиновники федерального, регионального и муниципального уровня. А чиновники по своей природе всегда заинтересованы в усилении административного влияния на управляющие организации («усилить контроль…», «создать и возглавить комиссию…», «расщеплять плату…» и т.п.).

По существу, это еще одна развилка – договоры или административный ресурс. Экономические отношения в жилищно-коммунальном секторе или административные с их значительной в России коррупционной составляющей.

Поэтому чиновники на словах предлагают «навести порядок», а на самом деле хотят получить инструмент воздействия на неподконтрольных им управляющих с целью или поставить их под свой личный контроль, или в случае неподчинения вытеснить их с рынка.

Таким образом, предложение о введении «расщепления платежей за коммунальные услуги»:

  • не решает проблем, заявленных как причина появления такой меры;
  • ухудшает положение жителей, поскольку делает для них неопределенным ответ на вопрос «кто виноват в предоставлении некачественных услуг?», «кто является исполнителем?», «кто продает коммунальных услуги в доме?»;
  • является элементом замены рыночных отношений административными ;
  • препятствует конкуренции в сфере управления многоквартирными домами;
  • убивает бизнес по управлению недвижимости в жилищном секторе как бизнес оказания комплексных услуг клиенту по содержанию недвижимости организованный по принципу «одного окна», сводит его к бизнесу «по подметанию двора».
  • создает непреодолимые барьеры в вопросах приборного учета и повышения энергоэффективности МКД
Журнал «Управление многоквартирным домом» Ежемесячный журнал для руководителей и специалистов управляющих компаний, ТСЖ, ЖК и ЖСК, а также СРО, ассоциаций и инициативных собственников недвижимого имущества.Подписавшись на журнал, или его электронную версию вы найдете передовой опыт, методики, стандарты и способы управления МКД, информацию о взаимодействии управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК с органами власти.

Источник: https://www.gkh.ru/article/60468-o-predlojenii-vvedeniya-rasshchepleniya-platejey

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector