Жкх как коммунальный комплекс

  • ЖКК — представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания и сохранности.
  • Социальная значимость — создание необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан на территории городов и населенных пунктов.
  • Экономическая значимость — постоянный потребительский спрос на работы и услуги и высокий потенциал для развития частного бизнеса.
  • ЖКК представляет собой сложную систему социально — экономических отношений, интересов и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций, бизнеса и населения, как потребителя ЖКУ.
  • ЖКК включает в себя широкий круг деятельности по управлению многоотраслевым муниципальным хозяйством и разделяется на 3 сектора:
  • Первый сектор: жилищный комплексцели и задачи — обеспечение нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (бытовое обслуживание, торговые и офисные здания, сфера досуга, образовательные учреждения, культурно-просветительные и учреждения здравоохранения и др.)

Второй сектор: коммунальный комплекс — производство и поставка необходимых ресурсов (воды тепла, электроэнергии, газа, и т.п.)

Третий сектор: комплекс благоустройства — осуществление всех видов работ по обеспечению необходимого уровня благоустройства окружающей городской среды:

  • · Строительство и содержание городских магистралей и мостов
  • · Озеленение, садово-парковое обслуживание, санитарная уборка
  • · Рекреация
  • · Многое другое.
  1. Функционирование ЖКК
  2. Функция ЖКК — обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий МО, общего комфорта проживания.
  3. ЖКК является важнейшей составной частью городского хозяйства и представляет собой многопрофильное хозяйство, обслуживающее несколько подотраслей, охватывающих более 30 видов деятельности.

Границы ЖКК очень неопределенны — поэтому если сузить определение ЖКК до поддержания комфорта в жилых помещениях, то его можно представить Рис. 1.1

  • Состав и система ЖКК муниципального образования (МО)
  • Принципы реализации градообслуживающей политики
  • Местная градообслуживающая сфера — первооснова жизнеобеспечения населения; важнейшая составляющая часть муниципального управления.
  • Цель управления градообслуживающей сферой— создание систем жизнеобеспечения, которые бы обеспечивали гарантированное и устойчивое улучшение качества жизни населения, образующего местное общество.
  • При разработке и реализация градообслуживающей политики следует опираться на систему взаимосвязей, главными из которых является:
  • · сбалансированность и увязка развития, содержания и эксплуатации систем жизнеобеспечения с общей политикой социально-экономическим развитием МО;
  • · эффективность,
  • · оптимальность,
  • · комплексность,
  • · надежность,
  • · устойчивость функционирования ЖКК.

Основными принципами государственной и муниципальной ЖК политики являются:

  • · Доступность ЖКУ
  • · Разработка, внедрение и поддержка различных кредитно-финансовых механизмов приобретения, реконструкции капитального ремонта и строительства жилья
  • · Высокое качество жилья
  • · Рыночная конкуренция
  • · Многовариантность и равноправие моделей по строительству, приобретению, содержанию и управлению жильем
  • · Контроль жителей, общественное участие в бюджетном процессе МО.

Источник: https://studwood.ru/844726/pravo/ponyatie_zhilischno_kommunalnogo_kompleksa

Жилищно-коммунальное хозяйство как многоотраслевой комплекс

  • УДК 332.8
  • ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС
  • © Андрей Робертович ИВАНОВ

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, аспирант кафедры труда и социальной политики , е-mail: gvmksu@mail.ru

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, возникающие в данной отрасли. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные проблемы, в частности, на основе проведения рациональной государственной политики.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; рынок; тарифы; услуги.

Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально-ориентированной рыночной экономики.

Жилищно-коммунальное хозяйство России — сложный народно-хозяйственный комплекс, включающий около 30 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.

Физический износ элементов инфраструктуры составляет порядка 60-70 %. По отдельным муниципальным образованиям -70-80 % и продолжает увеличиваться на 2-3 % в год [1].

Около 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки.

На сегодняшний день в среднем по России физический износ котельных составляет

55 %, коммунальных сетей водопровода -65 %, канализации и тепловых сетей — 63 %, электрических сетей — 58 %, водопроводных насосных станций — 65 %, канализационных насосных станций — 57 %, очистных сооружений водопровода — 54 % и канализации —

56 %. Из-за неудовлетворительного состояния инженерной инфраструктуры, имеющей такие высокие показатели физического износа, высокую аварийность и сверхнормативные потери ресурсов, планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам.

Современное развитие ЖКХ прошло несколько стадий от экстенсивного до интенсивного, качественного развития. Настоящий период, в котором развитие осуществляется в направлении повышения качества оказываемых услуг, начался с принятием Концепции реформирования ЖКХ на 2001-2010 гг. [2].

Сегодня перед ЖКХ стоит задача совершенствования технологии оказания услуг, повышения их качества и эффективности деятельности с целью получения конкурентного преимущества.

По данным Минрегиона России на долю ЖКХ приходится 26 % основных фондов страны и более 20 % потребления энергетических ресурсов [3]. Отрасль аккумулирует немногим более 5 % общей численности занятых по стране и ее вклад в ВВП за последние годы составил порядка 5 % [4].

Таким образом, фондоемкость и энергоемкость отрасли соответственно в 5 раз и 4 раза выше аналогичных показателей в среднем по экономике страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство выполняет важнейшую функцию жизнеобеспечения граждан. Значителен вес этой сферы в экономике страны. Успешно решать важнейшую для населения страны функцию может только эффективно функционирующая и динамично развивающаяся отрасль. В этих условиях реализуемость социальных проектов в жилищной сфере сдерживается отсталостью жилищно-коммунальной инфра-

структуры [5].

В современных условиях актуальна такая реформа ЖКХ, которая была бы действительно направлена на благо людей. Реальный результат проводимой реформы — во многом

неоправданный и необоснованный рост размеров оплаты все ухудшающихся по качеству жилищно-коммунальных услуг.

Ситуация усугубилась сохранением существовавшей прежде архаичной системы оплаты коммунальных услуг по условно установленным нормативам потребления с возложением на потребителей бремени оплаты издержек производства жилищно-коммунальных услуг, потерь энергоресурсов в требующих ремонта магистралях и сетях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыночные принципы и правила, годные в секторах экономики, ориентированных на извлечение прибылей, мало приемлемые в такой социально значимой отрасли, как ЖКХ, обусловили формирование указанного выше курса.

Главная цель и соответствующий ей критерий эффективности отрасли нужно напрямую связывать с основным предназначением отрасли по бесперебойному обеспечению необходимых условий благополучного проживания и жизнедеятельности населения, т. е.

исходя из необходимости решения именно этой важнейшей социальной задачи.

Специфика жилищного хозяйства заключается в том, что неразвитость конкурентных отношений в этой сфере вызвана в большинстве случаев субъективными причинами, сложившимися в дорыночный период затратной хозяйственной структурой содержания жилищного фонда и административной системой управления.

И сегодня отрасль остается непрозрачным, закрытым, коррупционным сектором экономики [6]. Попытки создания конкурентного рынка коммунальных услуг не увенчались успехом.

На смену монополиям местного значения приходят новые монополии, аффилированные с крупными энергетическими компаниями и финансовыми структурами.

В отличие от российского рынок жилищно-коммунальных услуг в странах Западной Европы и США характеризуется наличием развитой конкурентной среды.

Свои услуги предлагают фирмы различных видов собственности, что позволяет потребителям выбирать предприятия, обеспечивающие более высокое качество услуг и более выгодные тарифные схемы и условия платежей.

В условиях конкуренции фирмы предлагают различные льготы, комплекс дополнительных услуг и т. д. Исключение составляют

рынки таких услуг, как обеспечение бытовой электроэнергией и газом, которые относятся к категории естественно монополизированных рынков, где уровень цен и тарифов регулируется государственными органами.

В современных условиях в системе финансового механизма ЖКХ России каждый элемент имеет очень весомое значение. Правовое и нормативное обеспечение — это самые важные и проблемные элементы, т. к. они «работают» в отношениях между различными финансовыми и производственно-коммунальными организациями и гражданами.

Правовое обеспечение в различных формах проявления и тарифная политика являются социально-экономической стороной этих отношений. Рекомендуется организовать эти отношения и заинтересовать квартиросъемщиков в неформальном, потребительском отношении к оказанию и формированию коммунальных услуг.

В Российской Федерации создание ТСЖ -одна из важнейших задач, решение которой укрепляет права собственности в обществе.

В современных условиях однозначного ответа на вопрос о необходимости создания товарищества собственников жилья так и не существует [7].

До сих пор стороны, ведущие по этому поводу дискуссии, приводят различные аргументы «за» и «против». Необходимо и совершенствовать законодательство, и учитывать все факторы в комплексе.

Жилищный кодекс Российской Федерации возложил на собственников ответственность за содержание жилых домов.

Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства граждан, ставших собственниками после приватизации квартир, оказалась абсолютно неподъемной, в связи с чем активное желание жителей самостоятельно управлять многоквартирными домами отсутствует.

Ввиду общей пассивности населения в реализации своих прав в жилищной сфере сроки выбора жителями многоквартирных домов способа управления их домами несколько раз переносились с внесением необходимых поправок в действующее законодательство. Так, за 10-летний период существования института товарищества собственников жилья в Москве было зарегистрировано только около 1500 ТСЖ. При этом члены

только 1000 ТСЖ получили в общую долевую собственность земельный участок под жилым домом с придомовой территорией.

По оценкам Министерства регионального развития России, жилищный фонд страны составляет примерно 3 млрд м2, и пересчете на здания усредненной этажности это около 19 млн домов.

Если учесть, что создаваемые товарищества собственников жилья не будут ограничиваться управлением лишь одним домом (в ряде случаев целесообразнее объединять в ТСЖ несколько домов и даже целые кварталы), то необходимо сформировать, как минимум, 2-2,5 млн ТСЖ.

В настоящий момент приватизировано 77 % жилья и только 7 % этого объема объединено в товарищества собственников жилья. Частными управляющими компаниями обслуживаются жилища 12 млн граждан, или порядка 8 % населения страны [8].

Тарифная политика — важнейший элемент экономического механизма жилищнокоммунального сектора. Предельно ясно, что тарифы на коммунальные услуги должны быть «прозрачны» и отражать фактические расходы на содержание и ремонт жилого фонда.

Существующая система определения тарифов оплаты жилья и коммунальных услуг на основании затрат на их производство заставляет руководителей предприятий ЖКХ увеличивать затратность производства и не способствует ресурсосбережению. Перечисление всех платежей, несмотря на реально предоставленные объемы коммунальных услуг и произведенные работы, рассматривается как обязательное условие отношений в ЖКХ.

Читайте также:  Кто должен делать ремонт крыши многоквартирного дома

Сейчас складывается ситуация, когда из бюджета перечисляется гораздо меньше финансов, чем требуется предприятиям ЖКХ, вследствие чего и возникает перед ними задолженность.

При этом услуги и работы в полном объеме не производятся, т. к. существует задолженность, а все финансирование идет на выплату заработной платы и содержание аппарата.

Результатом таких отношений является старение материально-технической базы жилищно-коммунального комплекса [9].

В сложившихся условиях необходимо изменение концептуальных подходов к управлению данной отраслью, в т. ч. разви-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тие инициативы собственников в управлении совместным имуществом; новая роль управляющих организаций в процессе управления; формирование рынка ЖКУ и рыночных цен, изменение нормативно-законодательной базы ЖКХ в соответствии с новыми задачами.

Разработка планов развития сектора жилищно-коммунального хозяйства в долгосрочной перспективе, а также доведение инновационных идей по созданию оптимальных условий функционирования жилищнокоммунального хозяйства до их реализации является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики.

Поэтому особенно важным является разработка комплекса мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, в т. ч.

за счет совершенствования механизмов тарифного регулирования, расширения возможных форм взаимодействия сторон в рамках концессионного соглашения, заключения долгосрочных контрактов на строительство (реконструкцию), ремонт и содержание объектов коммунальной инфраструктуры.

Одним из новаторских системных решений проблемы привлечения частных инвестиций является комплекс инструментов развития рынка ЖКХ (КИР) — концессии, инвестиционной программы, ЯЛБ тарифа (тариф, рассчитанный методом доходности инвестированного капитала) [10].

КИР является уникальным в своем роде комплексным продуктом, инструменты которого дают возможность организациям коммунального комплекса достичь максимальной эффективности в развитии своего бизнеса, способного уже сейчас быть привлекательным для частных инвесторов.

Отечественный и зарубежный опыт демонстрирует, что устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства возможно только при консолидации усилий властных структур, частного бизнеса и потребителей; современное состояние российской экономики в сфере ЖКХ является следствием большого количества факторов, а потому для решения накопившегося комплекса проблем необходима разработка сложной комплексной государственной программы мероприятий, учитывающей территориальную неоднородность России, необходимость развития

конкуренции в некоторых секторах ЖКХ, охватывающую всю вертикаль власти; обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Проводимые организационные мероприятия должны быть направлены на реформирование экономических отношений с целью обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций; создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в жилищно-коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения организаций жилищно-коммунального хозяйства.

1. Коломейцев А.В. Сертификация — эффективный инструмент управления в современных условиях реформирования и модернизации

ЖКХ // Основные проблемы и механизмы реализации подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»: материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2008.

2. Иванова Ю.В. Государственно-частное партнерство в ЖКХ: роль государственно-частного партнерства в развитии жилищно-коммунального комплекса мегаполиса // Российское предпринимательство. 2008. № 11.

3. Назаренко М. И. Абсурды и парадоксы на пути создания ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. № 4.

4. Россия в цифрах. Российский статистический ежегодник. М., 2010.

5. Румянцева Е.Е. Приоритеты реформирования ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2003. № 2.

6. Гусев А.Б. Управление региональным жилищно-коммунальным комплексом. М., 2007.

7. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика. М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Назаренко М.И. Абсурды и парадоксы на пути создания ТСЖ // Жилищно-коммунальное хозяйство. 2007. № 4.

9. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Концепция и практика коммунальной реформы // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2006. № 8.

10. Сорокан Ю.В. Долгосрочное инвестиционное планирование и инновационная деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве. иКЬ: http://www.g-k-h.ru/directory. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 14.01.2012 г.

  1. UDC 332.8
  2. HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AS DIVERSIFIED COMPLEX
  3. Andrey Robertovich IVANOV, Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student of Labor and Social Policy Department , е-mail: gvmksu@mail.ru

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-kak-mnogootraslevoy-kompleks

90. Жилищно-коммунальный комплекс городского хозяйства, состав, структура и особенности функционирования

Жилищно-коммунальное
хозяйство (ЖКХ) – это важнейшая
социально-экономическая сфера народного
хозяйства, сложный многоотраслевой
производственно-технический комплекс.

В систему ЖКХ входят предприятия,
обеспечивающие: жилищное хозяйство и
ремонтно-эксплуатационное производство,
водоснабжение и водоотведение,
коммунальную энергетику (электро, тепло,
газоснабжение), внешнее городское
благоустройство, включающее дорожно-мостовое
хозяйство, санитарную очистку, зелёное
хозяйство (озеленение населённых
пунктов, цветоводство), коммунально-бытовое
обслуживание, гостиничное хозяйство в
целом насчитывается более 30 видов услуг

Головной
структурой, управляющей жилищно-коммунальным
хозяйством города, является Департамент
городского хозяйства администрации
города.

Структуры департамента городского
хозяйства (управление жилищно-коммунального
хозяйства, управление энергообеспечения
и инженерных коммуникаций, управление
транспорта, связи и дорог, отдел учёта,
распределения и приватизации жилой
площади) действует самостоятельно,
каждое из них выполняет свои функции.

  • Частью функций,
    относящихся к вопросу содержанию и
    управления ЖКХ, ведает комитет по
    управлению муниципальным имуществом.
  • К числу особенностей
    ЖКХ как отрасли народного хозяйства
    можно отнести:
  • • сочетание
    производственных и непроизводственных
    функций, связанных с изготовлением
    материальных продуктов и оказанием
    услуг;
  • • особую социальную
    значимость;
  • • отрасль
    представлена как естественными
    монополиями (транспортировка энергии
    и жидкостей), так и отраслями, в которых
    возможна и необходима конкуренция
    (производство товаров и услуг);
  • • многообразие
    организационно-правового статуса
    предпринимательства и форм собственности;

• сочетание
крупного (производство энергии, Водоканал,
трубопроводные сети и т.д.) и малого
бизнеса.

  1. Предприятия и
    организации ЖКХ в зависимости от видов
    деятельности подразделяются на:
  2. — жилищные
    эксплуатационные организации — оказывающие
    услуги по обслуживанию и ремонту общего
    имущества многоквартирного дома;
  3. — специализированные
    эксплуатационные организации — выполняют
    ремонт (текущий и капитальный) и
    техническую эксплуатацию жилищного
    фонда, лифтов, мусоропроводов, сбор и
    вывоз бытовых отходов, обслуживание и
    уборку мест общего пользования жилых
    домов и придомовой территории по
    договорам с жилищными эксплуатационными
    организациями;
  • организации, предоставляющие коммунальные услуги населению — осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод);
  • многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства осуществляют обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех, либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, включая очистку сточных вод).

Предприятия
жилищно-коммунального комплекса
выступают в качестве подрядных
организаций, обеспечивающих предоставление
жилищно-коммунальных услуг и выполнение
работ по благоустройству территорий
города.

Конечным результатом деятельности
ЖКХ является услуга, основное свойство
которой не изменять вещества природы,
а создавать условия для осуществления
производственного процесса и нормальной
жизнедеятельности человека.

Услуга не
создает потребительной стоимости в
натурально-вещественной форме, а
оказывает полезный эффект, который не
существует как отличная от этого процесса
вещь.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4342721/page:70/

Жилищно-коммунальный комплекс: проблемы реформирования и управления (Аксенов П.Н., 2006)

Необходимость проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) вызрела и приобрела актуальность в условиях подавляющего господства государственной собственности и высокой централизации управления.

Искусственная монополизация и значительная дотационность этой сферы сформировали, к сожалению, искаженную мотивацию поведения всех субъектов взаимоотношений и обусловили общую неэффективность функционирования жилищно-коммунальной сферы.

Так называемый «затратный механизм», доминирующий в ЖКХ, являлся характерной чертой всей планово-административной экономики страны, что объективно должно было предполагать использование для реформирования жилищно-коммунального хозяйства тех же механизмов, что и в любом другом секторе экономики при стабилизации цен.

Однако подходы к реформированию этой сферы оказались принципиально иными, преобразования экономических отношений в подотраслях ЖКХ развивались различными путями, что во многом определило характер проблем и процессов, свойственных современному этапу реформирования жилищного и коммунального комплексов (ЖКК) в регионах.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения поддерживались на чрезвычайно низком уровне и дотировались из бюджета на 90%. Квартирная плата, включающая платежи населения за коммунальные услуги, составляла около 2,5 % среднего дохода семьи.

Низкие коммунальные платежи населения компенсировались за счет перекрестного субсидирования, когда тарифы за такие же услуги для промышленных предприятий были в десятки раз выше.

Жилищные предприятия получали дотацию на содержание жилищного фонда из местных бюджетов. 

Ресурсоснабжающие предприятия также получали бюджетную дотацию как компенсацию за разницу в тарифах, поэтому отсутствовал интерес в экономии ресурсов, снижении непроизводственных затрат, ликвидации утечек вложений денежных средств в ремонт инженерных коммуникаций. Действовал основной экономический принцип: чем больше поставишь услуг, тем больше получишь дотации.

С вступлением в силу в конце 1992 года Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» определились основные концептуальные подходы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и условия для осуществления процесса передачи в муниципальную собственность государственного и ведомственного жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций. Таким образом, создавалась материально-техническая основа для управления принятым жилищным фондом на муниципальном уровне.

Характер дальнейших преобразований системы экономических отношений в жилищно-коммунальной сфере во многом определился принятым в то время порядком приватизации жилых помещений, в результате которого сформировался вторичный рынок жилья.

Однако в связи с тем, что в процессе проведения приватизации в собственность передавались только жилые помещения, места общего пользования по-прежнему оставались в муниципальной собственности.

В связи с чем, несмотря на то, что доля,  приватизированного жилья в РФ сегодня составляет уже более 70%, подавляющее  большинство жилых зданий по-прежнему находится в муниципальной собственности.

В области оплаты жилья и коммунальных услуг была принята стратегия ее постепенного повышения с целью покрытия затрат на ЖКХ за счет самих потребителей (жителей), с одновременным развитием системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем предоставления им бюджетных субсидий адресного характера. В качестве критерия стали использоваться нормативно-установленная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете и социальная норма площади, установленная для каждого региона. Это связано, в первую очередь, с высокими затратами на содержание жилищного фонда и поставку коммунальных услуг.

Читайте также:  Как подать в суд на жкх за завышение тарифов

С 1994 года впервые за многие десятилетия была изменена система расчетов с населением за жилищно-коммунальные услуги, в том числе были повышены ставки по оплате услуг ЖКХ.

В качестве федеральных стандартов установилась доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в семейном бюджете и социальная норма площади для каждого региона.

Однако тарифы продолжают расти и уже достигают уровня тарифов, принятых в европейских странах с аналогичными климатическими условиями (табл. 1)

  • Таблица 1
  • Доля расходов на содержание и ремонт жилья в общем объеме потребительских расходов в 1999 и 2003 гг., %
  • *По данным Росстроя

В области преобразований в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством была принята стратегия децентрализации и упрощения структуры управления ЖКХ, в основном, путем разделения функций заказчика и подрядчика.

Взамен существовавшей ранее ведомственной управленческой вертикали формировалась децентрализованная система управления жилищно-коммунальным хозяйством, характеризующаяся многообразием вариантов в зависимости от специфики территорий и местных условий.

Главной целью подобных преобразований являлось снижение затрат при одновременном повышении качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, чему должен был способствовать принцип конкурсного отбора подрядных организаций в тех сферах, где объективно возможна демонополизация, прежде всего, в обслуживании жилого фонда.

С начала 1997 года проблема сокращения бюджетных дотаций на жилищно-коммунальное хозяйство оказалась в центре внимания федеральных властей, а ускорение реформы оплаты жилья и коммунальных услуг стало рассматриваться как ключевое звено в системе мер по преодолению бюджетного кризиса и экономического спада.

Согласно оценкам экспертов, дотации на ЖКХ составляли в 1996 году более 4% ВВП, стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг превышала 300 млрд. руб., из которых около 120 млрд. ‑ это потребность в льготах и субсидиях.

На душу населения дотации в жилищно-коммунальное хозяйство составили, по данным фактического исполнения бюджета, около 600 тыс. (неденоминированных) рублей. При этом население заплатило за жилищно-коммунальные услуги в течение 1996 года около 500 тыс.

(неденоминированных) рублей.

Дальнейшее развитие реформы определилось Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ, утвержденной Указом Президента РФ № 425 от 28 апреля 1997 г.

, которая смогла свести воедино приоритетные направления реформы в жилищном и коммунальном секторе, выработанные в 1991-1996 годах и закрепленные в целом ряде нормативных актов.

Она определила основные системные связи, а также по-новому расставила акценты дальнейших преобразований.  

В концепции были сформированы принципиальные подходы к совершенствованию механизмов контроля над стоимостью жилищно-коммунальных услуг и эффективностью их предоставления через развитие процессов демонополизации и создания конкурентной среды, а также механизмов регулирования и контроля в сферах естественных монополий. Снижение стоимости становится одним из существенных резервов уменьшения бюджетных дотаций на оказание жилищно-коммунальных услуг.

  1. При этом другими приоритетами в Концепции реформирования ЖКХ были определены преобразование системы управления жилищным сектором, усиление и совершенствование системы социальной защиты населения, минимизация дотирования ЖКХ из бюджетов различных уровней, вывод на самоокупаемость тех услуг, где возможно определение цены на конкурентном рынке.
  2. Далее в развитие Концепции был принят ряд важнейших нормативно-правовых документов, включающих мероприятия по технологическому и финансовому аудиту и экспертизе тарифов. Они стали ключевыми в Программах реформирования:
  3. ‑ жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований;
  4. ‑ федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
  5. ‑ величины трансфертов с учетом соблюдения в субъектах РФ федеральных стандартов и тарифов, утверждаемых Федеральной энергетической комиссией и устанавливающих механизм экономического стимулирования регионов в проведении реформы через использование системы федеральных трансфертов.
  6. Расходы сверх федеральных стандартов теперь не признаются обоснованными и могут служить основанием для уменьшения размера трансферта.

Таким образом, уже к середине 1997 года были сформулированы новые подходы к стратегии экономического преобразования в отрасли, в связи с чем основным инструментом координации региональных стратегий реформирования жилищно-коммунального хозяйства стали федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. С введением этих стандартов в основу новой концепции распределения федеральных трансфертов между регионами были положены следующие основные принципы.

Федеральный стандарт определения предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг дифференцировался по экономическим районам России (особо выделялись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и рассчитывался исходя из средней сложившейся по экономическим регионам стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Он стал ключевым и был нацелен на стимулирование проведения реформы ЖКХ в направлении снижения ресурсов на жилищно-коммунальные услуги через демонополизацию деятельности, развитие ресурсосберегающих технологий, усиление контроля за естественными и локальными монополиями.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/1656

Особенности налогообложения предприятий жилищно-коммунального комплекса

В статье мы рассмотрели особенности налогообложения предприятий жилищно-коммунального комплекса, существующие проблемы в данной области.

«Нам не удалось, я хочу сказать это прямо и откровенно, нам не удалось выработать эффективных действенных механизмов преобразования этой сферы. Проблема этой отрасли в том, что она еще в советские времена создавалась как абсолютно неэффективная и затратная. Вот в чем проблема». В.В. Путин

Речь идет об одной из самых важных, особенных и значимых сфер народного хозяйства, необходимых для каждого из нас – отрасль жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ).

Действительно, проводимая в России реформа движется небольшими шагами на пути к поставленной цели – доведение уровня эффективности деятельности данной области до совершенства или, как минимум, улучшение качества предоставления услуг населению.

Жилищно-коммунальное хозяйство является хозяйством, подразделяющимся на множество отраслей, социального и экономического содержания, а так же представляющие собой главное звено удовлетворения потребностей населения, производственных отраслей и сферы услуг. Состоит оно из предприятий и организаций социальной и производственной сферы, деятельность которых имеет непосредственную или косвенную связь с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.

Организации жилищно-коммунального хозяйства — это предприятия, учреждения и организации вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно-коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей.

Они являются важнейшей частью территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортность жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависят состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах [3].

В чем состоит основное отличие сферы ЖКХ? Во-первых, это социально-значимая деятельность, от которой зависит степень удовлетворения граждан, состояние здоровья, другими словами – жизнь в целом.

Во-вторых, активное участие в функционировании объектов ЖКХ принимают субъекты как крупного и среднего, так и малого бизнеса.

В-третьих, предоставляемые услуги носят характер общедоступности – независимо от того, к какому социальному слою относится гражданин, даже если ему свойственна неплатежеспособность, обслуживание будет открытым.

Несмотря на то, что следует признать, большинство жителей волнуют такие моменты как непрозрачность начисления квартплаты, постоянные сборы на ремонт, счетчики, уборку территории, так же качество работы служащих, неудовлетворительное состояние домов, дворов и т.д. – есть и другой аспект безрезультативности реформы ЖКХ.

Помимо того, что источниками финансирования затрат на производство жилищно-коммунальных услуг являются налоговые поступления, организации ЖКК сами выступают участниками налогообложения.

На них также как на остальные юридические лица возложена обязанность по уплате налогов.

Забегая вперед, можно отметить, что организации ЖКХ имеют свои отличительные свойства в налогообложении и чаще всего в поступления идут налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Говорить о том, что реформа ЖКХ не имеет положительных на практике последствий, представляется невозможным, т.к. заметны некоторые шаги по улучшению.

В налоговом законодательстве, были закреплены льготы, способствующие стимулированию к развитию, например, жилищного строительства. Но одной из трудностей является налогообложение организаций жилищно-коммунального комплекса.

У коммунальщиков после уплаты налогов остается недостаточно средств для изменений, для модернизации, для развития деятельности, тем более состояния самой структуры в целом.

Все виды налогов приходятся на каждое звено организационной структуры управления жилищно-коммунальным комплексом: налоги жилищно-коммунального хозяйства, товариществ собственников жилья, налогообложение управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства.

В сфере ЖКХ применяются две системы налогообложения: общая и упрощенная. Выбор остается за самой организацией. Упрощенная ограничена суммой доходов – не более 60 млн руб. в год, средней численностью работников – не более 100 человек и предельной остаточной стоимостью основных средств – 100 млн руб. [2].

Так как организации жилищно-коммунального комплекса имеют соответствующие доходы, имеет место налог на прибыль. Прибылью признается разница между полученным доходом и понесёнными расходами. Таким образом, осуществляется формирование налоговой базы данного налога.

Базовая ставка налога на прибыль равна 20 %: идет распределение: всего 10% от всей суммы направляются в государственный бюджет, а основная доля остается в регионе. Налоговая декларация должна быть сдана в срок до 28 дней с истечения отчётного периода.

К примеру, отчитаться по налогу на прибыль за 2015 год необходимо до 28 марта 2016 г.

Что касается налога на добавленную стоимость (далее – НДС), здесь как законодательно, так и на практике существуют некоторые особенности. От налогообложения НДС освобождается только стоимость услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Так же, не подлежат налогообложению:

1) реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно- строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

2) реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) [1].

Таким образом, одной из проблем налогообложения предприятий жилищно-коммунальной сферы следует признать недостаточное количество налоговых льгот для предприятий ЖКХ.

Их увеличение, очевидно, дало бы шанс на улучшение всей системы, даже если освобождение от уплаты налогов производилось бы лишь на некоторое время.

Читайте также:  Задолженность по квартплате как узнать красноярск

Законодатели страны активно обсуждают данные вопросы, но пока не удается комплексно подойти к ситуации.

Так же, актуальным является необходимость создания условий, так называемых стимулов, которые стали бы основой, фундаментом для привлечения инвестиций, включая иностранные, и частных компаний в сферу ЖКХ.

Рынок требует здоровой конкуренции и в данной области.

Следует не только указать на то, что открыты все пути для инвесторов, но и привести их к осознанию того, для чего нужно развивать жилищную и коммунальную отрасль, какие выгоды стоит им ожидать, какие льготы будут предусмотрены и т.д.

Уже была указана выше проблема разнообразия форм собственности предприятий ЖКХ. Как следствие – неравномерность налогообложения.

В целом, необходимо и дальше разрабатывать как можно больше мер по укреплению сферы ЖКХ. В первую очередь, это касается изменения налогообложения налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, что возможно только при наличии современной техники, информационных технологий. Далее произойдет снижение тарифов, что благоприятным образом отразиться как на жителях, так и на инвесторах.

Источник: https://novainfo.ru/article/4131

О целях управления жилищно-коммунальным хозяйством

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

О ЦЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

В связи с тем, что с 1992 г.

ЖКХ находится в состоянии реформирования, а также с отсутствием видимых результатов реформы за истекший период, представляет определенный интерес правовое закрепление целей управления ЖКХ.

Поскольку цели управления ЖКХ находят отражение в нормативных правовых актах, федеральных целевых программах, Концепции реформы ЖКХ, имеет смысл рассмотреть их закрепление, изменение и развитие в этих документах.

Первый этап реформы ЖКХ начался с принятием Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», который определил основы новой жилищной политики. Целями этой политики в сфере ЖКХ было:

— развитие частной собственности и ее защита;— развитие конкуренции в строительстве, ремонте и эксплуатации жилья;— обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;— осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и жилищных фондов.

В новой жилищной политике не нашли отражения такие закономерные цели, как разработка и реализация государственной политики в сфере ЖКХ; комплексное осуществление реформ; совершенствование системы управления; внедрение ресурсосберегающих технологий; снижение издержек производителей на жилищно-коммунальные услуги; проведение аудита и экспертиз тарифов, создание механизма их формирования; использование тарифов на модернизацию и развитие ЖКХ; улучшение качества услуг.

  • Дальнейшие реформы в ЖКХ внесли изменения в цели управления. Так, программным документом — Концепцией реформы ЖКХ в РФ > были определены следующие цели:
  • — обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;— снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов;— смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.

По мнению же ряда авторов, главная цель реформы ЖКХ — перевод отрасли на самофинансирование за счет технической и структурной перестройки; реорганизация хозяйственного механизма и переход к акционированию организаций и предприятий ЖКХ; демонополизация сферы ЖКХ; снижение издержек производства и совершенствование ценообразования при обеспечении качественного жилищно-коммунального обслуживания, соответствующего современным стандартам; социальная защита населения. В предложенной формулировке указаны и основные пути достижения цели: техническая и структурная перестройка, реорганизация хозяйственного механизма, что очень важно и необходимо именно для целей реформирования ЖКХ. Дело в том, что самофинансирование ЖКХ можно обеспечить путем повышения тарифов, но это уже не будет реформой. Такую же роль играет и указание на необходимость высококачественного обслуживания — иначе самофинансирование будет достигнуто за счет минимизации обслуживания  Такая трактовка представляется более полной и четкой, чем формулировка, данная в Концепции реформы ЖКХ в РФ.

Затем цели управления ЖКХ получили свое дальнейшее отражение в двух новых программных документах. Так, в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г.

N 675 утвержден новый основополагающий программный документ по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере — Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 — 2010 гг.

  В качестве целей Программы заявлены следующие:— привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;— обеспечение доступности жилья;— повышение устойчивости, надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса;

— улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению);

— усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы ЖКХ;

— развитие рыночных механизмов функционирования ЖКХ (в том числе запуск рыночного механизма финансирования ЖКХ).

Эта Программа включает в себя подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ»  Основными целями подпрограммы названы следующие:

  1. — повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения;— привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;— улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;— адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
  2. Актуальность целеполагания в том, что этот вопрос до сего времени не получил должного обоснования в теории управления, а практический опыт свидетельствует об ошибках в выборе целей, отрицательных для общества результатах в течение длительного периода. Разрушенная структура среды обитания свидетельствует о том, что действовавшая система управления не справилась со своими функциями, ставившиеся цели не соответствовали интересам общества

В частности, цели управления ЖКХ, поставленные на федеральном уровне, нуждаются в дополнительном теоретическом обосновании. Так, в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики» указана цель «обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан», а в Концепции реформы ЖКХ она звучит уже как «смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Далее, в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 гг. снова присутствует эта же цель, она звучит как «усиление адресности социальной защиты населения…». В Концепции реформы ЖКХ и федеральных целевых программах повторяются цели «повышение качества жилищно-коммунальных услуг», «снижение издержек производителей услуг и, соответственно, тарифов». Наблюдающийся повтор целей без их уточнения и развития, смещение акцентов в сторону менее конкретной формулировки говорят о том, что цель достигнута не была. Тем не менее в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» о «снижении издержек производителей услуг и тарифов» уже не говорится, хотя эта цель достигнута не была. Изначальная непродуманность формулировок целей законодателем не дает четкого представления о процессе проведения реформы и ее конечном результате.По нашему мнению, в Концепции реформы ЖКХ нет стратегической цели, даны только тактические, не соблюдена их иерархическая соподчиненность. При этом наблюдается непоследовательность и неконкретность в их выборе и изложении, что мешает последовательному ходу реформы, уяснению ее сущности. Кроме того, целей поставлено мало, они не отражают всесторонне весь процесс проведения реформы. В качестве стратегической цели Концепции реформы ЖКХ следовало бы указать — «разработка и реализация государственной политики в сфере ЖКХ». Крайне важно также наличие указания на комплексное осуществление реформ в сфере ЖКХ.В подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» отмечается, что модель реформирования сферы ЖКХ, реализуемая в настоящее время в рамках Концепции реформы ЖКХ, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформ идет крайне медленными темпами. В силу этого негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать. Наблюдается ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг. Состояние ЖКХ признается кризисным. Это говорит о том, что цели Концепции были сформулированы недостаточно четко и достигнуты не были.Своего развития в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 — 2010 гг.  цели также не получили. Новым целям, указанным в Программе «Жилище» на 2002 — 2010 гг., свойственны все вышеперечисленные проблемы и недостатки. По мнению экспертов, в настоящее время следовало бы направить усилия на совершенствование финансового механизма, создание конкурентной среды и демонополизации, совершенствование системы управления, принципов тарифообразования, повышения материальной заинтересованности у работников данной сферы

В этой связи предлагается следующая формулировка дополнительных целей в Программу «Жилище» на 2002 — 2010 гг.

: разработка и реализация государственной политики в сфере ЖКХ; совершенствование системы управления; совершенствование финансового механизма; создание конкурентной среды и демонополизации; внедрение ресурсосберегающих технологий; снижение издержек производителей на жилищно-коммунальные услуги; проведение аудита и экспертиз тарифов; создание механизма формирования тарифов; повышение материальной заинтересованности у работников данной сферы; комплексное осуществление реформ в сфере ЖКХ.

Итак, юристы нашего центра (адвокаты Москвы, Московской области) предлагают своим клиентам следующие услуги:

— консультирование устное, письменное, письменные заключения (консультация юристов в офисе, адвокат с выездом к клиенту, юрист on — line.

бесплатные вопросы юристу на сайте, в форуме);— юридическая консультация (VIP) , в том числе VIP бесплатная юридическая консультация на сайте и непосредственно по электронной почте постоянным клиентам и новым клиентам, пришедшим по рекомендации;— проверка документов, договоров, исковых заявлений, жалоб по всем юридическим вопросам, связанных с недвижимостью, строительством, по спорам юридических лиц;— составление адвокатом, профессиональным юристом документов, договоров, исковых иных заявлений, жалоб;

— полное сопровождение сделки, включая страхование рисков, оценки имущества, убытков, защита прав граждан при заключении договоров по приобретению имущества (в т.ч. недвижимости);

— представление адвокатом интересов в судах всех инстанций;

— юрисконсультант по обслуживанию юридических лиц (предприятий, организаций). разовые юридические консультации, постоянное юридическое обслуживание;

— другие юридические услуги по жилищному праву, жилищным спорам, гражданским делам, хозяйственным, налоговым спорам.

Информация, находящаяся на данной странице сайта: www.juristMoscow.ru, является собственностью владельцев сайта. Все права на данную информацию защищены законом.

Любое копирование информации возможно только со ссылкой на такую страницу сайта.

В случае нарушения настоящих правил копирование информации, нарушитель будет применять санкции уголовного и гражданского преследования

Источник: http://portal-law.ru/o-tselyah-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector