Кто формирует тарифы жкх

Повышение коммунальных тарифов — сегодня одна из самых актуальных и обсуждаемых для украинцев тем.  Наибольший рост тарифов произошел на газ: минимальный тариф на газ для населения подорожал в 3,3 раза — до 3 600 грн за тысячу кубометров топлива, тариф на тепло для населения подорожал на 72% — до 537,2 грн за Гкал., минимальный тариф на электроэнергию для населения увеличился на 19% — до 0,37 грн за кВтч., тарифы на водоснабжение и водоотвод были повышены с 1 мая 2015 года в районе 4-20% в зависимости от конкретного водоканала.

За всю историю независимости Украины ни одно правительство так и не смогло решить вопрос о приведении тарифов на ЖКХ к рыночным показателям.

Нынешнее правительство, оказавшись в ситуации без выбора – под жестким условием Международного валютного фонда о предоставлении стране кредита, – вынуждено было на государственном уровне принять решение о повышении тарифов.

В свою очередь на поддержку малоимущих семей новой системой субсидирования в связи с повышением тарифов за услуги ЖКХ расходы госбюджета увеличены с 12 до 24 миллиардов гривен.

Но основной негатив от повышения тарифов испытывает не так центральная, как местная власть, которая напрямую общается с гражданами и выполняет решения правительства  на практике в конкретных городах и населенных пунктах Украины. Поэтому местные власти пытаются объяснить, что  тарифы на большинство коммунальных услуг не находятся под их ведомством и контролем. 

Так Киевская городская государственная администрация с самого момента повышения тарифов проводит  разъяснительную компанию для горожан, кем принимается решение о повышение тарифов, и кто ответственен за качество предоставляемых коммунальных услуг.

Как сформировать справедливые цены на тарифы. Неравный бой.

Мэр Киева занял очень жесткую позицию по отношению к монополистам, формирующим основные тарифы, потребовав установить для жителей Киева справедливые цены.

Так, по поручению Виталия Кличко планируется провести аудит ПАО «Киевэнерго».

Независимые международные эксперты, которые будут определены в результате тендера, проведут тщательную проверку обоснованности тарифов на отопление и горячую воду.

Также монополистов обязали за свои средства установить три тысячи домовых счетчиков тепла. Еще на тысячу приборов киевские власти выделят деньги из городского бюджета. Ведь при наличии счетчика жильцы платят лишь за фактически потребленное тепло, а это в среднем на 30 процентов меньше, чем в том случае, если такого прибора в доме нет.

В Киеве также планируют создать пилотные варианты центров защиты прав потребителей. Человек сможет написать там заявку на перерасчет при получении некачественной услуги. Планируется что эти центры будут работать по принципу единого окна, чтобы гражданам не приходилось обивать пороги множества инстанций.

Они должны будут открыться при ремонтно-эксплуатационных участках, то есть при «ЖЭКах». Центры будут принимать также обращения, касающиеся тепло- и газоснабжения, назначать исполнителя и контролировать процесс выполнения.

Сегодня в столице успешно работает контакт-центр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, принимающий жалобы от горожан (номер телефона 15−57).

За счет чего возможно сохранить стабильность квартплаты

В Киеве городские власти активно изыскивают способ облегчить жителям столицы тарифную ношу. И единственный тариф, так называемую «квартплату», который напрямую формируют столичные чиновники, было решено не повышать. Более того, как пообещал мер города Виталий Кличко, качество услуг киевских коммунальных предприятий будет улучшаться.

Данный «жэковский» тариф включает плату за содержание жилых домов, лифтов, придомовых территорий, а также за вывоз мусора. Киевская городская государственная администрация (КГГА) предприняла ряд шагов, чтобы уже сегодня поддержать людей и сохранить расценки на эти услуги для киевлян без повышения.

В каждом районе столицы созданы новые предприятия — «Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда», которые будут осуществлять управление процессом предоставления жилищных услуг населению. Новые предприятия призваны повысить качество этих услуг, не повышая тарифов на содержание домов и придомовых территорий в Киеве.

По словам заместителя главы Киевской горгосадминистрации Петра Пантелеева, уже создана Муниципальная инспекция Киева, которая будет заниматься поиском системных ошибок в работе исполнителей услуг и решать возникшие проблемы. Основная цель инспекции — повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Также был существенно уменьшен штат руководителей разных уровней, а также снижены раздутые административные расходы в «ЖЭКах», то есть те затраты, которые не шли непосредственно на услуги: на служебные авто, мобильную связь, личные кабинеты и тому подобное.

В скором времени изменения коснутся «ЖЭКов» на местах. Последние, в любом случае не будут ликвидированы, поскольку жители привыкли обращаться по знакомому для них адресу. На местах, где прежде находились «ЖЭКи», останутся ремонтно-эксплуатационные участки. А в штате последних — и весь линейный персонал: дворники, слесари, сантехники и так далее, их сокращать не планируют.

Киевские «ЖЭКи» по европейскому примеру будут заниматься исключительно ремонтами, уборкой и обращениям жителей, в то время, как для решения финансовых, юридических или бухгалтерских вопросов в каждом районе создана управляющая компания.

Похоже, что сохранение квартплаты на прежнем уровне достигается не за счет других статей городского бюджета для достижения политических дивидендов, а за счет прагматичного управленческого подхода.

И хочется надеяться, что благодаря таким мерам удастся достичь того, что тариф на содержание домов и придомовых территорий, то есть квартплата, в Киеве повышаться не будет.

А качество предоставляемых услуг будет улучшаться. 

Источник: http://tedinvest.ru/archives/311

Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги? :: Вести Подмосковья

В настоящей статье рассмотрим теорию собственников об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть теории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают.

Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг.

Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

  • Какова ситуация на самом деле?
  • Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
  • 1. жилья;

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

  1. — Холодное водоснабжение;
  2. — Горячее водоснабжение;
  3. — Водоотведение;
  4. — Электроснабжение;
  5. — Газоснабжение;
  6. — Отопление.
  7. Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.
  8. Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

  • Схема предоставления коммунальной услуги.
  • Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.
  • Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом …

посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям…

Читайте также:  Сколько платят в коттеджных поселках за коммунальные услуги

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения …

договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям.

Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс.

Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой, Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организации» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацией» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков.

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги.

При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу.

При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса.

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?».

Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов, исполнитель, все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы.

То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления).

И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора.

И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает.

А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

  1. Интересы исполнителей коммунальных услуг.
  2. Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
  3. 1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
  4. 2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

  • Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
  • Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.
  • «На самом деле, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ», — сообщает эксперт в сфере строительства и ЖКХ Юрий Ганенко.

Источник: https://VMO24.ru/news/kto_utverzhdaet_tarify_i_normativy_na_kommunalnye_uslugi

Из чего складываются и как формируются тарифы ЖКХ | Александр Скуркис

Чтобы иметь четкое понимание, что представляют собой тарифы ЖКХ, следует разграничить жилищные и коммунальные услуги, которые в представлении большинства людей слились практически в единое определение.

Так, под коммунальными услугами подразумевается совокупность действий, выполняемых для предоставления населению всех необходимых для комфортной жизни ресурсов. К их числу относится вода, газ, электричество и тепло.

К другой группе услуг, оказываемых коммунальными предприятиями, относятся жилищные.

Они включают в себя набор действий, производимых с целью обеспечения должного уровня обслуживания объектов жилого фонда, поддержания работоспособности инженерных структур и ухода за придомовой территорией.

Читайте также:  Увеличится ли квартплата при прописке человека

Также в перечень жилищных услуг входит вывоз мусора, содержание лифтов, облагораживание околоподъездных участков, уборка дворов, поддержание чистоты и безопасности мест общественного пользования, а также осуществление ремонтных работ (косметических и капитальных).

Получение квитанции свидетельствует об очередном начислении платы за оказанные услуги, как предоставленных соответствующими коммунальными предприятиями, так и обусловленных использованием определенных жилых площадей.

Ежемесячная оплата включает в себя все, что предъявляется по отдельности за каждый поставляемый ресурс.

Так, плата за каждую услугу является результатом умножения ее объема на соответствующие тарифы ЖКХ, которые выражают собой стоимость условной «единицы услуги», измеренной в натуральном выражении.

Доля жилищных услуг чаще всего не превышает четвертой части общей суммы квартплаты.

Впрочем, возможны колебания конкретных сумм ввиду их зависимости от текущего состояния жилищного фонда, планов проведения работ и совершения прочих необходимых действий (закупки, установки или ремонта оборудования).

Оставшуюся долю составляют тарифы коммунальных услуг. Обязанности по их расчету возлагаются на специальные комитеты, регулирующие жилищный комплекс.

Формирование тарифов ЖКХ подразумевает учет ряда экономических показателей и факторов.

К их числу относятся расходы на закупку материалов и приобретения хозяйственного инвентаря, оплата труда обслуживающего персонала и исполнительных бригад, налоги, арендная плата и другие расходы.

Кроме того, сюда же включаются страховочные суммы для обеспечения возможных рисков и компенсации износа оборудования.

Новые тарифы ЖКХ с 1 сентября 2012 обусловлены вступлением в силу Постановления Правительства РФ №354. Одним из главных его изменений выступает введение нового порядка расчетов в отношении мест общего пользования, который влияет на формирование тарифов ЖКХ.

Так, каждый вид коммунальных услуг был разбит на два платежа: внутриквартирное и общедомовое потребление.

Новые правила вынуждают каждого жителя многоквартирного дома платить за места общего пользования (подъезд и придомовую территорию) вне зависимости от наличия в доме соответствующего прибора учета.

Распределение платы между потребителями осуществляется пропорционально размерам общей площади принадлежащих им помещений.

Кроме того, новые тарифы жкх с 1 сентября 2012 ввели новый норматив общедомового потребления с целью упорядочения расчетов при отсутствии коллективного прибора учета.

Беря во внимания очередное повышение тарифов ЖКХ, все это вполне ощутимо отразилось на кошельках россиян. Так, в зависимости от конкретной ситуации рост платы за отопление, горячую и холодную воду составил до 6%.

Среди других ключевых изменений следует назвать законодательное закрепление обязанности снятия показаний в течение определенного периода времени (23-25 чисел каждого месяца) и ужесточение ответственности неплательщиков (сокращение срока предоставления услуг с 6 до 3 месяцев).

Кроме того, потребители получили возможность заключать прямые договора на оказание услуг с ресурсоснабжающими организациями.

Введение подобного порядка расчетов стало препятствовать накоплению задолженностей по коммунальным услугам и аккумулированию средств плательщиков на счетах управляющих компаний.

Источник: https://skurkis.com/formirovanie-tarifov-jkh/

Азбука ЖКХ: вопросы и ответы по формированию тарифов

Стоимость жилишно-коммунальных услуг – одна из самых волнующих жителей Рузского округа проблем. «Красное знамя» неоднократно на своих страницах рассказывало о том, как формируются и кем утверждаются тарифы на ЖКХ. Тем не менее читатели вновь и вновь обращаются к нам с вопросами. Сегодня мы предлагаем ответы на часто задаваемые из них. Какие услуги причисляются к жилищным, а какие – к коммунальным?  Жилищные услуги – это работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление этим фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д. 

К коммунальным услугам следует причислять холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, газо- и электроснабжение. 

Каковы составляющие тарифа на коммунальные услуги? Наибольший удельный вес в себестоимости коммунальных услуг занимают затраты на топливо и электроэнергию, заработную плату с отчислениями, текущий и капитальный ремонты сетей и оборудования в целях обеспечения безаварийной работы систем и снижения уровня их износа, уплата налогов и арендной платы.

Из чего складывается тариф на жилищные услуги? В целях обеспечения ремонта конструктивных элементов жилых зданий, ремонта и обслуживания внутридомового инженерного оборудования, благоустройства и обеспечения санитарного состояния жилого здания и придомовой территории и других видов деятельности составляющими тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, спец. инвентарь и одежду, электрическую энергию, трудовые ресурсы. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на заработную плату сотрудников. 

Из-за чего происходит повышение жилищно-коммунальных тарифов?  Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-­энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, мазут, уголь). 

Наталья Ушакова, председатель комитета по тарифам и ценам Подмосковья:  – Жителям Подмосковья, как потребителям услуг ЖКХ, необходимо знать свои права и обязанности в целях формирования хозяйского отношения не только к собственному, но и общему имуществу в доме.

Кто и на основании чего формирует тариф? Почему в городах и районах Московской области тарифы разные? Тарифы на коммунальные услуги устанавливают и утверждают региональные органы государственной власти. В Московской области тарифы устанавливает Комитет по ценам и тарифам.

Более никто – ни коммунальные службы, ни ТСЖ, ни ресурсоснабжающие организации – не имеют права устанавливать тарифы на коммунальные услуги.

Стоимость жилищных услуг (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонт, управление жилищным фондом, лифт, дератизация) устанавливают собственники жилых помещений самостоятельно на общем собрании.

  Существенное влияние на тарифы оказывают различия в технологических процессах предоставления коммунальных услуг: по теплоснабжению – это характеристика котлов, степень загрузки, протяженность тепловых сетей; по водоснабжению – подземный или поверхностный водозабор, необходимость очистки, объем покупки воды; по водоотведению – загрузка очистных сооружений, вид очистки и т.д.

  Существенную роль играют сложившиеся нормы потребления услуг в расчете на человека в месяц. Чтобы снизить расходы на холодную и горячую воду и платить ровно за то, что потребили, необходимо установить приборы учета. Иначе придётся платить по нормативу с повышающим коэффициентом 1,5.  Разница в стоимости тех или иных жилищно-коммунальных услуг зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, т.е. наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и т.д.

В Московской области реализуется концепция перехода к единым тарифам в муниципальных районах и городских округах, направленная на уменьшение разрыва между минимальным и максимальным значениями этого показателя в муниципальном образовании и приближение его к среднему значению, а также на сдерживание роста и стабилизацию. Переход к единым тарифам осуществляется в том числе на основе поэтапной консолидации муниципального имущества ресурсоснабжающих организаций и создании гарантирующей организации в водоснабжении и водоотведении и единой теплоснабжающей организации.

Как часто могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные услуги?  Федеральным законодательством установлено, что пересмотр или изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год. 

Как можно стабилизировать тарифы на ЖКУ  Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на все остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране.  Не секрет, что проблема роста цен на топливно-энергетические ресурсы является самой сложной для всех отраслей экономики.

И все же стабилизировать тарифы на коммунальные услуги возможно. Для этого необходимо уменьшить потери в сетях, то есть снизить уровень износа основных фондов за счёт модернизации сетей, что является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализуемой в регионе.

 

  • Также стабилизации тарифов способствует создание в рамках реализации концепции перехода к единым тарифам ЕТО (единой теплоснабжающей организации) в теплоснабжении и ГО (гарантирующей организации) в водоснабжении и водоотведении.
  • По материалам, предоставленным комитетом по ценам и тарифам Московской области
  • Источник: http://inruza.ru/novosti/socialnyy_barometr/32589_azbuka-zhkh-voprosy-i-otvety-po-formirovaniyu-tarifov

Источник: http://inruza.ru/novosti/socialnyy_barometr/32589_azbuka-zhkh-voprosy-i-otvety-po-formirovaniyu-tarifov

1.3 Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Правовая
основа реализации намеченного поэтапного
перехода к безубыточной работе отрасли
заложена в Законе РФ «Об основах
федеральной жилищной политики» и в
Постановлении Правительства РФ №707 от
18.06.96 «Об упорядочении системы оплаты
жилья и коммунальных услуг».

В области
ценообразования в ЖКХ утверждены
«Методика определения нормативов
потребления жилищно-коммунальных
услуг», «Методика расчета экономически
обоснованных ставок и тарифов на услуги
ЖКХ», «Методические указания по расчету
ставок платы за наем и отчислений на
капитальный ремонт жилых помещений,
включаемых в ставку платы за содержание
и ремонт государственного и муниципального
жилищного фонда».

Большое
внимание уделяется выбору рациональной
тактики изменения действующих тарифов
для населения. Критерием рациональности
этого процесса является предотвращение
социальной напряженности и роста
неплатежей при обеспечении срока
перехода к безубыточной работе ЖКХ.

Для
методической и правовой поддержки
поставленных экономических задач
реформы потребуется разработка
методических рекомендаций по определению
динамики тарифов на услуги ЖКХ с учетом
доходов населения.

Для обеспечения
финансирования развития объектов ЖКХ
за счет привлечения внебюджетных средств
и ликвидации сложившегося значительного
износа основных фондов ныне разрабатывается
«Методология технико-экономических
обоснований инвестиционных проектов
для привлечения средне– и долгосрочных
кредитных ресурсов предприятиями
коммунального хозяйства на развитие
объектов инфраструктуры».

Читайте также:  Как расшифровать платежный документ за коммунальные услуги

Конечным
этапом перехода на новые условия оплаты
жилья и коммунальных услуг является
полное возмещение населением издержек
на содержание и ремонт жилья, а также
на коммунальные услуги. В этих условиях
на переходный период сохраняется
практика установления двух групп
тарифов.

Первая
группа – это экономически обоснованные
ставки и тарифы на услуги жилищно-коммунального
хозяйства, покрывающие затраты предприятий
на их производство и реализацию,
представляющие собой экономическую
разновидность тарифов, получаемых
предприятием вне зависимости от
сложившегося в каждый конкретный период
уровня ставок и тарифов для населения.

Экономически обоснованные тарифы
устанавливаются исходя из нормативов
затрат на оказание услуг и согласованного
между заказчиком и подрядчиком размера
прибыли в зависимости от гарантий
качества обслуживания.

Вторая группа
представляет собой утвержденные местной
администрацией ставки и тарифы на
жилищные и коммунальные услуги для
населения на каждый конкретный период.

Проблемам
установления тарифов уделяется большое
внимание, поскольку от его величины
зависит благополучие коммунальных
предприятий. Экономически обоснованные
ставки и тарифы отражают общественно
необходимые затраты на производство и
реализацию этих услуг.

Уровень экономически
обоснованных ставок и тарифов при
переходе к рыночной экономике должен
диктоваться условиями рынка (специфическими
для каждой территории) и устанавливаться
на основе справедливой рыночной цены,
учитывающей качественные параметры
предоставляемых услуг, подобно тому,
как, например, учитывается качество
жилья в условиях его обмена, который на
данном этапе в наибольшей степени
отражает реальные рыночные отношения.

  • Однако
    отсутствие в настоящее время в каждом
    населенном пункте рынка производственных
    услуг требует исходить при формировании
    экономически обоснованных тарифов из
    нормативных затрат на жилищно-коммунальные
    услуги, дифференцированных с учетом
    объективных природных, градостроительных
    и демографических условий конкретного
    населенного пункта, а также учитывать
    потребительские свойства, которые
    устанавливаются по согласованию между
    заказчиком и подрядчиком, исходя из
    состояния основных фондов ЖКХ.
  • Использование
    нормативов затрат и возможность
    установления ставок и тарифов в
    соответствии с качеством обслуживания
    дает заказчику инструмент, позволяющий
    объективно оценить (при отсутствии
    рынка услуг) затраты на их производство
    и соответствующий этим затратам уровень
    потребительских свойств.
  • Основными
    целями введения экономически обоснованных
    ставок и тарифов являются:
  • перевод предприятий жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования путем осуществления постепенного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек, т.е. переход к оплате обслуживания в соответствии с его стоимостью;
  • реализация экономической оценки и стимулирования качества и надежности обслуживания в уровне тарифа, т.е. возможность оценки услуг как товара;
  • предотвращение установления монопольно высоких ставок и тарифов экономическими методами, обеспечение социальной защиты граждан при распределении и оплате услуг.

Рассчитанные
на базе данной методики экономически
обоснованные ставки и тарифы применяются
для определения уровня платежей граждан
на содержание и ремонт жилья и коммунальные
услуги.

При этом первые применяются для
государственного и муниципального,
общественного жилищного фонда,
предоставленного гражданам по договору
найма, а вторые – для всех видов жилищного
фонда, независимо от форм собственности.

Размер
указанных ставок и тарифов устанавливается
в пределах сроков и уровней платежей
граждан в процентах к экономически
обоснованным тарифам на оплату жилья
и коммунальных услуг.

В
ставке оплаты для населения целесообразно
предусмотреть выделение отдельной
строкой платежа, характеризующего
экономию в расчете на пользователя
услуг. Существенный вклад в снижение
себестоимости коммунальных услуг должны
вносить государственные жилищные
инспекции, и на первое место должна быть
выдвинута ресурсная составляющая
тарифа.

По расчетам специалистов, на
тепловых магистралях городов ежегодно
теряется до 10% всей производимой в России
тепловой энергии. Потери, нерациональный
расход топлива как при транспортировке,
так и при производстве тепла включаются
в себестоимость услуги и приводят к
увеличению тарифов.

Однако ясно, что
население не обязано оплачивать такого
рода затраты.

Таким
образом, уменьшение себестоимости и,
следовательно, тарифов поможет привести
к снижению социальных издержек. Для
этого мы предлагаем введение системы
учета производства и потребления
энергоресурсов, что соответствует
ресурсосберегающей политике реформирования
ЖКХ.

Себестоимость
и экономически обоснованные ставки и
тарифы на жилищно-коммунальные услуги
пересматриваются в зависимости от
изменения цен и тарифов на материалы,
электроэнергию, топливо и другие виды
ресурсов, изменения условий оплаты
труда и инфляционных процессов, что
оговаривается в договорах, заключаемых
на оказание услуг. Себестоимость
складывается из затрат, связанных с
использованием в процессе оказания
услуг основных фондов, материальных,
топливно-энергетических, трудовых и
других видов ресурсов, обусловленных
технологией и организацией производства,
а также затрат, связанных с управлением
и обслуживанием последнего.

Затраты
на воспроизводство основных фондов
включаются в себестоимость в виде
амортизации (износа) в процентах от
балансовой стоимости основных фондов
в зависимости от срока их службы.

Себестоимость услуг, представляющая
базу экономически обоснованного тарифа,
должна включать нормативные затраты
на все виды работ и услуг, оказываемых
предприятиями ЖКХ различных форм
собственности по договорам подряда.

Исходной
базой для определения экономически
обоснованных ставок и тарифов служат:
перечень работ и услуг, оказываемых
потребителям в соответствии с договором
подряда; нормативы материальных, трудовых
и финансовых затрат, а также нормативы
потребления жилищно-коммунальных услуг;
данные бухгалтерской отчетности. Состав
затрат, содержание отдельных элементов
себестоимости услуг зависят от конкретного
вида услуг, оказываемых потребителям.
При этом услуга, являющаяся товаром,
имеющим определенные потребительские
свойства, включает в свой состав полный
цикл работ, обеспечивающий конечный
результат – реализацию услуги
непосредственно потребителю, независимо
от того, выполняются все работы по
производству и реализации услуги одним
предприятием или отдельные виды работ
поручаются генеральным подрядчиком
другим предприятиям или частным фирмам.

Для
недопущения монопольно высоких цен на
услуги специализированных организаций
их уровень должен утверждаться местной
администрацией в соответствии с
действующим законодательством, а затем,
при необходимости, включаться в состав
экономически обоснованного тарифа.

Практика
показывает, что некоторые регионы и
города часто завышают уровень экономически
обоснованных тарифов. Причем в большинстве
регионов расчет таких тарифов и
определение суммарной потребности в
финансовых и материально-технических
ресурсах осуществляется по фактически
сложившимся нормативам, а при расчете
численности и фонда заработной платы
используются устаревшие нормативы.

В
нормативно-методических материалах по
реализации концепции реформ
жилищно-коммунального хозяйства РФ
приведен анализ существующей практики
применения экономически обоснованных
тарифов, который показал, что реформирование
ЖКХ невозможно без новых принципов
формирования тарифов.

Существующий
порядок установления цен на ЖКУ на
основе нормативных затрат, необходимых
для их производства и реализации, не
отвечает требованиям времени.

Порядок
расчета себестоимости, исходя из
фактических расходов за предшествующий
период, также не отражает реальной
стоимости услуг, поскольку в тариф
включается бюджетное недофинансирование
отрасли.

На
наш взгляд, новые принципы ценовой и
тарифной политики должны быть основаны
на снижении затрат по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).

С этой
целью предлагается перейти на договорные
условия работы с разделением функций
заказчика и подрядчика; проведение
конкурсного отбора предприятий-подрядчиков;
введение контрактной системы найма на
работу; внедрение приборов учета расхода
ресурсов на каждом объекте ЖКХ с целью
ресурсосбережения; проведение аудита
формирования стоимости услуг и
технологического аудита; обеспечение
при определении стоимости услуг участия
представительских органов с дальнейшим
доведением информации до потребителя.
Кроме того, методическое обеспечение
тарифной политики ресурсосберегающих
организаций может привести к разделению
коммунальных тарифов на две составляющие:
за сетевое обслуживание (постоянная
величина) и за поставку услуги (переменная
величина).

В
структуру оплаты жилья введены начисления
на капитальный ремонт и плата за наем
муниципального жилья. Эти средства не
связаны с текущими затратами по содержанию
жилья, а предназначены для проведения
его реконструкции и модернизации.

Постепенное включение в ставки и тарифы
инвестиционной составляющей, которая
в соответствии с реформой будет
возрастать, позволит включать затраты
на восстановление жилищного фонда и
развитие коммунальных объектов в
структуру оплаты жилищно-коммунальных
услуг населением.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3859854/page:3/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector