Управляющие компании как объект прокурорского надзора

В
научной и учебной литературе, посвященной
прокурорскому надзору в РФ, рассматриваемое
направление деятельности органов
прокуратуры иногда именуется «общим
надзором». Это объясняется следующими
обстоятельствами.

Во-первых,
использование в научной и учебной
литературе термина «общий надзор» –
дань традиции. Так, например, в ст. 3
Закона СССР от 30.17.

1979 «О прокуратуре
СССР» раскрывались основные направления
деятельности прокуратуры и где, в
частности, было указано, что одним из
основных направлений является надзор
за исполнением законов органами
государственного управления, предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными
лицами и гражданами (общий надзор).

Во-вторых,
рассматриваемое направление деятельности
касается надзора за соблюдением
законности в сфере государственного
управления, которое характеризуется
разнообразными общественными отношениями,
урегулированными нормами права, а также
большим числом участвующих в них
субъектов. Вместе с тем в Законе о
прокуратуре отсутствует упоминание о
том, что прокуратура, решая возложенные
на нее задачи, осуществляет общий надзор.

Столь
широкое правовое поле, на котором
прокуратура реализует свои полномочия
по обеспечению единообразного исполнения
законов в соответствии с Конституцией,
требует своей конкретизации. Генеральный
прокурор РФ в приказе от 07.12.

2007 № 195
«Об организации прокурорского надзора
за исполнением законов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина»
указал, что основными направлениями
надзорной деятельности следует считать
надзор за законностью правовых актов,
соблюдением прав и свобод человека и
гражданина, надзор в сфере экономики и
экологической безопасности, предупреждение
преступных проявлений.

Реализуя
свои надзорные полномочия, органы
прокуратуры не подменяют органы
государственного управления и контроля,
а также не вмешиваются в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорных объектов.

В
своих действиях прокуроры руководствуются
положением о высшей юридической силе
Конституции, прямом ее действии и
применении на всей территории России,
а также общепризнанными принципами и
нормами международного права и
международными договорами РФ.

Надзор
за исполнением законов является одной
из основных отраслей деятельности
органов прокуратуры и осуществляется
по двум основным направлениям.

С одной
стороны, в ходе реализации своих
полномочий прокуратурой создается
действенный механизм защиты прав, свобод
и интересов граждан, общества и
государства, укрепляется законность в
деятельности органов государственной
власти как на федеральном уровне, так
и в деятельности законодательных и
исполнительных органов власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
С другой стороны, осуществляя свой
надзорный потенциал, органы прокуратуры
оказывают мощное профилактическое
воздействие на предупреждение различного
рода правонарушений, выявление их на
начальных стадиях подготовки и совершения,
а также принимают действенные меры к
их устранению.

Таким
образом, сущность
надзора органов прокуратуры за исполнением
законов
 можно
определить как деятельность органов
прокуратуры по приему, анализу и оценке
поступающей информации об имеющих место
фактах нарушения законов, ущемления
прав, свобод и интересов граждан, общества
и государства, а также по проведению в
необходимых случаях прокурорских
проверок и принятию мер прокурорского
реагирования в целях устранения
выявленных нарушений законов.

В
соответствии с Законом о прокуратуре
к объектам
прокурорского надзора
 за
соблюдением и исполнением законов
относятся: 1) федеральные министерства,
государственные комитеты, службы и иные
федеральные органы исполнительной
власти; 2) органы военного управления,
их должностные лица; 3) органы контроля,
их должностные лица; 4) представительные
(законодательные) и исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ; 5) органы местного самоуправления;
6) органы управления и руководители
коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет
прокурорского надзора
 за
исполнением законов сформулирован в
ст. 21 Закона о прокуратуре.

Выделяются
следующие элементы, составляющие его
структуру: 1) соблюдение Конституции;
2) исполнение законов, действующих на
территории РФ; 3) соответствие законам
правовых актов, издаваемых органами и
должностными лицами; 4) обеспечение
условий, способствующих недопущению
совершения различного рода правонарушений.

При
осуществлении надзора за исполнением
законов прокурорам надлежит также
правильно определять пределы
реализации
 своих
полномочий, с тем чтобы, с одной стороны,
не оставить без реагирования выявленные
нарушения законов, затрагивающие
общественный интерес или существенно
ограничивающие права и свободы гражданина
и человека, а с другой стороны, не
подменять собой контролирующие органы
и не осуществлять мелочную опеку там,
где субъекты могут урегулировать
правовые отношения между собой сами,
без вмешательства публичной власти.

Пределы
прокурорского надзора за соблюдением
Конституции и исполнением законов можно
классифицировать по следующим основаниям:

  1. компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.

  • Прокуроры
    субъектов РФ осуществляют надзор за
    соблюдением Конституции и исполнением
    законов органами представительной и
    исполнительной власти субъектов РФ,
    территориальными федеральными органами
    исполнительной власти и их должностными
    лицами.
  • Прокуроры
    районов (городов) осуществляют надзор
    за соблюдением Конституции и исполнением
    законов органами местного самоуправления,
    районными (городскими) органами
    федеральной исполнительной власти и
    их должностными лицами, органами
    управления коммерческих и некоммерческих
    организаций и их должностными лицами.
  • На
    основании принципов централизации и
    единоначалия в организации и деятельности
    прокуратуры вышестоящие прокуроры
    вправе принять на себя исполнение
    надзорных полномочий нижестоящих
    прокуроров.
  1. объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст.

    24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ.

    Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.

  2. наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

Информацию
об имеющих место нарушениях закона
содержат: заявления, жалобы и иные
обращения граждан; сообщения средств
массовой информации; материалы уголовных,
гражданских, административных и
арбитражных дел; результаты статистики
прокурорской и правоприменительной
практики; другие материалы о допущенных
правонарушениях, требующих использования
прокурорских полномочий в первую очередь
для защиты общезначимых или государственных
интересов, прав и гарантий групп
населения, трудовых коллективов,
репрессированных, малочисленных народов,
граждан, нуждающихся в особой социальной
и правовой охране.

Из
этого законодательного требования есть
исключение. В соответствии с приказом
Генерального прокурора РФ от 07.12.

2007
№ 195 при реализации прокуратурой
своих полномочий в сфере надзора за
законностью правовых актов, издаваемых
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
военного управления, органами контроля
и их должностными лицами, прокурорские
проверки осуществляются независимо от
поступления информации о нарушениях
законности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6213181/page:6/

Практика прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ ресурсоснабжающими организациями

УДК 343.8

ПРАКТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЖКХ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Коряченцова С.И.

  • Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  • THE PRACTICE OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OVER EXECUTION OF LAWS IN THE SPHERE OF HOUSING UTILITIES
  • PROVIDERS

Koryachentsova S.I.

  1. Saint-Peters burg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's
  2. Office of the Russian Federation
  3. Аннотация

В статье рассматриваются проблемы выявления нарушений и восстановления законности при использовании финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной сферы, дается анализ деятельности ресурсоснаб-жающих предприятий в сфере ЖКХ. Приводится опыт работы органов прокуратуры по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере тарифного регулирования предприятий коммунального комплекса.

Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, использование финансовых ресурсов, коммунальные услуги, прокурор, прокурорский надзор.

Abstract

In the article the problems of violations and restore legality in the use of financial resources in housing and utilities sphere, analyzes the activities of energy supply enterprises in the housing sector. Given the experience of the prosecution on the organization of Prosecutor's supervision over observance of legislation in the sphere of tariff regulation of utility companies.

Keywords: housing and communal services, use of financial resources, public services, Prosecutor, public Prosecutor's supervision.

Состояние законности и регулирование сферы жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на значительный объем принимаемых и реализуемых государством правовых решений, остаются крайне неудовлетворительными. О низком уровне и повсеместном нарушении прав граждан свидетельствуют нарушения законов, которые распространены во всех сегментах ЖКХ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры и оказывает существенное влияние на соблюдение прав граждан в этой области.

Органами прокуратуры повсеместно выявляются нарушения прав граждан путем неправомерного увеличения платы за со-

держание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, совершаются хищения средств, в том числе подлежащих перечислению ресурсоснабжающим организациям. Собираемые управляющими субъектами с населения денежные средства используются на личные, управленческие и общие нужды.

Проблема наращивания организациями, занятыми в жилищно-коммунальной сфере, задолженности перед поставщиками ресурсов (энерго-, тепло-, во-доснабжающими организациями), способствует созданию дефицита средств, необходимых для развития коммунального хозяйства, несмотря на существенную поддержку государства.

В связи с наличием задолженности имеют место случаи неправомерного ограничения коммунальных услуг

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

БИТ 2017 Том 1 №4

добросовестным потребителям. По представлениям и искам прокуроров подача коммунальных ресурсов возобновлялась.

Одним из факторов недопущения неправомерного ограничения, является мониторинг задолженности, своевременное установление причин роста задолженности коммунальных организаций и требования об их устранении.

В большинстве случаев это ненадлежащая организация производственной деятельности предприятий, неэффективное использование материальных ресурсов, а также непроведение должной претензионно-исковой работы.

Однако указанные упущения, если они не сопряжены с неправомерным распоряжением денежными средствами и имуществом организаций, лежат в плоскости их финансово-хозяйственной деятельности. В силу требований ст. 21 Федерального закона от 17.01.

1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

С учетом изложенного, оценку исполнения руководителями организаций жилищно-коммунальной сферы, основанных на государственной или муниципальной форме собственности (государственных и муниципальных предприятиях) необходимо с четом требований ст.

25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», возлагающей на соответствующих лиц обязанность действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.

При этом от государственных органов или органов местного самоуправления как от собственников имущества необходимо требовать надлежащего исполнения полномочий по контролю за деятельностью предприятий и использованием по назначению и сохранностью их имущества, предусмотренных ст. ст. 20 и 26 названного федерального закона.

Читайте также:  Что будет если не платить пени за коммунальные услуги

Имеется положительная практика прокурорского надзора по пресечению образования у предприятий значительной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.

Так, руководители муниципальных унитарных предприятий, имеющих задолженность перед поставщиками ресурсов по итогам рассмотрения в суде дел о взыскании с управляющих организаций долгов за по-

ставленные коммунальные услуги, в нарушение норм заключают мировые соглашения о рассрочке исполнения этих обязательств на длительный период.

Руководители органов местного самоуправления, в свою очередь, руководству предприятия дают противоречившие экономическим интересам предприятия указания о ненаправлении исполнительных документов о взыскании задолженности для исполнения в службу судебных приставов.

По итогам проверок органами прокуратуры приняты меры к устранению нарушений закона, внесены представления, следственным органом по материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст.

37 УПК РФ, решен вопрос об уголовном преследовании должностных лиц органов местного самоуправления и муниципального унитарного предприятия, допустивших образование у предприятия значительной задолженности.

При осуществлении надзора необходимо ориентироваться на соблюдении требования п. 13 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г.

№ 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» о необходимости оценивать возможные негативные последствия исполнения требований прокурора.

В частности, прокуроры должны учитывать, что уплата организациями назначенных многотысячных штрафов отвлечет денежные средства, необходимые для приведения этих объектов в надлежащее состояние.

В связи с этим необходимо взвешенно подходить к решению вопроса о выборе мер реагирования в отношении указанных организаций, не допустив таких негативных последствий для потребителей коммунальных ресурсов, как, например, отсрочка начала отопительного сезона в жилом фонде и на объектах социальной сферы.

Надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ ресурсоснабжающими организациями возложен непосредственно на гор-райпрокуроров, что позволяет оценить соблюдение законодательства значительным количеством ресурсоснабжающих организаций.

С целью реализации положений п. 2.3. Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» в органах прокуратуры

должен быть организован анализ сведений, характеризующих состояние законности в жилищно-коммунальной сфере, активно должна использоваться для этого информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». Для выявления фактов массовых нарушений прав граждан необходимо наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями на поднадзорной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с чем, в горрайпрокуратурах на постоянной основе должна систематизироваться информация о ресурсоснабжающих и сетевых организациях, в том числе: об учредителях, осуществляемых видах деятельности, используемом имуществе, установленных тарифах, утвержденных производственных и инвестиционных программах, объемах бюджетных средств, предоставленных на компенсацию гражданам части платы за коммунальные услуги, о договорах ресурсоснабжения.

При осуществлении надзорных мероприятий необходимо учесть, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учётом Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом договоров с ресурсо-снабжающими организациями [1].

Осуществляя надзорные полномочия необходимо обращать внимание представителей ресурсоснабжающих организаций на возможность требовать получения оплаты за услуги, за фактические отношения.

Например, в случае если исполнитель услуг (или собственник жилого помещения) уклоняется от заключения договора с ре-сурсоснабжающей организацией, но фактически пользуется услугами.

Так, при оценке аналогичной ситуации (не было письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, отпускавшей тепловую энергию на нужды жилых домов, находящихся на обслуживании ответчика — управляющей организации) судебная коллегия Высшего Арбитражного Суда РФ признала, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке тепловой энергии, которую обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации и оплачивать ответчик [2].

В ходе прокурорских проверок выявляются факты непринятия мер, ресурсоснаб-жающими организациями, направленных на сохранность, модернизацию и ремонт инженерных и сетевых электро, тепло, водо и

иных коммуникаций, а также другого имущества, необходимого для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов, захоронения и утилизации бытовых отходов.

Вопрос бесперебойного обеспечения электроэнергией объектов ЖКХ особо актуален в период подготовки и начала отопительного сезона.

Так, в связи с задолженностью организаций, оказывающих услуги тепло и водоснабжения, за потреблённую в предыдущие отопительные периоды электроэнергию поставщики энергоресурса зачастую отказываются подавать электрическую энергию на объекты тепло и водоснабжения либо инициируют направление в организации ЖКХ уведомлений о возможном ограничении подачи электрической энергии на объекты жизнеобеспечения.

Кроме указанных ранее, причинами образования у ресурсоснабжающих предприятий и организаций коммунального комплекса дебиторской и кредиторской задолженности, является непринятие должных мер по взысканию долгов.

Исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций, важнейшее решение, которое должно непосредственно сказаться на повышении платежной дисциплины.

Порядка 40% долгов, более 1 трлн рублей в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов.

То есть потребители платят за услуги, но до ресурсоснабжающей организации средства не доходят.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации планирует создать систему прямых договоров потребителей с ресурсо-снабжающими организациями.

Для собственников нововведение не потребует дополнительных действий: ни заключения договора, ни усложнения процедуры оплаты.

Одновременно с переходом на прямые расчеты будет внедрен единый платежный документ, который соберет все платежи за ЖКХ [3].

Необходимо иметь в виду, что при взыскании убытков суды не принимают во внимание то обстоятельство, что население, являющееся конечным потребителем коммунального ресурса, имеет задолженность перед ответчиком. Отсутствие у граждан необходимых денежных средств не может служить основанием для освобождения поставщика услуг от обязанности перед ре-сурсоснабжающими организациями [4].

С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги.

Это вода, которая нужна для влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так далее.

В настоящее время возможность осуществления таких злоупотребления исключена, и управляющие компании получили серьезную мотивацию работать над эффективностью, а также стимулировать установку приборов учета.

Кроме того, сейчас завершается переход на долгосрочное тарифное регулирование: устанавливается тарифная формула на срок не менее 3 лет, что обеспечивает гарантию возврата вложенных средств для инвесторов, а для населения — понятную прогнозируемую динамику изменения тарифов и установку для всех ресурсоснабжаю-щих компаний целевых показателей повышения качества и надежности предоставления услуг.

Ещё одна из существенных проблем в рассматриваемой сфере — низкая эффективность исполнения судебных решений по взысканию сумм задолженности за поставленные ресурсы.

В ходе прокурорских проверок выявлялись факты несвоевременного возбуждения судебными приставами исполнительных производств о взыскании задолженности по коммунальным платежам, нарушения законодательства об исполнительном производстве, выразившиеся в необъединении исполнительных производств в сводное производство. Установлены случаи вынесения постановлений об окончании исполнительных производств до перечисления в полном объёме взысканных с должника денежных средств на расчётный счёт взыскателя.

Необходимо отметить, что на сегодня есть проблемы, требующие дальнейшего решения, — взаимоотношения между ресур-соснабжающими предприятиями и организациями, управляющими многоквартирными домами.

В этом направлении требуется совершенствование федерального законодательства, включающее разработку и утверждение типовых публичных договоров поставки коммунальных услуг, использование рыночных институтов, гарантирующих полноту расчётов за коммунальные ресурсы на основе учёта объёмов их потребления и показателей качества [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для формирования четкой и налаженной системы договорных отношений законодатель использует систему правовых средств, с помощью которых реализуется упорядоченное и комплексное воздействие на поведение субъектов. Вопросам повышения договорной дисциплины уделяется большое внимание в Стратегии развития ЖКХ в Российской Федерации на период до 2020 г.

, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.01.2016 г. № 80-р. В частности, вопросы своевременности расчетов за коммунальные услуги назван одной из приоритетных задач.

Наиболее эффективными средствами обеспечения своевременности являются правовые ограничения и меры ответственности, принимаемые в отношении потребителей-должников.

Одним из примеров правового ограничения, воздействующего на поведение потребителя-должника, является ограничение и приостановление предоставления коммунальных услуг.

Судебная практика по вопросу правомерности ограничения коммунальных услуг весьма разнообразна. В одном случае о том, что ограничение подачи коммунальных услуг нарушает санитарные нормы и делает жилое помещение непригодным для проживания [6]. В другом случае о допустимости ограничения подачи услуг при соответствующем соблюдении Правил № 354 [7].

Выделяется особая разновидность правового ограничения — приостановление коммунальных услуг, под которым понимается временное прекращение подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

В данном случае Исполнитель коммунальных услуг обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-v-sfere-zhkh-resursosnabzhayuschimi-organizatsiyami

Прокурорский надзор в сфере ЖКХ

Создано: 04.07.2014 17:04 Просмотров: 5999

Органами прокуратуры республики на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами исполнительной власти, местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального комплекса.

Деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере нацелена на недопущение нарушений прав и свобод граждан, пресечение фактов некачественного оказания услуг населению, ненадлежащего выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных полномочий.

Только за 6 месяцев текущего года органами прокуратуры республики  в рассматриваемой сфере выявлено 626 нарушения, в том числе на незаконные правовые акты принесено 14 протестов, в суд направлено 34 исковых заявления, внесено 97 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 48 должностных лиц, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 2 должностных лица, предостережено 3 должностных лиц, направлен 1 материал в порядке п.2 ст. 37 УПК РФ.

В ходе прокурорских проверок установлено, что в республике, как и ранее имеется задолженность, коммунальных предприятий перед поставщиками коммунальных ресурсов, что ставит под угрозу обеспечение бесперебойной поставки коммунальных ресурсов добросовестным потребителям. Наибольший объем задолженности за потребленные энергоресурсы имеют предприятия жилищно-коммунального комплекса республики, население, промышленные потребители и иные потребители.

По сведениям Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК по состоянию на 22.05.2014 задолженность потребителей за потребленный природный газ перед ОАО «Газпромгазораспределение Элиста» составляет 402, 75 млн. руб.  

Прокурорами районов по фактам неисполнения организациями республики обязательств по оплате поставленных ресурсов проведены проверки, в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесены представления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования ресурсоснабжающими организациями активизирована претензионно-исковая работа, частично произведена оплата задолженности.

Читайте также:  Гис жкх как узнать задолженность

В ходе исполнения уполномоченными органами и организациями вопросов оснащенности многоквартирных домов общедомовыми приборами учета энергоресурсов горрайпрокурорами выявлены нарушения сроков установки общедомовых (коллетиктивных) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях устранения нарушений прокурорами в адрес руководителей ресурсоснабжающих организаций внесено 11 представлений, которые рассмотрены, приняты меры по устранению нарушений.

Одновременно с этим прокурорами принимаются меры по защите прав граждан на безопасность жилища и бесперебойное предоставление коммунальных услуг, в деятельности ресурсоснабжающих организаций выявляются нарушения порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии.

Так, прокуратурой Лаганского района в ходе проверки по жалобе Ш. выявлено нарушение ее прав на своевременное, бесперебойное и качественное теплоснабжение.

По результатам проверки прокуратура района в интересах заявительницы обратилась в суд о признании бездействия администрации Лаганского ГМО по организации теплоснабжения квартиры незаконным и об обязании администрации ЛГМО обеспечить надежное теплоснабжение и взыскании в ее пользу убытка.

Гражданское дело прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора, теплоснабжение жилого помещения Ш.  было восстановлено.

В деятельности органов местного самоуправления продолжают иметь место нарушения при издании нормативных правовых актов в части установления тарифов на коммунальные услуги вне предоставленной законом компетенции.

Продолжена прокурорами исковая работа по восстановлению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За анализируемый период прокурорами Сарпинского, Приютненского районов выявлялось ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления обязанностей по возмещению расходов на коммунальные услуги работникам муниципальных организаций здравоохранения и культуры.

В деятельности субъектов электроэнергетики выявляются факты злоупотребления доминирующим положением, неудовлетворительного состояния электрических сетей, опор, непринятия мер по техническому содержанию электрической установки.

Прокуратурой Городовиковского района установлено, что линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии, деревянные опоры, а также часть железобетонных опор частично разрушены, электрические провода требуют замены, в связи с чем имеет место провисание проводов, что, в свою очередь, приводит к замыканиям, перебоям подачи электрической энергии и перепадам напряжения. В целях защиты интересов жителей города прокуратурой района в суд направлено исковое заявление об обязании  ПО «Городовиковские электрические сети» филиала ОАО «МРКС Юга» — «Калмэнерго» принять меры по надлежащему техническому содержанию электрической установки в целях надежного и качественного  обеспечения электрической энергией потребителей, проживающих на улицах Мичурина, Березовая и Сосновая г. Городовиковска Республики Калмыкия. Исковое заявление прокурора находится на рассмотрении.

Имеются случаи неисполнения обязательств по доведению до собственников помещений многоквартирных домов отчетов о расходовании собранных с них средств, иной обязательной информации.

Прокурорами Приютненского, Лаганского, Черноземельского, Целинного районов установлено, что работа организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, в части раскрытия информации о показателях финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также иные необходимые сведения, не соответствует Жилищному кодексу РФ, Стандарту раскрытия информации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. По указанным фактам внесено 12 представлений, предъявлено 5 исковых заявлений в суды.

Нередко управляющими компаниями допускается незаконное распоряжение общедомовым имуществом в ущерб интересам собственников, нарушается процедура установления платы за содержание и ремонт помещений многоквартирных домов.

Прокуратурой республики в ходе рассмотрения обращения уполномоченного по правам человека Емельяненко Е.В. в интересах жильцов многоквартирного дома г.

Элисты выявлен факт несоблюдения требований федерального законодательства при расчетах и взимании платы за электроэнергию. Зачастую такая плата взимается при отсутствии волеизъявления общих собраний собственников жилья.

Такие действия влекут за собой необоснованное увеличение финансовой нагрузки на население.

Необходимо отметить, что характер выявленных нарушений изменился, если до 2011 года большинство нарушений касались в основном вопросов содержания и ремонта жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, то с 2012 года прокурорами в рамках совместных проверок с контролирующими органами выявляются факты неправомерного расходования коммунальных платежей граждан.

  В настоящее время в суд направлены уголовные дела в отношении 3 должностных лиц, допустивших неправомерное отвлечение денежных средств на общую сумму около 25 млн. руб., которые поступили  в качестве платежей коммунальных услуг от граждан и предназначались для дальнейшего перечисления в ресурсоснабжающие организации — ОАО «Энергосервис», ОАО «ЮМЭК» и МУП «Элиставодоканал».

Распространено незаконное использование бюджетных средств, в том числе Фонда содействия реформированию ЖКХ, поступающих на реализацию адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Многочисленные нарушения допускаются при производстве работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В основном они связаны с некачественным либо несвоевременным проведением капитального ремонта, производством строительных работ низкого качества.

 Одним из условий обеспечения законности в жилищно-коммунальной сфере является осуществление надлежащего государственного и муниципального контроля уполномоченными органами. Однако и в их деятельности органами прокуратуры выявлен ряд нарушений законодательства.

Прокуратурой г.

 Элисты установлено, что администрацией города фактически муниципальный жилищный контроль не осуществляется, административный регламент до настоящего времени не разработан, сроки, последовательность административных процедур контроля не урегулированы, функции должностного лица являются номинальными.  В связи с выявленными нарушениями и бездействием администрации города прокуратурой города в адрес главы  администрации города внесено представление.

С учетом многочисленных нарушений законности, выявленных в деятельности управляющий компаний, а также в связи с жалобами граждан на бездействие органов государственной власти прокуратурой республики проведены проверки в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики, осуществляющего функции регионального жилищного надзора.

При проведении проверок прокурорами дана принципиальная оценка случаям уклонения должностных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики от разрешения поступивших обращений, неполноты проведения таких проверок, непринятия исчерпывающих мер в случае выявления нарушений, отсутствия контроля за исполнением выданных предписаний.

Прокуратурой республики в деятельности отдела государственного жилищного надзора министерства ЖКХ и энергетики РФ выявлены многочисленные нарушения положений ст. 20  Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Правил предоставления коммунальных услуг №354 и иного законодательства, регулирующего вопросы энергоснабжения.

По выявленным нарушениям прокуратурой республики в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК внесено  представление, по результатам рассмотрения которого 5 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой республики в деятельности министерства и в 2013 году, что свидетельствует о многочисленных упущениях при осуществлении регионального жилищного надзора.

 Одной из причин сложившейся ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственного жилищного надзора, необеспеченность их средствами технической диагностики и контроля, транспортом. Более того, в связи с изменением федерального законодательства, регулирующего порядок осуществления  государственного жилищного надзора, полномочия названных органов в настоящее время значительно расширены.

Для исправления  ситуации в сфере ЖКХ прокурором республики в адрес Главы Республики Калмыкия внесена информация. 

Источник: http://www.kalmprok.ru/news/2932-prokurorskij-nadzor-v-sfere-zhkkh

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при управлении многоквартирными домами

Управление многоквартирными домами — актуальная проблема для подавляющего большинства российских граждан. В статье рассматривается деятельность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением жилищных прав граждан. Проанализированы направления деятельности прокуратуры за исполнением жилищного законодательства в Российской Федерации.

Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства актуальны для подавляющего большинства российских граждан. На сегодняшний день область жилищных правоотношений является самой проблемной.

В течение последних десяти лет происходили экономические процессы и законодательные изменения, способствовавшие тому, что на смену муниципальным унитарным предприятиям по управлению жилищно-коммунальным хозяйством, функционировавшим раньше при органах местного самоуправления, пришли сотни управляющих компаний и товариществ собственников жилья, многие из которых не владели ни практическим, ни теоретическим опытом управления жилищно-коммунальным комплексом и его ресурсами.

Управление многоквартирным домом предполагает согласованность действий собственников квартир по принятию решений, касающихся управления. А управление требует высокой правовой культуры. Нередко, общее собрание собственников состоит из малознакомых собственников, что усложняет решение важных вопросов.

На первоначальным этапе данная тенденция была проигнорирована органами государственного контроля. Именно поэтому в данной сфере на сегодняшний день так много проблем.

Предмет прокурорского надзора в сфере жилищный прав граждан определен следующим образом: надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса, иных законов всеми надзорными органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами [1, с. 27—30].

В 2015 году органами прокуратуры Республики Башкортостан при осуществлении надзорных мероприятий по соблюдению прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) выявлено 3935 нарушений закона, внесено 1494 представлений, направлено в суды 303 заявления, возбуждено 8 уголовных дел. По итогам рассмотрения актов реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 1271 должностных лиц, к административной ответственности — 359 правонарушителей [5].

Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства производится в нескольких направлениях: меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам граждан, надзор за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья (далее — ТСЖ), надзор за исполнением органами местного самоуправления контрольных полномочий в жилищной сфере, надзор за деятельностью контролирующих органов.

Рассмотрим каждое направление.

Ежегодно в органы прокуратуры Республики Башкортостан поступает более десяти тысяч обращений от граждан по поводу нарушения жилищных прав. В последнее время во многих субъектах создавались временные приемные Генерального прокурора РФ по вопросам ЖКХ, в которые обратилось большое число граждан, считавших, что их жилищные права нарушены.

В результате деятельности таких приемных повсеместно выявлены массовые нарушения прав жильцов многоквартирных домов при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы, некачественного и несвоевременного оказания услуг ЖКХ, неисполнения жилищно-коммунальными организациями обязательств по содержанию общего имущества многоквартирных домов и другие нарушения.

Из-за низкого уровня правовой культуры попытки самостоятельной защиты гражданином своих жилищный прав далеко не всегда дают результат.

При неспособности защитить свои права самостоятельно, граждане обращаются в прокуратуру. Однако, и тут существует проблема. Граждане могут обратиться в прокуратуру коллективно и по отдельности.

Если прокурор сочтет, что ТСЖ или управляющая компания нарушили права гражданина, он обращается в суд от имени гражданина. Однако, случается так, что суд отказывает в принятии искового заявления, если оно подается в интересах одного собственника жилого помещения в доме на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса.

Читайте также:  Где указывается лицевой счет на квитанции жкх

В соответствие с данной статьей прокурор может обратиться в суд с исковым заявлением в интересах лица только при условии, что лицо не может самостоятельно обратиться в суд по уважительной причине (по состоянию здоровья, в силу возраста, по причине недееспособности и т. д.).

Таким образом, прокурор не всегда может защитить права гражданина, который не имеет вышеуказанных уважительных причин.

Надзор за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ производится как в виде принятия жалоб от граждан, так и в виде плановых прокурорских проверок.

Однако, бывают и неплановые проверки, которые проводятся прокуратурой в связи с поступившим сигналом о совершенном правонарушении и в случаях, когда проверка не терпит отлагательства (например, незаконное отключение от систем теплоснабжения в зимний период).

Чаще всего мерой прокурорского реагирования на выявленное правонарушение является предостережение или представление. Как и в случае поступления жалоб от граждан, прокурор может обратиться в суд с иском о ликвидации ТСЖ или управляющей организации, если нарушение носит грубый и неустранимый характер.

Также прокуратура надзирает за деятельностью органа местного самоуправления в сфере жилищного права.

В целях обеспечения соблюдения управляющими организациями обязательных требований, установленных законом, Федеральным законом от 25 июня 2012 г.

№ 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», был введен институт муниципального жилищного контроля.

Казалось бы, количество нарушений должно было снизиться, так как появился новый вид контроля, но этого не произошло.

Значительное число нарушений допускается органами местного самоуправления при осуществлении нормотворческой деятельности. Самой частой причиной для оспаривания нормативных правовых актов являются — превышение компетенции при принятии тарифов, несоблюдение сроков начала и завершения отопительного периода.

Согласно статье 165 Жилищного кодекса, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок.

Если по результатам проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Если собственники не могут выбрать способ управления домом в течение года, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации [2].

В подобных ситуациях и происходят нарушения. Орган местного самоуправления заключает договор без проведения конкурса, нарушая права собственников и жилищное законодательство.

Выявив данное нарушение в результате прокурорской проверки, прокурор подает в суд исковое заявление о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Также при заключении договора с управляющей организацией или создании ТСЖ могут фальсифицироваться решения собраний собственников жилья, подделываться подписи жильцов дома.

Считая, что его жилищные права нарушены, гражданин может обратиться в орган государственного жилищного надзора, а именно в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, и тогда комитет должен защищать его права, возможно, в судебном порядке.

Согласно информации Правительства Республики Башкортостан, число обращений граждан в Государственный комитет по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан быстро растет.

Соответственно, нагрузка на данный контролирующий орган увеличивается, а это затрудняет защиту нарушенных прав граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что нарушение жилищных прав граждан в сфере управления многоквартирным домом — сложная проблема, требующая для ее решения совместных усилий прокуратуры, органов государственной власти, местного самоуправления и органов государственного жилищного надзора.

Прокуратура не подменяет контрольные полномочия вышеперечисленных органов и не дублирует их. Она работает совместно с этими органами, пользуясь результатами их проверок и другими данными.

По результатам многолетней прокурорской практики можно сделать вывод, что все нарушения в сфере жилищного права нарушения носят системный, повторяющийся характер, независимо от уровня, на котором они совершаются.

Подводя итог, следует отметить, что у вышеуказанных органов есть четко определенные полномочия по контролю над жилищной сферой, полномочия прокурора часто совпадают с этими полномочиями.

Считаю, что прокуратуре следует сделать основной упор на контроль над органами государственной власти, местного самоуправления, в части осуществления контроля над жилищной сферой, и органами государственного жилищного надзора.

Ведь сначала жалобы граждан поступают именно в органы местного самоуправления и органы жилищного надзора, оставаясь там без внимания.

Неисполнение этими органами своих обязанностей, игнорирование жалоб граждан приводит к совершению правонарушений в жилищной сфере.

На мой взгляд, роль прокурорского надзора должна состоять в надзоре за исполнением закона контролирующими органами, а не непосредственно управляющими организациями и ТСЖ.

Особое внимания должно уделяться выполнению ими обязанностей по выявлению и устранению правонарушений в сфере управления многоквартирными домами.

Источник: https://novainfo.ru/article/4514

Прокурорский надзор за исполнением жилищного законодательства

Доброе утро, Василий!

Содержательная сущность предмета прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав граждан определена в ст. ст. 1, 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Изложенные в этих нормах положения в сочетании с научно-теоретическими разработками дают основание определить предмет прокурорского надзора в узкоспециальном плане, относящийся к исполнению законов в жилищной сфере следующим образом:- надзор за соблюдением конституционных прав граждан на жилище, надзор за исполнением норм Жилищного кодекса РФ, иных федеральных и региональных законов всеми поднадзорными соответствующим прокурорам органами федеральной исполнительной власти, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, контролирующими органами, жилищными организациями, осуществляющими управление, содержание и эксплуатацию жилищного фонда, а также за соответствием Конституции и законам нормативно-правовых актов, издаваемых этими органами и их должностными лицами.

  • Прокурорскими проверками по исполнению жилищного законодательства и соблюдению жилищных прав граждан должны охватываться следующие объекты, поднадзорные соответствующим прокурорам разных уровней:
  • — федеральные органы исполнительной власти (Министерство регионального развития РФ);
  • — Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и его территориальные органы;
  • — Государственная жилищная инспекция РФ;
  • — органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ;
  • — органы исполнительной власти субъектов РФ (администрации, Правительства, Министерства);
  • — территориальные органы управления жилищным фондом (департаменты, управления (отделы), комитеты ЖКХ и другие структуры);
  • — государственные жилищные инспекции субъектов РФ;
  • — органы местного самоуправления:а) представительные,б) исполнительные (администрации и др.),
  • в) жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений (ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др.);
  • — жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • — иные юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений (ведомственные жилые дома, общежития) и управляющие организации, обслуживающие жилищный фонд на территории городов и районов.

В целом работа по надзору за исполнением жилищного законодательства организуется в соответствии с общими положениями об организации общего надзора прокуратуры, но, естественно, с обязательным учетом специфики данного направления надзорной деятельности. Поэтому в настоящей работе рассмотрены лишь наиболее важные элементы организации работы прокурора, непосредственно относящиеся к осуществлению надзора за исполнением жилищного законодательства.

Материалы прокурорской практики и проведенное научное исследование показывают, что эффективность прокурорского надзора за исполнением конституционных прав граждан на жилище в немалой степени зависит от его правильной организации.

Необходимость заметного повышения эффективности и дальнейшего совершенствования организации работы прокурора на этом важнейшем направлении диктуется, во-первых, неудовлетворительным состоянием законности в сфере жилищных правоотношений, во-вторых, многоплановыми целями и задачами по обеспечению соблюдения конституционных прав граждан на жилище, вытекающих из требований норм нового Жилищного кодекса РФ, и, в-третьих, конкретными задачами, поставленными в национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Правильная организация работы дает возможность прокурору повседневно обеспечивать полноту использования предоставленных ему законом функциональных полномочий с максимальной действенностью и эффективностью по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений.

Исходя из этого Генеральный прокурор РФ в Приказе от 22 мая 1996 года N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» требует от всех подчиненных прокуроров особое внимание акцентировать на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации жилищных прав граждан, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п. п. 10, 10.3).

Кроме того, в указании Генерального прокурора РФ «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» от 15 сентября 2003 г. N 7/3-1-991-2000 всем подчиненным прокурорам предложено:

  1. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами субъектов Федерации и местного самоуправления бюджетного законодательства в части финансирования подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, выполнением ими возложенных законом обязанностей в этой сфере.
  2. Тщательно разбираться с фактами отключения подачи электроэнергии и тепла в жилые дома и социально-бытовые учреждения. При установлении халатности, безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей решительно возбуждать уголовные дела. О возбуждении уголовного дела незамедлительно направлять спецдонесение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
  3. Оперативно и квалифицированно осуществлять расследование возбужденных уголовных дел, добиваясь реальных мер к устранению бесхозяйственности и ответственности виновных.

С учетом изложенного основными задачами прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства следует считать:

  1. своевременное выявление нормативно-правовых актов, противоречащих нормам Жилищного кодекса РФ, иным федеральным и региональным законам, и принятие своевременных мер по их отмене;
  2. осуществление целенаправленного упреждающего надзора за законностью в деятельности органов жилищного контроля, которые наделены функциональными полномочиями при осуществлении надзорно-контрольной деятельности;
  3. проведение плановых и внеплановых надзорных проверок по исполнению жилищного законодательства на высоком профессиональном уровне, с привлечением в необходимых случаях соответствующих специалистов;
  4. при организации работы обращать особое внимание на выполнение требований, вытекающих из содержания национального проекта о доступности жилья, законов и подзаконных актов, принятых в целях его реализации;
  5. обеспечить полноту и своевременность выявления и предупреждения жилищных прав граждан;
  6. во всех случаях добиваться привлечения должностных лиц, виновных в нарушении жилищного законодательства, к установленной законом ответственности.

Юридическая помощь, обращайтесь.

Источник: https://yapravo.ru/chasto_zadavaemye_voprosy/zhilischnye-spory/question4497

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector